Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
665
0

МАКАРЕНКО: «Есть к чему стремиться»

Интервью с 19-летним форвардом немецкого «Аугсбурга», недавно дебютировавшим в молодежной сборной Украины

Минувшей осенью список украинских футболистов, выступающих за рубежом, неожиданно пополнился новым именем Антон Макаренко. Об этом талантливом 19-летнем харьковчанине, эмигрировавшем вместе с родителями в Германию летом 2000-го, никогда не слышали не только болельщики, но и специалисты. Признаюсь, новость о подписании юным украинцем профессионального контракта с «Аугсбургом» застала врасплох, а последовавший вскоре дебют на довольно серьезном уровне второй бундеслиги лишь усилил всеобщее любопытство. Вызов в украинскую молодежку стал логичным продолжением «истории» Макаренко. Да и могло ли быть иначе - много ли наших футболистов играют за границей, в чемпионатах серьезных футбольных стран?

Итак, кто же он - Антон Макаренко? Откуда такой взялся? Корреспондент «СЭ» при поддержке пресс-службы ФК «Аугсбург» решил выяснить этот вопрос. Итогом этой попытки стал интересный двухчасовой разговор. Мой собеседник произвел впечатление хорошо воспитанного, эрудированного, интеллигентного молодого человека. Знающего, чего он хочет, и, что немаловажно - планомерно идущего к своей цели. Уехав из Украины почти восемь лет назад, по сути, ребенком, Антон помнит свои истоки, прекрасно говорит по-русски, понимает украинский. Став европейцем, он уже давно не был на родине. И, вместе с тем, остался нашим. Своим. Украинцем. В самом лучшем смысле этого слова.

ПЕРЕХОДИТЬ В «МЕТАЛЛИСТ» В ДЕТСТВЕ НЕ СОБИРАЛСЯ

- Антон, расскажите, как вы пришли в футбол? Где занимались в Харькове?

- Учился тогда в первом классе, и однажды к нам на урок физкультуры заглянул человек, ставший впоследствии моим первым тренером. В группе у Николая Тропчанинова, в ДЮСШ-1, занимался четыре года. Выступали на первенстве города. Помню, достойным соперником была еще одна очень хорошая команда из ДЮСШ-13. Переходить в школу «Металлиста» никогда не собирался, с ними мы всегда шли, как минимум, на одном уровне.

- Выделялись среди сверстников?
- Наверное, да. Сразу стал нападающим, и забивал в этом возрасте довольно много. Был капитаном, или вице-капитаном команды - уже точно не помню.

- В каких условиях проходили тренировки?

- Собственного поля у нас тогда не было. Чтобы было, где тренироваться, Николаю Михайловичу постоянно приходилось договариваться об аренде площадки, а зимой снимали зал.

- Юных футболистов учат азам футбола - что вам запомнилось из уроков Тропчанинова?
- Тактике как таковой нас, 7-11-летних, по-моему, еще не учили. Но тренер все время разбирал с нами различные игровые ситуации. Мне, нападающему, постоянно объяснял, что нужно стараться как можно быстрее нанести удар по воротам - упор делался именно на этот тезис. Отрабатывали рывки, развивали скоростные качесва... Каждый из нас мечтал стагь когда-нибудь профессиональным футболистом. И Тропчанинов, со своей стороны, тоже стремился нас к этому подготовить.
Поначалу, после отъезда в Германию мы с тренером перезванивались, но в последние года три связь прервалась. У Николая Михайловича нет домашнего телефона, приходилось «набирать» соседей - это стало дополнительной преградой. Я уже года четыре не был в Украине. К большому сожалению, контакт потерялся...

КВАРТИРУ В МЮНХЕНЕ «БАВАРИЯ» НЕ ПРЕДЛАГАЛА

 - Когда ваша семья переехала в Германию? Сразу поселились в Нюрнберге?

-Нет, до Нюрнберге было еще далеко. В июле 2000 года нас «распределили» в Зульцбах-Розенберг - маленький городок с 20-тысячным населением, расположенный примерно в 60 км от Нюрнберга. Восемь месяцев мы с родителями жили в общежитии вместе с другими переселенцами из стран бывшего СССР - России, Казахстана, Украины. Изучали язык. Пошел в школу, немецкий освоил быстро. Мне только-только исполнилось 12...

- Зульцбах-Розенберг - как романтично! Наверное, о футболе вам на эти восемь месяцев пришлось забыть...
- Нет, почему же? Германия - страна футбольная. Представьте, играл за зульцбах-розенбергскую команду. Правда, попал туда, скорее, случайно. Мы с папой каждый день по утрам тренировались, бегали, занимались на близлежащем футбольном поле. Как-то мимо проезжал тренер местного клуба, по фамилии Масфон. Посмотрел, подошел, и пригласил в команду. Впоследсвии он был очень рад, что я играл там. По-моему, мы даже смогли подняться на одну лигу выше. Но нужно было принимать решение о переходе в серьезный клуб. Зульцбах-Розенберг - это был просто не мой уровень.
Мы были «приписаны» к Баварии, поэтому рассматривали варианты продолжения моей футбольной карьеры в этой федеральной земле. Герр Масфон очень помог, организовав мне «смотрины», сначала - в «Нюрнберге», после - в Мюнхене. Пробная тренировка в моем будущем клубе прошла удачно, сразу сказали, мол, приходи, мы тебя берем. Но до начала нового сезона еще было время, поэтому решили съездить еще и в «Баварию». Тренировался с ребятами, которые были на год старше...

- Кого-нибудь из звезд «Баварии» «живьем» видели?
- Скорее, нет. Лам, Швайнштайгер - 84-85 гг. рождения, а я был в группе с 87-м годом. Единтвенный, кого я запомнил, был нападающий Вагнер. Такой длинный, худой.
Тогда был неуклюжим, но сейчас очень изменился. В основном играет за «дубль» «Баварии», но уже провел несколько матчей в «основе» - и в бундеслиге, и в Кубке УЕФА, когда был травмирован кто-то из пары звездных форвардов Клозе - Тони...
В «Баварии» тоже обещали взять в команду. Но все места в интернате были заняты, пришлось бы всей семьей переезжать в Мюнхен. Такой возможности не было - это очень дорогой город. Только за съем квартиры пришлось бы платить в 2-3 раза больше. Поэтому приняли решение в пользу Нюрнберга. Переехали туда всей семьей. Хотя «Бавария» обещала наблюдать за мной, приглашать на тренировки - время терять не хотелось...

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

- В «Нюрнберге» вы отыграли пять лет...

- Прошел все ступени юношеского футбола:  С-Югенд, В-Югенд, А-Югенд. В каждой из    возрастных категорий имелось две команды «соседних» годов рождения. Только один сезон играл за свой 88-й, все остальное время - за старших. Правда, там мне, скорее отводили роль атакующего полузащитника, в нападении играл редко.

- Тем не менее, продолжали «клепать» голы?

- Забивал уже не так много, как в Харькове. В детстве, бывало, удавалось отличиться по несколько раз за матч. Поначалу в Германии голов было тоже немало, но со временем их стало меньше. Мы выступали в «южной» зоне чемпионата бундеслиги для нашего возраста, считавшейся самой сильной в стране. «Бавария», «Штуттгарт», «Фрайбург», «Мюнхен-1860» - соперники были очень серьезные. Когда играл полгода в нападении, по-моему, забил в 12 играх 7 мячей, потом травмировался. А будучи полузащитником, забивал редко. Да и «Нюрнберг» в этом турнире выступал скромно. Скорее, боролся за то, чтобы удержаться в лиге (из 12 команд «вылетали» три). К двум первым местам, дававшим право на участие в общегерманском финале, мы никогда не подбирались.

- Чем отличались занятия футболом в «Нюрнберге» от ДЮСШ в Харькове?
- Реально почувствовал разницу лет в 15-16 - это уже был переход от детского к мужскому футболу. Тренировки шли на уровне, близком к профессиональному, занимались четыре, а то и пять раз в неделю. Появились тактические тренировки, где нам объясняли, как вести себя на поле, как действовать на определенных позициях. Уезжал из Харькова, когда мне было 11 - в том возрасте ничего подобного у нас, конечно, еще не было. Но и в «Нюрнберге» на начальной стадии теории уделяли не так много времени, старались, чтобы дети получали удовольствие от игры.
Конечно, поражал уровень технического обеспечения. На каждый сезон выделялись новые адидасовские мячи. Да что мячи, у нас даже была своя база - 11 полей для юношеских команд. Вспоминаю Харьков, как иногда приходилось тренироваться на асфальте. Бывало, после занятий негде было принять душ - переодевались, и просто ехали домой на трамвае. А тут - совсем другие условия. Даже в глубокой провинции все было на высоком уровне - что уж говорить о «Нюрнберге».

- Насколько я знаю, за все эти прекрасные условия для занятий детским футболом родителям платить практически не приходится..
- Да, сумма чисто символическая. Нужно заплатить только взнос за членство в клубе - порядка 30 евро в год. И все. Форма, поля для детей - все это обеспечивается клубом. Любым, будь то деревенский Зульцбах-Розенберг или мюнхенская «Бавария». В Харькове мы тоже официально за занятия не платили. Но, помню, собирали деньги на покупку мячей. А иногда тренер просто просил - у кого дома есть мячи, приносите с собой...

 «НЮРНБЕРГ» НА СВОЮ МОЛОДЕЖЬ СТАВКУ НЕ ДЕЛАЕТ

- Тренеры, руководство главной команды «Нюрнберга» на ваши тренировки иногда заглядывали?

- Матчи старших юношей периодически просматривали главный тренер, тогда «Нюрнберг» возглавлял Вольфганг Вольф, или его ассистенты. Но чтобы кого-то заметили, пригласили в главную команду, нужно было очень сильно выделяться на том уровне. Как-то возникла идея раз в месяц проводить матч между игроками, относящимися к первой команде, но редко попадающими в заявку, и лучшими футболистами дубля и юношеских команд. Меня вызвали на ту игру. Но состоялась она в итоге только один раз, продолжения эксперимента не последовало. Президента клуба мы тоже практически не видели.

- С нападающим «Нюрнберга» и сборной России Иваном Саенко знакомы?
- Саенко пришел в команду, когда я уже играл мой последний год в А-Югенд. Но тренировки профессионалов обычно проводили в другое время, так что мы как-то не пересекались. Имелась возможность прийти понаблюдать за тренировками главной команды «Нюрнберга», но контактов с игроками у нас, скорее, не было.

- Матчи «Нюрнберга» в бундеслиге посещали? Подавать мячи во время игр вам доводилось?
- Клуб всегда выделял для нас билеты, так что, выступая в юношеских командах, мы постоянно ходили на матчи «Нюрнберга». В первый год довелось и подавать мячи. Команда тогда играла в бундеслиге («Нюрнберг» уже на протяжении многих лет курсирует между первым и вторым дивизионами, вот и сейчас находится на грани вылета. - Прим. А.Ш.). Конечно, было классно. Атмосфера бундеслиги ни с чем не сравнится, во второй все-таки не то. И стадионы - поменьше, старее, и зрителей приходит не так много, и уровень, конечно, немного другой. И тогда, подавая мячи, и сейчас очень хочется когда-нибудь сыграть в высшем эшелоне немецкого футбола.

- Была ли такая перспектива? Может ли игрок, воспитанник «Нюрнберга» рассчитывать на попадание в профессиоиальню команду?
- Насколько я знаю, такое случается  редко.  Знаю нескольких игроков из дубля «Нюрнберга», подписавших профессиональные контракты. Но тогда как раз собирались ввести правило о том, что в заявку каждого клуба бундеслиги обязательно должно быть внесено определенное количество футболистов-воспитанников клуба.
Насколько мне известно, те ребята до сих пор выступают за вторую команду без особых шансов на выдвижение в главную, а один уже успел покинуть клуб.

В ДУБЛЕ «АУГСБУРГА» ЗАБИВАЮ ПОСТОЯННО

- И все-таки «Нюрнберг» - клуб солидный, с большими традициями. Почему вы в конце концов все же решили уйти оттуда?

- Честно говоря, я ушел не сам. Хотя мой любительский контракт действовал еще год, мне дали понять, что в новом сезоне на меня не расчитывают. Видимо, тренеры были не очень довольны моими достижениями, посчитали, что у них в распоряжении есть более перспективные игроки. Может, ожидали от меня большего? В последний год в «Нюрнберге» меня перепробовали, наверное, на всех позициях в полузащите. Очень хотелось в атаку, но у наставников было другое мнение. В итоге забил только два гола. Знаю, что некоторых игроков моего года, выходивших на поле нечасто, в команде оставили. Собирался еще минимум на год остаться и я, а в итоге пришлось искать другой клуб. Но что бы в жизни ни происходило - все к лучшему. Так случилось и на этот раз.

- Как возник вариант с «Аугсбургом»?
- Меня порекомендовали ребята, с которыми был знаком по выступлениям в «Нюрнберге». Взяли даже без пробной тренировки - ее не мог провести из-за травмы. Просто поверили информации, предоставленной моими тренерами и людьми, с которыми мы вместе играли.
Хотя по возрасту мог бы еще выступать за старших юношей, меня сразу взяли в «дубль». Конечно, «Аугсбург»-2 выступает аж в 5-й лиге. Это уже мужской футбол, но уровень там не очень высокий. Забиваю постоянно. В первом сезоне в 30 играх забил 20 голов, в текущем чемпионате... Здесь нас просматривают намного чаще, чем это было в «Нюрнберге», уделяют своей молодежи намного больше внимания. Я забивал, все это видели. Стал ездить с первой командой в тренировочные лагеря, выходил на поле в товарищеских играх. На одном из сборов предложили подписать профессиональный контракт. Недолго думая, принял предложение. Правда, соглашение вступит в силу только со следующего года - когда окончу школу. Просто сейчас не имею возможности постоянно тренироваться с первой командой - утром нужно идти на занятия. Стараюсь как минимум один-два раза в неделю участвовать в тренировках с главной командой «Аугсбурга», когда начало назначают на три часа дня, а в остальные дни работаю с «дублем». Хорошо, что и летние, и зимние предсезонные сборы по срокам совпали со школьными каникулами - смог полноценно готовиться вместе с профессионалами.

- Вскоре после подписания договора состоялся ваш дебют во второй лиге. Такой поворот событий казался  довольно неожиданным...

- Не стал бы связывать эти два события, скорее, просто так совпало. Скорый дебют я и сам не ожидал. Сезон только начался, у «Аугсбурга» на тот момент было много травмированных.игроков атакующего плана. Так и получил свой шанс. Был в запасе в домашней игре с «Фрайбургом», но на замену так и не вышел. А в следующем матче, на выезде, в Падеборне, довольно рано получил повреждение наш форвард, а я был единственным запасным нападающим. Отыграл почти час. Говорят, сыграл неплохо, но имевшиеся возможности так и не реализовал, Было бы лучше, если бы я забил гол.

- Что вы ощущали, впервые выйдя на поле в матче профессиональных команд? Волнение присутствовало?
- На матчах первой и второй бундеслиг мне приходилось бывать не раз, так что атмосфера была знакома  - ничего нового. Но на этот раз мне самому предстоял дебют - конечно, волновался, мандраж был. А когда вышел на поле - все прошло само собой. Так всегда - обо всем забываешь, ни о чем не думаешь, шум болельщиков не слышишь - просто играешь. Стадиончик в Падеборне небольшой, тысяч на 15, трибуны были заполнены где-то на две трети. Ничего особенного, страшно не было. Просто интересно, потому что в первый раз.

- За первым матчем последовали второй, третий...
- Второй стала домашняя игра с «Хоффенхаймом». По ходу встречи мы вели 2:0, потом гости отыгрались. А меня уже новый тренер выпустил на замену за пять минут до конца. В третьем матче играл дольше, ио мы проиграли - 0:3.

БЫЛ ОЧЕНЬ РАД ПРИГЛАШЕНИЮ В МОЛОДЕЖКУ

- Когда на вас впервые обратили внимание тренеры молодежной сборной Украины?

- Первый контакт был в декабре. Звонил Жабченко. Поговорили. Тренер хотел приехать, посмотреть меня в деле. Загвоздка была в том, что я не знал, когда вновь придется сыграть за «основу», к тому же, был травмирован. В итоге Жабченко в Аугсбург так и не приехал. Так что недавняя поездка в Португалию стала моим дебютом в сборной Украины. Был очень рад этому приглашению. С гордостью надел желто-синюю форму.

- Кого нибудь из старых знакомых а «молодежке» не встретили?
- Нет, никого из ребят не знал. Даже двое моих сверстников-харьковчан играли раньше за детскую команду «Металлиста», так что и с ними мы раньше не пересекались. Ничего - познакомились, нашли общий язык и с ребятами, и с представителями штаба сборной. Чувствовал себя в этом коллективе как-то уютно. Домой вернулся с очень хорошими впечатлениями. Было интересно посмотреть, на каком уровне играют мои одногодки, ведь некоторые из них уже выступают в высшей лиге. Хорошие ребята. Даст Бог, буду здоров, думаю, смогу играть в этой команде. Очень интересно было общаться с Мунтяном. О его былых заслугах, о самой богатой коллекции золотых медалей чемпионатов СССР мне много рассказывал папа...

РАБОТАТЬ И РАБОТАТЬ

- Наверное, именно отец привил вам любовь к футболу? Ставили ли ваши родители цель - сделать сына профессиональным футболистом?
- Папа до сих пор играет на любительском уровне. А в детстве как-то играл против команды «Днепра» с Протасовым и Литовченко.
Думаю, цели обязательно сделать из меня футболиста у него не было. Мне самому нравилось заниматься футболом, а папа только поддерживал мое стремление, помогал мне.

- У вас был в детстве пример для подражания, кумир?
- Конечно, очень нравилось, как играет Андрей Шевченко. Плакат с изображением Шевы в форме «Милана» я привез с собой в Германию из Украины, и он до сих пор висит у меня в комнате. Но кумира, как такового, у меня никогда не было. Очень нравился Роналдо. С огромным уважением отношусь к другим выдающимся личностям мирового футбола. Барези, Мальдини, Зидан... Примеров для подражания есть много. Есть к чему стремиться. Очень хочется достичь чего-то самому.

- Антон, чтобы чего-то достичь, вам предстоит работать и работать. Вы к этому морально готовы?
- Тоже самое можно будет сказать и через пять лет. И ближе к концу карьеры - работать и работать. А я - готов. Уже работаю. И буду работать. Это - единственный путь к успеху.



Альберт ШЕВАЛЕНКО, газета «СЭ в Украине»

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.