Притворная святость
С каждым говори на его языке
На карте европейского футбола Украина уже не та малоприметная страна, какой была в первое десятилетие своей независимости.
Летом 1993 года наша национальная сборная явилась в Загреб для проведения товарищеских матчей и с треском проиграла не только сборной Хорватии, но и в Сплите местному клубу. Юная свобода страны еще нуждалась в вооруженной защите, стена гостиницы на морском берегу, где нас разместили, зияла сквозной раной от артиллерийского снаряда, края пробоины свежо издавали запах роковой сшибки металла с кирпичной кладкой. Народ воевал, но всем было дело до футбола. И в Загребе, и в Сплите стадионы ломились от зрителей, газеты посвящали полосы дружескому визиту футболистов Украины. И мы проиграли, да так, словно это у нас нарушена мирная жизнь. Ничего не изменили в соотношении сил и последовавшие затем официальные посещения Хорватии нашей национальной командой.
И вот стадион в Загребе наконец-то расколдован сборной Украины. Можно взвешивать на чашах мнений, сильнее или слабее своих предшественниц нынешняя хорватская дружина, была ли она в своем лучшем состоянии минувшей субботой и кого больше утомил недавно финишировавший сезон для клубов — наших или хорватских сборников. Любое утверждение не развеет очевидного эффекта: в прямоугольнике футбольного поля противоборствовали команды паритетных достоинств. От прошлых впечатлений, будто в составе сборной Хорватии больше футболистов международного класса, не осталось и следа.
Да, мы приобрели вес в международном футболе быстрее, чем ожидалось. Причем, заметьте, не благодаря, а вопреки всему тому, что происходит в отечественных экономике и культуре, во внутренней и внешней политике государства, перехваченного у судьбы худшими из лавочников. Мучительно трудно давалось умение выживать в условиях самоустраненности державы от всего, что связано с футболом; к такой совершенно новой для них ситуации не привыкалось футбольным функционерам, тренерам, игрокам, которых советский футбол научил не вникать, откуда берутся стадионы, мячи, зарплаты. Только с наступлением двадцать первого века у национальной футбольной федерации появилась возможность применять современные технологии снаряжения и подготовки сборных команд всех возрастов. Это стратегическая забота, порожденная обстоятельствами. В государстве непуганых коррупционеров бесполезно ратовать за расширение материально-технической базы для футбольной массовки или создание сети футбольных школ. Есть только один путь обращения в футбольную веру населения и вождей — создавать команды, конкурентоспособные на международной арене.
Так возникли наши призеры европейских соревнований для юношеских и молодежных сборных, сборная Блохина, прорвавшаяся в мировой финал. Несомненно, это она раскрепостила мысли о возможности резонансных успехов и на клубном уровне, что додало уверенности донецкому «Шахтеру» Рината Ахметова и Мирчи Луческу в его походе за Кубком УЕФА.
Приходится акцентировать внимание на том, что вся деятельность национальной федерации — от накопления валютных средств, необходимых для содержания мощного хозяйства, вовлеченного в полномасштабные операции на всех фронтах международного футбольного соперничества, и до вооружения новейшими методиками тестирования, подготовки, медико-биологического и информационного обеспечения сборных команд — все это путь одиночки.
В самой федерации я не встречал людей, которых смущала бы эта ситуация. Жизнь пошла такая, что рассчитывать на чью-то помощь не приходится. А моральное участие, обыкновенное душевное тепло? Мне представляется странным, почему в довольно плотном окружении футбола, среди которого немало интеллигентов, не находится аналитиков, которым захотелось бы исследовать природу воинственных наскоков на Федерацию футбола Украины со стороны тех, кому футбол подарил шанс вырваться из болота беспросветно малопочтенной жизни.
Имеется в виду реакция граждан, состоящих при местной власти, на скепсис представителей УЕФА относительно возможности проводить игры чемпионата Европы 2012 года в Днепропетровске и Одессе. Один из этих славных городов предложено закрыть для посещения руководящими лицами национальной федерации, а синклет предводителей другого полиса объявил о желании поискать управу на УЕФА в судебной инстанции того же самого Европейского футбольного союза. Эти анекдотичные меры сопровождаются размещением в сетях Интернет грязнейших домыслов о роли национальной федерации в распределении квот на прием Евро-2012.
Между тем, картина прозрачна, как рентгеновский снимок: руководство мэрий означенных городов не в состоянии предъявить проверяющим из УЕФА промежуточных результатов своей подготовки к приему Евро-2012. Причем среди игнорируемых обязательств имеются и такие, выполнение которых требует немалых времени и сил. Например, в одном из городов территории, прилегающие к аэропорту, и даже сами аэродромные объекты вполне по-нашенски раздерибанены несколькими организациями. Европейский футбольный союз заявил с самого начала, что считает такое положение невозможным в свете принятия участников и гостей европейского чемпионата. Но у властей не поднимается рука исправить положение.
Когда имеешь дело с такой публикой, как полпреды УЕФА, лучше забыть на время свои нравы, отточенные в войне за собственность Украинской Советской Социалистической республики. Эти европейцы основательно отвыкли от мародерства выборной власти и не находят для себя приемлемых объяснений нарушениям договоренностей со стороны городской общины. Если мэрия не держит слова, им и в голову не придет, что это может быть не бессилием, а бесправием; они просто расторгают договор.
Но разве таким образом отделаться от наших власть имущих? Замаранные во всех грехах, они только и ищут что-нибудь отдаленно напоминающее повод, чтобы нацепить на себя рубище униженных и оскорбленных. Власть возвеличивает великих. А человечку полусвета нужна маска праведного гнева, чтобы оправдать свое пребывание на моральной высоте спасителя отечества.
Валерий МИРСКИЙ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр отметил Мозеса Итауму
Голы у гостей забили Томаш Соучек и Аарон Ван-Биссака