Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Легкая атлетика
|
1030
0

Плавающее «корыто»

Олимпийский чемпион в толкании ядра Юрий Билоног - о подготовке сборной Украины к Олимпиаде

Плавающее «корыто»

Олимпийские медали независимой Украине легкая атлетика приносила всегда. И пусть не каждый раз их проба была высшей, но, тем не менее, «на щите» наша сборная домой не возвращалась. В августе этого года стране есть на кого надеяться, и легкоатлеты в этом списке не последние. О подготовке национальной команды к главным стартам четырехлетия рассказал олимпийский чемпион в толкании ядра Юрий Билоног.

— Все, что мы с тренером определили для себя раньше, то и выполняем, — берет слово Юрий, — и никаких кардинальных изменений в подготовку пока вносить не собираемся. Сейчас вышли на определенный результат, и пока главная задача — хорошо выступить на майских соревнованиях и показать, насколько готовы и на что способны. Но это не означает, что именно с этими результатами я поеду на Игры. Данная проверка станет своего рода подведением итогов на промежуточном этапе. Для того чтобы посмотреть, в какой физической форме находишься, нужно принимать участие в соревнованиях после каждого этапа подготовки. И от этого уже отталкиваться. Я вот, к примеру, возвращаясь сейчас с тренировок, чувствую себя великолепно и получаю от своих занятий и того результата, который вижу, большое удовольствие.

— У вас были проблемы со спиной и локтем…
— Это, как говорится, моя ноша, которую уже никогда не смогу сбросить. Приходится с этим уживаться. Знаете, в каких-то местах болит, но в отдельные упражнения мы внесли коррективы, поменяли нагрузку, и стало полегче. В итоге, пока все получается. Результат всегда достигается очень тяжело, и ради него приходится чем-то жертвовать.

— Раньше ваш оптимальный вес был 140 кг. Какой он сейчас?
— Сегодня я как раз и вешу около 140 кг. Хотя, в принципе, оптимальный вес назвать сложно, ведь спортсмен в моем виде с каждым годом растет, крепнет физиологически — проходит нормальный процесс «взросления». Поэтому и вес постоянно колеблется. Главное, чтобы этими килограммами ты мог легко управлять в круге и не чувствовал себя неудобно. В свои 34 года, например, и со 140 кг чувствую себя 19-летним и прекрасно двигаюсь. Вот это и есть самый главный показатель.

— Украинская легкая атлетика попеременно переживает то спад, то подъем. Какой период у нас сейчас?
— О-о-о! Вы задели самое больное место. Будет неправильно, если я начну критиковать. Ведь проще всего заниматься критикой, а вот сделать что-нибудь гораздо сложнее. Скажем так: сейчас мы держимся на плаву. У нас нет мощного двигателя, но и пробоин тоже не имеем. То есть «корыто» плывет (смеется). Не в последнюю очередь благодаря спортивному клубу «Биола». Наш клуб существенно помогает спортсменам в подготовке к Олимпийским играм, снимая финансовую «головную боль».

— На протяжении многих лет в Украине у вас не было конкуренции. Сейчас она появляется?
— Как таковой ее нет и сегодня, хотя небольшие проблески все же имеются, появляются молодые спортсмены. Но, знаете, они меня, наверное, боятся, не хотят даже подойти и спросить что-то, когда нужно. Они ж толкают на 19 метров и уже чувствуют себя великими звездами… В принципе, это их проблема.

— Но ведь вы еще на старте своей серьезной спортивной карьеры толкали на 18 м. Для них это не показатель?
— Получается, нет. Ребята думают, что я уже завершаю карьеру. Но вы же сами понимаете, старый конь глубоко не пашет, но и борозды не портит. Мы еще себя покажем. В достижении высоких результатов для таких спортсменов, как я, самое главное — мотивация. Не буду скрывать, финансовая в том числе. Ведь положить свое здоровье и при этом обеспечить семью, или загнать себя, ничего не получив, согласитесь, абсолютно разные вещи. Прошли те времена, когда мы были готовы выступать за экипировку или спортивный костюм. Все это «школьная программа». То, что благодаря моим победам в мире поднимается флаг нашей страны и звучит гимн, наверное, заслуживаю быть не бедным, а достаточно обеспеченным человеком.

— Представителей каких стран видите на предстоящей Олимпиаде своими основными конкурентами?
— Американцы всегда показывали высокие результаты. Да и европейцы тоже. Спорт сейчас дошел до такого уровня, что все, по большому счету, одинаковы в своих показателях. Но кому-то может повезти больше, кому-то — меньше. Сам прочувствовал это на Олимпийских играх в Афинах.

— НОК Украины выпустил для наших спортсменов брошюру, где указаны все запрещенные к употреблению препараты. Видели ли вы ее, и как она помогает ориентироваться в «допинговом пространстве»?
— Брошюру не видел. Но все, что касается меня, я и сам прекрасно знаю: что запрещено, а что разрешено. На самом деле, считаю, что борьба с допингом зашла в тупик. Запрещается все. Ведь, по сути, что такое допинг? Это «помощь организму в достижении высоких результатов». Но про это можно многое сказать. Съел я, например, кусок мяса. Это помощь организму? Естественно. То есть вся данная система — полнейший абсурд. Я не могу ни аспирин принять, ни нос нафтизином закапать, не имею права делать какие-либо внутривенные манипуляции. Такое правило, что о каждом своем шаге — где нахожусь или буду находиться — должен сообщать в их лабораторию. Расписывать нужно ближайшие 60 дней. А куда ж тогда подевались их пресловутая демократия и так называемая свобода передвижения, воспеваемые на каждом шагу? Такое себе условное заключение.

— Юрий, когда отправляетесь в Пекин?
— Хочу за два дня до своего старта. Объясню, почему. Чтобы на момент соревнований находиться в нормальной физической форме, необходимо приехать или за два дня, или за месяц. За месяц никто туда спортсменов не отправит. А поехать за неделю и попасть в самый пик акклиматизации не хочу. Не собираюсь просто прокатиться в Пекин и засветиться на Олимпийских играх. Хочу поехать и, как говорится, рубануть сплеча.

— Вы как-то признались, что перед стартом можно перегореть психологически. Что это значит?
— Когда, скажем, я готов на высокий результат, начинаю за себя бояться: сумею я показать тот результат, к которому иду, или нет? Это закравшееся сомнение очень мешает. Вот такое состояние и называется «перегореть». Чтобы подобных ситуаций не возникало, нужно показывать свою готовность на пару соревнований раньше основных стартов. Иначе ты поедешь туда, как темная лошадка, причем, сам для себя.

МНЕНИЕ
Вита ПАЛАМАРЬ, украинская легкоатлетка:

— Подготовка к Олимпиаде в самом разгаре, и говорить о каких-то конкретных результатах пока рано. Сейчас у нас завершился только один из промежуточных этапов. Естественно, настраиваемся только на хорошее, но, как известно, расслабляться нельзя, и внимание обращать нужно на все детали. Если возникнут какие-то проблемы, по ходу подготовки все это будет корректироваться. Сейчас такие проблемы существуют исключительно с профессионально-рабочими моментами. Но ничего такого, когда стоило бы говорить о каких-то потерях, недостатках или невозможности что-то выполнить, пока не случилось. Надеюсь, в таком ритме продолжим работать и дальше.

Сейчас практически все свое время я провожу на сборах. Но так как впереди чемпионат Украины, пока, наверное, буду тренироваться на территории нашей страны. Тем более, что уже теплеет и можно заниматься здесь. А так вынуждена выезжать за границу. Я сама хоть и запорожанка, много времени приходится проводить в Киеве. Проблема в том, что в нашей столице просто негде тренироваться. С этой точки зрения ситуация плачевная и пока, к сожалению, бесперспективная. Это огорчает, потому что спортивные традиции практически умирают. Есть кадры, которые хотят работать, но у них нет нормальной возможности это делать. И люди иммигрируют. Тренеры выезжают за границу, те, кто помогает достигать результатов — те же массажисты, например, — тоже едут в другие страны. Банально, но там платят деньги. А мы довольствуемся тем, что у нас остается.

После установленного мною в марте национального рекорда в зале энтузиазма и оптимизма, конечно, прибавилось. Но для того чтобы завоевать медаль на Олимпийских играх, нужно все-таки прыгать выше. Не так давно я поменяла технику прыжка. Раньше прыгала с так называемой подбежки, и сам разбег получался 8 шагов. Сейчас подбежку убрала — просто прыгаю с места, и до отталкивания у меня получается 10 шагов.

Сегодня, как, собственно, и всегда, на секторе господствует Европа. И хоть остальные континенты порой себя проявляют, лидерство остается именно за ней. Каждый год обязательно выстреливает кто-то новый. Сейчас, например, сильные — Елена Слесаренко из России и хорватка Бланка Вланич. Но никого не стоит сбрасывать со счетов. Все тренируются и будут готовы к качественному выступлению. Меня же подстегивать и давать дополнительный стимул может чье-то исполнение технического момента прыжка, когда черпаешь для себя какие-то новые элементы в технике. То есть обучение продолжается. Вообще же я считаю, что все, кому удалось попасть в национальную сборную, заслуживают, чтобы о них говорили. Раз они сумели добиться этого, значит, будут достойно бороться за олимпийскую медаль.

КАК ЭТО БЫЛО
Высокая планка Бубки

Легкая атлетика — один из наиболее массовых видов спорта, не требующих дорогостоящих условий для тренировок. Этот вид соревнований был включен в олимпийскую программу с момента возобновления Игр в 1896 г. Но соревновались исключительно мужчины — женские состязания вошли в программу лишь 32 года спустя. А женское метание молота и того позже — в 2000 г.

Самым выдающимся легкоатлетом Украины и одним из наиболее популярных в истории мирового спорта является наш соотечественник, ныне президент НОК и член исполкома МОК Сергей Бубка. Именно он на первом чемпионате мира по легкой атлетике, который проходил в 1983 г. в Хельсинки, завоевал золотую медаль. Украинскому спортсмену было тогда всего 19 лет. А уже в 21 он вошел в историю как первый прыгун с шестом, преодолевший высоту 6 м. Его мировой рекорд — 6 м 15 см — не побит до сих пор.

К слову, у Сергея Бубки в его родном Донецке живет и тренируется еще одна легкоатлетка из списка «самых популярных» — россиянка Елена Исинбаева. Именно она в 2005 г. в возрасте 23 лет первая среди женщин преодолела высоту в 5 м.

Украинские легкоатлеты на Олимпиадах
1992. XXV Олимпийские игры:

Ольга Брызгина — «золото», бег эст. 4х400 м.
Людмила Джигалова — «золото», бег эст. 4х400 м.
Инесса Кравец — «серебро», прыжки в длину.
Татьяна Самоленко (Доровских) — «серебро», бег на 3000 м.

1996. XXVI Олимпийские игры:
Инесса Кравец — «золото», тройной прыжок (15.50, мировой рекорд).
Инга Бабакова — «бронза», прыжки в высоту.
Александр Багач — «бронза», толкание ядра.
Александр Крикун — «бронза», метание молота.

2000. XXVII Олимпийские игры:
Елена Говорова — «бронза», тройной прыжок.
Роман Щуренко — «бронза», прыжки в длину.

2004. XXVIII Олимпийские игры:
Юрий Билоног — «золото», толкание ядра (21.16).
Елена Красовская — «серебро», бег на 100 м с барьерами.
Вита Степина — «бронза», прыжки в высоту.
Татьяна Антипова-Терещук — «бронза», бег на 400 м с барьерами.

Людмила Русанова

газета «Новая»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

«Это не шутка». Суркис назвал игрока Динамо, который будет стоить 300 млн
Футбол | 22 апреля 2024, 10:53 37
«Это не шутка». Суркис назвал игрока Динамо, который будет стоить 300 млн

Президент «Динамо» назвал ценник на Шапаренко

Лунин признался, почему Реалу было сложно в обороне при угловых Барселоны
Футбол | 22 апреля 2024, 07:22 5
Лунин признался, почему Реалу было сложно в обороне при угловых Барселоны

21 апреля королевский клуб обыграл «сине-гранатовых» со счетом 3:2

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.