Леонид АШКЕНАЗИ: «Шевченко не умеет проигрывать»
Сегодня вице-президент ФК «Динамо» (Киев) Леонид Борисович Ашкенази отмечает полувековой юбилей
Его телефон будет в буквальном смысле слова накален от звонков из многих стран мира, а возле рабочего кабинета выстроится очередь из желающих поздравить лично. Имя Леонид Ашкенази вряд ли хорошо известно широкому кругу болельщиков, зато в узких футбольных кругах его знают и уважают. За профессионализм, верность футболу, умение быть всегда рядом и первым прийти на помощь. Накануне своего 50-летия Леонид Борисович ответил на вопросы корреспондента клубного сайта «Динамо».
– Леонид Борисович, как вообще относитесь к столь почтенной дате?
– Возраст человека – это его состояние. Чувствую себя и с физической, и с душевной точки зрения, лет на тридцать. Не более того.
– До прихода в футбольный клуб «Динамо» вы работали тоже в «Динамо», в женской баскетбольной команде. Выходит, ваш «динамовский стаж» насчитывает почти четверть века?
– Я пришел в «Динамо» на должность начальника женской баскетбольной команды, когда она боролась за выживание в чемпионате СССР. А уже на следующий год мы стали чемпионами нашей прежней страны, затем пошли победы в чемпионате Украины. Тренером тогда работал Владимир Иванович Рыжов.
– Сложно было в тот период удерживаться на плаву, да еще при этом и становиться чемпионом, динамовским баскетболисткам?
– Очень сложно, финансирования практически не было. Был лишь энтузиазм и любовь к своему делу. Старались совместными усилиями сделать все, чтобы наши баскетболистки ни в чем не нуждались. Судя по результатам, тогда это получалось. Как говорил, стали чемпионами СССР, а в 1992 года два наших игрока в составе сборной победили на Олимпийских играх в Барселоне. В 1995 году сборная Украины стала чемпионом Европы, это историческое для всего украинского спорта событие! Правда, к этому времени я уже трудился в футбольном клубе.
– Как вы пришли в спорт, почему именно этот путь выбрали в начале неспокойных 90-х?
– Мой отец начиная с послевоенного времени не пропустил ни одного футбола, собрал довольно внушительную коллекцию материалов посвященных «Динамо». Меня начал водить на футбол с пятилетнего возраста. На матчи первой команды, на дубль, на киевскую армейскую команду. С тех пор футбол в моем сердце, я им живу и дышу. Поэтому когда мне поступило предложения от Григория Михайловича и Игоря Михайловича перейти на работу в футбольный клуб, без раздумий согласился.
– Как-то Андрей Шевченко сказал, что считает вас своим другом. Расскажите, в чем феномен этого человека и футболиста?
– Знаком с Андреем с 1993 года, когда он выступал за дублирующий состав «Динамо». Это, без сомнений, профессионал и выдающийся спортсмен. Он знает, чего хочет в жизни, и смело идет к своей цели.
– Тяжело было летом 2009 года провести трансфер Шевченко из «Челси» в «Динамо»?
– Он очень хотел играть в футбол, да еще за родной клуб. Я это понял с первых слов беседы. Нам не пришлось предъявлять аргументы, приводить веские доводы. Хватило факта, что тогдашний тренер «Динамо» Валерий Газзаев хочет видеть его в своей команде.
– Новый «Шевченко» в «Динамо» скоро появится?
– Сложно сказать, Андрей все-таки был великим футболистом. Но надежда есть, молодежь растет. Шевченко от десятков таких же как и он начинающих игроков отличал высокий профессионализм. Все, за что не брался, старался делать лучше всех. По характеру он победитель. Помню, в свободную минутку мы решили сыграть в карты, без всякого интереса. Я партию выиграл, но мне это стоило испорченных с ним отношений. Тоже самое происходит, когда Андрей берет в руки теннисную ракетку. Будет играть до потери сознания, пока счет не станет в его пользу. И так во всем, за что он берется. Человек не умеет проигрывать. Это врожденное качество, приобрести его невозможно.
– Есть фотографии, на которых вы запечатлены с Валерием Лобановским. С «мэтром» было непросто найти общий язык?
– Я бы так не сказал, у нас были достаточно близкие, порой даже теплые отношения. Запомнилось внимание Валерия Васильевича к мелким деталям, которые многие даже не замечают. Для него не было мелочей, в чем я мог убедиться за годы работы. Как-то «Динамо» должно было играть в Кубке Украины с ФК «Львов», команда тогда была на ходу, игроки в форме, иными словами, никаких проблем не предвещалось. Но когда Лобановский узнал, что матч пройдет не на центральном стадионе Львова, да еще на поле не самого лучшего качества, стал категоричным: «Хозяева там каждую кочку знают, мы будем не в равных условиях». Игорю Суркису и мне пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить львовян перенести игру на стадион «Украина».
– К игрокам он был также требователен, как и к организационным моментам?
– Мне Анатолий Демьяненко рассказывал, как встретил его Лобановский после какого-то праздничного мероприятия. «Толя, ты на какой позиции в команде играешь», – спрашивает Валерия Васильевич. Отвечаю тренеру: «Ну, как и всегда, левый защитник». В ответ услышал, что в ближайшем матче я буду играть левого защитника, левого полузащитника и левого нападающие. И нечего, справился». Тот же Владимир Бессонов, только восстановился после травмы и на вопрос «играть сможешь?» без запинки ответил: «Если нога в бутсу войдет, смогу». Но это было другое время, другие люди. Сейчас футбол стал коммерцией. За редким исключением, редко какой легионер становится частью команды, ее душей и олицетворением.
– Одним из направлений вашей деятельности является работа на трансферном рынке. Тяжело классного легионера пригласить в Киев?
– Очень тяжело, особенно если речь идет о действительно игроке высокого уровня. Многие из них рассматривают переход в клуб из Восточной Европы с точки зрения финансовой составляющей, Нередко на первом, втором и третьем местах стоят деньги. За всем этим агенты, лишний раз не упускающие момент подогреть ситуацию. Возможно, кто-то из легионеров поиграв несколько лет действительно станет частью команды. Здесь на начальном этапе важно не ошибиться.
– Наверняка в каждой крупной организации есть открытые для сотрудников руководители, к которым можно обратиться за советом или помощью. Были к вам, скажем так, специфические просьбы от футболистов?
– Бывают такие случаи, чем могу, с удовольствием помогаю. Для меня главное, чтобы ребята смогли всецело сосредоточиться на своей работе, чтобы никакие вопросы не отвлекали их от подготовки к очередному матчу.
– У вас много друзей из совершенно разных областей деятельности, в том числе и из футбола. Как удается находить время для каждого, при этом успевая заниматься таким количеством рабочих вопросов?
– Вот так и живем, приходится расставлять приоритеты. Если мое внимание человеку поможет, ради этого я готов не спать дни и ночи.
– Что для вас значит дружба?
– Семья и друзья – самое святое, что у меня есть в жизни. Стараюсь никого не забывать, начиная от школьных товарищей, с кем вместе шел по жизни.
– День рождения – это больше праздник, или стресс?
– Скорее второе. Я никогда не любил свой день рождения, даже в детстве. Не люблю привлекать к себе внимание. Если вы заметили, никогда не даю интервью, редко попадаю в поле зрения телекамер. Путь лучше за меня говорят дела.
– В жизни вы всего добиваетесь своим трудом и знаниями, пройдя путь от начинающего специалиста до вице-президента самого титулованного клуба страны. Какие планы на будущее?
– Делать все, чтобы команда «Динамо» добивалась больших побед и еще много и много лет радовала нас своей игрой. Сейчас не лучшее время для команды, но я верю, что все будет хорошо. Верить в лучшее – мое кредо в жизни.
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Главный тренер «Реала» выступил против подписания Дани Ольмо
Мадридцы рассчитывают подписать Нико Уильямса
Ты бы меньше думал о принадлежности!
===
это очень плохое качество. И здесь нечем гордиться.
– Он очень хотел играть в футбол, да еще за родной клуб.
===
Оно и видно, какой "родной клуб". Даже уйти по нормальному не смог. Не поблагодарил болельщиков, которые души в нем не чаяли. Променял свое доброе имя на политику, будь она трижды проклята.
Вот как к нему можно относиться? Как футболист - прекрасный, как человек - ... не знаю, но то, что не пример для подражания, так это точно.