Струнный инструмент
Краткий экскурс в историю ракеткостроения + ВИДЕО
Развитие технологий во многом изменило теннис. Новшества в области ракеток и струн кардинально влияют на игру, оставляя за бортом целый игровой стиль и выводя на историческую арену новый тип игроков.
Спортивные технологии постоянно развиваются, и теннис в этом не исключение. Ребята с воображением и коммерческим чутьем всегда будут пытаться предложить новшества, способные кардинально изменить спорт. Задача ITF – административного органа тенниса –регулировать эти креативные идеи так, чтобы они не затронули основы игры.
Технические новинки изменили облик многих видов спорта – какие-то в лучшую сторону, а некоторые и в худшую. Возьмем, например, систему Hawk-Eye. Ввод этой системы компьютерного слежения за мячом для помощи судьям был прекрасно принят как игроками, так и болельщиками. С другой стороны, инновации в сфере ракеток, а точнее – в сфере струн – оказались куда более спорными.
До 1978 года спортсмены могли появиться на корте с чем угодно – в прямом смысле слова. Ходят легенды, что в буйные 40-е первая ракетка мира Бобби Риггс однажды вышел на игру с метлой. Но в 1977 году теннисные власти были вынуждены вступить в игру. Джордж Гован и Эрвин Мюллер начали играть ракетками с инновационной системой двойной натяжки струн, которая позволяла придать мячу куда более сильное вращение, чем обычные ракетки. В мае того года швейцарская федерация тенниса поставила под сомнение легальность использования такой экипировки, но не смогла ничего добиться, потому что не было правил, регулирующих изготовление ракеток. Так что вышеназванные игроки смогли продолжать выступать с сомнительными ракетками и обыгрывать соперников, использующих обычные.
Вот реклама той самой ракетки.
И все же вопрос о запрете ракеток с двумя струнными плоскостями встал, когда Майк Фишбах, на тот момент 200-я ракетка мира, при помощи такой экипировки на US Open обыграл бывшего первого номера Стэна Смита. Критики начали говорить, что новая технология нивелирует природный талант и обесценивает годы тренировок. Она позволяет посредственностям обыгрывать чемпионов. ITF была вынуждена действовать. После нескольких веков свободного развития игры и ее средств, прошедших без особых эксцессов, наконец появился технический стандарт для ракеток.
Любая революционная идея ставит перед ITF основной вопрос – как сбалансировать спортивную составляющую и традиции с инновациями. Спортивная составляющая – это проверка талантов и умений, которые игроки шлифуют не покладая рук. При принятии решений правителям тенниса надо постоянно быть уверенными в том, что инновации не приведут к подмене таланта технологиями.
Традиции важны в любом виде спорта, потому что со временем появляется необходимость в сравнении разных эпох. Любое достижение всегда рассматривается в сравнении с достижениями предшественников, а если сравнение невозможно по причине произошедших в спорте изменений, то достижения становятся бессмысленными. Что касается ракеток, кардинальные изменения начались в 60-х, когда были запатентованы первые металлические каркасы. Несметное количество игроков выбрали первую не деревянную ракетку – Wilson T-2000 – вслед за возглавлявшим рейтинг Джимми Коннорсом. Однако это было только самое начало эволюции ракеток. Металл предоставлял игрокам мощь, но ему не хватало ощущения от контакта с мячом, которое давало дерево. И в середине 70-х производители начали развивать композитные материалы, соединяющие в себе свойства и металла, и дерева. Игроки нарадоваться на них не могли.
А потом Говарду Хеду, игроку клубного уровня, стремящемуся использовать свой конструкторский талант для улучшения собственной игры, пришла в голову идея увеличить размер головки и таким образом расширить чувствительную зону в центре струнной поверхности.
Это значительно облегчило жизнь теннисистам клубного уровня, испытывающим проблемы с попаданием центром ракетки по мячу. Успех «гигантской» ракетки привел к тому, что и другие производители начали экспериментировать с размерами головки. На сегодняшний день ее размер колеблется от сравнительно маленького – площадь головки ракетки Роджера Федерера составляется всего 580 квадратных сантиметров – до достаточно большого – у Рафаэля Надаля 645. И дальше изменения в ракеткостроении продолжались, пока орудия труда теннисистов не стали легкими, но мощными, что позволяет меньшими усилиями добиваться лучших результатов.
В последнее время основной вектор экспериментов в технологии изготовления ракеток вновь сместился с обода на область струн. Если вынести за скобки фурор, произведенный двойными струнами, в этой области дела обстояли сравнительно просто. Большинство профессионалов использовали натуральные материалы, которые при тугой натяжке давали больше контроля над мячом. Более мягкая натяжка позволяла увеличить силу ударов. Чтобы достичь своего знаменитого контроля над мячом, пятикратный победитель «Уимблдона» Бьорн Борг так туго натягивал струны, что они порой лопались, даже когда он не использовал ракетку. На ночь он отдавал все ракетки тренеру – так, если струны лопались, страдал сон тренера, а не его.
Но настоящая революция в области струн уходит корнями в 80-е. Бельгийская инженерная компания, специализирующаяся на изготовлении волокон для космической промышленности, ортопедических и медицинских изделий, решила попробовать свои силы в изготовлении струн для ракеток. Эта компания – Люксилон Индастрис – изменила игру.
«Мы специализируемся на производстве высокотехнологичных моноволокон, – объясняет Нико ван Мальдерен, владелец компании, – В 1984 мы открыли новый материал, который мог быть использован в изготовлении струн. Он обладал характеристиками, которых на тот момент не было у струн. Он уникален – в нем совмещаются очень многие свойства. Он очень прочен и в то же время обладает хорошими игровыми характеристиками – позволяет создавать очень мощные удары, но при этом предоставляет контроль над мячом».
Интересно, что незаконные ракетки 70-х позволяли мячу дольше контактировать со струнами, и это давало игрокам возможность создавать невероятное вращение мяча. Точно так же и нынешние игроки могут натягивать струны более мягко, но при этом сохранять контроль над мячом и придавать ему удивительное вращение.
Роджер Федерер объясняет, как развитие струнных технологий изменило его игру: «Помню, когда я играл в конце 90-х, большинство игроков использовали натуральные материалы и играли в атакующий теннис – serve-and-volley, да и корты тогда были быстрее. Я тоже использовал натуральные струны и натяжку 27 килограмм. Сейчас я комбинирую натуральные струны Wilson и синтетику от Люксилон и натягиваю их на 22 килограмма, а на медленных кортах с тяжелыми мячами вообще на 21».
Мистер Федерер считает, что с внедрением в игру новых струнных технологий роль физических кондиций возросла. «Раньше, на натуральных струнах, можно было просто ударить сильно, а на современных струнах можно ударить сильно, да еще и с невероятным вращением. И это может почти каждый, поэтому за последние 10 лет игра очень сильно изменилась». Символом нового стиля игры является имя мистера Рафаэля Надаля. Он обладает идеальными для этого стиля физическими данными – способен наматывать километры по корту, обрушивая на соперника поток максимально быстрых ударов. Мистер Надаль всю карьеру использовал ракетки и струны нового поколения, и его игровой стиль не просто использует все преимущества новых технологий, но и выводит их на новый уровень. При помощи сверхчувствительной камеры ученые засняли мяч с момента отрыва от ракетки мистера Надаля до момента удара об землю, а потом посчитали количество совершаемых им вращений. Результат получился впечатляющим – 4 900 вращений в минуту. Среднее число составляет умопомрачительные 3 300. Для сравнения, у мистера Федерера это число составляет 2 700, а у бывшей первой ракетки мира Андре Агасси – всего 1 800.
В целом, технологии несут игре пользу. Но спортивным властям надо быть очень бдительными и следить, чтобы положительное влияние было больше, чем разрушительное, и чтобы изменения не затрагивали базовые принципы игры».
Несколько цифр:
1875 год – Изготовлены первые струны из природных волокон
5 милисекунд необходимо ракетке и мячу, чтобы восстановить первоначальную форму после контакта
74 сантиметра – максимальная разрешенная длина ракетки
32 сантиметра – максимальная разрешенная ширина ракетки
Всего 2 цвета официально разрешены ITF для окраски мячей – белый и желтый
800 раз за сезон перетягиваются струны на ракетках Роджера Федерера
Джейсон ГУДОЛЛ, The Wall Street Journal
Юлия НИТКИНА, Sports.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Австралия пробилась в полуфинал турнира, одолев американцев со счетом 2:1
Украинцем интересуются «Манчестер Сити», «Челси» и «Тоттенхэм»