Энциклопедия Australian Open. Часть первая - история
О неуступчивых организаторах, капризных чемпионах и о турнире, который «блуждал сам по себе»
В преддверии стартующего 14 января Australian Open Портал Sport.ua начинает цикл очерков, посвящённых интересным фактам о первом в сезоне турнире «Большого шлема».
О неуступчивых организаторах, капризных чемпионах и о турнире, который «блуждал сам по себе» - в первой части проекта «Энциклопедия Australian Open».
Australian Open - самый «молодой» из всех турниров «Большого шлема». В Великобритании и США уже несколько десятков лет проводились как мужские, так и женские первенства, в то время как в Австралии аналогичный турнир был организован только в 1905 году. И только спустя почти два десятилетия, в 1922 году, состоялся первый турнир среди женщин.
В чём же причина такого отставания во времени? Ведь австралийские и новозеландские игроки ещё с девятнадцатого века были хорошо известны в Великобритании. Такие легендарные личности, как Норман Брукс (на фото) и Энтони Уайлдинг, неоднократно приезжали в Европу, и всех заставляли с собой считаться.
Даже несмотря на то, что на рубеже веков путь из Австралии до Лондона занимал практически полтора месяца, Уайлдинг успел четырежды стать победителем Уимблдона, а ещё два чемпионских кубка пополнили коллекцию Брукса (кстати, именно его, Нормана Брукса, имя носит чемпионский трофей мужского турнира Australian Open). В то же время свой «родной» чемпионат оба великих игрока выиграли в сумме только трижды.
Дело в том, что ещё с восьмидесятых годов девятнадцатого века в Австралии и Новой Зеландии проводились собственные национальные первенства, в которых и сражались лучшие игроки каждого из британских доминионов. Эти турниры имели славные традиции, а также не менее славные списки триумфаторов.
И только в начале нового столетия колониальное руководство решило организовать общий чемпионат, каковой и состоялся впервые 1905 году, на стадионе Waterhouseman's Cricket Ground в Мельбурне под гордым названием «Чемпионат Австралазии».
Впрочем, в консервативном британском обществе (а тогдашняя элита обеих стран была чисто британской) менять традиции было попросту не принято. Да и организаторы отдельных чемпионатов тоже не горели желанием уступать славу главных теннисных событий года.
Вот и доходило порой до абсурда - Брукс и Уайлдинг могли единственный раз в году встретиться между собой на другой стороне Земли - во время Уимблдона, в то время как «родной» чемпионат оба великих спортсмена чаще всего гордо игнорировали.
В поисках популярности турнир часто менял место проведения. Чемпионат Австралазии (с 1927 года получивший более скромное название «Чемпионат Австралии») принимали как австралийские Сидней, Мельбурн, Аделаида, Брисбен и Перт, так и новозеландские Крайстчёрч и Гастингс.
Учитывая значительную отдалённость некоторых городов (например, Перт и Мельбурн разделяют почти три тысячи километров) и существенную разницу в климате, неудивительно, что порой в соревнованиях принимали участие только местные игроки, а сами турниры проводились в самое различное время. Куда уж тут до британцев с их жёстким графиком, не менявшимся почти полтора столетия!
Но как бы то ни было, а популярность турнир продолжал приобретать. В 1924 году Чемпионат Австралазии получил статус «мэйджора», вытеснив, наконец, отдельные национальные чемпионаты. И несмотря на удалённость Австралии от других центров мирового тенниса, порой чемпионами и финалистами здесь становились и знаменитости из других стран.
Например, великие француз Жан Боротра (на фото, победитель 1928 года), британец Фред Перри (чемпион 1934 года) и американец Дон Бадж, завоевавший титул в 1938 году. Во время Второй мировой войны турнир по понятным причинам не проводился, а в послевоенные годы чемпионский пьедестал буквально оккупировали австралийцы.
И дело тут не только в том, что зарубежные легенды предпочитали не ездить в далёкую Австралию (тот же Бьорн Борг выступил на Australian Open только один раз в жизни). Просто пятидесятые и шестидесятые годы - золотое время австралийского тенниса, когда «антиподы» буквально царили в любительском и профессиональном Турах.
В 1969 году, вместе с профессиональным статусом, турнир приобрёл и новое название - Australian Open. Впрочем, упорядоченности проведению соревнований это почти не добавило. В 1970 году многие ведущие игроки даже бойкотировали турнир из-за неопределённости с выплатами премиальных (знакомая картина!), в результате чего чемпионом стал американец Артур Эш, всё же решивший играть.
Если с местом проведения чемпионата всё было уже относительно в порядке - с 1972 года игры проходили в спорткомплексе Kooyong Stadium в Мельбурне, то со временем проведения так и оставались проблемы.
Изначально турнир проводился в декабре - чтобы избежать серьёзной жары и осадков австралийской зимы. Но когда стало понятно, что многие лидеры мирового тенниса в декабре предпочитают отдыхать, было решено перенести соревнования на середину января.
Так, в частности, и получилось, что в 1977 календарном году состоялось сразу два Australian Open, а в 1986 году - ни одного. Кстати, нынешние сроки проведения соревнований также критикуются многими теннисистами. В частности, Роджер Федерер и Рафаэль Надаль неоднократно утверждали, что «мэйджор» стартует слишком рано, когда игроки не успевают набрать должную форму.
Именно поэтому Australian Open всегда был богат на сенсации. Как, например, в 1976 году, когда австралиец Марк Эдмондсон стал чемпионом, будучи всего лишь двести двенадцатой ракеткой мира. Впрочем, в последние годы специфика современного тенниса серьёзно снижает вероятность громких сенсаций на самых высоких стадиях соревнований.
Что же касается сроков проведения турнира, то призывы перенести соревнования на февраль не встречают одобрения у организаторов по одной веской причине. Конец января и начало февраля традиционно приходятся в Австралии на школьные каникулы, а болельщики столь же традиционно приходят на трибуны с детьми. Перенести турнир означает лишиться такого серьёзного сегмента целевой аудитории.
А ведь Australian Open уже многие годы удерживает второе место по посещаемости среди турниров «Большого шлема», уступая только US Open. Да, во время соревнований порой стоит невероятная жара, а иногда на корт и трибуны обрушиваются тропические ливни. Но зато где ещё во время матча над площадкой может пролететь стая чаек, а закат над стадионом будет так прекрасен?
Впрочем, стадионы Australian Open – это совершенно другая тема. Достойная второй части данного цикла. История турнира продолжается.
До старта Australian Open осталось шесть дней.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тибо может перейти в саудовский клуб «Аль-Ахли»
Илья Скоропашкин прокомментировал возможные последствия для украинского игрока