Непознанный трофей
Сегодня матчем «Аль-Ахли» - «Окленд Сити» в ОАЭ открывается клубный чемпионат мира
Между прочим, при определенных обстоятельствах нынешний розыгрыш этого занимательного соревнования мог бы стать юбилейным. Но не станет, поскольку, стартовав в 1960 году, турнир в двух случаях не проводился вовсе.
Мудрая идея выявления сильнейшей команды планеты, реализованная на уровне сборных в 1930-м, в клубном формате вызревала еще 30 лет. Первыми шагами к организации нового приза стали регулярные визиты латиноамериканских коллективов в Европу в начале 50-х, неизменно вызывавшие огромный ажиотаж у простой публики. Проводить подобные поединки на постоянной и, что не менее важно, официальной основе мешало только одно обстоятельство: ни в Старом, ни в Новом Свете в тот момент не разыгрывался титул сильнейшего клуба континента. Соответственно, судить о силе приехавшего в гости соперника принимающая сторона могла лишь приблизительно – и наоборот. Безусловно, в таком положении имелись и свои плюсы – иначе бы про ту эпоху не было сложено столько легенд. И тем не менее.
Первой опомнилась Европа, которая в 1955-м стараниями французского журналиста Габриэля Ано ввела в обиход турнир, чье название впоследствии стало нарицательным: Кубок чемпионов. Южная Америка выжидала пять лет, готовя ответ, и в 1960-м он был дан в виде Кубка Либертадорес.
Отныне чемпионам двух наиболее продвинутых в футбольном отношении континентов уже ничто не мешало противостоять друг другу на вполне официальной основе. Оставалось выработать регламент, и вот здесь первой паре дуэлянтов – мадридскому «Реалу» и «Пеньяролю» - пришлось изрядно помучиться в попытках достичь компромисса. В конце концов, сошлись на том, что каждая из команд должна по разу сыграть при своих зрителях, а исход борьбы будет решать количество очков, набранное в двух матчах. Разницей мячей при этом решили пренебречь, приравняв ее к сугубо второстепенному показателю. В том случае если клубы обменивались победами (а так оно почти всегда и происходило), назначался третий матч, хозяина которого определял слепой жребий.
Архаичность подобного метода выявления владельца Межконтинентального Кубка вскрылась уже на следующий год. Лиссабонская «Бенфика» одолела в родных стенах все тот же «Пеньяроль» со скромным счетом 1:0, но, переехав за океан, очутилась в положении статиста – 0:5. Впрочем, даже проиграй она в Монтевидео 0:40, уругвайскому гранду все равно было бы не избежать решающей встречи. Забитые и пропущенные голы ведь никто не договаривался считать.
Переход на новый формат в 1969-м (теперь мяч, забитый на выезде, при прочих равных считался за два) оживил интерес к турниру, но всего на несколько лет. В условиях все более ужесточающегося календаря колесить по планете становилось слишком уж накладно, и на заре 70-х Межконтинентальный Кубок захлестнула волна отказов. Так, господствовавший в Европе амстердамский «Аякс» дважды уклонялся от розыгрыша престижного вроде бы приза, посылая вместо себя за океан финалистов КЧ «Панатинаикос» и «Атлетико». Но это были еще цветочки. В 1975-м и 1978-м в нетерпении ждавшие встречи с заморским соперником «Индепендьенте» и «Бока Хуниорс» так и не сыграли с «Баварией» и «Ливерпулем» соответственно.
Для того, чтобы положить конец порочной практике, в 1980-м формула проведения соревнований была коренным образом изменена. Вместо двух матчей постановили проводить один, зато решающий – и на нейтральной территории. Роль рачительного хозяина взял на себя Токио, принявший 22 финала подряд. Лишь в 2002-м столица Японии поделилась правом проведения судьбоносного поединка с соседом Йокогамой.
Между тем, глобализация футбола шла своим чередом – и в какой-то момент единственного матча, пусть и с участием представителей объективно сильнейших в спортивном отношении континентов, стало маловато. Первой альтернативой приевшемуся уже Межконтинентальному Кубку оказался экспериментальный клубный чемпионат мира в Бразилии зимой 2000-го. Со своим турниром-тезкой он имел чрезвычайно мало общего. Достаточно сказать, что в нем принимали участие сразу два европейских клуба: «Реал» и «Манчестер Юнайтед».
И все же идея прижилась, и пять лет спустя новому соревнованию был дан старт. Флагманы Старого и Нового Света получили в соперники сразу пять команд, каждая из которых представляет свой континент. Вместе с тем, авторитетные клубы по-прежнему с удовольствием пользуются привилегиями – и немалыми. Допустим, в декабре 2009-го «Барселоне» изначально было отписано место в полуфинале. Ждать оппонента она будет долго. Сперва между собой поборются новозеландский «Окленд» и «Аль-Ахли» из ОАЭ, после чего коллектив, прошедший своеобразный кастинг, будет проэкзаменован мексиканским «Атланте». Сильнейшая из этих трех команд и получит доступ к поединку с «блауграна».
Похожим образом задуман сценарий борьбы и в противоположной части сетки. Там аргентинский «Эстудиантес», ведомый своим искусным диспетчером Хуаном Себастьяном Вероном, сначала посмотрит за тем, как выяснят отношения экзотические «Мазембе» (Конго) и «Поханг Стилерс» (Южная Корея).
Пока клубный чемпионат мира будет существовать в теперешнем виде, проблем с колоритом у него точно не предвидится. Как вряд ли будут проблемы и с тем, чтобы определить фаворитов соревнований. В этом году таковой, кажется, только один. «Барселона», весь прошлый сезон выглядевшая сильнейшей командой планеты, нынче обладает еще и совершенно конкретной мотивацией. Трофей за победу на клубном мундиале – единственный из доступных сине-гранатовым, которого по-прежнему нет на «Камп Ноу». При этом другой шанс завоевать его вряд ли появится у дружины Хосепа Гвардиолы так уж скоро. А посему ей нужно побеждать здесь и сейчас.
Владимир Шолк
Eurosport
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Игрок вышел на замену в матче против Черноморца
«Канониры» одержали победу со счетом 3:0