МОЧУЛЯК: «Меня оставили в лесу в одних тапочках»
Интервью с одним из самых перспективных форвардов украинского футбола начала 90-х годов
ОВОЩИ ОДНОГО ПОСОЛА
-На родине вы не играли почти восемь лет. Да и переход в овидиопольский «Днестр» был сопряжен с определенными сложностями...
- В «Бухаре» не доиграл три месяца до окончания чемпионата. Новые руководители в лице директора узбекского клуба вдруг решили, что легионеры в сравнении с местными игроками зарабатывают слишком много. Мне сказали: «Играй без премиальных и выполнения дополнительных контрактных обязательств».
Естественно, я отказался, связался с юристами ФФУ, они посоветовали, как нужно себя вести. Личное соглашение было расторгнуто в одностороннем порядке, а документы по моему делу ушли в ФИФА. Однако хитроумные узбеки продолжали вставлять мне палки в колеса: зимой меня пригласил тренер «Машала» Владимир Бондаренко, но местная федерация заблокировала переход. Так вот и потерял полгода.
- Знаю, что подобные истории постоянно возникают у наших игроков, защищающих цвета казахстанских клубов...
- Эти две страны - овощи одного посола. В Казахстане ведут себя немножко цивилизованнее, как-никак страна уже не первый год числится в УЕФА. А вот у узбеков процветает натуральный беспредел. Здесь все поголовно или родственники, или сваты с кумовьями, вот и покрывают друг друга по принципу круговой поруки. Одного звонка более чем достаточно, чтобы уладить вопрос в сторону клуба, так что футболистам приходится очень тяжело.
-И все-таки какие-то плюсы у бывших азиатских республик СНГ имеются, раз там наблюдается такой наплыв украинских и российских легионеров?
-. Во-первых, там редко смотрят в паспорт. Хотя в том же Казахстане в последнее время ввели квоту на иностранцев, пять-шесть ведущих клубов по-прежнему делают ставку на приезжих исполнителей с громкими именами - таких как Егор Титов, Андрей Тихонов и Максим Шацких из «Локомотива», ну а о выступающем в тамошнем «Бунедкоре» Ривалдо я вообще помалкиваю.
- Можно себе представить, какую зарплату платят 37-летнему бразильцу в Ташкенте...
- Не можете (улыбается). С финансами там действительно все в полном порядке. Иначе тренеры уровня Зико и Сколари туда бы не поехали.
-В Казахстане в общей сложности вы провели без малого четыре года. Кто из игроков Украины и России проявил себя в этой стране лучше остальных?
-Мой земляк Сергей Костюк играет там уже лет шесть: в каждом из клубов числился лидером, а со временем стал игроком национальной сборной Казахстана. Обычно действует в центре поля - на позициях опорного хавбека и под нападающими, и сейчас о нем прекрасные отзывы. На хорошем счету защитник Андрей Ерохин. А в «Актобе» выделяется Александр Митрофанов. Помните такого маленького юркого хавчика из «Таврии»?
Что же касается мастеровитых россиян, то мне больше остальных запомнился Олег Веретенников, выступавший в свое время в «Астане». Скорости у человека нет, но острый пас, уникальные штрафные, мощные удары с любых позиций - все осталось при нем. В Казахстане Веретенников забивал почти в каждой игре.
РУМЫНСКАЯ МАФИЯ МОЛДАВСКИХ «ЗУБРОВ»
- К чему в Азии привыкали с наибольшим трудом?
- Погодные условия - не сахарные. Летом столбик термометра доходил почти до 50 градусов. Помню, когда мы с Русланом Романчуком и Васей Стежковым приехали в «Тараз», нас сразу предупредили: «Ребята, терпите. Тут и местным в такую жару играть очень непросто, а вам так вообще туго придется». И что вы думаете, в первом матче уже через пятнадцать минут доморощенные игроки уже искали козырек, чтобы отсидеться в тени, а по полю гоняли трое украинцев и один парень из России.
Ну и кухня там специфическая. Самое популярное мясо - баранина, оно является составляющим плова. А вот свинину - ищи-свищи, все равно не найдешь. Единственная радость - фрукты здесь круглый год, недорого и доступно.
-Ваш творческий отпуск прервало предложение наставника «Днестра» Андрея Пархоменко.
-С Андреем знакомы кучу лет: он выручал меня еще семь лет назад после истории в Молдавии. После прихода в «Зимбру» Габи Стана мои позиции пошатнулись. Румынский специалист пригласил в Кишинев двенадцать своих соотечественников. Потом оказалось, что у тренера и игроков был один и тот же агент. Футболисты подписывали очень хорошие контракты, а наставник, в свою очередь, был обязан ставить их в состав. Через два месяца после того, как я ушел, Стана уволили, а всю румынскую колонию разогнали. Но в финансовом плане команду встряхнули очень здорово. Самое же печальное для меня заключалось в том, что отступные за Мочуляка руководство «Зимбру» просило просто невероятные, пытаясь компенсировать потери, связанные с покупкой игрока у «Таврии». Потенциальных покупателей эти цифры отпугивали. Правда в итоге восторжествовала, время ушло безвозвратно.
- В то же самое время вы, по совету Олега Венглинского обратились в профсоюз футболистов Украины под руководством его тезки Печерного...
-С Венглинским познакомились чисто случайно на отдыхе в Египте. Сначала оказались в одном самолете, а потом выяснилось, что наши с Олегом семьи поселились в соседних отелях. Постепенно сдружились и продолжаем контактировать до сих пор. А профсоюз мне тогда помог только наполовину, выбив статус свободного агента. Материальный вопрос так и не решился. Деньги, как горько шутят сами футболисты, в «Зимбру» мне «простили».
СРАЖЕНИЕ С ЮНЫМ БАЛЛАКОМ
- Вернемся в более отдаленное прошлое. Каким образом вам уже к двадцати годам удалось наколотить 23 мяча в первенстве Украины?
- Прошел школу дубля «Черноморца», получил приглашение из тернопольской «Нивы», которую возглавил Леонид Буряк. Виктор Прокопенко посоветовал ехать. Тягаться с опытными нападающими уровня Ивана Гецко, Сергея Гусева и Александра Щербакова мне тогда было сложно, а игровая практика на высшем уровне была нужна кровь из носу. Я был молод, честолюбив, выступал за молодежную сборную Союза. А коллектив в «Ниве» подобрался очень интересный: в воротах - Дима Тяпушкин, в обороне - Влад Тернавский, в полузащите - Дима Тутиченко, в атаке - Ваня Корпонай. В чемпионате Украины мы тогда добрались до шестого места.
- А каким образом вам удалось попасть в сборную СССР?
- Когда мне было 13 лет, мой первый тренер Олег Галицкий порекомендовал меня, Руслана Романчука и вратаря Юру Никитенко в сборную Украины по своему возрасту. Прошли несколько сборов, и пошли на повышение - из республиканской команды во всесоюзную. Четырехлетний цикл пролетел как одно мгновение. Тренировали нас в разное время Виктор Папаев и Борис Игнатьев, ему то и порекомендовали взять в команду совсем молодого Парфенова, и вскоре Дима стал капитаном команды. Кроме того, костяк коллектива составляли нападающий «Пахтакора» Валера Кечинов, еще один будущий спартаковец - полузащитник Андрей Коновалов. Старший брат и коллега по амплуа Максима Шацких - Олег. На посту номер один конкурировали москвич Валера Чижов, бакинец Дима Крамаренко и старожил сборной Узбекистана - Паша Бугало.
- И такая команда ничего не выиграла?!
- Мы серьезно нацеливались на чемпионат Европы среди 17-летних. Легко прошли отборочные игры и поехали в Швейцарию - на финальную часть соревнований. Но там неожиданно заняли второе место в группе. Роковым стал поединок с Испанией, которую до того мы без проблем обыгрывали по 2:0 и 3:0 и, вероятно, недооценили, а ведь у них в составе засветилось немало будущих звезд «Реала» и «Барселоны». В Швейцарии мы уступили пиренейцам со счетом 1:4. Затем выиграли две игры кряду, но шанс на выход в финал был упущен. В итоге пришлось довольствоваться бронзовыми медалями.
А еще запомнилось наше выступление на мемориале Гранаткина. В матче против немцев я увидел юного Баллака. Он был на два года младше большинства из нас, но уже тогда выделялся незаурядным уровнем игры.
- Согласны, что и вы в футболе могли добиться гораздо большего?
- Возможно. После второго удачного сезона в «Ниве» получил немало хороших предложений из-за рубежа, но Буряк настоял на моем переезде в Одессу. Тогда как раз проходил отбор на Олимпиаду, и я играл за молодежную сборную рядом с Шевченко, Ващуком, Шовковским, Парфеновым... А в «Черноморце» внезапно подхватил воспаление легких, лежал в больнице, долго восстанавливался и фактически потерял год. Когда вернулся, на поле что-то не клеилось, вписаться в состав уже не удалось. Мой поезд безвозвратно ушел.
ПРОЩАЛЬНАЯ ЗАПИСКА КОРМИЛЬЦЕВА
- Были варианты трудоустройства за границей?
- В 1995-м отправился на смотрины в «Андерлехт», где меня просматривали добрых две недели. Зарекомендовал я себя нормально, но в цене наши клубы не сошлись. А по возвращении из Бельгии, вдруг всплыло предложение из Израиля. У нас тогда много ребят уезжало в Страну обетованную, и все с помощью агента Бориса Нормана. Вот и я отправился на подписание контракта. Но не доехал... Незадолго до этого мы с женой проводили отдых в Эмиратах, и у меня в паспорте стояла тамошняя виза. Отношения между двумя государствами были, как говорят в Одессе, «не фонтан», и с таким штампом в паспорте дорога в Израиль мне в течение парочки лет была заказана.
- Зато вы неплохо проявили себя в «Уралаие», которым тогда руководил Павел Яковенко...
- Павел Александрович - настоящий фанат футбола. Безумно строгий тренер, дисциплина в коллективе была железная. Яковенко любил, чтобы на поле, как и в быту, все было идеально. Медицинский корпус работал грамотно и четко, как швейцарские часы - витаминизировали нас ежедневно по специальной программе - к слову, совершенно легальной. Тем более что организм требовал подпитки: на сборах игроков ожидала настоящая школа выживания - по три тренировки в день. Зато в чемпионате игралось легко и в охотку: первую лигу мы выиграли в два счета. Составчик был что надо: украинцев - человек восемь. Володя Ковалюк подъехал, Дима Тутиченко...
- А в центре поля заправлял треугольник Яшкин - Кормильцев - Смертин?
- Причем было ясно, что надолго эти ребята в Калмыкии не задержатся. Смертин в «Уралан» приехал летом, команда была на ходу, но он сразу же влился в коллектив. На первых же тренировках отчаянно стелился в подкатах, выцарапывая каждый мяч. А через какое-то время отправился на повышение - в «Локомотив». Очень многого ждали и от высокотехничного Яшкина. С мячом Артем обращался изумительно. Что же касается Кормильцева, то он подкупал своей тактической грамотностью. Правда, из «Уралана» Сергей чуть не сбежал.
После сборов в Италии команда возвращалась в Москву, и некоторое время тренировалась там перед отлетом на Кипр. Выезжаем на очередную тренировку, смотрим - Кормильцева нет. В номере гостиницы, где Сергей жил с Яшкиным, нашли записку: Павел Александрович, спасибо, мол, вам за доверие, но оправдать не сумею: больше не могу, не выдерживаю, извините... Бедный Кормильцев с такими нагрузками до Яковенко не сталкивался никогда в жизни. Еле-еле уговорили парня вернуться, и как показало время, не прогадали.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ НА ТРАССЕ
- С вами такие истории случались?
- Я от коллектива, если и отрывался, то только по нелепой случайности. Помнится, однажды возвращались с «Нивой» с выездного матча. Главный тренер Буряк вышел в Киеве, а мы поехали в Тернополь вместе с его неизменным помощником - прекрасным человеком Владимиром Козеренко, пусть ему земля будет пухом. Рано утром команда попросила сделать остановку в лесопосадке около трассы в районе Хмельницкого. Высыпали по мелкой нужде, на часах - пять утра. Полюбовался я местными кустиками, возвращаюсь к трассе, автобус - метрах в пятидесяти, набирает полный ход. Ситуация, как в дурной комедии. Стою я рано утром в одних тапочках и шортах, без копейки денег. Погоревал минут десять, наконец-то едет машина. Тормознул, объясняю: так и так, мол, ребята, помогите догнать автобус. Настигли, обогнали, выбежал я на трассу. Когда Владимир Сергеевич увидел меня в лобовое стекло, просто обалдел. Зато ребята нахохотались так, что чуть животики не надорвали.
- Кто из окружавших вас перспективных игроков так и не заиграл на должном уровне?
- Руслан Романчук. Он по нашему возрасту считался суперталантом. Кто-то говорит, что человек Руслан - своеобразный, но я ничего такого не замечал. Нормальный парень, в школе «Черноморца» всегда был на первых ролях. Очень нравился Семену Альтману, да и Прокопенко собирался сделать на него ставку. Но Романчук уехал в винницкую «Ниву», потом выступал в Германии, а в «Черноморец» вернулся в уже достаточно солидном возрасте, когда команда выступала в первой лиге. Мы с Русланом по юношам всегда играли вместе и понимали друг друга без слов. А еще мне повезло выходить на поле рядом с Ильей Цымбаларем. Вот это игрочище! С закрытыми глазами играл.
- Вашим главным «плюсом», насколько я понимаю, всегда считалась не только техника, но и скорость?
- «Стартовая» была приличная: «тридцатку» преодолевал, кажется, за 3,6 секунды. Ну и, конечно, помогала моя «двуногость»: тренеры подсказали, что нужно подтягивать слабую ногу, вот я и оставался после тренировок, работая над собой.
-Самый сильный футболист, против которого когда-то играли?
-Запомнилось противостоянии «Таврии» с ПСЖ. В Симферополе я тогда играл под нападающими, а «опорником» парижан был Джей-Джей Окоча. Вот и соперничали друг с другом все 90 минут. В техническом плане нигериец, конечно, был оснащен потрясающе, но несколько раз и он за мной не успел.
СОРОК КИЛОГРАММОВ КИРПИЧЕЙ
-Какой гол назвали бы самым красивым в карьере?
- Тот, который забил в Тернополе. Дима Тяпушкин после подачи углового четко сыграл на выходе, я подхватил мяч в районе своей штрафной площадки и убежал к чужим воротам. Обыграл трех защитников и вратаря. В телевизионном обозрении этот мяч признали лучшим голом тура.
- Есть промах, который до сих пор стоит перед глазами?
- В отборочном матче олимпийского турнира замыкал прострел в полуметре от пустых ворот. Мяч угодил в перекладину и улетел за пределы поля. Такое запоминается надолго. Уж слишком сильно был уверен в себе: уже видел мяч в сетке.
-Кто из ваших партнеров претендовал бы на роль главного шутника?
-Цымбаларь постоянно всех подкалывал - смешной парень, балагур до мозга костей. А еще очень забавно ведет себя наш прославленный ветеран Петр Христофорович Чилиби. У него каждая фраза на «горбушках» построена. Игорь Шуховцев, как истинный одессит, тоже за словом в карман не лезет: настоящая душа компании, рот не закрывается, все по полу катаются.
- Памятный розыгрыш в памяти освежите?
- Как-то летел с «Черноморцем» на какой-то еврокубковый матч. А с нами группа поддержки, друзья команды, и среди них один человек, которого взял президент клуба Григорий Бибергал. Так вот мы решили над ним пошутить: в сумку кирпичей наложили. Сама по себе сумочка у него была небольшая, а весила килограммов под сорок. Но чудак тот под таким «шофе» был, что так ничего и не заметил. В самолет свои кирпичи втащил.
- С супругой Катей вы уже вместе целую вечность...
- Познакомились 15 лет назад - как раз под Новый Год. Я тогда дружил с Букелем и Парфеновым: много времени вместе проводили. А на вечеринке, так получилось. Юра и Дима были с девушками, а я один оказался. Одна из подружек привела свою, ею и оказалась Катя. Через полтора года пошли под венец. Дочке Лолите уже 13 лет, а сыну Ренату -11, он у знаменитого одесского наставника Савелия Семенова занимается. Как и папа, бегает в нападении. Кто видел его игру, хвалят, но я в этом плане более критичен. Отношение к делу у парня очень серьезное, игры по телевизору вместе смотрим, анализируем...
- На старость себе футболом заработали?
- Сейчас, конечно, в большом футболе расценки немного другие. Но мне, считаю, грех жаловаться. Всех денег мира, конечно, не заработал, но семья не голодает. Пытаемся развивать семейный бизнес: в наше время нужен запасной аэродром. Вот и строим постепенно.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Sport.ua – о ранее известных случаях объединения двух футбольных клубов в один проект
Андрей Шевченко заявил, что потери мотивируют украинцев двигаться вперед