Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Лёгкая атлетика
| Обновлено 06 августа 2024, 19:22
10041
13

Мондо Дюплантис: как побеждает лучший прыгун с шестом в истории

The Athletic – о суперзвезде мировой легкой атлетики

| Обновлено 06 августа 2024, 19:22
10041
13
Мондо Дюплантис: как побеждает лучший прыгун с шестом в истории
Getty Images/Global Images Ukraine. Арман Дюплантис

Примечание: данный материал был опубликован на The Athletic утром 5 августа – еще до того, как Дюплантис завоевал золото Олимпиады-2024 в Париже и установил новый рекорд мира – 6,25 метра.

Вы не можете сами выбрать свое прозвище, но можете доказать, что вам его дали не зря.

Арман Дюплантис получил прозвище «Мондо» – «мир» по-итальянски – в юном возрасте от друга семьи. Это было лишь детским прозвищем, но в свои 24 года Дюплантис уже неоднократно покорял мир прыжков с шестом.

В марте он завоевал свой четвертый титул чемпиона мира (2022 год – в помещении и на открытом воздухе; 2023 год – на открытом воздухе; 2024 год – в помещении), а в июне – четвертый титул чемпиона Европы (на открытом воздухе в 2018, 2022 и 2024 годах и в помещении в 2021 году).

Дюплантис – безоговорочный фаворит на золотую медаль в Париже. Он выиграл в Токио три года назад. В случае победы он станет первым человеком, которому удастся защитить олимпийский титул в прыжках с шестом со времен Боба Ричардса (США) в 1956 году.

Дюплантис для прыжков с шестом – то же самое, что Усэйн Болт для спринтерского бега, Майкл Фелпс для плавания, Симона Байлз для гимнастики. Он – символ.

Его первый мировой рекорд составил 6,17 метра в Польше в феврале 2020 года. Неделю спустя он прыгнул на один сантиметр выше в Глазго. Дюплантису повезло, что он находился в Европе, а не дома в Лафайете, штат Луизиана. Там он не смог бы выпить шампанского – Дюплантису исполнился 21 год только в ноябре того года.

За этим последовало еще шесть мировых рекордов, каждый раз на сантиметр выше. Последний раз Дюплантис прыгнул на 6,24 м три месяца назад в Китае, на своих первых в этом сезоне соревнованиях на открытом воздухе. В других видах спорта это вызвало бы вопросы о допинге. В прыжках с шестом такого не происходит. Это просто то, чем занимается Мондо.

В конце концов, на счету Дюплантиса 61 из 189 прыжков на высоту не менее шести метров. Девять из 10 лучших прыжков в истории принадлежат ему, и только прыжок Рено Лавиллени на 6,16 м в 2014 году вносит разнообразие в этот рейтинг. Дюплантис продолжает пробивать потолок возможностей, но гордится своей стабильностью. С начала 2022 года он проиграл всего три раза, а с июля 2023 года не проигрывал вообще – 17 побед подряд. Он преодолел шесть метров в 36 из 50 своих соревнований, начиная с 2022 года, включая восемь из 11 в этом календарном году.

В апреле 2023 года Дюплантис выступил в подкасте Tigers Win Университета штата Луизиана (LSU), выпускником которого он является. Его спросили, когда он в последний раз потерпел неудачу. Ответ: 2019 год, его последний год обучения в колледже. Дюплантис занял второе место в финале NCAA в июне, второе место в финале Бриллиантовой лиги в августе и второе место на чемпионате мира в октябре. Проигрыш придал ему сил. В следующем, 2020 году, он улучшил свой личный рекорд на 13 сантиметров (с 6,05 м до 6,18 м).

В 2000 году академик Франсуа Ганье обновил свою дифференцированную модель одаренности и таланта. Согласно этой модели, людям с природными способностями необходимо сочетание удачи, личных качеств и правильного окружения, чтобы развить и реализовать свой талант.

Дюплантис может стать примером. Он родом из семьи спортсменов: Грег, его отец, был элитным прыгуном в высоту в составе сборной США. Хелена, его шведская мать, была семиборкой и волейболисткой международного уровня. Именно благодаря материнским корням Дюплантис представляет Швецию, а не США. Его родители по-прежнему являются его тренерами.

У Мондо есть два старших брата, которые прыгали с шестом на достойном уровне. Он вырос, прыгая с шестом на заднем дворе, и до сих пор является обладателем всех мировых рекордов в возрастных группах от семи до 12 лет. Конечно, это спортивная сказка, но и чрезмерное упрощение для объяснения успеха Дюплантиса. Здесь ответы дает биомеханика.

Дэвид Янг, профессор физики в LSU, объясняет, что элитным прыгунам с шестом необходимы четыре составляющие: «Скорость спринтера мирового класса, способность прыгуна в длину, ловкость гимнаста и гибкость балерины».

Крис Миллс, старший преподаватель биомеханики в Университете Портсмута, поясняет The Athletic: «Хороший прыжок предполагает мастерство в каждой фазе». В случае с Дюплантисом, по словам Миллса, «это не просто один элемент, в котором он преуспел».

«Быстрый разбег – ключевой момент, поскольку в конечном итоге это позволит взять шест в руки на большей высоте. Чем выше хват, тем выше прыжок», – говорит Миллс. «У Мондо одна из самых высоких скоростей разбега, он высоко держит шест».

Его слова перекликаются с тем, что американский прыгун с шестом Кей Си Лайтфут сказал о Дюплантисе этим летом: «Он так быстро бежит на разгоне. Он быстрее всех нас на порядок. Скорость равна высоте в прыжках с шестом».

Дюплантис (181 см) – маленький по меркам прыжков с шестом, он больше похож на Лавиллени (177 см), чем на американца Криса Нильсена (196 см). В школьные годы он пробежал 100 м за 10,57 с (при скорости ветра 0,1 м/с) и прыгнул в длину на 7,15 м.

На пресс-конференции, посвященной этапу Бриллиантовой лиги в Брюсселе в 2022 году, ямайская спринтерша Шелли-Энн Фрейзер-Прайс (обладательница наибольшего количества титулов в мировом женском спринте в истории) спросила, как быстро он может пробежать 100 метров. Он посмотрел ей в глаза и сказал, что победит ее. Дюплантис не назвал время.

Миллс говорит, что разбег «обычно составляет 14-20 шагов». Дюплантис бежит издалека. Его разбег на 20 шагов (прыгуны с шестом считают каждый второй шаг, поэтому разбег составляет 10 шагов) растянулся на 45 метров.

Миллс объясняет «фазу постановки шеста в упор», когда Дюплантис опускает шест и ставит его в бокс, который «всего 20 сантиметров в глубину и 60 сантиметров в ширину». Он шире спереди и более узкий сзади, где он наклоняется вниз.

Жердь ударяется об ударную пластину и скользит вниз к задней стенке коробки, где попадает в «полость». Этот прямоугольник в задней части коробки дает шесту пространство для движения и изгиба, когда он ударяется о заднюю стенку. Дюплантис говорит, что большая часть его успеха – это реакция на движение шеста.

Прыгунам с шестом необходимо «обеспечить максимальную высоту при отталкивании, поднимаясь как можно выше из точной позиции при отталкивании». Подготовка к отталкиванию и позиция имеют решающее значение для преобразования скорости разбега и кинетической энергии в энергию шеста и сохранения ее в виде энергии деформации», – говорит Миллс.

Дюплантис – правша, поэтому его рука держится за верхнюю часть шеста, ладонь обращена к небу. Левая рука находится дальше, ладонь обращена к полу. Поэтому он прыгает с левой ноги (первое изображение в последовательности выше), которая остается прямой во время прыжка (второе изображение).

Далее многое происходит в мгновение ока. «После отталкивания прыгун с шестом воздействует руками на шест, чтобы помочь ему разгибаться вперед к перекладине», – говорит Миллс.

«Как только прыгун с шестом перемахнул через шнур шеста – воображаемую линию между верхом и низом шеста в момент, когда он изогнут – задачей становится вращение всего тела вокруг верхней руки (правой руки для Дюплантиса)», – объясняет Миллс. «Прыгун должен как можно быстрее перевернуться вверх ногами (третье изображение), чтобы занять оптимальное положение в тот момент, когда шест начнет отталкиваться».

Дюплантис, по сравнению с другими прыгунами, занимает это перевернутое положение гораздо быстрее. Это напоминает «пушечное ядро» в бассейне. Его левая нога из прямого положения взмывает вверх. Она следует за правым коленом (которое было согнуто при взлете) и направляется к груди.

Миллс говорит, что именно «своевременная работа Дюплантиса с шестом и его способность передавать энергию от шеста в себя заставляют его подниматься на высоту, которой не достигал ни один другой спортсмен».

Представьте себе сжатую пружину. «Энергия деформации шеста высвобождается, и одновременно спортсмен тянется вдоль линии действия, чтобы максимально увеличить вертикальную скорость, сохраняя при этом достаточную горизонтальную скорость, чтобы преодолеть планку», – говорит Миллс.

Ноги вылетают вверх, когда шест выпрямляется. Если до этого момента действия прыгуна были взрывными и спринтерскими, то теперь Дюплантис становится наполовину гимнасткой, наполовину балериной. Нильсен однажды сказал: «Мондо – это идеальное сочетание силы, изящества и скорости».

В фазе разгибания «прыгуны выполняют полуоборот, а затем позицию «пике» (перевернутое V) над перекладиной», – говорит Миллс. Есть и детали. Левая рука Дюплантиса отрывается от шеста, когда его ноги опускаются за планку, затем он отталкивается от шеста правой рукой, как раз перед тем, как ноги опускаются вниз, и за ними следует все остальное тело. Грудная клетка и руки отрываются от перекладины, когда Дюплантис падает.

У его прыжков никогда нет нехватки высоты, что свидетельствует о его скорости. Когда он терпит неудачу, это происходит потому, что его углы немного смещены, и он опускается на планку, задевая ее ногами или грудью (см. его попытки на 6,19 м на Олимпийских играх в Токио в 2021 году).

Так случилось на чемпионате мира в помещении в Глазго в начале этого года. Дюплантис, конечно, победил, но ему не удалось взять ни одну высоту с первой попытки: для победы ему понадобилось три попытки на 5,85 м, две на 5,95 м и три на 6,05 м. Он сказал, что это была «самая тяжелая победа в моей жизни». В не самый удачный, по его меркам, день Дюплантис все равно взял золото и совершил три попытки на рекорд мира.


Getty Images/Global Images Ukraine. Арман Дюплантис

Дюплантис настолько хорош, что теперь ему приходится пропускать стартовые высоты. Это создает психологический тест на выносливость. На чемпионате Европы (на открытом воздухе) в июне, который Дюплантис выиграл с рекордом чемпионата – 6,10 м, он вышел на старт с высоты 5,65 м и с первого раза преодолел каждую высоту до 6,05 м включительно – своей победной высоты. Между его первым и пятым прыжками прошло 2 часа и 27 минут. В промежутках Дюплантис лежал на пенном валике.

Все это означает, что он участвует в двух соревнованиях: сначала нужно победить всех остальных, а затем нацелиться на мировой рекорд. В то время как другие могут наращивать высоту с победной для соревнований высоты до мирового рекорда, Дюплантис идет прямо к нему. Это полностью меняет физические и психологические требования, ведь ему нужно быть готовым прыгать выше в быстрой последовательности.

Быть лучшим в мире означает, что у вас мало спортсменов, на которых можно ориентироваться и вдохновляться. Дюплантис проводит спринтерские сессии четыре раза в неделю и прыгает только один раз, отчасти потому, что его техническая база настолько хороша, а в основном из-за физической нагрузки, связанной с многократными прыжками на такой высоте. Когда он прыгает, то находится на дорожке часами, даже если сама тренировка длится всего 45 минут, а разминка и заминка – долгие и сложные. Он по-прежнему не любит поднимать тяжести.

Дюплантис должен быть более высокомерным. Он признает, а не хвастается, что выиграл все и побил все рекорды. Его поддержка товарищей-спортсменов на соревнованиях не соответствует его успеху. Дюплантис побеждает великодушно. В Париже будет меньше предсказуемых соревнований, но, как это ни парадоксально, меньше зрелищных.

Мондо снова предстоит блистать на мировой сцене.

Лиам Тарм, The Athletic

Перевод и адаптация – Олег Дидух

Олег Дидух Источник: The Athletic
Оцените материал
(9)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 13
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Nick.Grabowski
Дюплантіс давно може стрибати за 6,30 ... але навіщо. Краще кожного року бити власний рекорд на 1 см. 
COBA
Найкращий стрибун в висоту. А як же мокшанський бубка-гоп?
Виктор Войцеховский
И пока он не лучший в истории.