Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
2404
0

Царь-пушка Украины

Интервью с наставником харьковского «Металлиста» Геннадием Литовченко

11 сентября главный тренер харьковского «Металлиста» Геннадий Литовченко отметил сорок первый день рождения. На вопрос, как прекрасный в прошлом футболист планирует праздновать, он ответил: «Скромно. Без помпы. На такие пустяки просто нет времени…»

Наш корреспондент отправился на загородную базу клуба, где дубль «Металлиста» играл тренировочный матч с земляками-арсенальцами. Цель была ясна – поздравить Геннадия Владимировича лично и, если удастся поговорить «без галстуков». Но добраться до именинника удалось не сразу: Для настоящего профессионала работа всегда на первом месте, на первом плане и вообще – первое дело. Даже в «день варенья».

О жизни

- Геннадий Владимирович, вас еще не поздравляли?
- Нет (смеется)! С самого утра телефон не замолкает. Приятно, что не забывают. Но плохо, что отвлекают от работы (снова смеется). Сейчас закончился тренировочный  матч наших дублеров с «Арсеналом». А уже через три часа состоится контрольная встреча основы с луганской «Зарей» (подопечные Литовченко обыграли лидера первой лиги первенства Украины с убедительным счетом 5:0 – Прим. ред).

- У ваших ребят сегодня многое не получалось. Не хотелось выйти на поле и показать, «как надо»?
- Хотел бы, конечно, но здоровье не позволяет. Многие мои друзья играют за ветеранов, а мне обидно, что сложились такие обстоятельства – врачи запретили играть в футбол. Вообще.

- Хотите сказать, что Геннадия Литовченко мы больше никогда не увидим с мячом?
- Почему не увидите? Увидите, конечно, могу понабивать или в руках поносить. А вот играть… Любые нагрузки исключены.

- Печально, а начиналось все славно! Напомните?
- Ничего печального нет. Тренер ведь играет вместе с командой. Можно сказать – он всегда на поле, причем в гуще событий. А началось все в Днепродзержинске, где я родился и вырос. Футболом начал заниматься со школьной скамьи.  Первым тренером был Иван Михайлович Ерохин. Под его чутким руководством я и постигал азы футбола с первого по шестой класс. А в 76-м году меня пригласили в областной центр, в созданный годом раньше «Днепр-75». Тренировал меня Игорь Ветрогонов. Прекрасный тренер. Именно он заставил меня поверить в собственные силы. Побудил заниматься футболом на профессиональном уровне. Пять лет отзанимался у Ветрогонова, и в 1980 году позвали в сборную Союза и «Днепр».

- Как долго пришлось ждать дебюта в составе «Днепра»?
- Около года. Первый матч я отыграл на выезде - не помню, с кем играли, но точно знаю, что вышел на замену под конец матча. А вот первый гол, помню, забил «Кубани».

- Наверняка газеты написали нечто следующее: «Геннадий Литовченко так приложился по мячу, что вратарь не успел и моргнуть, как мяч очутился в сетке». Не поделитесь секретом пушечного удара от Литовченко? Кстати, это интервью выйдет под заголовком «Царь-пушка Геннадий Литовченко».
- Да вы что? Меня так еще никто не называл (смеется). Если серьезно, то удар мне поставили еще в Днепродзержинске. У Ерохина Ивана Михайловича самого был удар «то, что надо» и нас, пацанов, он с особенным усердием учил сильно и, главное, правильно бить по мячу.

- Было такое, что оставались после тренировки? Уже измученные, но продолжали усердно работать над тем, что не получалось, чем тренер был недоволен. 
- Нет, такого не было. Когда играл за команду мастеров -- частенько приходилось оставаться, отрабатывать удар, технику и так далее. А тогда и времени не оставалось. Надо же было и домой ехать. Сами посудите: утром я садился на электричку и ехал в Днепропетровск на тренировку. Затем школа, продленка, после которой вновь следовала тренировка.

- И вновь электричка, следующая домой, в Днепродзержинск. Родители не ругались, что вас практически не видели?
- Нет, да им и ругаться особо смысла не было. Все равно бы меня не видели. Только поздно вечером возвращались с завода домой.

- Вы один в семье?
- Нет, у меня старшая сестра. Дослужилась до подполковника милиции. Сейчас на пенсии.

- С родными часто видитесь?
- Нет, конечно. С родителями еще более или менее. Когда мы переехали в Днепропетровск, сестра осталась в Днепродзержинске. Там и живет по сей день. Затем я покинул родительский дом. Играл и жил, как вы знаете, в Киеве.

- Получается так, что семейный очаг «по службе» вам не суждено было создать. А до пенсии еще ой как далеко!
- И не говорите. Вся жизнь, как говорится, на колесах. Между Харьковом, Киевом и Донецком.

- Не понял…
- Насчет Донецка? Так у меня там младшая дочь Настя (13 лет – прим. авт.) теннисом занимается. В Донецке созданы прекрасные условия для занятия этим видом спорта. Сейчас она на турнире в Греции. Старшая дочь (18 лет – прим. авт.) из-за травмы спины закончила со спортом. Сейчас учится в киевском институте.

Об этнических греках

- Вы дважды становились чемпионом Советского Союза. В 1983-м в составе «Днепра
», а в 90-м, защищая честь самого титулованного клуба на просторах СНГ. Что далось сложнее?
- Спустя годы осознаю, какой подвиг футболисты «Днепра» совершили в 1983 году. Команда Владимира Александровича Емеца, еще два года назад барахтавшаяся в первой лиге, стала чемпионом страны. Думаю, где-то нам тогда повезло. Вообще, в одном месте, в одно время собралась группа людей, сумевшая в итоге показать такой результат. С «Динамо» было гораздо легче. Класс игроков был значительно сильнее. Если в «Днепре» положительный исход матча зависел от самоотверженности футболистов, бойцовских качеств, то в «Динамо» на результат влияло исполнительское мастерство. Каждый из нас мог в одиночку склонить чашу весов в свою пользу.

- Вас что-то не устраивало в «Днепре»? Бытовых, финансовых проблем у вас вроде не было. Почему тогда решили перейти в киевское «Динамо»? Или это был осмысленный ход в пользу профессионализма?
- Конечно. Мы с Олегом Протасовым еще до начала сезона предупредили руководство клуба о своем решении уйти. Расстались по-доброму.

- Киевляне в год вашего перехода из «Днепра» в «Динамо» стали вторыми, а чемпионами во второй раз стали как раз подопечные Евгения Кучеревского. Не абыдно, а?
- Радовался за своих вчерашних партнеров. Когда пригласили на церемонию вручения наград, очень переживал.

- Вы во второй раз стали чемпионом страны и уехали в Грецию. Как так? Дань моде или что-то другое?
- Греческий «Олимпиакос» тренировал Олег Блохин. Протасов с Савичевым уже были там. Можно сказать, что я приехал на готовенькое. Нормально жилось, работалось, только с зарплатами были проблемы. Оказалось не так гладко, как казалось.

- Скажите, а почему футболисты, на родине снискавшие славу, за границей как-то терялись? Тот же Саша Заваров. «Ювентус» оказался не по зубам?
- Я бы не сказал, что Заваров потерялся. Дело в том, что у нас отличная от западной специфика работы с детьми. Отечественные специалисты прежде всего учат ребят работать на коллектив. Получается так, что твоя игра зависит от партнеров. На Западе же ставка делается на индивидуальность. Проблема заключалась, думаю, и в том, что аборигены считали – мы приехали забирать у них хлеб. Ну ничего, времена меняются. Вот посмотрите на Шевченко. Человек приехал и доказал, что без него не будет результата.

- Вам также довелось поиграть в Австрии и на Кипре. Если сравнивать с Грецией… (договорить не успел – прим.авт.)
- Сравнивать не с чем. В Австрии футбол на тот момент был больше хобби, чем профессия. Но тем не менее с «Адмирой-Ваккер» мне довелось поиграть и в Кубке УЕФА. Против «Ювентуса» даже играли (смеется). А на Кипр я поехал случайно. Вернулся в Киев из Австрии, сидеть дома долго не хотелось, поэтому поехал отдыхать в Грецию к куму. Он грек, но этнический. На русском умеет разговаривать. Так вот, позвонил мне кум, говорит: «Приезжай, и привези с собой Гену Мороза, Мишу Стельмаха и Васю Новохацкого. Ну, я взял с собой ребят, там сыграл двухсторонку. И после игры ко мне подошли агенты клуба из Кипра. Так я еще полгодика на Кипре поиграл.

- А почему так недолго?
- Играть уже совсем не мог. Вернулся домой, настраивался на тренерскую деятельность, но позвонил Леня Буряк и уболтал меня еще за «Черноморец» побегать. Полгодика и за одесситов побегал. Затем сказал решительное «все». Пошел помогать Володе Бессонову в ЦСКА, затем в «Кривбасе» поработал с Тараном. А после… После очень тяжело заболел, полтора года не знал ни сна, ни покоя.

О перспективах

Далее последовало предложение от киевского «Динамо». Работал с детьми, отвечал за тренировочный процесс, вел воспитательную работу. Хлопот хватало. Времени на все не хватало, но хотелось работать. Сторонним наблюдателем быть надоело.

- И по этой причине вы согласились возглавить харьковский «Металлист», перед которым новым руководством была поставлена задача выхода в элиту?
-- Да.  Мне позвонил вице-президент «Металлиста» Виталий Богданович Данилов… Обрисовал ситуацию. И я ему поверил.

- И как вас встретила Первая столица?
- Замечательно. Отношения с руководством клуба, с ребятами – прекрасные. Работать интересно. Нет никаких преград. Так что я доволен.

- И с чего начали?
- Прежде всего, необходимо было не поломать дом, который уже построен. Постепенно некоторые люди отсеивались, другие приходили. Наигрывали состав.

- Бытовало мнение, что в «Металлисте» существовала группа людей, которая шантажировала тренеров, руководство. Горяинов, Пушкуца…
- Я бы не сказал, что шантажировали, просто у них были привилегии. Но ситуация решилась мирным путем. Александр уехал в «Кривбасс», Виталик не находил работы и тренировался в «Металлисте-2».

- Старт «Металлист» провалил. Но необходимо учитывать, что играли харьковчане с «Днепром» и донецким «Металлургом». Сейчас ваша команда на четвертом месте. Достойный результат. Так держать?
- Проблем еще достаточно. Команда молодая, ей не хватает опыта. Чемпионат только начался.

- Сейчас много говорят о перспективности Рибейро, Саши Яковенко и Александра Гладкого.
- Да, ребята очень перспективные. Но работать с ними следует очень осторожно, чтобы не сломать.

- А что вы думаете по поводу Бровкина? В последнее время его игра, мягко говоря, не впечатляет. Вот и сегодня он был одним из худших.
- Кто такой Бровкин? Вы знаете, кто такой Бровкин? И я не знаю. А он говорит: « Я - Бровкин». Ну что тут скажешь? Солдат Бровкин, одним словом. Его и Павел Яковенко из сборной отчислил, а вы говорите! Если парень поймет, что мы ему говорим, из него будет толк. Что касается бразильца Рибейро, то он действительно хорош. Но все равно в матче с тем же «Металлургом» бразилец не только гол забил, но и помог три пропустить. Слабо отрабатывает в обороне. Если будет Рибейро работать в том же духе, как сейчас, то из него вырастет очень приличный футболист.

- Как вы оцениваете игру национальной сборной Украины?
- Команда Блохина молодая. Но результат налицо. А качество игры придет со временем.

- Харьковский «Металлист» состоит из молодых исполнителей. Вы пытаетесь сделать команду конкурентоспособной. Что-то получается, что-то нет. Но в любом случае, работать необходимо с тем материалом, который у тебя под рукой. Такой вопрос. Если бы вам дали карт-бланш на приобретение футболистов, составивших костяк команды вашей мечты… Кто бы это был в первую очередь?
- Кернозенко, Федоров, Ротань, Белькевич. Впереди я оставил бы Джакобию.

Беседовал Валентин Маслак

Источник - всеукраинская газета «ГОЛ!»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.