Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
448
0

Легко ли быть нелёгким человеком?

Что побудило Павла Яковенко оставить «Ростов»?

Ситуацию, в которой оказался на прошлой неделе Павел Яковенко, можно назвать типичной для всего постсоветского футбола. Вызвав нешуточный резонанс в соседней России и в Украине, она заставила многих именитых отечественных наставников задуматься о том, насколько зависима их профессия.

Ностальгическое воспоминание детства: мы с отцом заполняем анкеты викторины одесской газеты, приуроченной к старту чемпионата мира-1986. Вопрос первый: кто из советских футболистов откроет счет мячам нашей сборной на мексиканском мундиале? «Конечно, Протасов!» -восклицаю я, и быстро вписываю фамилию форварда «Днепра», еще не зная, что на мировое первенство недавний обладатель «Серебряной бутсы»-1985 не поедет из-за досадной травмы. «А я поставлю на... Яковенко» - говорит, чуток поразмыслив, отец. «Почему на Яковенко? Ведь это верный проигрыш!» - удивляюсь я, вспоминая, что в бомбардирах полузащитник киевского «Динамо», мягко говоря, не ходит. - «Потому что он - умный игрок, который никогда себя не бережет», - убежденно отвечает отец.
2 июня 1986 года команда Валерия Лобановского одержала одну из самых ярких побед в истории футбола CCCР, разгромив в раскаленном Ирапуато крепкую команду Венгрии - 6:0. Первый мяч в этой встрече, уже на 2-й минуте, забил после розыгрыша штрафного 22-летний Павел Яковенко. «Умный и себя не бережет» - потрясенно повторил я после того, как отпрыгал свое у телевизора...

Карьеру игрока один из лучших классических опорных хавбеков советского футбола закончил не просто рано, а на самом гребне волны - в 28 лет. На поле Яковенко себя не берег, за что регулярно страдал от куда менее техничных, но значительно более жестких опекунов. Но игроком был от Бога, и в своем развитии заметно опережал время. Не так давно, общаясь с известным специалистом о тенденциях развития современного футбола, услышал следующее: «Скорость мысли нынче заметно выше, чем раньше, а на передний план выходит универсализация. В 80-х таких футболистов было немного, но кто бы ни затерялся и сегодня, так это Яковенко. В основной состав у Лобановского в 20 лет за красивые глаза никто не попадает».

На перекрестке семи дорог Павел Александрович стоял недолго, и тут же принялся осваивать азы тренерского ремесла. Первые пробы, ошибки и, конечно, локальные удачи пришлись на период его работы в Никополе, где Яковенко руководил «Металлургом». Впоследствии некоторое время он занимал должность технического директора «ЦСКА-Борисфена», а затем наступил самый интересный этап его деятельности в 90-х годах: на молодого украинского специалиста вышел президент республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов, сделавший предложение, отказаться от которого было практически невозможно. Таким образом Яковенко возглавил, а впоследствии вывел в элитный дивизион «Уралан».

При украинском наставнике «шахматная столица» России Элиста наконец-то приобщилась и к футболу. Команду Яковенко слепил исключительно крепкую, а тон в ней задавал триединый кулак в центре поля, составленный из хавбека оборонительного плана Алексея Смертина, а также двух атакующий инсайдов -Сергей Кормильцева и Артема Яшкина. Осенью 1998-го никому не известный уроженец Барнаула Смертин стал привлекаться в сборную России, а впоследствии перешел в «Локомотив», в то время как двое его экс-партнеров приглянулись самому Лобановскому. Отдыхавший на Кипре Валерий Васильевич пришел на контрольный матч «Уралана» оценить игру Кормильцева, а потом набрал номер Яковенко: «Паша, - сказал Лобановский, - что же ты прячешь талантливых игроков?» Яшкин напомнил мэтру «раннего Заварова», и вскоре надел майку «Динамо» и сборной Украины. Необходимо заметить, что из футбольной доктрины Валерия Васильевича Павел Александрович почерпнул немало: о межсезонных нагрузках в элистинском клубе ходили легенды. Получавшие по 400 долларов (сущие гроши в сравнении с сегодняшними зарплатами) футболисты тренировались по четыре раза в день, стонали, но зараженные энтузиазмом своего наставника продолжали терпеть. Может быть, именно поэтому все решающие мячи в памятном сезоне повышения в классе игроки «Уралана» забивали, что называется, «на финишной ленточке». Скептики начали строить нехитрые предположения, а принципиально не играющий в закулисные игры Яковенко посчитал лишним оправдываться, пошутив в разговоре с моим коллегой по «СЭ» Дмитрием Ильченко: «Да, покупаем мы победы! Только по калмыцкой хитрости платим не за всю игру, а только за последние пять минут».

Скептики юмора не поняли, хотя то, что Павел Александрович никогда не «работает» с судьями футбольным людям было известно очень давно. Fair play для него оказался вовсе не формальной ширмой, а вопросом профессиональной этики, что впоследствии больно ударило по руководимым им «Химкам»: в 2005 году симпатичная команда с Андреем Тихоновым во главе не смогла решить задачу выхода в класс сильнейших, оставшись третьей лишней в сложном турнирном «пасьянсе».

К слову, именно в России Яковенко минимизировал общение с прессой, пояснив это так: «Интервью только отлекают от работы». А в работу украинский специалист уходил с головой -да так, что порою отрывался от реальной жизни. Только он мог пытаться заставить клубного оператора ехать за тридевять земель снимать матч кого-то из предстоящих соперников, а затем в два часа ночи требовать от до чертиков уставшего человека немедленного анализа пленки. И, наверное, только при нем футболисты умудрялись храпеть на теоретических занятиях во время пятого кряду просмотра одного и то же матча. Не жалеющий главным образом самого себя максималист и самоед Яковенко сжигал самого себя до последнего огарочка, и если бы так пошло и дальше, Остап Бендер имел бы полное право сказать о Павле Александровиче: «Еще один сгорел на работе...»

В «Кубани» и «Химках» у Яковенко по большому счету не заладилось, а любое его интервью становилось раритетом - сродни победам в официальных матчах сборных Лихтенштейна и Сан-Марино. Автор этих строк попытался побеседовать с Павлом Александровичем после вручения украинским наставникам тренерских «ПРО-дипломов». На просьбу о беседе тот отреагировал неожиданно: не выходя из черного «мерседеса», приподнял тонированное стекло и на большой скорости удалился в прекрасное далеко. Услышавший эту историю коллега из другой газеты прокомментировал ситуацию следующим образом: «Это тебе еще повезло. Я когда с Пал Санычем по телефону общался, вагон нервов потерял. А в конечном итоге, когда материал уже стоял в полосе, он мне позвонил и сказал ни в коем случае ничего не печатать. Говорит, приеду через две недели в Киев, сам тебе позвоню. Вот два года прошло, до сих пор жду...»

Приглашавший Яковенко в «Ростов» Андрей Червиченко по поводу его скоропалительного отъезда высказался так: «У нас остались отличные человеческие отношения, мы продолжаем общаться, но брать его в какой-то проект - вряд ли. Предпочитаю иметь дело с людьми, которые не боятся рисковать. Да и потом я бы соврал, назвав Павла Александровича легким человеком». Под последними словами наверняка смогут подписаться и руководители ростовского клуба, так и не оценившие основательности подхода нашего соотечественника. А между тем, пожелания, предъявленные Яковенко потенциальным работодателям, были «джентльменским набором». Украинский специалист хотел работать с игроками, не обремененными финансовыми претензиями к руководству и, разумеется, изъявил желание видеть в рядах команды ряд исполнителей, подходящих под его концепцию. Узрев в глазах «заказчиков» лозунг «моя твоя не понимай», Яковенко развернулся и уехал.

Злые языки вспоминают, что очень похожим образом Павел Александрович поступил осенью 2004-го с молодежной сборной Украины, но тогда ситуация была иной. Во-первых, Яковенко поступило интересное предложение из «Химок», во-вторых, по мнению знающих его людей, наставник был крайне разочарован индифферентностью к своей персоне со стороны руководителей киевского «Динамо», пригласившего в команду не его, а Леонида Буряка. Как бы то ни было, украинскому футболу Яковенко принес немалую пользу. Чего стоит хотя бы созданная по его инициативе динамовская академия, куда поступило 25 талантливых игроков 1985 года рождения, причем конкурс «абитуриентов» составил сто человек на одном место! Костяк этой команды в лице Милевского, Алиева, Максимова и Яценко составил основу серебряной «молодежки» Алексея Михайличенко, а успехи в бельгийском первенстве юного Александра Яковенко лишний раз доказали, что яблоку, к счастью, не удалось упасть далеко от яблони.

А напоследок интересный факт: значок заслуженного тренера страны Яковенко получил после того, как привел к третьему месту на чемпионате Европы... любительскую сборную страны, в которой Павел Александрович на редкость профессионально работал. Наверное, потому, что не умеет жить и работать иначе.

Согласно науке, судьба и карма человека не в последнюю очередь зависят от этимологии его имени. Вот и латинский, может быть, и мертвый язык, но исключительно живучий. Имя «Павел» в переводе с латыни означает «маленький», но тренером Павел Александрович Яковенко может стать очень большим. Если продолжит чтить созданные самим же заповеди долга и чести, а при этом еще и научиться хоть немного беречь себя и окружающих...


Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Матвей и его команда. Что нужно знать о сборной Украины, вышедшей на Евро
Футбол | 28 марта 2024, 13:58 4
Матвей и его команда. Что нужно знать о сборной Украины, вышедшей на Евро

Блогер Sport.ua Сергей Тищенко рассказывает о сборной Украины U-19

Хацкевич рассказал, стоит ли вызывать Ярмоленко на Евро-2024
Футбол | 28 марта 2024, 13:06 7
Хацкевич рассказал, стоит ли вызывать Ярмоленко на Евро-2024

Бывший главный тренер «Динамо» считает, что опыт Андрея всегда пригодится Украине

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.