Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
| Обновлено 25 декабря 2015, 12:47
5472
5

«Наука побеждать», или С горшка - на работу

Акценты. Авторская рубрика о футболе на Sport.ua

| Обновлено 25 декабря 2015, 12:47
5472
5
«Наука побеждать», или С горшка - на работу

Привлекло внимание интервью с Олегом Смалийчуком, агентом международной компании Аctyvos, которое в самом материале было названо «сенсационным».

Если честно, в чем там сенсация, не шибко разбирался. А вот некоторые мысли, озвученные в ходе беседы, приведу и прокомментирую. Уж очень они, на мой взгляд, правильные и очевидные. В то же время, у нас, как правило, внимание этому практически не уделяется.

«Чем младше возраст у ребенка, тем тщательнее следует выбирать тренера. В 8, 9, 10 лет тренер должен быть педагогом. За крики на детей я бы вообще расстреливал. Шучу, конечно. Но таким тренерам не место в футболе. Тренер должен быть мыслящим и инициативным».

Как у нас становятся тренерами? Вернее, как оно было раньше, и, боюсь, с тех пор мало что изменилось.

В лучшем случае, вынужденный повесить бутсы на гвоздь и ничего более не умеющий футболист начинает тренировать детей. В идеале, он является выпускником педагогического вуза.

В мое время (когда я сам был в этом возрасте) педагогическое образование футболисты получали заочно. О заочной форме обучения, как таковой, лучше всего скажет придуманный тогда для нее синоним: заушная.

Чем мастеровитее был игрок, тем реже его видели в альма матери. Зато он мог более-менее регулярно защищать честь своего учебного заведения в соревнованиях по футболу. А параллельно играть за заводские и колхозные команды.

Мастера спорта – особая каста. Их, чаще всего, можно было увидеть, разве что, на фотографиях стенда «Гордость нашего факультета».

Скажем, моей однокурсницей считалась обладательница Кубка кубков по волейболу Марина Золотарева. За пять лет учебы на занятиях она появилась однажды, просидев в аудитории что-то где-то полторы пары. И вызвав этим настоящий фурор: не то чтобы сильно узнали – просто тетка была здоровенная, и никто не мог понять, откуда она взялась, и что здесь делает.

Но заветная корочка, свидетельствующая о полученной специальности, у спортсмена имелась, а стало быть, он имел законное право приступить к тренерской деятельности. И далеко не всегда начиная с уровня школьного физрука.

В худшем случае, детскими тренерами становились люди, что называется, с улицы. Самый яркий из известных мне примеров – бывший прапорщик. Тот не только кричал на детей, уж будьте уверены.

Хорошо знаком с одним его подопечным – парень подавал большие надежды, и главное, что его отличало, нестандартная игра, в силу особенностей телосложения. Оригинальная техника а ля Гарринча, чтобы долго не рассказывать. На любительском уровне до сих пор чудеса творит, уже будучи ветераном.

Так вот, после того как этот, с позволения сказать, тренер в нетрезвом состоянии поднял на него руку, мальчишка навсегда ушел из организованного футбола.

Могу дополнить примером из личной практики. Как-то, лет двадцать тому назад, когда я еще преподавал историю в школе, хлебом детского тренера пытались прельстить и меня. Попросту потому, что я любил футбол и проводил больше соревнований, чем все физруки, вместе взятые.

Тогда нарождавшийся клуб СК «Одесса» пытался создать по всему городу сеть своих футбольных школ. Вот и набирали, можно сказать, «по объявлению». К слову, если кому интересно, вместе со мной под эти знамена был призван пионервожатый (или как они тогда уже назывались) Женя Зинченко – тот самый, что должен быть знаком Вам по спортивным новостям на «1+1».

Слава Богу, тогда нам обоим хватило ума отказаться от этой затеи. Лично я вместо себя предложил кандидатуру случайного знакомого со своеобразным видением футбола, на поверку оказавшегося детским театральным режиссером. Так он в футболе и остался, и до сих пор потешает своими идеями общественность.

Но, при всем при том, может подготовить индивидуально сильного игрока. Другое дело, что футбол – командный вид спорта. Ну, так я Вам скажу, и призовые места на городском уровне у него были. И все же для большинства футболистов он остался существом с другой планеты.

Кричал ли он на детей? Не буду утверждать, но пиво им как-то покупал, о чем сам же мне и рассказывал. А так ничего – и мыслящий, и очень даже инициативный.

А иногда бываю удивлен, узнав, что детей тренируют люди, которые не могут контролировать свои эмоции на футбольном поле. Допустим, сегодня он отыграл в турнире у меня на глазах, был удален за наезд на судью на ровном месте, принял душ, переоделся – и с чистой совестью на тренировку. Как Вы думаете, чему он их научит? И каким тоном будет с ними разговаривать?

А если учесть, что зачастую на тренировках присутствуют экзальтированные родители – нередко, как и сами тренеры, являющиеся продуктом этой же «педагогической системы»? Эти так входят в роль, что затмевают того же тренера. Которому уже приходится соревноваться с ними в голосе.

«А после криков тренера дети начинают бояться мяча. Они перестают думать. Думают, как бы от этого мяча поскорее избавиться, чтобы не потерять и не получить нагоняй от тренера. Два-три касания мяча - излишняя роскошь».

Так и есть. Фактически детей обучают ремеслу, вместо того чтобы посвящать их в искусство игры. Их учат тяжелой работе футболиста. Как тут не вспомнить Жванецкого?

Я всю жизнь работал. Прямо с горшка на работу.

Зачатки импровизации подавляются в корне. Главное – работа на команду. А для команды главное – достичь результата. Так и живем. Оттого и получается, что, в то время как мы лучимся гордостью, попав в восьмерку лучших на ЧМ, немцы презрительно называют нас «дровосеками».

Ведь для нас что главное в футболе? Отдаваться – Вы наверняка тоже это слышите, то тут, то там. Самовіддано відпрацьовувати – от этого комментаторского перла уже тошнит. А все почему? Потому что там, в кабинах, сидят точно такие же волшебники-недоучки, вкусившие прелести детских футбольных школ и познавшие сладость тренерской «пиханины».

Вот они нам и рассказывают о том, как, оказывается, надо играть в футбол. Пахать, как трактора. Неустанно стелиться в подкатах. Трішечки в м`яч, трішечки по ахіллах. И так далее, и тому подобное. Мораль сей басни такова: для достижения результата все средства хороши.

Впрочем, мы немного отвлеклись.

«В Испании работают с 4 лет. В этом возрасте учат управляться с мячом, останавливать его и даже вести мяч бисиклетой. Тренер там - обыкновенный педагог-психолог, который умеет найти общий язык с детьми и не думает о том, как бы лишнюю медальку завоевать».

Скажу Вам больше. Знакомый тренер ошарашил: теперь с футболом, в принципе, начинают знакомить уже в два с половиной года. Специальное поле, специальный мяч, тренер – своего рода усатый нянь.

Может быть, это и правильно: чтобы Великая Игра входила в сознание с младых ногтей именно игрой. Но возможно ли это у нас, и в какие руки попадут наши маленькие игроки в школьном возрасте? И если это будет не преемственность, а ломка, то каковы ее вероятные последствия?

Нет, здесь нужно ломать саму систему. А это называется революцией. И не знаю, как оно там в политике – я с нею сосуществую в параллельных мирах – а в нашем случае, таки-да, это была бы настоящая революция достоинства.

«Понятие медали нужно отбросить, так как весь клуб должен работать на первую команду. Недавно общался со спортивным директором «Атлетика» (Бильбао). Он говорит: «У нас приоритет - индивидуальность. А какое место они займут на уровне U-15 или U-16 - нас не интересует».

Вот вам образец и пример для подражания. И если мне скажут, что у нас так же – не поверю. Потому что по сей день слышу о «подставах».  О том, что детские тренеры платят судьям (!!!), и иногда за то, чтобы судили честно и не мешали играть. Каков процент правды в этих разговорах – судить не возьмусь. Но дыма без огня не бывает.

Конечно, футбол – это спорт. И из него невозможно исключить составляющую результата. Но когда мы говорим о детях и юношах, убежден, приоритетом должна быть не «наука побеждать». В этом возрасте, в первую голову, нужно учить играть в футбол, а не выигрывать.

Сначала футболист должен формироваться, как игрок и как личность. Имеющая в своем распоряжении достаточно разнообразный арсенал средств и приемов. А уже по ходу пьесы, вторым темпом, из этих личностей нужно лепить команду. Именно так оно происходит в ведущих футбольных державах мира.

Возможно ли это у нас? Если то, что мы услышали от Олега Смалийчука (который говорил о переговорах с президентом «Карпат» на предмет революционных изменений в системе подготовки юных футболистов), не останется на уровне нашего с Вами обсуждажа, то будет весьма любопытно посмотреть, что из этого выйдет.

Очень хотелось бы, чтобы лед тронулся. Пусть хотя бы в отдельно взятом клубе. Достала уже эта «наука побеждать», плодящая футбольных пахарей от горшка, винтиков и шпунтиков командного механизма, героически отдающихся тут и там на поле во имя Его Величества Результата.

А знаете, что самое печальное? Она породила не только армию тренеров-ремесленников (упаси меня Боже, утверждать, что все они такие – но их много). Не только полчища безликих игроков средней руки, кочующих из клуба в клуб, с успехом слагаемых в сумме. Не только отряды журналистов и комментаторов, пропагандирующих суррогат футбола. Но и обширную группу поддержки в болельщицкой массе.

Причина проста: их тоже так учили. Играть и воспринимать футбол. С детства.

Ты узнаешь ее по голосу…  Сейчас они нам напишут, кто такой автор; как он обгадил всех, кроме себя любимого; и насколько этот «ботаник» понимает в футболе.

Вы уж им простите, как прощаю я. Но кто-то же должен был когда-нибудь сказать об этом?

Игорь ЮРИЧ

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 5
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Moeller
Отличная статья! Быть может автор напишет так же интересно об опыте воспитания футболистов юношей, а так же как европейские не богатые команды успешно сосуществуют с грандами в своих чемпионатах.
Megasuperfan
У Юрича статьи через одну... то шлак то норм... за эту я плюсую!
Lua-Lua
На счет иного развития футболиста полностью поддерживаю!
Нужно брать пример с Испании и Германии, которые доминируют в современном футболе! Вот у них нужно учиться!
ne_zidan
С детства запретить алкоголь !!! Ато результаты смотри выше в статье о Алиеве и Милевском