Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Паралимпийские игры
|
1372
0

ЮРКОВСКАЯ: «Оставлю на трассе все силы»

Интервью с самой титулованной украинской спортсменкой накануне старта Паралимпиады

ЮРКОВСКАЯ: «Оставлю на трассе все силы»
Елена Юрковская

В двухлетнем возрасте Елена Юрковская осталась без ног: эскулапы не смогли за признаками обыкновенной ветрянки обнаружить более опасную болезнь. За тем, чтобы в кругу семьи девочка не чувствовала себя ущербной, следила старшая сестра: поручала помыть посуду или полить цветы. Когда Елене исполнилось 13, домой к Юрковским пришел тренер по волейболу и позвал к себе в секцию. Уговаривать Лену пришлось довольно долго, но мама, пригласившая Александра Каурайнена, нашла нужные слова.

Так спорт подарил талантливой девушке новую жизнь, превратив ее в красавицу, оптимистку, чемпионку. Всемирное признание Юрковской принесли биатлон и лыжные гонки. Четыре года назад на Паралимпийских играх в Турине она стала четырехкратной чемпионкой. Под занавес Игр организаторы вручили Елене медаль из чистого золота - как лучшей среди всех участниц соревнований.

Юрковская будет главной надеждой украинской сборной и в Ванкувере.

-Украинские биатлонисты были в восторге от олимпийской трассы Уистлера. А вам она понравилась?

-Во время канадского этапа Кубка мира мы успели испытать трассу, где разыграют медали Паралимпийских игр. Мне кажется, она не слишком сложная, хотя не такая уж и простая: подъемы, на которых нужно усиленно работать, сменяют спуски, где можно отдохнуть.

НЕ ЛЮБЛЮ И СМУЩАЮСЬ

- На Играх в Турине вы стали автором едва ли не главной сенсации: не каждый способен на одних соревнованиях завоевать столько медалей. В Ванкувере, как считаете, будет сложнее, поскольку титулы придется отстаивать?
- Стараюсь никогда не загадывать наперед. Хотя в глубине души надеюсь, что все будет, по крайней мере, не хуже. Но если мне и не удастся так часто подниматься на высшую ступень пьедестала, все равно знайте: я оставлю на трассе все силы. Без боя не отступлю.

- В чем секрет феноменального успеха в Турине?
-Все случилось с Божьей помощью, а также благодаря профессио нализму тренеров, поддержке родных и близких. Отправляясь в Италию, чувствовала себя неуверенно. А все потому, что, готовясь к летним Паралимпийским играм в Афинах, где соревновалась с девчонками в волейболе сидя, очень много упустила в лыжной подготовке. До Игр в Турине оставалось всего полтора года, а я никак не могла победить. На контрольных соревнованиях или этапах Кубка мира постоянно финишировала второй-третьей. Оптимизма это не прибавляло. Вопреки всему, желание выиграть хотя бы одно золото было огромным: я обещала маме посвятить ей золотую медаль. Когда мне это удалось, я была на седьмом небе от счастья - обещание уже выполнила и... успокоилась. Тогда медали посыпались, словно из рога изобилия - неожиданные и поэтому особенно приятные.

- Когда все складывается так удачно, остается одно общее позитивное впечатление? Или же все-таки естьгонки, воспоминания о которых и сейчас вызывают бурю эмоций?
- Больше всего мне нравятся эстафеты. В Турине это была гонка с избытком адреналина. Вся наша команда чувствовала себя единым организмом. Мы с девочками заняли третье место, но для нас это был прорыв, ведь за четыре года до этого в Солт-Лейк-Сити у нас вообще не было команды. Не хватило участниц для полного состава.

-В течение нескольких дней вы стали известной на весь мир. Слава - это приятное чувство?
-Больше всего не люблю, когда так много внимания приковано к моей персоне. Не могу сказать, что интерес прессы и людей, сопровождавший меня целый год после того успеха, был неприятен. Но все это немного смущало. Хотя ничего, справилась.

СОСТАРИТЬСЯ НА ЛЫЖАХ? НИ ЗА ЧТО!

- Вы помните свою первую медаль?
- Самую первую принесли соревнования по волейболу - мы победили на юношеском турнире в Голландии. А счет «зимним» медалям открыла бронза Кубка мира. Это серьезные медали. А среди несерьезных -  многочисленные награды на детских развлекательных турнирах, когда мы играли в кегли, настольный теннис, другие игры. Считала ли я, сколько всего у меня наград? Это довольно сложно сделать. Точно могу сказать, сколько медалей привезла с Паралимпиад и чемпионатов мира. На двух Играх завоевала десять наград, из них четыре золота Турина, а на чемпионатах мира на пьедестал поднималась одиннадцать раз, восемь - на высшую ступень.

Самая памятная медаль - серебро в Солт-Лейк-Сити. Эта награда стала приятным подарком к восьмому марта. Я человек не слишком эмоциональный, чтобы прыгать от радости или как-то иначе проявлять свои чувства в присутствии других людей. Могу это сделать, когда меня никто не видит. Тот случай был именно таким. Когда никого не было рядом, я изо всех сил радовалась, что, несмотря на не совсем благоприятные прогнозы, для меня все сложилось так удачно. Радовалась моему успеху мама - она позвонила, и даже по телефону было слышно, как сложно ей сдерживать эмоции. В общем, этот двойной праздник стал самым памятным.

А вот серебряная медаль в Турине - самое обидное поражение в карьере. В гонке на 10 км была так близка к победе, но все перечеркнула досаднейшая ошибка. Вместо того, чтобы поехать на заключительный круг, я помчалась в другом направлении. А когда подняла голову, увидела, что нахожусь недалеко от финиша. Пришлось возвращаться и исправлять ошибку. Естественно, такая медаль удовлетворения не принесла.

- В Солт-Лейк-Сити вы проиграли самой легендарной бабушке в мире - 58-летней норвежке Ронгильде Мюклебуст. Это был удар по самолюбию, или все же уступить такой возрастной спортсменке почетно?

- Ронгильда - уникальный человек. В таком возрасте - и так быстро бежать! Ее результаты произвели на меня фантастическое впечатление. Именно Ронгильда стимулировала меня и, уверена, других спортсменов не останавливаться на достигнутом. Все лыжницы-паралимпийки равнялись на норвежку. Поэтому мысли наподобие: «Господи, я, молодая девушка, проигрываю пожилой женщине!» в голову даже не приходили. В то время я была дебютанткой Игр. К поездке в Солт-Лейк-Сити готовилась почти два года - с нуля ставила  технику, работала над скоростью и выносливостью. Самой большой мечтой было выиграть хотя бы одну бронзовую медальку. А привезла домой cepefjpo и три бронзы.

Почему Ронгильда так долго была непобедимой? Помимо всего прочего, наверное, потому, что в Норвегии долго лежит снег и для лыжников там - просто рай. Мы же на сборах почти всегда тренируемся в паре с дождем. Часто даже снега нет. Приходится как-то выкручиваться: на маленький клочок трассы сносим изо всех окрестностей снег, чтобы хотя бы стометровку проехать. Норвежка, к сожалению, уже закончила спортивную карьеру. А так хотелось посоревноваться с ней, посмотреть, изменились ли мы за эти годы. Как подумаю, сколько лет она провела на лыжне! Мы с девчонками шутим, что кто-то, возможно, и умрет на трассе. У меня в принципе иной взгляд на эти вещи: не хотела бы состариться на лыжах. С другой стороны, не загадываю, до какого возраста буду выступать.

НЕ ПОДУМАЙТЕ, ЧТО НАШИ ТРЕНЕРЫ - ДИКТАТОРЫ

- Сколько же лет нужно было тренироваться, чтобы поехать на Паралимпиаду?
- В 2001 году мне предложили испытать себя в лыжных гонках и биатлоне. А в 2002-м я уже соревновалась в Солт-Лейк-Сити. В чем секрет быстрого успеха? Не в последнюю очередь - в трудолюбии. Но главная причина моих побед - это талант наших тренеров. Не я одна приношу медали украинской сборной - плодотворно работает вся команда. Наши наставники умеют поставить тренировочный процесс на нужные рельсы и вдохновить на работу. Когда много тренируешься и сильно устаешь, в голову часто закрадываются мысли о том, зачем мне нужен этот спорт. А пик усталости приходит незадолго до Паралимпийских игр, когда выжимаешь из себя последние соки. В такие моменты тренеры умеют найти волшебные слова.

- А когда спорт приносит наибольшую радость?
- Когда на соревнованиях по биатлону стреляешь «по нулям». Думаю, это больше всего нравится и тренерам. На кубковых этапах я практически никогда так точно не стреляла. Поэтому на первых моих Играх в Солт-Лейк-Сити тренеры не рассчитывали, что в биатлоне я смогу побороться за пьедестал. Но неожиданно для всех и себя самой я отстрелялась «на ноль» и заняла второе место на дистанции 7,5 км.

На тренировках стрельбе мы уделяем довольно много времени. Стрелковая подготовка заключается в том, что за одно занятие мы выстреливаем 10-20 обойм. Еще у нас есть так называемая «холостая стрельба»: в комнате или спортзале лежим по полчаса, а то и больше, и работаем с винтовкой на удержание. Но точнее всего соревновательную деятельность имитирует стрельба после гонки на лыжах или лыжероллерах, тогда на огневом рубеже сердце словно вырывается из груди.

- Наверное, вы очень терпеливый человек, раз можете долго выносить монотонную и неэмоциональную работу?
-Под присмотром наставников могу терпеть долго (улыбается). Но когда тренируюсь сама, и за мной никто не наблюдает, то, конечно, себя, любимую, могу и пожалеть. Я ведь всего-навсего человек, поэтому мне бывает трудно заставить себя работать монотонно, словно машина. На  дистанции мне тоже лучше тренироваться под присмотром. Мне хорошо, когда тренер находится рядом и говорит: «Лена, техника сейчас у тебя немного не та. Ты ошибаешься там-то и там-то». Когда видишь, как переживает за тебя наставник, появляется  чувство особой ответственности. Вот тогда из кожи вон лезешь, работаешь на износ. Когда же никого рядом нет, то заставить себя так работать просто невозможно. Только не подумайте, что наши тренеры - Николай Варчак и Валерий Казаков - диктаторы, которые постоянно стоят с кнутом. Ничего подобного! Просто они - профессионалы. Валерий Николаевич и Николай Васильевич знают, какие нагрузки нам необходимы для достижения результата. При этом они никогда не повышают на нас голос. Поэтому, если не выложишься полностью, то даже чувствуешь какую-то вину перед ними. Могут ли они нас пожалеть после особенно трудных тренировок? Нет. Поскольку знают, что стоит нас пожалеть, мы тут же расслабляемся. Так что нас лучше держать в ежовых рукавицах (улыбается). Тренеры не ругают нас после поражений. Наоборот, всячески пытаются поддержать. Говорят: «Поражение - это тоже хорошо. Значит, есть над чем работать в будущем». Но зато когда мы выигрываем, они не скрывают своей радости! Тренеры не бросаются в объятия. Но когда подходят поздравить, ощущаешь, насколько искренна их радость.

СНАЧАЛА ПОПАЛА В МУЖСКУЮ КОМАНДУ

- Что для вас на первом месте - победы или сама возможность соревноваться?

- В детстве, когда только начала заниматься спортом, победы меня мало интересовали. Меня привлекал сам процесс тренировок и участие в соревнованиях. Со временем я распробовала победы на вкус и стала соревноваться на результат. Но не ради медалей как таковых. Мне нравится ставить перед собой самые высокие цели и достигать их.

- В детстве вы долгое время наотрез отказывались идти в спортивную секцию. Почему?
- Маленькая была и глупая. Уговорили меня прийти на тренировку и посмотреть, что такое спорт, лишь когда мне было 13. Уговаривали все. Мама с сестрой целый месяц рассказывали, как это хорошо - заниматься спортом. Мы тогда жили в Макарове, и там была волейбольная команда для людей с ограниченными возможностями. Наверное, тренер той команды Александр Каурайнен где-то увидел меня и предложил маме привести меня на тренировку.

На первую тренировку я пришла с подругой. А спустя час поняла, что волейбол - очень увлекательный вид спорта и что мне нравится тренироваться. И это несмотря на то, что в секции я была единственной девочкой. То была мужская команда, где самым младшим игрокам стукнуло уже 25 лет. Но среди них я не чувствовала себя чужой. Мальчишки опекали меня, помогали во всем, подсказывали и обучали нюансам игры. Они все понемножку были моими тренерами.

Дома я никогда не чувствовала себя неполноценной. Вся моя семья относилась ко мне, как к нормальному человеку, никаких поблажек мне не делали. У меня был целый ряд обязанностей. Я сама убирала свою комнату, помогала маме по кухне - помыть посуду, приготовить что-то простенькое. В общем, жила как все дети. Меня не лелеяли и не жалели. Родители не делали разницы между мной и сестрой.

-Что вам более по душе: командный волейбол или индивидуальные виды - такие, как биатлон и лыжныегонки?
- Я начинала с волейбола, и теперь он для меня - хорошая разрядка. Командные виды - моя давняя любовь. Но и на лыжне чувствую себя ничуть не хуже. Пока что делаю ставку на зиму, поэтому и не выступала вместе с другими волейболистками в Пекине. Дело в том, что в Афинах во время игр повыбивала плечевые и локтевые суставы. А после таких травм восстанавливаться слишком долго. К зимней Паралимпиаде можно и не успеть.

- А как вы попали в лыжный спорт?

- Для меня это до сих пор остается загадкой. Кто-то из областной организации «Инваспорт» увидел во мне лыжницу. Но чья это была инициатива, от кого исходило такое предложение, я не знаю. Прогноз этого человека оправдался: именно в лыжных видах спорта я смогла реализовать себя. Особенно по душе пришелся биатлон с его интригой и непредсказуемостью. Какие дисциплины в биатлоне мне нравятся больше всего? Те, где мне везет, где получается одержать победу. Биатлон - это лотерея. И не только из-за стрельбы. Все, что угодно, может случиться и на трассе. Сейчас ты впереди всех, а спустя несколько минут у тебя ломается лыжа, и ты сходишь с дистанции. К счастью, на Паралимпийских играх такие неудачи обходили меня стороной. А вот на этапе Кубка мира однажды не вписалась в поворот, въехала в мост и сломала лыжу. В итоге выбыла из борьбы за медали.

РАДИ ЭТИХ ОЩУЩЕНИЙ СТОИТ РИСКНУТЬ ЗДОРОВЬЕМ

- Перед стартом у вас бывает предчувствие, что все сложится удачно?
- Нет, ничего подобного у меня никогда не было. Перед стартом я прошу о помощи Бога, а рассчитываю на свои силы.

- В паралимпийском спорте, также как в спорте олимпийском, существует проблема использования спортсменами допинга. Как вы относитесь к коллегам, которые попались на употреблении запрещенных препаратов: сочувствуете им или осуждаете?
- Не осуждаю, но и не сочувствую. Захотелось им почувствовать вкус победы, приняли они допинг. Что дальше? Каждый поступает так, как позволяет ему совесть. У нас был такой случай, когда американская спортсменка на протяжении всей своей карьеры занимающая четвертые-пятые места, и на крупных соревнованиях ни разу не входящая в число призеров, выиграла все возможное «золото» чемпионата мира в Германии. Под занавес чемпионата оказалось, что она принимала допинг. Естественно, медали у нее отобрали и отдали спортсменке, финишировавшей второй. Этой спортсменкой оказалась я. Таким образом, на том чемпионате я стала пятикратной чемпионкой мира. Но в полной мере насладиться этим триумфом так и не смогла: на церемониях награждения я все время стояла на второй ступеньке. Именно поэтому до сих пор не ощущаю себя чемпионкой мира, ведь на протяжении всего чемпионата не я была главным действующим лицом. Мне было немного обидно: сама я всегда придерживаюсь правила «честной игры». Нам на соревнованиях дают различные витамины - чтобы лучше восстанавливаться, чтобы поддерживать работу печени и других внутренних органов. Но в соревновательный период я отказываюсь даже от этих витаминов - вся фармакология только после окончания стартов.

- Ученые, которые исследуют спорт для людей с ограниченными возможностями, никак не могут прийти к общему мнению. Одни говорят, что спорт для людей с особенными потребностями должен иметь оздоровительный характер. Другие утверждают, что без больших нагрузок и борьбы за медали такой спорт будет неинтересен даже для самих спортсменов. А какой точки зрения придерживаетесь вы?
-Поддерживаю вторую группу ученых: спортсмены с особенными потребностями должны иметь возможность пережить те острые ощущения, которые дает спорт высших достижений, даже рискуя при этом здоровьем. Спросите у любого паралимпийца: если бы нам делали поблажки, жалели бы на каждом шагу, мы бы не чувствовали себя нормальными людьми. В детстве я этого не понимала. А вот в подростковом возрасте стала ощущать разницу между собой и подругами. Чувство неполноценности - что я не такая, как они, - угнетало меня. И только благодаря спорту я смогла доказать окружающим, что я на самом деле сильная. Ну и пускай, у меня нет ног, но это еще не доказательство слабости или неполноценности. Я ставлю перед собой цели и достигаю их. И не только в спорте. В жизни я уже тоже знаю, чего хочу, и стараюсь реализовывать свои желания. Спорт высших достижений с его стрессами и нагрузками закаляет не только тело, но и характер. Поэтому ограничиться физкультурой лично для меня было бы... неполноценно.

МОДЕЛЬЕР ИЛИ ТРЕНЕР?

-Лена, вы когда-нибудь думали о том, чем бы вы занимались, если бы в вашей жизни не было спорта?
- Вообще-то я мечтала стать модельером. Вы помните, когда-то был мексиканский сериал «Просто Мария»? В свое время я была от него просто в восторге! Насмотревшись, как умело шила Мария, я доставала свои куклы, придумывала для них наряды и шила. Ко мне даже подруги приходили: «Пошей и нам что-нибудь такое».

- Эта детская мечта осталась? Вы попробуете реализовать ее после завершения спортивной карьеры?
- Спорт закрыл дверь к этой мечте. Но открыл окно навстречу другой. Теперь я хочу, чтобы в Ванкувере все прошло успешно. Сейчас модельером я все равно бы не стала. Немного разленилась: бывает, лень даже пуговицу пришить (улыбается). Теперь я магистрант факультета физического воспитания Переяслав-Хмельницкого педагогического университета имени Григория Сковороды. Пока в планах - работать тренером, но как сложится моя дальнейшая судьба - посмотрим. У меня очень переменчивый характер: сегодня хочу одно, а завтра уже мечтаю о другом. Поэтому со стопроцентной уверенностью не могу сказать, что когда-нибудь буду курировать юных спортсменов.

- Спорт оставляет хоть немножко времени на что-то другое?
- Этот год у нас ударный. С одних сборов едем на другие, с одного кубкового этапа перебираемся на следующий. Дома практически не бываю. А до этого самое большое удовольствие мне доставляли выезды с семьей на природу с ночевкой. Мне по душе активный отдых. Я четко разделяю спорт и неспортивную жизнь. С девчонками, с которыми вместе тренируемся и подолгу живем на сборах, приехав домой, не встречаемся и редко когда созваниваемся. Дома меня ждут давние подруги, поэтому я по лыжницам не скучаю, хотя всегда рада видеть их на соревнованиях.

- В Украине нет условий для комфортной жизни людей с особенными потребностями. Вы с коллегами по команде пробовали поднимать этот вопрос во время встреч с руководством государства?
- С президентом и премьер-министром мы встречаемся не так уж и часто. Президента видела лишь однажды, когда мне вручали награду Героя Украины. Но подойти поближе, пообщаться - такой возможности не было. Все интересы людей с особенными потребностями в нашей стране отстаивает президент Паралимпийского комитета Украины Валерий Сушкевич. О наших трудностях он знает не понаслышке и при малейшей возможности старается донести о них до верхов.

- Был ли у вас в спорте пример для подражания?

- Мне никогда не хотелось быть ни на кого похожей, даже на самых выдающихся личностей. Я - индивидуальность, поэтому хочу быть такой, как есть. И даже чуточку лучшей, чем я есть. А в спорте особенно симпатизирую немецкой биатлонистке Кати Вильхельм, российским фигуристам Ирине Слуцкой и Евгению Плющенко - они неординарные мастера и умеют добиваться цели. На чемпионатах мира и Европы посмотреть на них «вживую» никак не получается - у нас разные графики. А вот во время Олимпийских игр приходили поболеть за этих людей.


Елена САДОВНИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.