Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
1172
2

Отфутболенное поколение

Война для «неотработанного материала»

Отфутболенное поколение

Каждый великий тренер должен уметь резать по живому. Об этом хорошо знает наставник золотой сборной Испании-2008 Луис Арагонес, отказавшийся от услуг культового на своей родине Рауля, А в куда более отдаленном прошлом этими небесполезными навыками в совершенстве владели и другие специалисты. Например, Сезар Луис Менотти, исключивший из состава сборной Аргентины-1978 юного и жутко талантливого Диего Марадону. Решение это вызвало дикий резонанс, но в одинаковой степени пошло на пользу как тренеру, чья сборная выиграла домашний чемпионат мира, так и самому футболисту, приведшему свою страну к повторному успеху восемь лет спустя. Принимая столь экзальтированные решения, Арагонес и Менотти рисковали карьерой, репутацией, а может быть, с учетом горячей крови соотечественников, даже и жизнью. Но прежде чем отрезать дорогущую «вырезку», каждый из них успел семь раз отмерить, а потому твердо знал, что делает. И главное - зачем.

Экс-наставника «Спартака» и сборной России Олега Романцева, по его собственному признанию, резать по живому научил великий Анатолий Тарасов. Тактичный и застенчивый Олег Иванович, не переносивший повышения тона со стороны тренеров еще в годы своей игровой карьеры, быстро овладел непривычными ранее колюще-режущими навыками, последовательно избавившись от целого ряда символов клуба, таких как Валерий Кечинов и Андрей Тихонов. Более того, пустил их в свободную продажу с неприглядным ярлычком «отработанный материал». Словосочетание это, несмотря на всю свою приземленность, внезапно стало крылатым.

Журналисты отдела футбола «СЭ» решили, что в Украине выросло целое поколение игроков, заслуживающих определения «неотработанный материал». Футболистов, которых перемололи жернова порочной системы, чье название в современном словаре спорта номер один начинается с первой буквы родного алфавита.
Принадлежащее благородному латинскому языку словечко «arenda» - основанное на договоре платное владение и пользование имуществом в течение определенного срока - неизменно присутствует в схожих по смыслу однокоренных терминах английского (rent), испанского (arriendo), польского (arenda) и других, более знакомых нам славянских языков. Не менее прочно укоренилось оно и в сознании футбольных функционеров нашего времени.

Первопричина арендных соглашений - дикое и неуемное стремление суперклубов местного разлива скупить подешевле всех мало-мальски талантливых отечественных исполнителей. Иными словами, выстрелить картечью по двум зайцам сразу. Первый зайчик олицетворяет подготовку к ужестечению лимита на легионеров. Второй - очередной удар по конкурентам. Превращение кадрового рынка в выжженную тобой же землю. Когда со временем какая-то часть залежалого и неприжившегося «товарчика» скапливается на полочке, тренеры и руководители наших суперклубов вспоминают о латинском слове «arenda». И хотя старая добрая латынь нынче считается языком мертвым, в биологии и медицине пользуется большим спросом. А у футбольной аренды с двумя этими науками есть свои общие границы - естественный отбор и психологические расстройства. Первый мешает арендованным игрокам показать себя во всей красе в купившем их суперклубе, вторые - являются следствиями первого.

Началось это все далеко не вчера. Давший недавно пространное и весьма откровенное интервью для «СЭ» Юрий Калитвин-цев признался, что самым талантливым из нераскрывшихся игроков он считает выступавшего в его «Закарпатье» на правах аренды Сергея Богатырева. Между тем, в футбол этот совсем не пожилой еще по сегодняшним меркам игрок уже не играет и громкого имени себе не сделал. Не менее способный Геннадий Щекотилин, открытый Леонидом Буряком и подписавший синхронно с Богатыревым контракт с «Динамо» сроком на пять лет по инициативе самого Лобановского (!), впоследствии «прожег лучшие годы карьеры» в столичном ЦСКА, «Кривбассе» и «Закарпатье». Еще дальше пошел Юрий Целых: фактурный форвард сменил восемь клубов высшей лиги, большая часть которых брала его во временное пользование у того же «Динамо». Список таких вот затасканных по арендам игроков мог бы занять большую часть этого материала. Кто помнит о купленных когда-то с помпой «Шахтером» игроках «Борисфена» Олеге Карамушке, Максиме Трусевиче и Андрее Деркаче? А где сейчас произведший сильное впечатление в позапрошлом сезоне Владимир Приемов? Что ожидает в будущем отправившегося в «Нефтчи» Олега Герасимюка или, к примеру, проведшего вторую часть прошлого сезона в первой лиге Константина Ярошенко? Кто даст гарантию, что их могущественные работодатели не поступят в своем привычном стиле? Не решат купить и продать, поматросить и бросить, отфутболить и уволить?

Пережившие ужасы войны легендарные писатели - экзистенциалист Жан-Поль Сартр, пацифист Эрих-Мария Ремарк и реалист Эрнест Хемингуэй - называли себя и своих ровесников не иначе, как «потерянным поколением». В мирное время их литературные герои то и дело просыпались в холодном поту, мечтая вернуться живыми из фантасмагорического ночного боя. Герои этого материала - парни из когорты «неотработанного материала» тоже прошли свою войну, и каждый раз проводят одну за другой свои лучшие игры только в цветных футбольных снах. Радовать нас своим мастерством в этом, безумном и жестоком реальном мире пока получается далеко не всегда.


Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.