Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
1762
0

ЛЕОНОВ: «После тренировок в Китае еле доползал до кровати»

Бывший игрок «Шахтера» сейчас тренирует третью команду «горняков»

ЛЕОНОВ: «После тренировок в Китае еле доползал до кровати»

Известный в прошлом игрок «Шахтера» Игорь Леонов сейчас тренирует третью по ранжиру команду горняков. «Шахтеру-3» доверено представлять Украину на традиционном Кубке Содружества, который на исходе этой недели стартует в Москве. На групповом этапе турнира соперниками украинцев будут молдавский «Шериф» (17 января), эстонская «Левадия» (18-го) и таджикский «Регар-ТадАЗ» (20-го).

Подопечные Леонова выступают во второй лиге украинского чемпионата и зимуют на пятой строчке в турнирной таблице. Это хороший результат для команды, перед которой конкретных турнирных задач не стоит и в которой собраны 17-18-летние ребята. Никого из них еще на свете не было, когда Леонов связал свою жизнь с «Шахтером».

МАСТЕР СПОРТА СССР

- Вы сами в столь нежном возрасте уже ощущали себя футбольным профи? - спрашиваю у Игоря Ивановича.
- Вполне. Я в этом возрасте из Керчи, откуда родом, в «Таврию» перебрался. Симферопольская команда тогда во второй союзной лиге играла. Это во всех отношениях выше, чем вторая украинская. Тренировался у Конькова, Полосина, у Соловьева Вячеслава Дмитриевича, одного из мэтров советского футбола, с которым киевское «Динамо» в 1961-м первый раз стало чемпионом Союза. В 87-м мы до полуфинала Кубка СССР дошли. Для команды второй лиги - выдающееся достижение. Мастерами спорта СССР стали.
Тогда этот значок высоко ценился. До сих пор храню как память.

- В Донецке как оказались?
- Анатолий  Дмитриевич Коньков, он в 87-м уже «Шахтер» тренировал, пригласил. Я как раз армию отслужил, если это можно службой назвать. К пограничным войскам был приписан, пока за «Таврию» мяч гонял. Последний сезон удачным получился: играл в центре полузащиты, забил в чемпионате и Кубке 24 мяча. Шефы крымского клуба отпускать не хотели. Зато команда правильно все поняла. «Высшая лига - не первая, поэтому дерзайЬ - примерно такими словами ребята напутствовали.

- Вы провели в «Шахтере» несколько сезонов в высшей лиге союзного чемпионата. Какой из них самый памятный?
- Последний, конечно, 1991 года, подведший  черту  под этим турниром. Валерий Иванович Яремченко создал сильную команду. Виктор Онопко, Андрей Канчельскис, Сергей Погодин. Дима Шутков, Михаил Стельмах, Сергей Щербаков... Игорь Петров, которому было всего 27, на фоне этого молодняка выглядел почти аксакалом. Мы четырнадцать туров шли без поражений, после первого круга занимали второе место. Наверняка по итогам турнира были бы в призерах, если бы не стало понятно, что чемпионат разваливается, и нет никакого смысла сражаться за высокие места. Между прочим, в самой последней игре сезона дебютировал в основном составе «Шахтера» 16-летний Сережа Ребров. И даже гол забил «Арарату», хотя тот матч мы проиграли - 1:2.

С «ДИНАМО» БЫЛО ТРУДНО ТЯГАТЬСЯ НА РАВНЫХ

- От первого независимого чемпионата Украины какие воспоминания остались?

- Никаких. Я в нем не участвовал - в Австрию на поиски футбольного счастья отправился. Через год понял, что поспешил. Уезжать в 24 было рановато. Тогда многие так делали, боялись неизвестности дома. Когда в отпуск приехал, набрал номер Яремченко. Он сказал: «Оставайся, ты мне нужен». Мы, кстати, в Австрию на пару с Лешей Кобозевым рванули. Так вот он не стал возвращаться. Потом перебрался в Германию, где и обосновался. Сейчас живет в маленьком городке под Дортмундом. Работает на фабрике, на общественных началах тренирует команду пятого дивизиона. В этом году был у него в гостях.

- В какие сезоны «Шахтер», когда вы выходили на поле, был особенно сильным?
- С 1997 по 1999 годы. Попов, Зубов, Матвеев, Кривенцов, Орбу - имена! Мы дважды подряд серебро чемпионата брали, Кубок выигрывали. Киевское «Динамо» тогда было вне конкуренции. О том, чтобы посягнуть на золото, «Шахтер» еще только мечтал.

- Чего не хватало, чтобы мечта стала явью?
- Киевляне были все-таки посильнее. Лобановский вернулся. Клубная инфраструктура у «Динамо», футбольная школа - все это оотаэиквь еще с советских времен, в то время как молодому президенту «Шахтера» Ринату Ахметову предстояло практически с нуля начинать. Возрожденное «Динамо» и в Европе гремело - в 1999-м киевляне дошли до полуфинала Лиги чемпионов. Паре форвардов Шевченко - Ребров не было равных не только в Украине. Словом, нам еще трудно было с ними тягаться на равных. Время «Шахтера» еще не пришло.

- Расстались с донецкой командой, потому что возраст приспел?
- И возраст - 33 года, и вполне естественное желание Виктора Евгеньевича Прокопенко, при котором это произошло, дать дорогу молодым.

- Уйти из игры было трудно?
- А я и не собирался этого делать. Полгода провел в донецком «Металлурге» у Семена Иосифовича Альтмана, а потом... Пустился в авантюру, о которой до сих пор никому не рассказывал...

ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ!

- Предлагаю восполнить пробел. Так что за авантюра?

- В Китай поехал по протекции Сергея Нагорняка, который уже там играл.

- Что-то не помню, чтобы Игорь Леонов выступап в китайском клубе...
- Нельзя вспомнить о том, чего не было. На просмотр ездил в команду второго дивизиона, название которой и тогда не мог выговорить, а теперь и подавно.

- Интересно было?
- Такое не забывается! Не знаю, как обстоит дело сейчас, но тогда все команды из одного дивизиона проводили предсезонную подготовку в одном месте. От Пекина часа три лета в сторону Лаоса, высота над уровнем моря - более двух тысяч метров. Лагерь в буквальном смысле этого слова: жилые помещения барачного типа, огромная столовая, 14 футбольных полей, по одному на команду. И, что самое замечательное: футболисты везде ходят строем - на тренировку, на обед, причем, со своими чашками и ложками... Спортивно-трудовой лагерь - ни дать, на взять!

- Пришлось походить в строю?
- Слава Богу, на иностранцев это не распространялось. Только на аборигенов. Все-таки китайцы понимали разницу менталитетов. Приезжавшие на просмотр легионеры жили, можно сказать, в комфортных условиях: маленькая гостиница, рядом - кафе с нормальной едой.

- Тренировки для легионеров, случайно, не в щадящем режиме?
- (Смеется). Нет, тренировки для всех одинаково беспощадные. Пожалуй, «Курс молодого бойца», который проходили новобранцы в Советской Армии, - это шалости в детской песочнице по сравнению с тренировкой китайской футбольной команды. До кровати вечером еле доползал.

- И долго вас так истязали?
- Ровно 15 дней. Потом объявили: свободен.

- Объяснили хоть что-то?
- Ничего. Мы вместе с Витей Морозом там были. Меня отправили домой - он остался. Но через месяц тоже вернулся. Не подошел.

- Критерии отбора так и не поняли?
- Возраст наверняка сыграл свою роль: в 34 года такие нагрузки далеко не для каждого. А если уж берут возрастного футболиста, то только в том случае, если в прошлом он выступал за сборную своей страны. У меня такой привилегии, к сожалению, не было.

ПОМОЩЬ «ГАЗПРОМУ»

- Насколько я знаю, на этом вы не успокоились. Как в Россию попали на самом излете карьеры?

- Когда вернулся из Поднебесной; Сергей Погодин, принявший «Зарю», которая во второй лиге выступала, предложил по старой дружбе у него поиграть. До начала чемпионата был целый месяц, тренировался, чувствовал себя нормально. Первый матч - и по иронии судьбы в Луганск приезжает... «Шахтер»-3. Мы его громим - 3:0, причем, я забиваю своим бывшим одноклубникам гол. И тут - звонок из Астрахани. Главный тренер «Волгаря-Газпром» Корней Андреевич Шперлинг просит проехать. Ему нужен последний защитник, и Заяев, знавший меня еще по «Таврии», сделал наводку... Шперлинга, как он потом признавался, я удивил тем, что сразу, с порога, подписывать контракт отказался: попросил, чтобы тренер сначала посмотрел на меня хотя бы в тренировочной двусторонке. В итоге полгода провел в Астрахани, еще полгода в Ижевске, где тоже был газпромовский клуб, знаменитый тем, что его президент Владимир Тумаев, которому было уже за пятьдесят, заявлял себя в чемпионат как игрока и время от времени выходил на поле на последних минутах, когда исход матча был уже предрешен. В общем, помог ижевской команде сохранить прописку в первой лиге - и вернулся домой.

- Наконец-то угомонились?
- Пожалуй. Тем более что вскоре Яремченко сообщил о предложении президента «Шахтера», которое он сделал Орбу, Ковалеву и мне, войти в группу тренеров-селекционеров. Вскоре к нам присоединились Матвеев с Ателькиным.
 
КАК СРНА БЫЛ ВЗЯТ НА КАРАНДАШ

- Интересная работа?
- Да, и очень ответственная. За три года, без преувеличения, полмира пришлось объездить.

- И кого же открыл для донецкого «Шахтера» тренер-селекционер Леонов?
- В одиночку открыть никого невозможно. Каждого потенциального новобранца «Шахтера» смотрят разные люди. Дальше идет обмен впечатлениями, и выносится коллегиальное решение: предлагать руководству клуба этого игрока или не стоит. Мне повезло, например, вместе с Виктором Степановичем Малышевым первыми «взять на карандаш» Дарио Срну. В Софии играли молодежные сборные Болгарии и Хорватии, гости выиграли со счетом 3:0, и все три мяча забил будущий капитан «Шахтера», которому было тогда всего 20 лет. А на следующий день в матче национальных сборных этих же стран, мы обратили внимание на защитника сборной Болгарии Пажина, вскоре тоже оказавшегося в Донецке.

- Почему вы покинули селекционную службу и перешли на тренерскую работу?
- Это была идея Хенка ван Стее, голландского специалиста, который два года выстраивал футбольную академию «Шахтера», будучи ее директором. Хенк попросил нас, бывших игроков клуба, перейти из службы селекции в разновозрастные команды академии.

- Чем он это аргументировал?
- Во-первых, тем, что мы еще молоды и подвижны, можем показать мальчишкам любой футбольный прием. Во-вторых, как посчитал Хенк, наши футбольные имена тоже будут на нас работать - в плане авторитета среди юных игроков. Со всеми этими доводами мы согласились.

- Будем откровенны: Кубок чемпионов Содружества, на который «Шахтер» командирует свою третью по ранжиру команду, давно утратил былой престиж и спортивную привлекательность. Насколько интересно вам в нем играть?
- Насчет престижа - спорить не стану. А вот что касается спортивной привлекательности, то ее уровень каждый волен определить для себя сам. Думаю, для наших 17-18-летних ребят возможность помериться силами с чемпионами разных стран, некогда входивших в СССР, более чем привлекательна.


Юрий ЮРИС, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.