Александр Горяинов – олицетворение надежности
Интервью с голкипером Кривбасса Александром Горяиновым
За неполные 14 лет (вдуматься только – ведь Александру летом будущего года стукнет только «тридцатник») игровой карьеры он своей игрой доставлял удовольствие поклонникам таких команд, как «Металлист» и столичный ЦСКА, а вот теперь радует всех неравнодушных к «Кривбассу».
Его отличительной чертой и на поле, и за его пределами всегда была, есть и (можем надеяться) будет игровая порядочность, которая удачно сочетается с надежностью. Он редко действует в «рамке» эффектно. Его «козырь» - надежность. В Украине можно найти не один десяток (!!!) все еще действующих защитников, которые могут без ложной скромности заявить, что, когда они выходили (или выходят) на поле с Горяиновым, то за свои ворота всегда были спокойны. Он не подводил.
Как у любого нормального (в хорошем смысле этого слова) вратаря, в карьере Александра Горяинова, увы, можно найти и черные полосы. Одна из них приходится на весну 2003 года, когда он выступал за «Металлист». Харьковчане тогда не блистали, что в итоге вылилось в понижение команды в классе, да и Горяинов периодически допускал ошибки. Иногда они оказывались роковыми. Когда уже стало ясно, что «Металлист» сезон-2003/2004 точно проведет в первой лиге, у Александра завершился контракт с харьковчанами. Найти общий язык с новым руководством клуба по поводу продления отношений он не сумел и был вынужден из родного города перебраться в Кривой Рог. 3 октября (чуть более недели назад) состоялось его возвращение в родные пенаты. Правда, уже голкипером соперников слобожан. Что из этого вышло, известно: «Кривбасс» одержал минимальную победу 1:0, а Горяинов сохранил свои ворота в неприкосновенности, хотя хозяева поля угрожали им почти два десятка раз. Однако встреча с малой родиной для голкипера была несколько омрачена реакцией трибун, которые своего экс-кумира встретили недоброжелательными выкриками.
- Саша, наверное, отправляясь в родной Харьков, ты ожидал совершенно иного приема от местных болельщиков?
- В принципе, да. Хотя я, конечно же, понимал, что могу подвергнуться обструкции. В Харькове болельщик - очень своеобразный. Своих игроков он любит и готов боготворить, а чужих – усердно «уничтожает». И то, что ранее ты мог выходить на поле в футболке «Металлиста», не играет никакой роли. Ты не родной. И все тут. Нечто подобное в свое время пришлось пережить и еще одному экс-игроку харьковчан Андрею Кирлику, который приезжал в Харьков, уже будучи футболистом столичного ЦСКА. Его тоже «обработали» по полной программе. Так что не я первый, не я последний.
- Болельщики своим поведением тебя от прямых обязанностей на поле сильно отвлекали?
- Нет. Во время игры на трибуны внимания старался не обращать. Был сосредоточен полностью на футболе.
- Судя по результату, сохранить хладнокровие тебе удалось, но пришлось очень трудно.
- А легкой игры мы и не ожидали. Я же настраивался на встречу, как на рядовой поединок чемпионата. Если бы стал себя накручивать, то точно бы «перегорел».
- Саша, предлагаю теперь вернуться лет на 16-18 назад. Как вообще так произошло, что ты и футбол стали неразлучны?
- Я учился в обычной общеобразовательной школе Харькова и однажды попал на какие-то соревнования на «Металлисте». Проходили они за восточной трибуной стадиона и ничем особенным не отличались: бег и прыжки. После них ко мне подошел тренер по легкой атлетике и пригласил к себе в секцию. Понятное дело, я согласился, так как мне было абсолютно все равно, чем заниматься. В назначенный день я пришел на тренировку… и попал на футбол.
- ?!
- Не удивляйся. Скорее всего, я напутал что-то и вместо легкоатлетической секции оказался в одной из групп школы «Металлиста», которая тренировалась на запасном поле стадиона. Как видишь, в футбол я попал случайно, но надолго.
- Новичка приняли нормально?
- Все прошло как нельзя лучше. Тренировал нас Валерий Павлович Богданов. В том, что я остался в футболе больше чем на одну тренировку и смог вырасти в настоящего игрока, его большая заслуга.
- Место в воротах для тебя определил тренер?
- Ничего подобного. Туда ставили тех, кто повыше и помощней. Я же был маленьким, едва ли не самым маленьким в команде. Поначалу играл в защите. Кажется, на фланге. Но позднее из-за проблем с вратарями и их нестабильной, неуверенной игры, что меня постоянно раздражало, я по собственной воле стал в «рамку».
- Не хотел потом вернуться в поле?
- Поначалу нет. Но лет в 15-17, когда мое имя уже стало появляться в заявке харьковского «Олимпика», выступавшего в переходной лиге украинского чемпионата, такой порыв был, но быстро прошел.
- Саша, что было дальше, после начальных занятий у Богданова?
- В пятом классе меня пригласили в спецкласс, где футбол был, по сути, на первом месте. Мама не давала согласия на мой переход, но я настоял. Затем после школы я оказался в училище физкультуры, где начал выступать за «Олимпик» у Николая Кольцова.
- А как же «Металлист»?
- Формально я принадлежал главной команде города, а вот играл за училище. Практика распространенная, ведь мне было только семнадцать, и нужно было играть. Тем более, что довольно часто мне приходилось тренироваться с основной командой.
- Судьба «Олимпика» оказалась трагичной. По непонятным причинам этот самобытный коллектив, настоящая кузница талантов, исчез с футбольной карты страны. Насколько полезным для тебя стал период выступлений в этой команде?
- Даром он не пропал, и ничего бесследно не прошло. Тогда в переходной лиге амбициозный «Олимпик» многим мешал. Поэтому «объективное» судейство, безжалостное и в чем-то высокомерное отношение соперников многих из нас закалили и стали толчком к самоутверждению. Лишь единицы из той когорты «завязали» с футболом, а остальные выросли в неплохих игроков. Взять хотя бы Пушкуцу, Прудиуса, Савченко. Еще десятка полтора футболистов выступают в России на уровне первой-второй лиг. Жаль, что почти все ребята оказались невостребованными в Харькове.
- После «Олимпика» ты наконец-таки попал в первую команду «Металлиста». Кто стал инициатором возвращения?
- Таковых не было. Я принадлежал главной команде, и тренерский штаб меня просто вернул. Наставником харьковчан тогда был Александр Довбий. Возможно, он и стал инициатором приглашения.
- С «Металлистом» ты покинул высшую лигу и год играл в первой. После этого перешел в киевский ЦСКА. Причины переезда в столицу кроются в самом названии твоей следующей команды?
- Не совсем. Просто «ЦСКА-Борисфен» играл в высшей лиге, и хотелось в новом коллективе выступить на более высоком уровне, чем в «Металлисте». Вот и все. Армейскую службу «сделали» попутно.
- Однако ни в ЦСКА, ни даже в ЦСКА-2, куда тебя довольно часто «ссылали», своим ты не стал. Почему?
- Тогда об этом как-то не задумывался. Лишь позднее стало ясно, что в Киев я приехал не сам по себе, а как бы в нагрузку к Сергею Селезневу, который тоже пришел из «Металлиста», и всерьез на меня никто не рассчитывал. В команде я вроде бы был, но в то же время меня там не было. Какое-то подвешенное состояние.
- То есть можно сказать, что два года, проведенные в армейской обстановке, ты считаешь безвозвратно потерянными?
- Так говорить нельзя. Все-таки ЦСКА мне что-то дал, однако не то, на что я рассчитывал. Я бы сказал так: годы службы можно было провести и более плодотворно.
- Твое возвращение в Харьков после «дембеля» планировалось заранее или оно произошло по другим причинам?
- Точно не помню. Тогда «Металлист» под руководством Михаила Фоменко начал подниматься из низов первой лиги. Команда приехала в Киев играть с «Динамо-2». После матча Михаил Иванович, знавший меня по работе с киевлянами, сказал, чтобы я подъехал в гостиницу «Спорт» для разговора с тогдашним президентом клуба Валерием Михайловичем Бугаем. Что я и сделал. От президента поступило предложение вернуться.
- Препятствий к переходу из ЦСКА не чинили? Скажем, не хотели ли тебя продать в другую команду?
- Нет. Армейцев уже принял Сергей Морозов, и во время индивидуальных бесед-знакомств с игроками тренер сказал, что рассчитывает на меня. Однако я сообщил ему, что себя в ЦСКА не вижу и перехожу в «Металлист». Морозова эта новость, похоже, не расстроила.
- Возврат в «Металлист» был связан исключительно с возвращением домой?
- Не только. После Киева мне хотелось просто играть. А раз появился шанс делать это в родном городе, в команде, которая планировала достичь определенных высот, то искать что-то иное было неразумно.
- Сейчас об этом не жалеешь?
- Нет, все, что ни делается - к лучшему.
- Вратарем ты стал по собственному желанию. А кто твой кумир?
- Кумир у меня был и остается один - Юрий Петрович Сивуха. К сожалению, вместе с этим выдающимся голкипером поиграть не довелось, да и все тонкости его игры в памяти не отложились. Однако четко помню его разминки перед матчами. Он приходил с двумя парами огромных, как тогда казалось, перчаток, и мы - мальчишки, подававшие мячи, - «отдыхавшую» пару у него всегда выпрашивали. Сивуха никогда не отказывал. После этого я заснуть не мог: мечтал о таких же и о такой же предыгровой разминке в основе «Металлиста».
- Саша, летом прошлого года тебе пришлось покинуть «Металлист». Знаю, что на такие темы говорить не любишь, но все-таки: почему пришлось уйти?
- Так ведь контракт с «Металлистом» закончился, а по новому соглашению договориться не удалось. Поэтому пришлось искать другую команду, которой оказался «Кривбасс». Обычная ситуация, которая в футболе встречается довольно часто.
- Но у тебя она не совсем простая. Все-таки ты покинул родной город.
- Это действительно так. Конечно, уходить очень не хотелось, но что-либо изменить я уже не мог.
- К слову, и в «Кривбассе» ты мог не задержаться. Зимой тебя настойчиво хотели видеть в днепропетровском «Днепре». Почему не удалось перейти в команду Евгения Кучеревского?
- В «Днепр» меня хотели отдать в аренду. Однако с новыми партнерами удалось поработать только неделю, после чего руководство «Кривбасса» решило, что в данный момент я нужнее именно в Кривом Роге. Очень рад, что мне в итоге удалось оправдать доверие.
Досье «ГОЛа!»
Александр Горяинов
Родился 29 июня 1975 года в Харькове. Вратарь. Воспитанник СДЮШОР «Металлист». Первый тренер - Валерий Богданов.
Выступал в командах: «Олимпик» Харьков (1992-1993), «Металлист» Харьков (1993-1995, 1997-2003), ЦСКА Киев (1995-1997), «Кривбасс» Кривой Рог (с лета 2003 года).
Алексей Солошенко, всеукраинская газета «ГОЛ!»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
27 ноября леверкузенская команда одолела РБ Зальцбург 5:0, Артем вышел на 73-й минуте
Наставник ФСК Мариуполь прокомментировал финансовые трудности команды