Энрико Альбертози: человек, который отказался оставаться в тени Дзоффа
Вратарь, который подарил чемпионство «Фиорентине» и «Кальяри» и записал свое имя в анналы истории
Говорят, Энрико Альбертози всю свою жизнь находился в тени великого Дино Дзоффа. Последнего вспоминают гораздо чаще – именно он считается одним из величайших голкиперов в истории Италии. Но это вовсе не значит, что карьера Альбертози не заслуживает отдельного исследования. Вовсе нет: о нём можно книги писать!
Уроженец Понтремоли, уютно разместившегося где-то в Таскании, Энрико Альбертози появился на свет в конце 1939 года. Его отец был футбольным вратарём, и сын сразу же захотел последовать его примеру. В 14 лет Энрико уже защищал цвета местной «Понтремолезе». Спустя год к себе позвала «Специя» – скромный клуб, который едва выживал в пучинах реструктурированной Серии С.
Всего за четыре появления на поле Энрико впечатлил скаутов, которые сразу же разглядели потенциал мальчишки. Летом 1958 года он уже паковал свои вещи и отправлялся в сторону Флоренции. В январе 1959 молодой голкипер дебютировал за «Фиорентину» в матче против «Ромы», которая оказалась беззубой, встретившись с новичком лиги. Один выход, и Альбертози уже называли самым многообещающим вратарём страны.
Может показаться, что всё складывалось наилучшим образом, но как бы не так. На пути к основе встала стена – выдающийся Джулиано Сарти. Так «Фиорентина» встала перед приятной дилеммой: кого из двух талантов ставить на игры. Противостояние длилось до тех пор, пока Сарти не перешёл в «Интер» в 1963.
А до этого момента именно он и оставался основным, из-за чего бедный Альбертози всего 30 раз вышел на поле – и это за пять сезонов. Чаще ему предлагали показать себя в кубковых противостояниях; он был участником победы в Кубке Италии и является обладателем Кубка Кубков. В 1962 году он стоял в воротах в ответной игре финала Кубка Кубков УЕФА.
Первая игра, что интересно, прошла аж за пять месяцев до ответной – ещё до ЧМ-62. Что ещё страннее, именно Альбертози, а не Сарти, был вызван в сборную Италии на мундиаль в Чили – он был третьим в составе, в котором дебютировал в 1961 году, когда итальянцы переиграли Аргентину во Флоренции.
Но вот Сарти ушёл, и Альбертози стал главным в составе «фиалок». Это случилось не автоматически: он должен был доказать, что достоин такой чести после того, как откровенно оплошал в той ответной встрече против «Атлетико», когда все три гола «матрасников» так или иначе были его виной.
В такие моменты важна сила характера, и с этим у Энрико проблем не было. В следующие пять сезонов он не покидал состав «Фиорентины», которая выиграла Кубок Италии и Кубок Митропы. За всё это время клуб никогда оказывался ниже пятой строчки Серии А.
Сарти не завидовал: в «Интере» у него всё было замечательно. Здесь он выиграл два скудетто, загребал евро - и Межконтинентальные кубки. От его тени было не деться, и Альбертози продолжал соперничать с бывшим одноклубником в сборной, где в преддверии ЧМ-66 они оба претендовали на первый номер.
Но когда итальянцы оказались в Англии, именно Альбертози пользовался расположением Эдмондо Фаббри, в то время как Сарти вообще каким-то образом пролетел мимо Мундиаля. Но на Туманном Альбионе не везло никому: побитые и униженные, итальянцы преждевременно покинули турнир после поражения от Южной Кореи на ««Эйрсом Парке». Домой бывшие кумиры вернулись понуренные и осрамлённые, но лично Альбертози никто не винил, и его репутация осталась незапятнанной.
Этого нельзя сказать о Фаббри, который был скоропостижно уволен. Целый год, пока главным тренером не выбрали Ферруччо Валькареджи, национальную команду тренировал коллектив тренеров и администраторов, среди которых был и Эленио Эррера. Последний был фигурой влиятельной – при нём Сарти вернулся в коллектив, однако с приходом Валькареджи всё вернулось на прежние места, и изгнание игрока «Интера» продолжилось. Казалось, что окончательно хиреет ярчайшее противостояние двух выдающихся футболистов, однако всё это оказалось не более чем прелюдией к столкновению ещё более эпичному и знаковому
С каждым годом Сарти постепенно исчезал из общественного сознания, вытесняемый Дино Дзоффом – новым претендентом на звание лучшего вратаря футбольной нации. И когда наступил четвертьфинал Евро-68, именно молодой уроженец Мариано-дель-Фриули пристально наблюдал за опытным Альбертози со скамьи запасных.
Первая игра прошла в Софии, и победу праздновали болгары – 3:2. После гола Динко Цветкова Альбертози получил травму, а на поле его сменил очевидно нервничающий Дзофф.
Ответная игра в Неаполе приближалась всё ближе, а травма всё не отпускала. Здесь Дзофф был дома, так что никто не сомневался в выборе тренера. Итог: победа 2:0.
Альбертози надеялся, что вернётся в строй к Евро – всё-таки он был первым номером в составе Валькареджи. Однако сам тренер был не уверен в своём подопечном, и остановил свой выбор на Дзоффе, который и простоял в воротах вплоть до выигранного финала – единственного в истории сборной.
Это было тяжёлое лето: вся нация рукоплескала новой итальянской звезде, а любимую «Фиорентину» пришлось покинуть. «Интер» выразил свой интерес, но «фиалки» не горели желанием вновь отдавать конкурентам своего вратаря. Но Альбертози понял, что его дни в команде сочтены. Он был так целеустремлён, что переехал в Сардинию, где его приветствовал не самый звёздный «Кальяри».
Как обычно, ему не повезло: почти сразу «Фиорентина» взяла скудетто, в то время как «Кальяри» занял второе место. В Кубке тоже пришлось довольствоваться только серебряными медалями.
В сборной Дзофф продолжал доминировать, и никто не думал ставить Альбертози в ворота на отборочные матчи ЧМ-70. Точнее, случилось это единожды – в остальных трёх играх выбор пал на Дзоффа.
Всё изменилось в сезоне 1969/70.
Что делать, когда оппонент по сборной грозит оставить тебя без национальной команды? Играть как никогда хорошо. Именно это Альбертози и сделал, выдав лучший сезон в своей карьере.
На этот раз никто не мог помешать «Кальяри» выиграть чемпионство. Сезон «красно-синие» завершили с отрывом в четыре очка от «Интера»; пропущено при этом было всего 11 мячей. Альбертози вернулся в расположение сборной на мексиканский мундиаль, а компанию ему составило пять одноклубников, а также Роберто Бонинсенья, покинувший «Кальяри» годом ранее.
Перед Валькареджи стоял нелёгкий выбор: Дзофф или Альбертози? Выбор пал на действующего чемпиона. И не сказать, что Дзофф провёл плохой сезон: его «Наполи» занял шестую строчку, и всего три других вратаря пропустили меньше него. Но как проигнорировать рекорды, которые бил его визави?
Италия дошла до полуфинала ЧМ-70, пропустив при этом всего один мяч. Но тут леди Фортуна перестала улыбаться, ведь дальше ждала Западная Германия. Как оказалось, именно немцы оказались способны пройти неуступчивого вратаря, и усилиями Карла-Хайнца Шнеллингера счёт удалось сравнять, причём на 90-й минуте.
Это был, иронично, единственный гол в международной карьере Шнеллингера, который даже за пять лет в «Милане» не отметился ни единым мячом. Через четыре года он покинет «Сан Сиро» так и не забив. Так что можно понять шок зрителей, которые никак не ждали такого спасителя «бундестим».
К концу дополнительного времени Италия побеждала со счётом 4:3. Их ждал финал против Бразилии, где Альбертози переиграют ещё четыре раза. Да, именно мимо него перекинул мяч Карлос Алберто. Человек, который пропустил всего 11 голов за весь сезон наблюдал за тем, как за 120 минут в его ворота влетит семь мячей. И ведь он не был виноват ни в одном из них!
Сезон 1970/71 тоже радостей не принёс. Повторить геройство предыдущего розыгрыша не получилось, и пусть он и сохранил место в сборной Валькареджи, его привычный «враг номер один» Дзофф опять подбирался вплотную. Репутации Альбертози не помогал заметной ослабивший «Кальяри», уступивший «Атлетико» уже во втором раунде Кубка европейских чемпионов.
Сезон 1971/72 был поприятнее: от «Кальяри» уже ничего не ждали, но команда заняла четвёртое место. От чемпионов «Ювентуса» его отделяло всего четыре очка. Альбертози опять был хорош, и травма Дзоффа вернула его в состав прямо на игру против Бельгии в рамках Евро-72.
За безголевой ничьей в Милане последовало поражение 2:1 в Брюсселе. Пройдёт месяц, и Альбертози сыграет в своей последней игре за сборную – в товарищеском матче с Болгарией.
Это было время Дзоффа, который перебрался в «Ювентус», где стал загребать трофеи. С этого момента Валькареджи никого кроме него в ворота не ставил. Серьёзно: с осени 1972 по конец 1977 никто другой не защищал ворота Италии.
Альбертози продолжал ошиваться поблизости: он был в заявке на ЧМ-74, который мог стать его четвёртым мундиалем. К 1975 вызовы превратились, хоть зрители и пресса и вяло пытались убедить тренера Энцо Беарзоту вернуть их любимца к ЧМ-78.
«Кальяри» сник окончательно, и ветерана пригласил к себе «Милан», которого совершенно не волновало, что вратарю уже стукнуло 35. Назревал настоящий ренессанс, и настроение было прекрасное. И всё и правда было бы хорошо, если бы не печально известное «Тотонеро-1980», первый коррупционный скандал в истории итальянского футбола.
Но до этого момента Альбертози играл в своё удовольствие: он выиграл ещё один Кубок Италии в 1977, а в 79 праздновал скудетто с «Миланом». Как оказалось, именно Альбертози стал тем самым талисманом, которого недоставало «россонери» со времён Фабио Кудичини.
В марте 1980 полиция стала выламывать двери, и всему пришёл конец. Альбертози тоже попал под раздачу, получив четырёхлетний запрет на игру, в то время как «Милан» низвергли в низы Серии Б, где уже поджидал «Лацио».
Вратарю было 40, и решение правительства казалось приговором.
После победы Италии на ЧМ-82 Федерация футбола смягчилась и сократила штраф многим футболистам, и в том числе Альбертози, которому было 42. Казалось, что возвращаться уже было некуда, но он ответил согласием на приглашение «Эльпидиэнзе» из Серии С2. Здесь он пробыл два года вплоть до своего ухода из футбола в 1984.
Энрико Альбертози – человек с потрясающей карьерой. Герой легендарного финала ЧМ-70, обладатель невероятного скудетто с «Кальяри», многократный победитель в составах «Фиорентины» и «Милана»… говорят, Альбертози мог надеяться на карьеру Дзоффа. Глупое предположение: все итальянские вратари и так с завистью на него смотрели. Кому нужен Дзофф, когда есть Альбертози?
По материалам TheseFootballTimes
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Николай Балакин будет работать на поединке «Байер» – «РБ Зальцбург»
Президент Реала уверен, что испанец должен был получить награду в позапрошлом сезоне