КАКАя боль
Sport.ua с ностальгией вспоминает великую карьеру бразильца, которая могла быть еще круче
«Это было лучше, чем я мог себе представить», - написал в одной из соцсетей легендарный бразилец Кака по поводу своего официального прощания с футболом. Не хочу гневить Бога, но позволю себе не согласиться с репликой Рикардо. Все могло быть еще лучше.
Кака – уже 35-ть, и его решение «завязать» видится вполне логичным и оправданным. Тем более, что, по заверениям самого футболиста, он уже не испытывает наслаждения, выходя на футбольное поле в качестве игрока, его донимает физическая боль. Собственно, фактически все время пребывания в своем последнем профессиональном пристанище – клубе МСЛ «Орландо» - действия Кака скорее походили на хождение по мукам, нежели на приятнейшее «пенсионное» времяпрепровождение.
Великий бразилец делал огромное усилие над собой, каждый раз выходя на поле. Обмануть свой организм не удалось, и решение об окончании карьеры, полагаю, далось Рикардиньо с облегчением. На свое скорое прощание с игрой Кака прозрачно намекал и в прошлом году, и сразу несколько раз в нынешнем, и наконец-то воплотил задуманное в реальность. Не забыв, как всегда, поблагодарить Иисуса за все, что тот ему дал. Однако не покидает ощущение, что, с одной стороны, эта карьера должна была закончиться немного по-другому. Громче, что ли. А с другой стороны – что Кака все же не сделал всего, что должен был.
Наверное, подобное самобичевание – тяжкий крест многих (если не всех) гениев. Если тебе дано от природы больше, чем почти всем твоим сверстникам, стало быть, ты обязан этим распорядиться грамотно и всецело. Тем более, что в нашем случае речь не идет о человеке, который сделал себя сам в стандартном понимании этой сентенции. Да, Кака много работал над собой и многого достиг именно из-за своей работоспособности, однако стоит понимать, что стартовая площадка у него была на порядок выше, чем у множества его коллежан. И этим он должен был благодарить именно Иисуса. Что бразилец и делал с завидным постоянством.
Однако Творец все же решил уравновесить этого гения, добавив ему немножко «хрустальности». Кака очень тяжело переживал травмы и повреждения. С каждым разом после серьезных увечий футболисту становилось все сложнее и сложнее возвращаться на былой уровень, особенно если учесть, что его главной добродетелью была скорость – и как таковая, и при работе с мячом. А этот аспект, как мы понимаем, весьма уникальный, он редко восстанавливается без последствий. Посему Кака в «Милане» и после оного – две большие разницы.
Наверное, в этой связи очень уместно говорить еще и вот о чем. Даже гению необходимо исключительное, универсальное выстраивание в нужном порядке всех звезд, чтобы, как говорится, все срослось. Нужен какой-то вменяемый первый шаг, который должен быть непременно правильным. Мы ведь помним, что талантам нужно помогать, а бездарности пробьются сами. Сложно сказать, как бы сложилась европейская карьера Кака, если бы он вместо «Милана» выбрал «Интер» или «Челси», которые тоже интересовались юным дарованием «Сан-Паулу». Но звезды в 2003 году сложились именно так, что чертовски перспективный бразильский атакующий полузащитник, который за год до этого уже успел выиграть чемпионат мира, стал именно россонери. Этот шаг стал правильным, своевременным и определяющим. Нетипичный, в общем-то, бразилец – и по цвету кожи (он белый), и по социальному положению (он из богатой семьи), и даже по манере игры (он напоминал скорее итальянца или француза) – как-то сразу, точнее, без как-то, а сразу стал в «Милане» своим. И незаменимым. Можно, конечно, говорить, что семена были брошены в подготовленную почву, если учесть, какие люди тогда играли в «Милане» и кто его тренировал.
Но сей факт вряд ли можно считать уменьшающим достоинства Кака. Скорее даже наоборот: в компании Руя Кошты, Зеедорфа, Шевченко, Индзаги и Пирло этот самородок не только не потерялся, но и по-настоящему расцвел. Уникальное видение поля, хорошо поставленный удар, отменный дриблинг, но главное – его потрясающая скорость – все эти качества сделали Кака одним из главных бриллиантов «Милана» и всего мирового футбола. Помимо потрясающей скоростной работы, Кака мог исполнять на поле почти все функции, связанные с атакующими задачами. Он мог сыграть на обеих флангах атаки, мог действовать на острие, хотя самая запоминающаяся, главная его роль – «десятки». Именно в этом амплуа «наследник Зико» свел с ума футбольную Европу в 2007-м, когда ведомый им «Милан» в потрясающем стиле выиграл Лигу чемпионов, отомстив в афинском финале «Ливерпулю» за немыслимый стамбульский урон. В той кампании Кака стал не только лучшим футболистом, но еще и лучшим бомбардиром. Как следствие – главный индивидуальный приз мирового футбола – «Золотой мяч» - получил «золотой» бразилец. Звезды сошлись правильно. Спасибо Иисусу.
А дальше нужно было просто продолжать нести свой крест, выполнять свою миссию. От добра добра не ищут, не так ли. Но Кака решился на крутой поворот в своей жизни. В расцвете сил бразилец перешел в «Реал». Сложно сказать, чего в этом переходе было больше – амбиций, финансов или желания просто сменить обстановку. Так или иначе, Кака послушался своего отца, не послушав своего Иисуса, и перебрался на «Сантьяго Бернабеу».
«Реал» в 2009-м уже не был «галактикос» по духу, он был таковым скорее по именам. А на практике тогдашний «королевский клуб» напоминал скорее Голливуд. Кака ангажировали в эту «ярмарку тщеславия» наверняка как нового лидера, нового мессию. Но увы, таковым он не стал. Видится, он мог стать настоящим мадридистом лишь в том случае, если бы пришел в столицу Испании значительно раньше, если бы прошел в этом клубе все те ступеньки, которые ему пришлось одолеть в «Милане». В Мадриде он оказался одним из многих, потеряв чувство комфорта, а вместе с ним – и свое изящество. Он просто перестал прогрессировать, вдруг оторвавшись от пуповины. Это уже был не тот Кака, которого мы все знали и обожали. Кака в «Реале» стал примерно тем же, кем стал Шевченко в «Челси» - просто хорошим футболистом.
Кстати, две эти карьеры очень похожи – как своим величием, так и своей трагедией. Шевченко покидал «Милан» идолом. Еще бы пару сезонов, и Андрей превзошел бы все рекорды Нордаля, и где-то под сводами «Сан-Сиро» украинцу установили бы прижизненный памятник. Не забуду того ощущения разочарования и тревоги, сопровождающие переезд Андрея в Лондон. Звезды тогда должным образом не сложились. Нечто подобное произошло и с Кака. Рикардиньо уезжал из «Милана» в статусе главной звезды, с искренними слезами на глазах. Впереди было невнятное будущее, позади оставалось звездное, а главное – комфортное, «устаканенное» и правильное настоящее. Ни Шевченко, ни Кака не прижились на новом месте. По разным причинам, но тем не менее. Бразильца стали преследовать травмы, одна тяжелее другой, и это очень сказалось на его главном достоинстве – скорости. Иногда складывалось такое впечатление, что Кака в Мадриде, как и Шева в Лондоне, тяготился от какого-то внутреннего чувства не обустроенности, дискомфорта. Он был не в своей тарелке. Как и Шевченко, Кака тоже решил войти в одну реку дважды, когда вновь перебрался на «Сан-Сиро». Но это уже был совсем не тот Кака. Впрочем, как и Шева, который в свой второй приход в Миланелло оказался бледной тенью себя прежнего.
При желании подобные параллели можно проводить и дальше, пытаясь утверждать, что именно эти два не весьма обоснованные уходы погубили карьеры не только этих двух футболистов, но и, по большому счету, сам «Милан». Шевченко, Кака, Пирло, Анчелотти – эти и другие звезды начали покидать некогда лучший клуб мира в поисках лучшей жизни. Кто-то ее нашел, кто-то – вряд ли. Ясно одно: от последствий тех не всегда целесообразных трансферов красно-черный клуб не оклемался и поныне. Хотя это – совсем другая история.
Но и наша тоже подходит к концу. Кака может себе позволить гордиться своей великой карьерой: он выигрывал чемпионат мира, побеждал в Лиге чемпионов, становился победителем двух самых сильных в свое время лиг Европы, был лучшим в своей профессии до начала эры противостояния Месси – Роналду. Однако все мы, его сознательные и не очень болельщики/почитатели, все же можем позволить себе немножечко усомниться в искренности слов тихо ушедшего на покой бразильца. Эта карьера была обязана закончиться по-другому.
Да и сложиться по-другому она тоже могла…
Валерий ВАСИЛЕНКО
Фото Getty Images
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер Джервонты Дэвиса рассказал детали
Тренер посоветовал украинцу лучше отрабатывать в обороне