Пророк из Фузиньяно. Как Арриго Сакки поделил мировой футбол на до и после
Обозреватель Sport.ua – о великом тренере, который опередил время
Мировая история футбола знает три революции:
Первая – Голландия-1974, когда команда Ринуса Михельса показала всему миру концепцию коллективного (или как еще принято говорить тотального) футбола.
Вторая – «Милан» Арриго Сакки 1990-х годов. Отказ от либеро, компактная коллективная команда с разумной универсализацией, все те же идеи тотального футбола Михельса в атаке (Сакки не скрывал, что многое черпал именно с конспектов Михельса), но совсем другой подход к игре без мяча. Сакки придал этому свою интерпретацию и продвинул игру еще дальше. Ключевое слово – синхронность.
Третья – «Барселона» Гвардиолы 2009-2011. Команда, которая показала и приучила нас, что владеть мячом 70+ % - норма. И доминировать через владение стало на десятилетие основным трендом. Пеп повлиял на игру на той стадии, когда уже казалось, что ничего нового не придумаешь. Он переосмыслил культовые 4-3-3 на новый лад.
Безусловно, истоки и философия во всех трех случаях смежные, хотя и отличий тоже немало. Но об этом чуть ниже.
Как парень с обувной фабрики завоевал расположение Сильвио Берлускони
Сакки никогда не играл в футбол на профессиональном уровне. Такой себе Нагельсманн конца 80-х – начала 90-х. Конечно, это Сакки однажды на пресс-конференции не выдержит презрения журналистов, психанет и скажет: «Послушайте, для того чтобы быть жокеем – перед этим не обязательно быть лошадью».
Путь великого итальянца начинался с самых низов: сперва «Римини» в Серии С1, потом курсы в Коверчано по специальности «Управляющий молодежным сектором», затем должность куратора молодежных команд в «Фиорентине». На первых порах Арриго совмещал тренерскую должность с семейным бизнесом – обувной фабрикой. Но судьбой предначертана была другая дорога.
В 1985 выпала возможность поработать в Серии С1 - «Парма» нуждалась в молодом специалисте. Многие люди рекомендовали спортивному директору «пармезанцев» обратить внимание на перспективного парня, который мыслил очень глобально, нестандартно и имел очень идейное представление об игре.
Парма в конце 80-х – город возможностей. Расцвет капитализма, возможность зарабатывать и концерн «Parmalat». Для полного счастья оставалось иметь футбольное представительство в высшем дивизионе. Сакки подарил маленькому городку возможность сыграть в Серии Б. Более того, параллельно в кубке страны «Парма» дважды подряд обыграла «Милан» на «Сан-Сиро». В красивом, ярком ключе. Тогдашний президент «Милана» сеньор Сильвио Берлускони положил глаз на молодого тренера. Вскоре после знакомства он понял, что именно с этим человеком возможно сотворить нечто грандиозное. В Милан Арриго высадился с целым букетом оригинальных идей.
Дорога от «еретика» до «пророка с Фузиньяно»
Сакки как никто другой знает, что такое плыть против течения. Италия конца 80-х – начала 90-х – страна со старомодным менталитетом. Футбол появился как атакующий вид спорта, но итальянцев волновал только результат. Никаких новшеств в подготовке футболистов – сугубо «олдскул», ностальгия за прошлым, только традиционный катеначчо.
Существует теория, что развитие футбола напрямую связано с развитием государства. По крайней мере Сакки любит рассуждать в этом тоне: «Мы исторически страна индивидуалистов, граждане, которые не любят государство, не любят нацию и считают свой город центром Вселенной». Спросите у любого итальянца кто он по национальности, и, скорее всего, он скажет, что он из Генуи/Неаполя и т.д., в общем, назовет свой город.
Тогда в Италии не воспринимали футбол как спорт с жесткими правилами – отсюда и уйма ставочных скандалов. Культура поражения существует в обществе, где ценят заслуженность успеха. То есть не в Италии тех годов. Сакки часто в таких случаях любил цитировать Черчилля: «Только итальянцы проигрывают войны, как будто это футбольные матчи, а футбольные матчи – как будто это войны».
«В этих словах большая правда о нашем отношении к футболу. У нас до сих пор кричат на стадионах, что кто-то должен умереть и все эти расистские скандалы…», - с грустью резюмирует Арриго.
Одним словом, звезда Сакки должна была зажечься в стране, которая не думала о будущем, не искала новых путей и была крайне закрыта к инновациям.
Сакки открыто поставил под сомнение текущую на тот момент подготовку игроков. На него немедленно наложили ярлык «мистера Никто».
«В Италии, не забывайте, сожгли Джордано Бруно», - пишет в своей автобиографии Арриго. Часть журналистов считала меня еретиком и была категорически против моих идей. Но другая часть, более молодые люди и не такие консервативные, заинтересовались тем, что я проповедовал. Иногда даже доходило до драк между этими двумя лагерями журналистов».
Великий голландец Михельс как-то сказал: «Итальянцы странные, обучают технике в отрыве от игры. А мы учим, какой должна быть игра. Это то же самое, что положить футболиста на стол, сказать, что вокруг вода, и учить плавать. Мы бросаем их в воду».
Сакки опередил время на 20 лет
«На карантине смотрю ретро-матчи. Каждый раз, когда попадаю на «Милан» Сакки, осознаю, что они опередили время на 20 лет», - признался в свежем интервью Маурицио Сарри.
Лобановский, Михельс, Бьелса и Сакки – всех этих гениев объединяет дар предвидеть будущее. Именно они предопределили ход развития футбола. Всех четырех объединяет слово – система коллективного (тотального) футбола. В системе разрешено все, и все запрещено за ее пределами.
Сакки отвелась особая роль – он разработал концепцию «зонального футбола» и развил ее по максимуму. Это сейчас обычное дело, но в конце 80-х вообразить команду без либеро нереально.
Сакки показал насколько сильна команда, если она играет единым коллективом, где каждый знает свою роль. Синхронность действий – залог успеха. Как-то спортивный директор «Интера» Джованни Бельтрами от восхищения воскликнул: «Даже сестры Кесслер (немецкие певицы близнецы) не действуют так синхронно!».
Никто так не издевался над правилом офсайда как команды Сакки. О важности игры в четверку защитников и зональной обороне есть отличная история из автобиографии Сакки «Тотальный футбол» (кстати, еще одно хорошее занятие на карантин). В ресторане к нему с женой подошел Джанни Брера, экс-игрок «Милана», и спросил, кто будет опекать Марадону в ближайшем матче с «Наполи».
- Дай мне список, я посмотрю.
Он написал несколько имен.
- Ты прав – все будут это делать!.
- Это как?
- Кто опекает Марадону? Зависит от зоны поля, где он находится.
Жена Сакки, которая сидела рядом пренебрежительно, с отвращением глянула на Бреру: «Разве ты не играешь зонально?»
Идея Сакки – в создании короткой команды, где расстояние между самым атакующим и оборонительным игроком не больше 25 метров. Так поддерживается компактность. Разрывы между линиями не должны превышать больше 6-7 метров. Команда дико прессинговала ту зону, где находился мяч.
«На тренировках мы использовали определенные цвета, чтобы научиться двигаться синхронно и одновременно. Я называл цвет, и все двигались вперед или назад, или на фланг – в зависимости от цвета», - объясняет Сакки.
Также Сакки работал над прессингом, о котором в Италии ничего не знали. Непросто было переучить игроков, которые привыкли бежать назад, двигаться вперед. Принцип Сакки (да и любого коллективного футбола) – команда и защищается, и атакует всеми 11 игроками. Уже в свое время Сакки акцентировал внимание, что вратарь обязан будет владеть игрой в пас, и подстраховывать линию защиты (привет Нойеру).
«Мой футбол был активным даже без мяча – игроки контролировали ситуацию благодаря прессингу. Ориентиры тоже были другими. В Италии привыкли фокусироваться на сопернике, матч превращался в дуэли один в один. В моем футболе на первом месте мяч, затем одноклубник, а потом уже соперник. Это коллективная защита. Интеллект, внимательность, правильное расположение на поле и умение сделать правильный выбор – базовые понятия».
Сейчас все ведущие тренеры, в большей или меньшей степени, пользуются наследием великого итальянца.
На тренировках часто практиковалось упражнение, когда вратарь и 4 защитника противостояли 11 игрокам (хавбеки и форварды). Как правило, эти 11 редко забивали. Ван Бастен часто заключал пари с тренером, мол, ничего сложного нет, и он закатит гол. А потом проигрывал и платил за проспоренное шампанское. А Сакки победоносно вторил ему: «Лучше 5 организованных игроков, чем 11 без понимания принципов игры».
Также часто играли в «собачку» или как говорят испанцы – «рондо». Один или два игрока в круге должны отобрать мяч против 4-5 партнеров. Есть разные вариации упражнения и пропорции. Сакки настаивал, чтобы игроки делали это в движении, а не стоя на месте. Гвардиола, когда пришел в «Баварию», отреагировал подобным образом: «Не думаю, что в футбол играют стоя. Вы делаете то, что никогда не случится в матче. Это потеря времени, а не тренировка».
Физическую подготовку тоже по большей части Сакки адаптировал так, чтобы был мяч. Можно качаться в зале, а можно играть мини-матчи по 2-3 минуты, тренируя прессинг. Вратарь+реджиста+5 нападающих против вратаря+либеро+5 защитников-опекунов. Реджиста и либеро могут сделать по два касания, остальные – сколько угодно. Такие матчи важны, чтобы все коллективно учились и защищаться, и оборонятся. Опять же, сейчас это распространенная практика. Для условного Брендана Роджерса с «Лестера» или другого специалиста, который мыслит современными категориями – это все ясно как Божий день. Роджерс тоже озвучивал этот тезис: «Хорошая команда обороняется коллективно всеми 11 игроками. Если ты атакуешь в какой-то четкой схеме – значит, ты вообще не атакуешь в полном понимании этого слова». Но именно Сакки был одним из первых пионеров-первопроходцев. Он из числа тех, кто озарил этот путь.
Клопп – главный ученик Сакки
Сюрприз-сюрприз! Это безумно трогательная история. Когда Клопп вывел «Боруссию» в 1/2 Лиги чемпионов после той самой драмы с «Малагой» - его пригласили на прямое включение с итальянским телевидением. В студии в качестве эксперта сидел Сакки. Репортер это сообщил Юргену, тот переспросил:
- У вас правда в студии сидит мистер Сакки?
- Да.
- Я хочу, чтобы он услышал эти слова. Мы с вами знакомы заочно и никогда не виделись вживую. Но все, что я знаю, о тренерском ремесле – абсолютно все от вас.
Именно Клопп активно использует зональный прессинг. Однажды он поправил журналиста: «Мы не высокопрессингующая команда. Мы прессингуем ту зону, где мяч».
Этим сходство между двумя тренерами не заканчивается. Например, оба практикуют похожие приемы на тренировках. Сакки, как мы помним, называл цвет и команда, двигалась в нужную зону, а Клопп использует модернизированную версию этого трюка – лайфкинетику, то бишь цикл упражнений, направленных на развитие координации и нейронных связей в головном мозге.
«Если у тебя нет полузащитника – создай его», - говорил Сакки. И очень схожий постулат можно проследить у Клоппа: «Я не верю в трансферы – я верю в тренировки».
Да что уж там – однажды сам Гвардиола подошел к Сакки и сказал: «Всему чего я достиг – я обязан Кройффу и тебе».
Если уж речь зашла о наследии Сакки – то Анчелотти был лидером в его «Милане», а потом и ассистентом на Мундиале 1994 года и только потом ушел в вольное плавание.
Финал чемпионата мира-1994 – пиковая точка
Да, тот самый, где Баджо допустил роковой промах. Подобно своему вдохновителю Михельсу, Сакки спустя ровно 20 лет точно так же проиграет финал. В этом есть определенная трагедия бытия. Но после двух Кубков европейских чемпионов c «Миланом» и достижения со сборной Сакки навсегда вошел в элитный зал славы итальянского футбола.
«Футбол – отражение общества. Поэтому я делюсь своим богатым опытом, как докладчик на конференции. Рассказываю, что группа футболистов становится командой за счет страсти, любви к работе и уважения к клубу. Когда я работал в Испании, то я увидел какой у них подход – победа без красивой и качественной игры не интересна. У нас же, в Италии, все мыслят примитивно: победил – молодец, проиграл – мудак».
Команда Сакки, когда теряла мяч, нахальным образом коллективно прессинговала, возвращала контроль и продолжала атаковать.
«Мы – самонадеянная и невежественная нация. Мы не понимаем, не хотим знать и не растем. Мои идеи, как ни странно, получили больше признания в других странах, чем на родине. Футбол – это источник страсти, стойкости, умения жертвовать, уважения, культуры, гордости, смелости, интуиции, культуры в целом и умения проигрывать. Футбол должен передавать это обществу, у которого моральный кризис. Эти ценности формируют коллектив. Без этики нет команды. А если нет команды, то нет и игры, нет развлечения. А значит, нет и результатов».
Благодаря Сакки на итальянском телевидении стали в разы чаще говорить о тактике, использовать терминологию по типу треквартиста, медзалла и другой лексикон прокачанных гиков. Сакки сделал это модным.
Подорванное здоровье заставило рано уйти на пенсию
Гастрит и другие болячки терзали итальянского Прометея. Вояж в мадридский «Атлетико», краткосрочное возвращение в «Милан», работа техническим директором в «Парме» и, наконец, заслуженный отдых и время с семьей и близкими. Своя колонка в газете, работа на телевидении и статус всенародного героя, где тебя любят и уважают.
Очень хорошо, что эта история не о сентиментальном герое, которого не признали, а наоборот – человеке, который ради своих убеждений прошел многое и триумфально может рассказать внукам о былых подвигах. Журнал «France Football» поставил Сакки на третье место среди тренеров всех времен и народов.
В 2005-м году Урбинский университет присудил Сакки степень Почетного доктора. Он не был футболистом, но стал тренером. Не был студентом, но стал доктором. Он даже не пил вино и не ходил на всякие курсы, но считает себя неплохим сомелье. Такой он Аригго Сакки. Он ощутил на своей шкуре критику так называемых экспертов, всегда давал отпор скептикам и никогда не забывал делится знаниями с другими. Как тот Прометей, который похитил огонь с Олимпа и подарил людям.
Артем БУДРИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Смотрите видеообзор матча 18-го тура Ла Лиги 2024/25
Команда Ираолы выиграла четыре из пяти последних матчей