Динамо проводит худший сезон за годы, но проигрывает не только на поле
Блогер Sport.ua – о проблемах столичного клуба, которые нарастают, как снежный ком
Какие эмоции вызывает у вас киевское «Динамо»? Вот серьезно, не игра столичного клуба в нынешнем розыгрыше УПЛ или еврокубках. Не рывок в конкуренции с «Шахтером» за золото с момента прихода на тренерский мостик Мирчи Луческу. Попытайтесь абстрагироваться от чисто футбольных эмоций, как бы трудно это ни было, учитывая провальную кампанию кивлян на всех фронтах, и ответьте на вопрос: «Что я чувствую, когда вижу символику с буквой «Д», читаю новости или слышу о событиях, как-либо связанных с этим клубом»? И тут наступает пугающая пустота. Особенно пугающая в новых украинских реалиях, в которых в жизнь миллионов украинцев ворвалась война и все сопутствующие тяготы, и многим как-то элементарно не до футбола, который для среднестатистического обывателя является ничем иным, как развлечением.
«Динамо» – все еще большой украинский бренд, связанный с громкими победами и крупными успехами прошлого. А как иначе, если в советские времена этот клуб был пунктом назначения для всех лучших футболистов страны – в «Динамо» забирали самых-самых, а на матчах чемпионата СССР и европейских турниров на «Республиканском» яблоку негде было упасть.
«Динамо» – это про победы, про трофеи, про славную футбольную историю, которой хочется гордиться. Те, кто хоть раз становился свидетелем футбольного праздника в исполнении звездного «Динамо» прошлых лет, продолжают жить с чувством, что это сильнейший клуб страны. Лучший клуб, которому нет равных.
Как тогда жить и болеть за «Динамо», которое находится на 8 месте в УПЛ, проигрывает кипрскому АЕКу и после четырех туров Лиги Европы имеет на балансе ноль очков? Любой футбольный проект движется циклично и имеет в своей хронологии и минуты славы, и мгновения, которые хочется забыть. Проигрывать – это неприятно, но это нормально. Если поражений становится больше, чем побед, то эти результаты являются итогом тенденции, сформировавшейся под влиянием определенных факторов. Это может быть война с оркостаном, череда травм, нарушенный подготовительный процесс из-за переездов, проваленная трансферная политика. Причин может быть много, и зачастую на итог они влияют в комплексе.
Поиск виноватых усиливается за счет неоправданных ожиданий, ведь с началом войны и наступлением нового сезона именно «Динамо» считалось безусловным фаворитом. «Шахтер» ослабился от потери бразильцев, некоторые опытные игроки из других команд отбыли играть в Европу, а часть клубов вообще не смогли стартовать в УПЛ. Кому ж еще становиться чемпионом, как не «Динамо», которое сохранило состав и тренера, сумевшего скинуть с футбольного трона засидевшийся там «Шахтер»?
Но именно в этом вопросе и кроется главная трагедия нынешнего «Динамо». От «Динамо» все ждут результата. Когда результат есть, мозг включает триггер о «лучшей команде страны, которая должна всегда побеждать». Когда его нет, нет никаких эмоций, кроме раздражения – как же так? Руководство «Динамо» завело клуб в ловушку, из которой с каждым годом все труднее выбраться. Ведь «Динамо» больше не крушит всех и вся на футбольном поле. А свое главное поражение украинский гранд терпит вне футбольного поля.
В одном из интервью украинскому спортивному изданию Игоря Суркиса как-то спросили о том, почему «Динамо» не работает с болельщиками, почему клуб не уделяет должное внимание маркетингу и вообще как теперь делить киевскую аудиторию футбольных болельщиков с переехавшим в столицу «Шахтером». Самое интересное в реакции президента «Динамо» было то, что ответа на вопрос так и не последовало. Зато речь зашла о сильной академии и вложениях в инфраструктуру. Видимо, Игорь Суркис считает, что топ-клуб должен о себе заявлять путем спортивных успехов, а не посредством PR и коммуникаций. Может, этого жаждет старшая аудитория, живущая золотым динамовским прошлым, и поколение тех, кто видел, как киевляне забивали семь мячей «Барселоне» и обыгрывали «Реал». Именно бабушек и дедушек из села Игорь Суркис приводит в пример в дискуссии о том, почему он отказывается отдать права на трансляцию матчей Setanta, выигравшей тендер на показ УПЛ. Как и высокую популярность среди населения страны, которое в условиях войны должно иметь безоплатный доступ к матчам «Динамо».
А теперь давайте разберемся, чем должен заниматься футбольный клуб с точки зрения нефутбольных активностей, которые зачастую призваны к увеличению фан-базы, расширению ее географии с последующим увеличением ценности бренда и стоимости активов и целью заработать больше денег.
Представьте ситуацию: девушка приезжает к своему молодому человеку в Лондон в гости, и тот в первый же вечер спрашивает у нее о футбольных вкусах.
– «Какую команду ты поддерживаешь? «Арсенал», «Челси» или, может, «Тоттенхэм»?».
– «Да я вообще не люблю футбол».
– «Так дело ж не в этом. Ты можешь не ходить на матчи и вообще не любить футбол, но у тебя должна быть команда, которую ты поддерживаешь!».
В современном мире футбольному клубу уже недостаточно просто успешно играть в футбол. Чтобы на его матчи ходили, комьюнити должно ощущать с ним тесную связь. Футбольный клуб – это такой же бренд, как и сеть супермаркетов, производитель соков или почтовый оператор. Хорошо, когда клуб имеет выручку от сезонных абонементов и билетов на матчи, но ускоряющийся темп жизни и широкий выбор для проведения досуга среди потребителей диктуют новые условия, в которых футбол все чаще уступает другим вариантам времяпровождения. Не каждый болельщик придет на следующий матч, но чашка с логотипом на рабочем столе или персональное поздравление с Днем рождения от любимого клуба в какой-то мере заменяют недополученные от футбола эмоции. И повышают лояльность к бренду.
Сообщество хочет ощущать эмоциональную близость с клубом, свою причастность к его жизни. Успешный бренд продает эмоции, а успешный футбольный проект ставит себя на единый уровень с каждым своим болельщиком, создавая множество маленьких совместных историй. День открытых дверей на футбольной базе, встреча с болельщиками в торговом центре, визит в школу или просто селфи-прогулка по центру города. Одно дело - смотреть на своих кумиров с трибуны стадиона или по ТВ, а совсем другое – ощущать эмоциональную связь и осознавать, что это такие же обычные люди, как и все. Что они ходят по тем же улицам, любят ту же еду, слушают ту же музыку, так же, как и все, вносят свой вклад в победу Украины в войне с рашистскими оккупантами.
Целью любого футбольного клуба, который стремится к развитию своей фан-базы, является подростковая аудитория. Это люди, которые буквально впитывают в себя полученные эмоции от коммуникаций с внешним миром. Именно в эти годы человек определяется, что является ценным в его жизни и на что он готов в дальнейшем тратить материальные блага или свое время.
Ну что, хоть где-нибудь в абзацах выше вы нашли намек на «Динамо»?
Мир меняется, но не «Динамо», который остается таким себе закрытым от всего общества клубом. Удел болельщика – включить трансляцию и увидеть, как когда-то сильная по европейским меркам команда мучается, чтобы забить гол кому бы то ни было – «Ренну», «Шахтеру» или «Минаю». Эти 90 минут и есть тем самым ограниченным отрезком времени, когда миллионы футбольных болельщиков столичного клуба чувствуют вовлеченность «Динамо» в их жизни.
Мир меняется, но не «Динамо» – магическое место сбора «динамовских сердец», которые мечтают быть полезными для киевского клуба, вот только центр принятия и непринятия всех решений даже на микроуровне остается в одном кабинете. Особенно вызывают улыбку попытки этого до жути громоздкого клуба показывать, будто изменения есть, и он все же трансформируется и приспосабливается к вызовам современности. Вот, даже взяли нового директора по развитию, который выступил соорганизатором благотворительного европейского турне «Динамо» этим летом – Максима Радуцкого. Ура, новые лица! Стоп, не тот ли это Радуцкий, который…?
Мир меняется, но не «Динамо» – лучше найти фотокорреспондента на стороне для съемки выездного матча, чем взять с командой того, который работает в клубе. Ведь женщина на борту – к несчастью? Жуткие стереотипы в стане украинского клуба сгладили лишь военные действия, которые ужасают Украину уже 8 месяцев, и сопутствующие ограничения, которые клуб испытал с персоналом.
С текущей внешней политикой «Динамо» рискует уже через 10-15 лет лишиться статуса всеукраинской командой, «за которую болеют 50% страны», и стать заурядным футбольным клубом. Могло бы и раньше, но выручили партнеры из Favbet, которым роликом «Динамо – команда твого міста» реально удалось взять за душу киевлян и истинных болельщиков клуба. Впервые вызвать эмоции у фанов «Динамо» вне футбольного поля. Ассоциировать «Динамо» с 3 миллионами киевлян.
«Динамо» все еще будет собирать трибуны, но не факт, что поклонники бело-синих передадут безусловную любовь к этой части своей жизни детям. Именно за их внимание самому титулованному футбольному клубу страны предстоит побороться, чтобы выдержать конкуренцию с куда более открытыми и доступными способами времяпровождения и быть востребованным у следующего поколения украинцев.
Вадим АНДРЕЕВ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр Ищенко прокомментировал будущее украинского защитника Ильи Забарного
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика
Але вбило інтерес українців до футболу остаточно забирання матчів збірної, Ліги Чемпіонів та УПЛ з центральних каналів. Якщо за збірну ще так сяк повболівають, тим більше інколи її матчі показуюють по центральних каналах, то УПЛ та ЛЧ спочатку мігрували на кабельні канали, а потім на інтернет-платформи.
І все. Повністю відсіклась головна аудиторія футбольних матчів - чоловіки середнього і старшого віку. Молоді хлопці, яким не лінь розбиратися з мегого - вони не цікавляться футболом. Вони на тих платформах дивляться інше. Хто вже футбольний фанат, то він сяде дивитися АПЛ, Реал та Ювентус, ніж як унило бодаються Рух та Інгулець. Саме тому і просіла відвівдуваність останніми роками стадіонів. Бо якщо люди не бачать чемпіонат та єврокубки, то їм і нецікаво ходити на стадіон, щоб вболівати.
Коли Серія А шла кожен тиждень на СТБ по вихідних, то вся спортивна країна дивилася, знала всі команди. А у вівторок-середу вся країна дивилася матчі ЛЧ. Коли це забрали, то та самі люди просто стали дивитися серіали по СТБ, які йдуть в цей час. Знаю по родичах.
Просто люди самі сидять тут весь час на спортивних сайтах і думають, що вся країна ото так цікавиться. Не цікавляться, то просто невелика частина. Тому і на Динамо стало всім начхати. І на Шахтар начхати.