Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Гандбол
|
4271
1

КОЧЕРГИНА:«Из Спартака убегала трижды, но от судьбы не ушла»

Интервью с бывшей гандболисткой киевского «Спартака», двухкратной олимпийской чемпионкой

КОЧЕРГИНА:«Из Спартака убегала трижды, но от судьбы не ушла»
Татьяна Кочергина

На ее счету, кроме всевозможных наград высшей пробы, значатся три побега из «Спартака». Из лучшего в СССР и Европе клуба - базового для национальной сборной страны. Не могла «вольная морская душа» сразу покориться строгому порядку в гандбольной системе легендарного Игоря Турчина. Тем более что Татьяне, когда ей пришлось покинуть Овидиополь и переехать в Киев, было 13 лет. Тут без всяких насыщенных тренировок, без родных, в непривычной обстановке большого города почувствуешь себя не в своей тарелке. А добавьте еще спортивные занятия с максимальной выкладкой - не только физической, но и психологической.

В «Спартаке», например, практиковали одно упражнение для воспитания характера. Чтобы гандболистка при действиях в защите не боялась блокировать бьющего игрока, одна из ее подруг по команде атаковала ее, при этом траектория броска проходила в считанных сантиметрах от головы. Миссия по воспитанию молодой Тани Макарец была поручена капитану команды Людмиле Бобрусь, которая так описала этот весьма непростой процесс: «Заставляла Таню защищаться, бросала мяч возле самого ее уха, чтобы аж свистело. До сих пор не знаю, кто из нас двоих испытывал страх: она (с непривычки) или я (вдруг случайно нанесу травму). Первое время все шло из рук вон плохо. Таня приседала, уклонялась, удирала в раздевалку, откуда ее силой пришлось вытаскивать. Потом привыкла. Стала отбивать мяч руками, иногда даже ловить».

-Кто говорит, что ничего не боится, не верьте, - вспоминает о тех днях закалки характера Татьяна Ивановна.  – Мяч после хорошего броска летит с большой скоростью, и если попадает в голову, то это, поверьте, больно. Главное - преодолеть чувство страха, именно в этом и заключается настоящий спортивный характер. Не скрою, мне было очень сложно, когда оказалась в «Спартаке». В гандболе-то я, как говорят, без году неделя, а вокруг примы, за плечами которых опыт выступлений на высоком уровне.

ТЕПЛОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

-Но вас Турчин все же заметил, выделил среди других спортсменок команды Одесской области. Как признавался потом сам Игорь Евдокимович, задорная, веселая девушка покорила его огромным желанием во что бы то ни стало забить мяч.

-Задору действительно во мне было хоть отбавляй. Наверное, такую веселую, живую энергию подарили мне теплые лучи нашего края. Не только те, которые дарит солнце. Гораздо сильнее теплота человеческой души, ее увлеченности. Наш преподаватель физкультуры Владимир Семенович Бондаренко - с горячим сердцем. Именно благодаря ему спортивная жизнь Овидиополя била ключом. Он постоянно осваивал новые направления. Когда услышал о гандболе, сразу же им загорелся; естественно, старался зажечь этим и своих воспитанников, в числе которых была и я. Правда, о гандболе знала тогда немного, больше времени мы проводили на баскетбольной площадке. У меня хорошо получалось играть в баскетбол, даже уже в Одессу приглашали в команду сельхозинститута. Вообще, как и многие в мое время, выступала в различных соревнованиях - прыгала, бегала.

-Несколько раз пытались даже убежать от судьбы. Благо, не получилось. А если бы удались эти побеги из «Спартака»?

-Мой папа Иван Антонович всегда говорил маме Любови Николаевне: «Любочка, родился ребенок - вместе с ним родилась его судьба. Что бы мы с тобой не делали, как бы не крутили, наша дочка жизнь проживет сама». Так оно и произошло. Как я могла знать, что поселюсь в Киеве, буду играть в «Спартаке», сборной СССР, затем возглавлю кафедру физкультуры и спорта КНУ, стану профессором. Так было угодно Богу, и думать о «если бы, да кабы» сейчас не стоит. Безусловно, много лет назад меня посещали совсем другие мысли. Не хотелось мне быть в Киеве. Дома - простор. Море, друзья, родители. Тут в спортивном интернате, словно на цепь посадили. Жить пришлось в комнате больше, чем на десять человек. Душ, туалет - общие. А я - человек  вольный, не очень люблю всякие ограничения. Когда Турчин куда-то уезжал с первым составом «Спартака» на сборы или на соревнования, я в это время собирала вещи, на вокзал и домой.

-Когда вы пришли в «Спартак» совсем юной, как к вам отнеслись «первые номера» команды?
-Как отнеслись?  Можно сказать, нейтрально - ведь между нами было десять лет разницы. Больше всего из топ-состава общалась с Людой Бобрусь, с которой часто жили на сборах и соревнованиях в одной комнате.  Она разносторонне развитый человек, с ней интересно общаться. Очень многому у нее научилась, к тому же Люда тот человек, который умеет научить - поддержать и словом, и делом. Я у нее, например, спрашивала: «Турчин меня ругает. За что?». Бобрусь меня успокаивала, объясняла - что, зачем и почему. Это сейчас я понимаю, что Игорь    Евдокимович    хотел, чтобы я стала лучше, выросла в классного игрока. Если бы он ничего не говорил, то не вышло бы никакого толка. Если бы Турчин не кричал, то не делали бы мы упражнения на сто процентов, а где-то на шестьдесят. А это верный проигрыш. Тогда, конечно, не могла этого уразуметь, поэтому нужна была поддержка.

СНАЧАЛА БОЯЛАСЬ Я, ПОТОМ - МЕНЯ

-Вернемся к истории о том, как вас Бобрусь учила смелости. Об этом легенды ходят. Они соответствуют действительности?
-Не скрою, было страшно. Тем более учтите разницу в возрасте - Людмила старше на десять лет. У нее бросок, как для меня молодой, был очень сильный. Я тогда не представляла, как можно так резко посылать мяч в ворота. Но прошло время, и уже моего броска боялись.

-Как вы обрели силу бомбардира, перед которым трепетали даже самые опытные защитницы и вратари?
-На тренировках. Училась практически с нуля. Представьте себе ребенка, который позанимался всего год с небольшим. Что он умеет? Пришлось много пахать, чтобы выйти на уровень мастерства Турчиной, Захаровой, Бобрусь, Маршубы... Ох, и намучился со мной Игорь Евдокимович, постоянно ругал, ведь ошибки следовали за ошибками. Но я тренировалась, тренировалась и тренировалась. К труду мне было не привыкать - дома же все время что-то приходилось делать по хозяйству. Например, на огороде работа    кипела постоянно: нужно было посадить, обработать, собрать... Вспоминаю, находимся мы на сборе в Берегово. Турчин мне говорит: «Таня, в семь утра тренировка». Удивляюсь: «Как? Ведь и так уже   занимаемся трижды в день!» Но он непреклонен: «Тренировка!». Становится передо мной команда 25 человек, пасуют мне мячи, а я бросаю. И таких серий - четыре. Сотня дополнительных бросков ежедневно. И это дало результат: когда во время атаки я уже на ворота не смотрела - знала, куда мяч полетит.

-Многие специалисты отмечали, что вы были всегда в числе первых, кто применял новые технические приемы. Расскажите, пожалуйста, об одном из них.

-Это - опорный бросок без предварительной подготовки, который и в наше время является весьма грозным оружием. Принимая мяч от партнера, в одно касание направляешь его в незащищенную точку ворот. Практически защитник и голкипер не успевают отреагировать на действия форвардов.

«НЕИЗВЕСТНАЯ» ФАМИЛИЯ

-У вас гандбольная семья - муж Сергей Кочергин выступал в киевском СКА, стал чемпионом мира в составе сборной СССР. Почему решили связать свою судьбу именно с ним?
-Почему?! Любовь. Вместе с ним мы уже с 1973 года, когда во Львове проходили всесоюзные молодежные соревнования. Они проводились одновременно среди мальчиков и девочек. С тех пор мы 37 лет вместе.

-О гандболе часто говорите?
-Когда были молодыми, гандбол обсуждали мало. Так им наедались во время тренировок и выступлений, что даже и вспоминать не хотелось. Сейчас, когда у меня в университете есть гандбольная команда, тема игры, которой отдали всю жизнь, возникает постоянно. Есть общее дело, и мы хотим, чтобы оно процветало. Вот и выходит: то я Сергею скажу, то он - мне: «А помнишь?».

-Многие любители гандбола и сейчас вас называют и Макарец, и Кочергиной, потому что вы завоевывали наивысшие титулы и под первой, и под второй фамилией...
-С этим связана такая шутка. Перед одним из важных стартов Сергей сказал: «У тебя появилась гениальная стратегическая  маскировка. Голов будут ожидать от прославленной Макарец, а забивать их будет какая-то неизвестная Кочергина». Например, в матче с сильной сборной Венгрии «неизвестная     Кочергина» на Олимпиаде-1980 забросила девять мячей, а победили мы со счетом 16:12.

-Кстати, ваше участие в Играх в Москве, помнится, было под вопросом.
-Я получила травму колена, и долгое время не тренировалась. Очень много трудилась, чтобы возвратить былые кондиции. И мне таки удалось выйти на площадку, став в составе сборной СССР двукратной   олимпийской чемпионкой. А это было непросто. Хотя и был бойкот Олимпийских игр-1980 со стороны ряда капиталистических стран, однако это не сказалось на уровне турнира среди женских сборных, в котором участвовали все, кто ранее завоевал лицензию. Но мы показали себя во всей красе, уверенно победив в пяти матчах - с Югославией (18:9), Германской Демократической Республикой (18:13), Венгрией (16:12), Чехословакией (17:7) и Конго (30:11).

-Среди разных спортивных званий особое место занимает одно, которого вы были удостоены в 1975 году - во время чемпионата мира в Киеве. Помните, как вас наградили титулом «Мисс гандбола»?
-Конечно, помню. Но не титул «Мисс гандбола», а то, что мы не смогли стать чемпионами мира. Да, тогда сборная СССР сделала шаг вперед по сравнению с предыдущим мировым форумом: в 1973-м - бронза, в 1975-м - серебро. Однако все ждали от нас золото, а наивысшие награды достались команде ГДР. Главный тренер немок Петер Кречмар подарил Турчину вымпел с надписью: «От чемпионок мира». Однако Игорь Евдокимович не растерялся и ответил: «Петер, ты не радуйся. Обещаю, что на Олимпиаде я тоже подарю тебе вымпел, на котором будет написано: «От олимпийских чемпионок». Так и случилось. А самого принципиального соперника - команду ГДР - мы обыграли со счетом 14:11.

БАЗОВЫЙ КЛУБ - НЕ ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО

-Вы недавно заняли пост вице-президента ФГУ,  который отвечает именно за женский гандбол. Знаю, у вас есть определенное видение на проблемы вида спорта. В частности, вы давно говорите об идее создания сильного клуба, который был бы базовым для национальной сборной, каким в свое время являлся «Спартак». Насколько это соответствует духу времени? Не боитесь ли, что вам скажут о «кальке» с советской системы?
-Такой подход вполне вписывается в современность. Посмотрите на Россию, у них постоянно есть один базовый клуб, и женская сборная этой страны три раза подряд побеждает на чемпионате мира. Значит, это не пережиток прошлого. Сложность не в вопросе современности или несовременности, а в привлечении средств для реализации идеи. Если бы нашлась такая структура, готовая поддержать гандбол, был бы толк. Тогда бы мы вернули всех ведущих игроков из-за границы. На родину все хотят. На чужбине не так легко. Предложи спортсменке почти такую же сумму, которую она получает в зарубежном клубе, и я даю гарантию на двести процентов, что люди все приедут в Украину.
Другой аспект проблемы - отсутствие четкой программы развития спорта в стране, в соответствии с которой мы бы работали над тактикой и стратегией. У нас почему-то этого нет, или данный документ где-то прячут. В той же России при Фетисове была заложена такая нормативная база, и там пошел результат. Потом у руля спортивного хозяйства встали чиновники, и сразу же ситуация ухудшилась. Однако все равно у них есть программа, в которой четко обозначены ориентиры. У нас же горизонты покрыты туманом.

-Туман рано или поздно придется разгонять – чтобы увидеть, к примеру, пути выхода из кризиса. Чемпионат Украины среди женщин, мягко говоря, являет собой не самое впечатляющее зрелище...

-Вы правы. Есть флагман - «Смарт» из Кривого Рога, с которым другие команды не хотят играть: мол, зачем ехать - все равно шансов на победу нет. Другим участникам лучше сэкономить деньги, получив лишь технические поражения (0:10). В итоге гандболистки криворожского клуба, в котором выступают сборницы, не получают игровой практики.

-И где же выход?

-Моя точка зрения такова. Все начинается с детского спорта, откуда и выходят будущие чемпионы Европы, мира и Олимпийских игр. Будет работать система ДЮСШ – тогда и получим отдачу. Почему раньше гандбол держался на высоком уровне? Потому что в Киеве в свое время работали больше десяти спортивных школ, которые имели гандбольные отделения. Раньше наш вид спорта - как футбол, баскетбол - входил в программу физвоспитания средней школы, сейчас его вывели оттуда. Где тренерам набирать пополнение? Решим проблему на самой первой ступеньке - легче будет строить лестницу к спорту высших достижений.

-А как вы оцениваете нынешнее положение высшей ступеньки – национальной сборной? Вы уже вникли в суть дела?
-Честно  говоря, глубоко еще не разобралась, потому что ведь всего пару недель начала работать в качестве вице-президента. Конечно, проблемы есть. Девять человек - легионеры,  которых надо уговорить, оплатить их приезд и отъезд, в общем, решить много организационных нюансов. Хотя все они заверили, что примут участие в двух оставшихся матчах отборочного турнира чемпионата Европы-2010 с Португалией и Швейцарией. Нам надо выиграть хотя бы одну встречу, чтобы завершить квалификацию на первом месте в подгруппе. Мы будем стараться, и нам это вполне по силам - одержать не одну, а две победы. И девочки, и тренерский штаб во главе с Леонидом Евтушенко настроены только на максимум. Хотя заранее говорить о том, что Украина - уже первая, нельзя. Вот когда добьемся желаемого результата, тогда и будем делать соответствующие заявления.

СНАЧАЛА НАУЧИ - ПОТОМ ТРЕБУЙ

-Вы курируете ветеранский гандбол. Уже возили украинскую сборную на европейский форум, а в прошлом году провели первый чемпионат Украины среди женщин. Это направление развиваете дальше?
-Конечно, готовимся к чемпионату мира. А 2-го и 3-го мая на площадке спорткомплекса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко состоится уже второе первенство страны среди ветеранов. В 2009-м в соревнованиях участвовали три команды, теперь - уже четыре (Одесса, Овидиополь, Киев и объединенный коллектив Херсона и Запорожья). На их основе и будем составлять сборную страны, которая отправится на мировой форум, его планируют провести в 2011 году в Италии. Считаю, что турниры среди ветеранов нужны обязательно: для участников – это встреча с молодостью, а для молодого поколения - возможность увидеть на площадке звезд минувших лет. Конечно, скорости уже не те, однако техническому совершенству, пониманию игры стоит поучиться.

-Хлопотно ли работать на должности заведующего кафедрой самого престижного вуза страны?
-В самом начале было тяжело - не то слово. Но благодаря спорту, школе Турчина, мне удалось освоить это дело. Скажу сразу: тот, кто прошел институты Игоря Евдокимовича, не может быть плохим специалистом, потому что рос в таких условиях, где отсутствовало слово «хочу», главенствовало слово «должен». Вы должны тренироваться, должны совершенствоваться, должны победить. К тому же я работала на кафедре преподавателем лет пять, знала коллектив, специфику деятельности. Но все равно новых проблем навалилось огромное количество. Тем более что тут вместе со мной работали настоящие аксакалы университета, которые на кафедре - по тридцать-сорок лет, профессора, доктора. Я понимала, что до их уровня мне еще надо дорасти. Но в «Спартаке» ведь тоже пришлось догонять более мастеровитых подруг. Конечно, тот опыт мне очень помог. В начале своей работы в качестве завкафедрой я взвешивала каждое свое слово, каждое свое действие. При этом не стеснялась спрашивать у знающих людей, как мне поступить в том или ином случае.

-Приходится ли бить кулаком по столу?
-Знаете, я очень люблю людей. Мне, например, говорят: «Татьяна Ивановна, он же плохо поступает, такой-сякой». Я им отвечаю: «Посмотрите, какие красивые у него глаза». А поступки? Может, человек не знает, может, его нужно направить. Вот когда расскажем и покажем, вот тогда и будем спрашивать. Не научив, не имеем права требовать.

-А учите часто?
-Не часто, но основательно. У меня был такой период, когда с кафедры ушли многие возрастные преподаватели. Я набрала молодых, хотя мне многие советовали вновь набрать только опытных и умудренных сединами. Оппонентам отвечала: «Нет, сделаю ставку на новую волну». И через годик-два они освоились, выросли профессионально, и теперь те, кто мне советовал их не брать, изменили прежнее мнение. Сейчас уже представители той «генерации», которую учила я, сами являются наставниками молодых. Считаю, что такая цепочка передачи опыта, знаний, умений от поколения к поколению должна работать в любом деле. На том и стою.


Алексей ГОНЧАРУК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Cruiscontrol
ААА!!!
Мой люьимый препод по физкультуре!!!
Татьяна Ивановна!!! Я прям соскучился по Вам!