Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
873
0

ПОЧИНОК: «Все условия были созданы»

Один из наставников молодежной сборной Украины Игорь Починок - о предстоящем чемпионате мира

Сегодня в шведском Эстерсунде стартует чемпионат мира по биатлону. Почему украинцы настолько медлительнее своих конкурентов, и каковы их перспективы?

На недавно завершившимся молодежном чемпионате мира по биатлону сборная Украины осталась без медалей. Хотя в немецкий Рупольдинг поехали все основные отечественные биатлонисты соответствующего возраста. Замечания со стороны можно делать практически ко всему – стрельбе, ходу… Для скептиков такой результат стал провалом. Хотя так не считают в тренерском штабе сборной. Один из наставников украинской молодежки заслуженный тренер страны Игорь Починок поделился своим мнением о прошедшем мировом первенстве:

- Насколько мне известно, президент федерации биатлона Украины Владимир Брынзак не ставил перед тренерами молодежной сборной задачи завоевания наград на «мире». Мы должны готовить резерв для национальной сборной. Но в душе все-таки надеялись на лучшее. Хоть и наград не было, но я остался доволен многими нашими сборниками.

Раз была надежда, значит, была и возможность улучшить результаты?
На результат влияет очень много мелких факторов, которые зависят от самого спортсмена, от тренеров и функционеров. Если считать для Украины молодежный чемпионат мира неудачным, это значит признать, что нам всем этих нюансов не удалось избежать вместе.
Что касается подготовки к чемпионату, то со стороны федерации практически все условия были созданы. Еще летом был составлен список кандидатов в основной состав молодежки. Все они прошли подготовительные сборы. Юноши выехали на первый снег в Россию, а юниоры готовились в Австрии.
Только вот в современном спорте одной лишь отменной физической готовностью не обойтись. Как и не все зависит от спортсмена. Особенно в биатлоне, где на первый план вышли технологии и достижения науки. Это касается и оружия, и патронов, и лыж, и смазки, и восстановительных препаратов. В этом компоненте мы сильно уступаем многим странам.
Кроме того, должен отметить, что большинству наших юных биатлонистов трудно выступать в таком месте, как Рупольдинг. Это Мекка немецкого биатлона, такая же, как у нас Тысовец, только масштабы совершенно иные. Тысячи зрителей и какая-то немыслимая атмосфера. Для того чтобы это почувствовать, надо там побывать. Возможно, кто-то из наших юниоров и был там проездом, но соревновались там все впервые. В совсем непривычной обстановке - в большинстве своем, еще детям - было очень трудно проявить себя и показать свои лучшие результаты.

Впрочем, хотелось бы, чтобы более детально поделились иными соображениями. В чем же все-таки причины катастрофического отставания Украины от ведущих биатлонных стран?
Начну с того, что мы ничем не уступаем Норвегии, Германии или России в методике подготовки и подводки спортсменов к сезону. Но в плане технического обеспечения Украина стоит на десять голов ниже. Мягко говоря. У нас есть талантливые дети, есть сильные спортсмены, есть их кому готовить – только сейчас этого мало. В остальном и самом главном - в техническом обеспечении. Украина с каждым годом все больше отстает практически от всех стран. Мы находимся на самом дне. И не потому, что не успеваем за биатлонным миром и не можем его догнать. Такое впечатление, это движение в последние годы у нас пошло в обратную сторону. Украина со своим, условно говоря, «каменным веком», не может противостоять миру высоких технологий. Но это ни в коей мере не касается национальной сборной. Там действительно обеспечение идет на высочайшем уровне.
Биатлон в мире очень сильно прогрессирует, доказательство чему - участие в молодежном чемпионате мира 35-ти стран. Впервые соревнования подобного уровня транслировались на весь мир по «Евроспорту». Это тоже показатель. Голландия, к примеру, еще несколько лет назад была совсем неприметной. Что-то там себе катались. Сейчас они уже весьма заметны. Голландцы пригласили к себе иностранных тренеров и обеспечили их всем необходимым. Соединенные Штаты Америки даже медаль взяли. Биатлон становится очень популярным. Многие державы хотят там быть на виду, поэтому не жалеют для этого денег. К сожалению, у нас ситуация иная.

Конкретно: чего не хватило украинской сборной в Рупольдинге? Где наша федерация недоработала?
Если посмотреть с оглядкой в прошлое, то федерация сделала очень много. Впервые молодежную сборную полностью обеспечили инвентарем. Наши спортсмены уже не ездили в разных комбинезонах и не разминались в разноцветных тренировочных костюмах. Мы выглядели полноценной командой. Также на два дня в Рупольдинг приехали смазчики национальной сборной Александр Семенов и Александр Кравченко (последний раньше был старшим тренером молодежной сборной, а теперь уверенно чувствует себя в первой). Потом упомянутые специалисты уехали, а нам на оставшиеся гонки оставили только парафин и ускорители. Которые, как оказалось позже, нам не понадобились. Также Федерация выделила на чемпионат мира пять тысяч патронов, но они оказались «неотстрелянными» - и это вылезло боком. Обещали выдать новые лыжи, но и этого не случилось.

Почему?
На летнем чемпионате мира в эстонском Отепяя, куда я не ездил, состоялся тренерский совет с участием наставников молодежки и главного тренера национальной сборной Евгения Колупаева. Там по просьбе старшего тренера молодежной команды Александра Болтова, Евгений Федорович обещал дать на молодежную сборную 12 пар лыж. Новых, не десятигодичной давности, тех, что не подошли главной команде. Конечно, это не идеальный вариант, но даже остатки лыж национальной сборной намного качественнее тех, что есть у нас в наличии.
Колупаев дал слово выделить лыжи, но в результате ни одной пары мы не получили. Лишь после декабрьского Кубка Украины Александр Болтов получил восемь пар старых лыж Salomon, от которых вынужден был практически сразу отказаться. Ведь они были просто «убитые». После этого Евгений Колупаев «доукомплектовал» сборную еще несколькими парами лыж разных производителей, но и они оказались непригодными для такого уровня соревнований, как чемпионат мира. На том инвентаре (лыжи, ружья и патроны к ним, смазки), которым обеспечили нас, занимать высокие места практически невозможно. У меня не было возможности поговорить с Колупаевым о ситуации с лыжами. Я не знаю, чья это недоработка. Возможно, наша, тренеров молодежной сборной, тоже.
Все спортсмены ездили на своих старых лыжах низкого уровня, за исключением нескольких юниоров. К примеру, киевлянин Валерий Могиленко ездил на лыжах, которые купил ему отец (известный в прошлом биатлонист Виталий Могиленко в свое время он в составе сборной СССР занял пятое место на чемпионате мира – авт.) еще три года тому. Вот и получилось, что Валера на них был первым-вторым среди украинцев в финишных протоколах гонок.

Вы вспомнили о недостаче смазок для лыж…
Когда с нами находились смазчики первой сборной, погода была морозная и, соответственно, они оставили на остальные гонки парафин и ускорители на мороз. Но с их отъездом в Рупольдинге потеплело. Оставленный парафин уже не подходили. Весь тренерский штаб молодежки - кто со своих запасов, кто покупал – искал нужные смазки. Я лично на последние две гонки нужный парафин и ускорители покупал из своих сбережений. Собрал деньги и взял банку ускорителя ХВК за 89 евро. Кстати, это фирма работает в основном на немецкую сборную и в отличие от своих конкурентов не продает везде свою продукцию. На Олимпийских играх 1994 года этот производитель не продавал смазки никому, кроме Германии. В Рупольдинге, чтобы купить единственный тюбик ускорителя, наша переводчица Марина ждала почти два часа. А на совесть потом постарался Олег Меркушин, который и смазывал лыжи на эстафету.

Завершая тему технического обеспечения, объясните, что не заладилось с патронами?
Под каждый ствол нужно подбирать патроны. Одинаковые образцы здесь не проходят. Кроме того, многое зависит от погоды. Поэтому для одного спортсмена нужно иметь в запасе несколько вариантов. От федерации мы получили пять тысяч очень качественных патронов «Ляпуа», но они изготовлены для стрельбы с ружей немецкой фирмы «Анчус». В молодежке же практически у всех биатлонистов - российские ружья. У некоторых только трубки стволов от «Анчуса». А те патроны, что нам дали, по сути, даже некогда было испробовать. Отсюда и плохая стрельба. Нельзя же выбирать патроны из одного варианта! Сразу было видно, что некоторые наши биатлонисты, приехавшие со своими патронами, стреляли намного лучше остальных коллег. Но эти патроны попали в Германию, мягко говоря, на грани риска.
Я знаю, что Владимир Брынзак дал указание обеспечить нас необходимым хотя бы на минимальном уровне. Но, как мне кажется, команды свысока доходят до исполнителей. Те же выполняют их, как сами захотят. В хорошем смысле завидовал россиянам, немцам и норвежцам. Там идет целенаправленная работа на результат. Даже с молодежными командами ездят сервис-группы. После чемпионата мира россияне, к примеру, даже не заезжают домой – сразу на этапы Кубка Европы. Видно, что люди сразу готовятся к последним серьезным стартам в сезоне юниоров - чемпионату Европы, который состоится в Чехии.

Мог кто-то из наших в таких условиях выстрелить?  
Практически для всех наших спортсменов, кроме основных юниоров и Елены Пидгрушной это были первые серьезные соревнования. А сходу бороться против представителей ведущих стран практически невозможно. По итогам чемпионата мира я бы даже не посмел упрекать кого-то из спортсменов. Они выкладывались на трасе полностью. Конечно, настолько, насколько им позволяли физические возможности и техническое обеспечение. Многие из биатлонистов накануне успели переболеть гриппом.
Откровенно говоря, от девушек ожидать медалей было трудно. Даже о том, что кто-то попадет в пятерку, не могло быть речи. Это касается и эстафеты. Как девочки, так и юниорки пока не готовы показывать высокие результаты. Но у них за последний год виден значительный прогресс. В Рупольдинге могла себя проявить только Елена Пидгрушная. Но она на предсезонных сборах подхватила воспаление легких и два месяца болела. Только в конце декабря Лена впервые стала на лыжи. Лишь недавно она начала чувствовать себя нормально.
Совсем иная ситуация у юниоров. Там все надежды были на основную четверку - Виталия Кожушко, Валерия Могиленко, Виталия Кильчицкого и Сергея Семенова. По прогнозам, они должны были бороться за высокие места. К тому же у всех, кроме Валерия Могиленко, был достаточный опыт выступлений на международном уровне. Именно на Кожушко, Кильчицкого и Семенова делалась ставка уже не один год. В этом и предыдущем сезонах они участвовали во многих этапах Кубка Европы. Там у них результаты порой были не хуже лидеров российской и немецкой сборных. Но в Рупольдинге по каким-то причинам выстрелить никому не удалось. Никто даже не смог пробиться на цветочное награждение, то есть, в шестерку лучших.
Зато с лучшей стороны проявили себя наши юниорки, финишировавшие шестыми в эстафете. Львовянка Юлия Беган проехала свой этап даже лучше, чем мы думали. Аня Ольховик из Сум немножко не рассчитала свои силы после простуды, но ее трудно в чем-то упрекнуть. Девочка выкладывалась, как могла. Не говоря уже про мою подопечную Елену Пидгрушную. Ее мы как раз готовили на эстафету и она надежды оправдала. Ее личное время прохождения этапа было намного лучше, чем у остальных. Вдобавок, о Беган и Ольховик хочу сказать, что состязания в Рупольдинге были первым в их карьере стартом подобного уровня. На предыдущий чемпионат мира, который проходил в США два года назад, их вообще не взяли. Тогда из их возрастной группы стартовала только Пидгрушная.
Хорошо хоть сейчас поверили в Аню Альховик, за которую я два года назад «бился» с Александром Кравченко и покойным Виктором Шевцовым. Но тогда нашлись тренеры, которые доказали всем, что Аню не надо везти на чемпионат мира. Хотя в то время она была практически на уровне Елены Пидгрушной.  Подобная ситуация была вокруг Юлии Беган. Тогда ни я, ни другие тренеры не смогли доказать руководству украинского биатлона, что этим девочкам необходима обкатка на чемпионате мира. Ведь подготовка спортсмена – тонкий, долгосрочный процесс и опыт стартов в таких соревнованиях отыгрывает немалую роль.
Неплохие результаты среди юношей демонстрирует тернопольчанин Андрей Возняк. На летнем чемпионате Европы в Тисовце он выиграл три золотые награды. Могу охарактеризовать его выступление в Рупольдинге наиболее четко, поскольку он мой воспитанник. Я его акцентировано готовил как раз к летнему чемпионату Европы. А другого своего воспитанника-юниора Андрея Богая (в Рупольдинге он стартовал только в индивидуальной гонке – авт.) я подводил по летний чемпионат мира в Эстонии. Потому что летом можно побеждать в первую очередь за счет своих сил, там ты меньше зависишь от остальных факторов. Еще тогда понимал – чего-то сверхъестественного не будет. Да и случайностей в современном биатлоне не бывает. Этим биатлонистам не хватило нескольких недель, чтобы набрать оптимальную форму. Пик у них пришелся на конец лета - начало осени. Второй раз в сезоне привести их к наилучшим кондициям не так уж просто.

Но ведь ситуация с пиками повторяется из года в год…
Трудный вопрос. Кто-то не достиг пика, кто-то его миновал. Еще в середине января в немецком Лансдорфе на этапе Кубка Европы Семенов, Кожушко и Кильчицкий показывали скорости на трассе наравне с немцем Даниэлем Графом. В Рупольдинге наши ребята были намного медленнее. К тому же, сильно подвела парней стрельба - и по качеству, и по скорострельности.
Некоторых не удалось подвести в оптимальном состоянии из-за простуды. Но это субъективные причины неудач. Я бы здесь принял во внимание не только физические кондиции спортсменов. Были ли мы готовы к такой резкой смене погоды – с мороза на оттепель? Были ли у нас нормальные лыжи и смазки на разные варианты температур? Чтобы провести объективный анализ, нужно было находиться на месте событий. Во время первых двух гонок стояла морозная погода, а на трассе лежал искусственный снег. На последующих двух стартах выпал свежий снег и при плюсовой температуре. Снег превратился в месиво…

Один шанс взять медаль у Украины все же был. До половины индивидуальной гонке среди юношей Михаил Сердюк лидировал. Но на третьем огневом рубеже он три раза промахнулся…
Мы надеялись на Мишу. После половины дистанции он и сам понимал, что может взять медаль, и сильно прибавил в скорости. Даже на очень опасном спуске он ехал быстрее, чем обычно. Риск не оправдался – как раз там было неприятное падение, кстати, единственное в нашей сборной за все гонки. Это происшествие немножко надломило парня. На третьем огневом рубеже Сердюк три раза промахнулся. Как потом выяснилось, приклад ружья не выдержал падения и дал трещину. На последней стойке он отстрелялся «под ноль», но многое уже было утрачено.

Вы говорили, что многие наши сборники накануне молодежного чемпионата мира успели переболеть. Что случилось?
Последние сборы перед чемпионатом мира  мы провели в Тысовце. На них шесть спортсменов приехали сильно простуженными, что значительно повлияло на их подготовку и результаты. Не буду себя выгораживать и оправдывать остальных тренеров детскими «отмазками». Особая благодарность – «Укрзализныце». Наши подопечные третьего января ехали дополнительным поездом, который можно сравнить только с холодильником. В этих списанных вагонах могли простудиться все, кто в нем ехал. Из биатлонистов не повезло шестерым. Юлия Джима, к примеру, еще до сих пор не выздоровела. Но тренерский состав решил до конца поддерживать спортивный принцип – кто доказал в отборе свое место, тот и едет на соревнования. Поэтому Юлю не стали на кого-то менять.

Какие общие выводы напрашиваются после чемпионата мира в Рупольдинге?
Если подытожить все сказанное, то напрашивается один вывод – наша молодежная сборная сейчас на уровне хорошей команды области. И даже не российской, а украинской. Потенциал  у нашего биатлона был и есть сейчас. Но и наши недоработки видны невооруженным глазом. В том же Тысовце нужно постоянно готовить трасы, чтобы на них можно было тренироваться, и чтобы снежный покров соответствовал нормам. Там до сих пор нет ни одной пушки для искусственного снега.
Кроме того, сейчас мы не используем свой огромный потенциал для обкатки молодых спортсменов на международных стартах. Вот из-за этого многие наши таланты не могут себя проявить и остаются в числе «вечно перспективных». У меня такое впечатление, что кто-то из связующих звеньев между президентом федерации и юношеским биатлоном не очень заинтересован в том, чтобы у нас появлялись талантливые спортсмены. Из-за этого мы не можем добиваться успеха не только на юниорском, но и на взрослом уровне. Ведь на одних и тех же именах далеко не заедешь…

Андрей Вербицкий

«СПОРТглавред»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.