Не только доминатор: Артета становится смесью Гвардиолы и Моуринью
Оцениваем стиль главного тренера Арсенала
Вскоре после прихода в Арсенал, Микель Артета начал регулярно говорить о доминировании. Специалист настолько часто употреблял это слово, что его прозвали «доминатором» вне зависимости от того, как играла его команда. Со временем «канониры» действительно начали играть с позиции силы с разными соперниками. Тренер «пушкарей», казалось бы, наконец-то достиг своей цели. Однако в прошлом сезоне и начале нынешнего Артета неожиданно отошел от своего стиля. Вернее, начал его менять.
В первых пяти матчах нового сезона Премьер-лиги и против Аталанты в Лиге чемпионов Арсеналу пришлось серьезно работать для достижения результатов. «Канонирам» пришлось играть почти весь тайм против Брайтона вдесятером, чтобы удержать ничью. Совсем недавно была тяжелая победа со счетом 1:0 в дерби северного Лондона против Тоттенхэма, построенная на оборонительной игре. В таком же стиле «пушкари» заполучили одно очко на «Этихаде».
В матчах против Брайтона и Тоттенхэма Арсенал провел долгие периоды без мяча. Владение «канониров» составило всего 35,8% в игре против «чаек» и 36,3% в дерби против «шпор». Столь низкие показатели «пушкарей» объясняются тем, что они отбивались в каждом из этих матчей, чтобы заработать результат. В матче против Манчестер Сити Арсенал показал непристойно низкие для себя показатели – всего 5 ударов по воротам соперника с 22% владения мячом. У «горожан» было 33 удара и 78% владения.
Все это было совсем не в стиле Арсенала, по крайней мере, если говорить о современной команде «канониров». Но, несмотря на все разговоры о том, что Артета — ученик Пепа Гвардиолы, а в игре его команды определенно есть сходство со стилем другого испанца, в обороне «пушкарей» есть что-то в духе Жозе Моуринью. В этой команде есть характер, которых долго не хватало. Это подтверждается хорошими показателями в обороне: «канониры» пропустили всего 12 голов за весь 2024-й год, что ниже, чем у любой другой команды в пяти ведущих лигах Европы.
На выезде «пушкари» не отставали в счете ни в одном из последних 11-ти матчей, пока не пропустили быстрый гол от Манчестер Сити. Но то, как лондонцы отбивались, будучи в меньшинстве всю вторую половину матча, достойно уважения. На игру с Брайтоном повлияло удаление Деклана Райса, но против Тоттенхэма Артета предложил свой подход прошлых лет против больших команд – уступать владение мячом, отдавать приоритет оборонительной форме и играть на контратаках. Это очень в духе Моуринью, а не Гвардиолы. И это стало заметно не только в начале нынешней кампании.
В прошлом сезоне Премьер-лиги у Арсенала было 38,5% владения мячом против Манчестер Сити, 41,9% против Ливерпуля, 45,7% против Тоттенхэма, 50,1% против Челси и 50,4% против Манчестер Юнайтед. «Канониры» не проиграли ни одного из этих матчей. Такой подход дает команде время на то, чтобы сломать игру, присмотреться, нарушить отточенные действия соперника при владении мячом и, возможно, сэкономить энергию в некоторых ситуациях. Но все это возможно только при грамотном построении защиты, а Артета сделал свою оборону одной из лучших в Европе.
В последнее время «пушкарей» начали обвинять в затяжках времени и замедлении игры. Такая тенденция действительно прослеживается. Например, при угловых Арсеналу в среднем требуется 44,6 секунды на то, чтобы подать мяч. Это самый высокий показатель в АПЛ. Но при этом стоит учесть эффективность стандартных положений у «канониров». «Пушкари» забили 24 гола со стандартов за последние 2 сезона – больше всех в АПЛ. Цель команды, которая не торопится при розыгрыше угловых, аутов, штрафных и прочего — максимизировать свою атакующую угрозу, а не тратить время.
Однако матч Арсенала против Брайтона показывает, что «канониры» действительно не боятся замедлять игру. Райс получил красную карточку на 49-й минуте той игры, когда «пушкари» вели со счетом 1:0. После этого момента "чайки" нанесли 19 ударов против трех у Арсенала. «Канониры» держались изо всех сил и использовали любую возможность, чтобы сбить темп соперника. Давид Райя сделал 10 ударов от ворот в том матче. В среднем он тратил 48,4 секунды на каждый удар, то есть он смог выжать 484 секунды из игрового времени только своими ударами от ворот. Это больше восьми минут.
Райя сделал то же самое в игре против Тоттенхэма. На каждый удар от ворот ему в среднем требовалось 38 секунд. Только в шести других матчах этого сезона, включая самого Райю против Брайтона, вратарю в среднем требовалось больше времени на удар от ворот. У Арсенала также было 13 аутов в игре против «чаек». В среднем каждый ввод мяча длился 26,6 секунды. Это четвертый по продолжительности средний показатель среди всех команд в любой игре этого сезона. И, что самое интересное, «канониры» уже давно так играют. В прошлом сезоне «пушкари» заняли шестое место по самой продолжительной средней задержке времени в Премьер-лиге (29,1 секунды).
Однако у этого стиля управления игрой есть и обратная сторона. С желтыми карточками Райе и Райсу (оба против Брайтона) и Салибе (против Тоттенхэма) Арсенал получил больше предупреждений за затягивание времени, чем любая другая команда в АПЛ. Кроме того, во многих случаях арбитры все равно компенсируют это время. В матчах против Брайтона и Астон Виллы «канониры» сыграли более 100 минут. Тянуть время – это не такая простая задача. Первым делом требуется максимальная концентрация в обороне на те же 100 минут.
Очевидно, что у такого стиля игры есть последствия. Насколько эффективным это будет, нужно смотреть на дистанции. Пока все указывает на то, что «пушкари» все делают правильно. В таком стиле они обыграли Тоттенхэм, сумели не проиграть Брайтону в меньшинстве и почти победили Манчестер Сити. В данный момент награда явно стоит риска для Артеты, который превратил «канониров» в самую упорную, упрямую и успешную команду Арсенала за последние годы. В атаке есть оттенки Гвардиолы. Но в защите это команда Моуринью. И это довольно хорошее сочетание.
Текст: meta.ua/sport
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Сербам не понравилось поведение фанатов
Наибольшее признание получил Майкл Джордан