АМИРХАНОВА: «Когда увидела Морозова, не поверила глазам»
Главный тренер сборной Украины рассказала о ситуации в украинском фигурном катании
В эти выходные в немецком Оберстдорфе прошел 41-й международный турнир Nebelhorn Trophy, который в этом году, помимо своей традиционной функции - открытия сезона, выполнял еще одну, не менее важную. А именно являлся турниром последней надежды для сборных, чьи спортсмены, по тем или иным причинам не завоевали олимпийские лицензии на чемпионате мира в Лос-Анджелесе. Любопытно, что среди тех, кто приехал в Оберстдорф за путевкой в Ванкувер были и весьма титулованные личности - вице-чемпион Олимпиады в Турине швейцарец Стефан Ламбиель, чемпионка Европы Юлия Себестиан из Венгрии, бронзовый призер мирового первенства немец Штефан Линдеманн. Украина, напомним, вернулась из-за океана с четырьмя олимпийскими лицензиями (двумя в парном катании, одной в танцах на льду и одной у мужчин-одиночников). Так что, если для Антона Ковалевского и дуэта Татьяна Волосожар/Станислав Морозов, по их же признанию, турнир в Оберстдорфе был просто проверкой перед началом сезона и стартом серии Гран-при ISU, то Элеоноре Винниченко нужно было сделать то, что не удалось на мировом первенстве Ирине Мовчан. Задача эта для 16-летней киевлянки, успевшей дважды стать чемпионкой Украины, но при этом ни разу не выступавшей даже на чемпионате Европы, оказалась непосильной. 21-е место в итоговом протоколе - и мы без представительства в том виде, в котором было завоевано пока единственное в истории независимой Украины золото зимней Олимпиады. Что это: случайность или закономерность - с таким вопросом корреспондент «СЭ» обратилась к тренеру сборной Украины Марине Амирхановой.
ВЫРВАТЬ КУСОК ЛЬДА НА ЧАСОК
- Однозначно ответить не могу, - подхватила Марина Олеговна. - Но то, что фигурное катание в нашей стране постепенно рушится, это точно. Катков нет, тренируются сейчас единицы. Одним словом, к этому все шло. Конечно, когда приток детей был больше, легче было отыскать таланты. У нас ведь были высокие результаты не только в женском катании, но и в других видах. Сейчас пришло время того поколения, которое начинало заниматься в конце девяностых, когда все рушилось. В Киеве у детско-юношеской спортивной школы нулевое финансирование. Сборники тренируются кто за границей, кто на окруженном со всех сторон стройкой катке «Льдинка». А дети катаются там, где им хоть на часок удается вырвать кусок льда.
- Неудача, то бишь 26-е место Винниченко в короткой программе - это результат волнения или же ваша ученица не тот человек, который может сломаться пусть даже под грузом такой ответственности, как первый взрослый турнир и сразу же борьба за путевку в Ванкувер?
- Место в короткой программе у нее должно было быть повыше, хоть и ненамного. Элеоноре не засчитали тройной сальхов. Потом этот эпизод детально разбирался. По-видимому, была допущена ошибка со стороны технической бригады. В произвольной программе Эле удалось больше, но все равно; было видно, что девочка еще «сырая» для взрослых соревнований. Винниченко - ведь юниорка, опыта у нее нет, а соперничать пришлось с женщинами, которые катаются красивее, интереснее, мощнее.
- Если бы Виннивенко откаталась чисто, она бы могла оказаться на месте кого-то из счастливых обладательниц шести билетов в Ванкувер?
- Давайте посмотрим, кто же их все-таки получил. Это Юлия Себестиан, между прочим, чемпионка Европы, китаянка Ян Лю, выступавшая еще тогда, когда у меня каталась Лена Ляшенко, Теодора Постич из Словении, которой, на минутку, уже 25 лет. Она сложившаяся и достаточно талантливая спортсменка. А бельгийка Изабелла Пиман работает под руководством довольно известного тренера в Германии. Мы называем страны, казалось бы, не являющиеся ведущими в фигурном катании, но их представители не тренируются на родине. Они работают за границей с признанными специалистами. Элеонора могла бы сделать столько же по элементам, сколько, к примеру, молодая австрийка Мириам Циглер. Но та все-таки лучше катается. Винниченко у нее ни разу не выигрывала на юниорских этапах Гран-при.
- А не ошиблись ли мы с выбором? Может быть, Екатерина Пройда, Ирина Мовчан, Анастасия Листопад или Наталья Попова заняли бы более высокое место в Оберстдорфе?
- Во-первых, могла выступить лучше и сама Винниченко. А кандидатура ее была выбрана на основе контрольных прокатов, которые прошли в Киеве. Выбирали между ней и Мовчан. Ира лучше выступила в короткой программе, Эля - в произвольной. Судьи подсчитали баллы и сделали выбор в пользу Винниченко. Мовчан вроде бы и сложнее элементы делает на тренировках, но потом не показывает их на соревнованиях. Заявить ведь можно что угодно. Но это еще и выполнить нужно. Во время контрольных прокатов, возможно, чуть лучше остальных смотрелась Попова. Но федерация сказала, что у нее не готовы документы для того, чтобы на международных турнирах представлять Украину. Насколько мне известно, она родилась в Симферополе, а потом вместе с родителями переехала в Канаду. Там она и тренировалась, а уже потом переехала в США к Галине Змиевской.
- Скажите, насколько серьезными оказались последствия столкновения на тренировке между Пройдой и Листопад? Можно ли проводить в данной ситуации параллели с другим подобным случаем, произошедшим пару лет назад с Ковалевским и Бондарем?
- Листопад получила повреждения, но в легкой форме: у нее шишки на голове и локте. Пройда же ударилась лицом об лед, ничего не сломала, к счастью. Но теперь с сотрясением мозга вынуждена будет недели две лежать в постели. Параллели проводить не стоит, потому что от такого никто не застрахован. Условия, в которых мы тренируемся, тут ни при чем, в этот раз народа на льду вообще было мало. В обоих случаях спортсмены ехали спиной друг к другу и одновременно изменили траекторию. Конечно, это случайность. В фигурном катании бывают и куда более тяжелые травмы даже во время соревнований. Две девочки столкнулись в том же Оберстдорфе.
ПЛЮЩЕНКО СТОИТ ВЕРНУТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН НЕ ЗАВОЮЕТ ЗОЛОТО
- Какое впечатление произвели на вас прокаты Ковалевского на Nebelhorn Trophy? Что, на ваш взгляд, дал ему год тренировок в Германии и переход от Галины Кухар к Михаэлю Хуту?
- У Ковалевского улучшилась техника элементов, в прыжках появилась стабильность. Его катание стало интереснее и качественнее, что вполне естественно, ведь он теперь тренируется на одном льду с сильными спортсменами, плюс тренер и хореограф очень грамотные. В Оберстдорфе Антон показал новую интересную произвольную программу. Короткая - осталась с прошлого сезона. Кроме того, он на каждой тренировке делал тройной аксель, с которым у него раньше были большие проблемы. Не могу сказать, что со стопроцентным выездом, но было достаточно много хороших попыток. Правда, на соревнованиях ни в первый, ни во второй день, он не выехал прыжок в три с половиной оборота. Видимо, в стрессовой ситуации вылазят старые ошибки. В общем, что-то у него получалось, что-то - нет. Достаточно сложный каскад «три-три» он сделал, а потом на довольно простом прыжке сальхов пролетел, как фанера над Парижем. Вообще, честно говоря, я думала, что с такими прокатами место у него будет повыше, чем 12-е
- Помнится, никто не говорил об исполнении тройного акселя, как о чем-то сверхъестественном во времена Элвиса Стойко, Виктора Петренко, Алексея Ягудина, Евгения Плющенко. А сейчас этот прыжок почему-то стал позиционироваться, как элемент ультра-си. Поколение пришло слабее?
- Дело не в людях, а в правилах. После того, как их изменили, пришлось совсем иначе строить композиции и вообще совсем другими вещами заниматься. Раньше в программе должно было быть определенное количество прыжков, можно было их повторять. Дорожка шагов вставлялась для галочки. Шпагой поразмахивал, если это подходит под музыку - и уже все хлопают. А сейчас со всеми сложными шагами на исполнение дорожки тратится где-то полминуты. Вращение, которое до недавнего времени большой роли не играло, теперь длится секунд 20-25. Это отнимает много сил, как во время проката, так и в тренировочном процессе. Новые требования к программе как бы заставили всех сделать шаг назад в том, что касалось технического прогресса. Выгоднее выполнить более сложную дорожку и вращения и за счет этого набрать баллы, чем рискнуть и пойти на тройной аксель, за ошибку в котором наказывают очень жестко. Конечно, это тормознуло прогресс в прыжках. Если раньше все гонялись за тройными и четвертными, то сейчас приходится тренировать вращения, дорожки. И в случае исполнения каскада «три-три», все уже ахают. А ведь у нас раньше его даже дети делали.
- Стефан Ламбиель продемонстрировал тройной аксель на турнире в Германии? Сам он в интервью после победы сказал, что такого куража не ловил чуть ли не с юниорских времен. Это ощущалось в его катании?
- Он даже не заявлял тройной аксель, только четвертной. В короткой - упал, а в произвольной каскад «четыре-два» выполнил хорошо. Что касается катания, то раньше чувствовалось, что он метался: стоит ему продолжать карьеру или нет. Когда человек с таким настроением выходит на лед, это сказывается на его внешнем виде. В Германии швейцарец действительно выглядел очень интересно и его здорово принимала публика.
- Если Ламбьель не выступал всего год, то Плющенко отдыхал от любительского спорта значительно дольше. На ваш взгляд, стоило ему возвращаться?
- А почему нет! Плющенко достаточно сильный спортсмен с серьезным набором прыжков. Его катание интересно и с эстетической точки зрения. Даже если не будет золота, ему стоило вернуться. Мне кажется, любая олимпийская медаль - это уже здорово. А потом сейчас в российском одиночном катании нет другого спортсмена, способного побороться за место на пьедестале в Ванкувере. Россия же привыкла по две-три медали с Олимпиады привозить. А в 2010 году они реально могут рассчитывать только на награду в танцах. Поэтому, конечно, они заинтересованы в возвращении Плющенко. И, думаю, этот интерес ему подогрели очень хорошо.
НЕ НУЖНО СРАВНИВАТЬ НАШУ ПАРУ С НЕМЕЦКОЙ
- Болельщиков в первую очередь интересует, как обстоят дела у наших лидеров Татьяны Волосожар и Станислава Морозова. 20 баллов, которые разделили в итоговом протоколе украинцев, ставших вторыми, и победителей немцев Алену Савченко и Робина Шелковы, реально отображают разницу в их катанки?
- Волосожар и Морозов, кстати, техническую оценку в произвольной программе выиграли у Савченко и Шелковы. Они сейчас находятся в прекрасной форме. Наши болельщики раньше любили задавать вопрос, почему девочка такая изящная, а партнер грузный и тяжелый. Так вот он сделал такой шаг вперед, что я своим глазам просто не поверила. Человеку уже тридцать лет скоро будет, а они программу как начали мощно, так же мощно без остановок катали до последней секунды. У них не получилось два прыжка. Но это технический момент, надо просто еще поработать. Тем более что на тренировках все получалось без сучка и задоринки. Видимо, это и расслабило немножко. И потом, что ж, их результат сравнивать с суммой немцев! Савченко и Шелковы - чемпионы мира, начнем с этого. И вообще это просто гениальная золотая пара. Мы пока к призам подбираемся, а перед нами россияне стоят. Так вот на сегодняшний день наши фигуристы могут с ними на равных бороться.
- А не было ли опрометчивым решение оставить на олимпийский сезон старую произвольную «Перл Харбор»?
- Конечно, хочется, чтобы у спортсмена каждый сезон были новые программы. Так интереснее. Если бы Волосожар и Морозов катались так, как в прошлом году, то я бы, наверное, сказала, что им лучше было поменять композицию. Но они привнесли много нового, и, вероятно, это был правильный шаг. Они вжились в образы, чувствуют их, а это важно для олимпийского сезона. Новая короткая программа у них очень интересная, музыку я бы назвала космической. Таня выступает не в платье, а в комбинезончике с шортиками. Выглядит очень оригинально. Мы привыкли, что они катаются под классическую музыку или лирику, а это современное произведение и им оно идет. Волосожар и Морозов оставляют очень положительное впечатление, и наши болельщики смогут в этом убедиться. Они должны приехать на чемпионат Украины.
- Какой вывод вы сделали для себя после турнира в Германии?
- Построить каток и открыть школу, какой еще может быть вывод. Но и в этих условиях все равно работать надо, жить надо. Надо продолжать воспитывать детей и искать таланты. Эля свое выступление на этом турнире восприняла, как опыт. Раньше она многого не осознавала из того, что мы ей говорили. А сейчас, посмотрев впервые на взрослые соревнования, кажется, поняла, что у нее есть проблемы со скольжением, что надо иначе работать, что нужно привести себя в порядок. Она поправилась в этом году. Если она на самом деле сделала эти выводы, то у нее все получится. Девочка она настойчивая и упрямая.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Атлетико» хочет назначить Юргена вместо Диего Симеоне
Житомирский клуб порадовал фанатов креативным дизайном афиши к важному матчу УПЛ