Сборная — не родина, выбирать можно
Нужна ли нашей сборной натурализация легионеров?
Национальная команда Украины потеряла практически шансы на выход в финальный турнир Евро-2008, сохранив лишь надежды.
А потому жалобы Олега Блохина на недостаток достойных футболистов для сборной понять можно. С Турцией, Данией и Грецией в минувшем цикле хватало бойцов старой обоймы, но чтобы навязать борьбу Италии и Франции, нынешнему составу явно недостает класса. К тому же ветераны Андрей Гусин, Владислав Ващук, Сергей Ребров, Сергей Федоров покинули сборную по разным причинам, а не были вытеснены молодыми игроками, как это происходит в элитных командах. Вроде бы и возраст берет свое, а смена пока какая-то робкая попалась. Герои они только на словах.
Что ж, это сборная, здесь приходится работать с теми, кто есть под рукой, а не так, как в клубе, — написал список желаемых приобретений, отдал президенту и вскоре получил необходимое кадровое подкрепление. Так что Блохину на самом деле не позавидуешь. Но есть один путь, который вполне легально дает шанс увеличить длину скамейки сборной в сжатые сроки: натурализация легионеров, которые по тем или иным причинам не были заиграны за сборные своих стран.
Аргентинское «золото» для Муссолини
К подобной практике относятся по-разному. Кто-то требует отказаться, кто-то смущен, кто-то довольно потирает руки. Отчасти такая реакция напоминает ситуацию, когда кто-то подбирает потерянный бумажник, в котором одна к другой сложены крупные купюры. И не украл, но в то же время не заработал и не получил в подарок. Что сделать с бумажником? Отказаться? Незаметно переложить в свой карман? Закричать от радости на всю округу? Что бы вы сделали?
Так и в футболе. Мы находим игрока, который не пригодился сборной своей родины, и предлагаем ему выступать за нас. Если он согласен, а международные нормы этого не запрещают, тогда почему нельзя удовлетворить желание всех заинтересованных сторон? Или, может, противники футбольной ассимиляции, наткнувшись на потерянный бумажник с крупными купюрами, обычно несут его в бюро находок?
А что они говорили, когда решение выступать за сборную Украины принимали родившиеся в России и ставшие там футболистами высокого уровня Виктор Леоненко и Юрий Калитвинцев? Или этого тоже не стоило делать? Ну, а за Артема Милевского, который выбрал не родную Белоруссию, а нашу страну, стоило бороться и отстаивать его право выступать под сине-желтым флагом?
На самом ведь деле ничего зазорного в этом процессе нет. Итальянцы два чемпионата мира в 1930-е годы выиграли, опираясь на ориунди — выходцев из Аргентины, у которых вдруг обнаружились родственники с Апеннинского полуострова. Раймундо Орси, Луиджи (Луис) Монти, Энрико Гуаита, Антилио Демария — эти бравые парни помогли Витторио Поццо порадовать Беннито Муссолини в 1934-м и 1938 гг. При этом каждый из ориунди имел за плечами матчи в сборной Аргентины, но без проблем играл за Италию.
После Второй мировой войны испанцы спокойно пользовались услугами венгров Ференца Пушкаша и Ласло Кубалы, аргентинца Альфредо Ди Стефано, уругвайца Хосе Эмилио Сантамарии, а у итальянцев блистали свои выходцы из Южной Америки: в 50-е — аргентинец Хуан Альберто Скьяффино и бразилец Жозе Альтафини, в 60-е — аргентинец Омар Сивори.
Да и в нынешнем чемпионском составе Скуадры Адзурры нашлось место аргентинцу Мауро Каморанеси, который до переезда в Европу никого не интересовал на родине. Когда же он заиграл в «Ювентусе» и получил приглашение в сборную Италии, в Аргентине спохватились, но уже было поздно. А в Англии, например, до сих пор сожалеют, что не сумели убедить валлийца Райана Гиггза и австралийца Харри Кьюэлла выступать за их национальную команду. Ведь толкового левого полузащитника в английской сборной нет вот уже полтора десятка лет, а тут такие кадры из-под рук уходят — воспитанники школ «Манчестер Юнайтед» и «Лидс Юнайтед».
Да и вообще примеров смены футбольного гражданства — пруд пруди, просто мы редко обращаем на это внимание. Португалец Деку из «Барселоны» — натурализованный бразилец, и это совершенно не мешает ему быть лидером в сборной, а поляк Эммануэль Олисадебе, блиставший в 2000 — 2001 годах, отказался от родной Нигерии. Наверное, мало кто вспомнит, что мощный форвард сборной Франции — Давид Трезеге — родился и даже начинал свою карьеру в Аргентине, а на родину предков перебрался чуть позже и стал звездой мирового калибра.
Выступающий в Германии бразилец Аилтон вообще был готов играть даже за команду Катара — лишь бы на уровне сборных. В родную команду его не брали, а немцы почему-то тоже не покушались на слишком упитанного, но невероятно быстрого и забивного форварда. Хотя бундестим уж никак нельзя упрекнуть в пренебрежительном отношении к иностранцам. Уроженец Ганы Жеральд Азамоа, выходец из ЮАР Шон Данди, родившийся в Бразилии Кевин Кураньи, напичканная явно не тевтонцами молодежная сборная — все это говорит как раз о том, что немцы давно уже перестали стесняться, когда делали стоящую находку.
Брандао, Жадсон, Эдмар — выбирайте!
Но вернемся к украинским реалиям. Времена, когда к нам привозили никому не известных иностранцев, уже прошли, сейчас отечественные клубы приобретают в основном футболистов, которые уже прошли обкатку либо юношескими сборными, либо «молодежкой», а некоторые и вовсе уже в национальной команде выступают. Следовательно, при нынешних законах украинизировать можно далеко не всех.
Но есть одна нация, которая каждый год дарит десятки и сотни новых талантов — бразильская. В сборные — пусть даже на юношеском уровне — все тамошние футболисты пробиться не имеют никакой физической возможности. В Бразилии слишком много умельцев ловко обращаться с мячом. Не то что где-нибудь в Европе, где все талантливые ребята наперечет.
Хотя даже у сербов едва не вышла промашка с Александром Тришовичем, которого каким-то образом заполучил в свою «Волынь» Виталий Кварцяный. Летом 2005 г. к полузащитнику волынян, забившему в высшей лиге семь мячей за сезон, стали проявлять интерес другие клубы. И, видимо, с подачи агента Тришовича в нашей прессе появилась новость — якобы Федерация футбола Украины интересуется сербом. Его пригласили в сербскую «молодежку», статус игрока сборной тут же помог поднять цену на парня, который вскоре оказался в «Кривбассе», а еще через год — в «Црвене Звезде» и национальной сборной.
Но тришовичей, которые попадают в Украину никому не известными даже в родных краях ребятами, а потом стремительно прогрессируют, не так уж и много. Среди европейцев таких — единицы, чуть больше среди африканцев (взять хотя бы Эммануэля Окодуву, который осенью 2002 г. так здорово играл, что народ стал требовать натурализовать нигерийца, однако тот все же выбрал сборную своей родины).
Так что бразильцы вне конкуренции. Другое дело — какого уровня эти самые бразильцы. Если такого, как Эдуардо да Силва (24-летний снайпер, несколько сезонов много забивавший в загребском «Динамо» и сборной Хорватии, а нынче выступающий за лондонский «Арсенал»), то все вопросы снимаются автоматически. Хотя найти такой самородок — сложнейшая задача. Ее пытаются решить в Японии, Венгрии, Турции, Болгарии и даже Испании (там уже были натурализованные бразильцы), возможно, попробуем и мы.
Конечно, в идеале было бы вручить украинский паспорт (а вместе с ним — и комплект сине-желтой формы, очень похожей на бразильскую желто-зеленую) футболистам калибра Франселино Матузалема, Элано Блумера или Диого Ринкона (о нем, кстати, речь заходила несколько лет назад, однако потом все поняли тщетность такой инициативы). Но все трое заиграны за Бразилию в разных возрастных категориях. Не стоит примеряться и к Фернандиньо, Клеберу и Луису Адриано. А вот к остальным — очень даже можно подбивать клинья. И кое-кто уже даже обозначил свою готовность недолго думать над предложением украинской стороны. Например, Брандао — во время недавней онлайн-конференции на официальном сайте «Шахтера».
Что, плохой бомбардир, скажете, слишком часто не забивает 100-процентные голы? Но по крайней мере более стабильный, чем Алексей Белик, которого бразильский нападающий постепенно вытеснил из состава. Да, Брандао не покажет ни одного запоминающегося финта, может пробить мимо ворот с полуметра, зато он упрям, настойчив, работоспособен и демонстрирует высокую результативность. За пять с небольшим хвостиком лет в «Шахтере» — 50 мячей только в чемпионате Украины. Белик забил столько же за восемь сезонов. Не зря как-то Ринат Ахметов в сердцах
сказал: «В «Шахтере» много форвардов, но забивает один лишь Брандао».
А ведь проблема с передней линией у сборной Украины стоит довольно остро. Андрей Шевченко все чаще дает повод вспомнить о том, что ему уже 31 год, а вот поводов считать, что он будет стабильно забивать на протяжении еще нескольких сезонов, пока не видно. Андрей Воронин по сути своей не бомбардир, а больше — ассистент, Артем Милевский — тоже. Остаются только молодой Александр Гладкий да Андрей Воробей с уже упоминавшимся Беликом. Выбор — не ахти, так что 27-летний Брандао (равно как и его ровесник из «Карпат» Батиста), наверное, не помешал бы на передовой. И Мирче Луческу было бы легче определять четырех украинцев в стартовый состав, учитывая, что Брандао — уже не будет легионером. А в знак благодарности румынский тренер вполне мог бы подготовить для нашей сборной пару форвардов Брандао — Гладкий.
Фантастика? Да нет же — вполне реальная ситуация. А что вы скажете насчет Жадсона (24 года)? Тоже ведь парень не был избалован вниманием тренеров всяческих сборных Бразилии, зато как играет! И тоже — под боком у Блохина, которому такой плеймейкер, наверное, не помешал бы. Тем более — сыгранный с Гладким и Брандао, с другими бывшими и нынешними горняками, привлекающимися в сборную.
Нужен еще один центральный полузащитник? Рекомендую обратить внимание на Поля Эссола (26 лет) из «Арсенала». Он хоть и не бразилец, а сенегалец с французским паспортом, но тоже совершенно свободен. Но если обязательно нужен бразилец, тогда могу посоветовать Карлоса Корреа (27 лет) из «Динамо» или Эдмара (тоже — 27) из «Металлиста». Эдмар, кстати, настолько влился в украинскую жизнь, что нашел на нашей земле невесту, выучил язык и даже не прочь сменить гражданство. Думается, футбольное — в том числе. А еще весной в алчевской «Стали» великолепно проявил себя 20-летний Алан — очень техничный атакующий полузащитник, который нынешний сезон начал в донецком «Металлурге» и пока выглядит не так ярко, как под началом Тона Каанена. Но потенциал у парня — очень высокий.
Почему к нам не просятся?
А теперь — вопрос на засыпку: как вы считаете, кто должен проявить инициативу — тренер сборной, руководство федерации или сами претенденты на натурализацию?
Во всем мире первый шаг всегда делают официальные лица, заручившиеся поддержкой тренера (или тренер, заручившийся поддержкой официальных лиц). Но Олег Блохин почему-то считает, что Брандао и другие должны сами прийти к нему и попроситься. Интересно, наш тренер представляет себе эту картину или просто сказал, что на языке вертелось? И вообще — представляет ли он себе процесс натурализации и свою роль в нем?
Когда сборную тренировал еще Валерий Лобановский, не Артем Яшкин с Сергеем Кормильцевым и Сергеем Серебренниковым просились в национальную команду Украины. Они лишь согласились сменить гражданство, откликнувшись на предложение украинской стороны.
В 2001 г. активисты нашей диаспоры в Аргентине предложили на рассмотрение кандидатуры четырех футболистов, имевших, по их данным, украинские корни — Диего Климовича, Хосе Чатрука, Патрисио Кампса и Хулиана Кмета. Из всех самым толковым оказался Климович, который до сих пор играет за дортмундскую «Боруссию» (до этого шесть лет забивал за «Вольфсбург», а еще раньше — за испанские клубы «Райо Вальекано» и «Вальядолид»). Впрочем, и Кампс (девичья фамилия матери — Назарик) в 1990-е был очень даже неплохим бойцом в составе знаменитого в ту пору «Велес Сарсфилда».
Но даже такую инициативу у нас развивали очень вяло. В основном — стараниями журналистов. Именно представители СМИ выяснили, что у Климовича не украинские, а польские корни, тогда как официальные лица лишь отмахивались, когда им задавали вопросы на данную тему.
Словом, интересная у нас психология. Можем сколько угодно ругать своих футболистов, жаловаться на недостаток класса и короткую скамейку, не верить в то, что можно обыгрывать и Италию, и Францию (хотя те же шотландцы, которых наши парни гоняли в Киеве по газону НСК «Олимпийский», как зайцев, находят в себе силы на такие подвиги). Но как только появляется намек на то, что нам нужно обратиться за помощью к иностранцам, вскипает кровь, просыпаются амбиции, словно у многократных чемпионов мира, и вдруг оказывается, что у нас идеальная сборная, которой не нужны никакие натурализованные легионеры.
В самом крайнем случае (в виде исключения, конечно!) мы можем пообещать, что подумаем, но прежде кандидаты должны выстроиться в очередь, написать заявление на прием и смиренно ждать, когда же наши великие специалисты снизойдут до рассмотрения их вопроса. Итальянцы, французы, англичане, немцы, голландцы эти вопросы решают моментально, у нас же, бюрократов по духу и крови, такие темы с кондачка не обсуждаются. Будем сидеть, надувать щеки, вспоминать великие 1975-й и 1986 годы, заниматься аутотренингом и в итоге решим, что украинцы — лучшие в мире футболисты, и помощи со стороны им не нужно вообще.
А через две недели вновь запоем песню о том, что сборная Фарерских островов — сильный соперник, что победа над такой командой — это подвиг, достойный занесения в футбольную летопись...
Владислав ТОМАШЕВСКИЙ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Жеребьевка квалификации чемпионата мира 2026 в зоне УЕФА пройдет 13 декабря
Смотрите видеообзор матча 12-го тура квалификации чемпионата мира