Лилия ЛУДАН: «Дали три сертификата на квартиру, но не жилье»
Участница четырех Олимпиад ответила на вопросы читателей и редакции нашего портала
В редакции Sport.ua побывала знаменосец сборной Украины на Олимпийских играх 2010 Лилия Лудан.
Известная саночница рассказала о причинах прихода в санный спорт, о жизни после завершения карьеры, а также поделилась своими мыслями по поводу современного санного спорта и перспективах наших спортсменов на зимних Олимпийских играх 2014.
- Чего вы ожидаете от украинских спортсменов на зимних Олимпийских играх 2014?
- Если реально посмотреть по результатам сезона, то, думаю, что биатлон должен выстрелить, должны уже девчонки показать результат! Остальные пусть выступают в свою силу. Очень молодые ребята поехали, им нужно время. Я думаю, в перспективе будет результат.
- Вы успеваете следить за всеми видами спорта?
- Периодически я слежу за всем. Конкретно санный спорт смотрю, стараюсь смотреть онлайн, но не всегда получается.
- Каких результатов стоит ожидать от наших саночников?
- Если смотреть по сезону, то они в Кубке мира очень редко попадали в двадцатку, я думаю, в лучшем случае 25-й кто-то из девчонок будет. Им очень сложно, они все молодые. К тому же, у нас нет саней, нет трасс, спортсмены их пробуют только на этапах Кубка мира, поскольку в Украине этого сделать негде. Сомневаюсь, что будет хороший результат.
- За счет чего тогда сейчас выживает санный спорт в Украине?
- Наверное, за счет старой базы во Львове, где тренируют детей. Спортсмены есть, но техники нет, а это же технический вид спорта.
- Где сейчас есть школы санного спорта в Украине?
- В Кременце есть школа, но она больше для начинающих спортсменов. Во Львове есть стартовая эстакада, я на ней была, честно скажу, ее построили очень быстро, немного неправильно. Для начинающих она все-таки функционирует, но для профессионального старта, как по мне, она не подходит. После этой эстакады нужно еще переучиваться. Больше школ санного спорта в Украине нет.
- Насколько финансово затратный санный спорт?
- Если ты выезжаешь за границу, тебе нужны деньги на дорогу и на проживание. Также саночник должен делать в день максимум 4 заезда , 1 заезд стоит около 20 евро. Перед Кубком мира спортсмен должен накатать 200-300 заездов. А теперь можно посчитать, сколько нужно денег, если вывести 10 спортсменов, у каждого из которых в среднем по 3 заезда в день. Как видим, это недешевый вид спорта.
- Из-за чего закрыли школу, в которой вы работали, почему вам отказали в финансировании?
- Детская школа сейчас финансируется только на зарплаты. Мы открыли отделение санного спорта, и через полгода нас поставили в такие рамки, чтобы мы его закрыли. Именно потому, что санный спорт неинтересен.
- Была такая формулировка – «санный спорт неинтересен»?
- Нет, я не вникала в это, я просто знаю факт, что его закрыли, и все. Сказали закрыть - и все.
- Вы обращались в Министерство спорта или Федерацию, чтобы вам помогли? Все-таки мы претендуем на Олимпиаду во Львове...
- Мне кажется, когда выберут, тогда начнут поднимать с нуля. У нас в стране такой закон: сначала все похоронить, а потом поднимать. Так легче, наверное.
Хотя это очень сложно. Скажем, мы начали тренировать деток, а вывозить их, показать санную трассу - это все затраты. Мы не можем им в Киеве все показать, только на роликах это возможно, у нас практикуется катание на роликовых санях. Нет такой возможности и, мы так поняли, что пока это никому не нужно.
- Был спрос, были дети, которые хотели заниматься санным спортом?
- У нас есть минимальный набор. Первая группа, с которой я начала работать - это одноклассники моей дочери, 10 человек. Интерес был, родители звонили, и на моент, когда это все закрылось, интерес, вроде, был. Нужно ребенку наглядно показать все это, а не на словах рассказывать...Нужно, чтобы он пробовал. А когда на День физкультурника мы привозили санки, делали эстакаду, народ подходил, дети интересовались, пробовали, стартовали. Желающие вроде бы есть, но профессионально поднять их и вести дальше очень сложно.
- Какая у вас была мотивация прийти именно в санный спорт, ведь это один из самых опасных и экстремальных видов спорта?
- Скажу, что смотреть страшнее, чем ехать. Когда я смотрю, мне тоже бывает жутко. Пришла как? Когда я училась в школе, пришел тренер Папировый Валентин Семенович, набирать группу, он сам призер Чемпионата СССР. Когда он набирал группу, меня в это время не было в школе. А потом так случилось, что девчонки ходили, я тоже пошла ради интереса. После этого никто не занимался санным спортом, а я осталась здесь на 30 лет. (смеется)
- Как хватило сил и желания работать настолько долго?
- Во-первых, это немного дело привычки, во-вторых, ты же все время держишь себя в форме. Я смеюсь и говорю: «Просто нужно в паспорт меньше смотреть». Если спросить, сколько мне лет, я, бывает, даже задумываюсь. Это шло из года в год, хотелось все выше и выше, хотелось результата. Надеялись, что вот-вот будет медаль, очень хотелось.
- Чего, как вам кажется, так и не хватило для достижения желаемого результата?
- Сейчас уже, будучи дома 4 года после Олимпийских игр, я анализирую. Глядя на ту обстановку, в которой мы работали, и на то, что у нас было, то, я считаю, 6-е место на Олимпийских играх для Украины - это уже достижение в санном спорте.
- Тем более дважды кряду...
- Да-да, два раза кряду.
- Какая из Олимпиад была для вас наиболее яркой, запоминающейся?
- Каждая - праздник. Это большой праздник спорта... Наверное, все-таки первая, она в Нагано была. Это было первое впечатление. И еще, может быть, потому, что мы там были весь цикл - от открытия до закрытия. Мы могли ходить смотреть другие виды спорта, я была на фигурном катании. Было время посмотреть деревню, съездить в город. Если взять Солт-Лейк-Сити, то там мы тоже немного ходили, гуляли, но у нас там было так: гонка закончилась - и на второй день нас отправляли домой. Может быть, из-за наличия времени первая Олимпиада мне понравилась больше. В любом случае, для меня самой яркой была первая. А самой волнующей, естественно, последняя.
- Не застигло ли врасплох предложение быть знаменосцем сборной Украины?
- На Олимпиаде в Турине флаг несла саночница Наталья Якушенко, она жила со мной в номере. У нас есть понятие, что нести флаг - плохая примета. Я себя спросила: если бы мне предложили, что бы я сделала? И для себя решила, что понесла бы флаг, ведь это почетная миссия. За сутки до открытия Олимпийских игр 2010 нас собрал Сергей Бубка в Олимпийской деревне. По дороге на собрание я спросила у Юли Сипаренко, кто будет нести флаг. Я никогда об этом не спрашивала, а тут вдруг спросила. Юля сказала, что не знает. На собрании нам все рассказали, потом было поздравление Президента, ну, и меня спросили, согласна ли я нести флаг.
- Вы уже внутренне были готовы?
- Да, какое-то чувство у меня было, я не знаю, как это объяснить. Меня не интересовало, кто в Нагано несет, а именно здесь почему-то спросила, наверное, было какое-то предчувствие. Нести флаг я, конечно, согласилась. Когда рассказала об этом тренерам, они тоже были не против, но чувствовалось, что были недовольны. У нас уже на следующий день была тренировка, а это очень длительно и утомительно. Мы жили не в Ванкувере, а за 120 км от него. Нас заранее собрали, пока привезли, получилось, что мы вернулись обратно в деревню глубокой ночью.
- Вы говорите - «плохая примета». Не думали, что понесла флаг, а потом... не получилось?
- Нет, у нас была немного другая ситуация, у нас была трагедия, и, когда я несла флаг, мы уже знали об этом. Когда пришли утром на старт, время нашего старта перенесли, а потом трассу опустили на 4 виража ниже. Я уже тогда понимала, что результата не покажу, потому что знаю: у меня очень слабый старт, а если трасса короткая, при слабом старте я не успеваю догнать. При начальных условиях я могла рассчитывать на стопроцентное попадание в десятку лучших.
- Вы все-таки были готовы на десятку, или были какие-то амбиции?
- Амбиций было много! Это я сейчас говорю, что была готова, а тогда внутри я на каждой Олимпиаде надеялась на медаль. Ты едешь и понимаешь, что это твой шанс и нужно его использовать по максимуму.
- А после того, как разбился Нодар Кумариташвили, у вас не было плохих предчувствий, страха?
- Нет, это наша работа. Я посмотрела видео уже после возвращения в Киев. Об этом пытались не думать, мы понимали, что приехали сюда выигрывать. Об этом никто не думал и не говорил. Разговор был уже после гонки, но ребята, кажется, тоже тогда еще не видели видео.
- Вы говорили, что, вроде, сейчас в Сочи не совсем удобная трасса, или в чем там загвоздка?
- В Сочи трасса довольно-таки скоростная и длинная, там скорость не так ощутима. В Ванкувере ты полтрассы, как говорится, спишь, 80-90 км/час ты не ощущаешь, для нас это медленно. А финиш, последних 4 виража, где это с Нодаром и случилось, там уже за 140 км/час, очень скоростная. А в Сочи любой спортсмен пройдет.
- Какую максимальную скорость вы развивали, когда были на трассе?
- 135 км/час было точно, а, по-моему, немного больше...
- Какие ощущения?
- На финиш приезжаешь - не можешь разговаривать. Полтрассы ты едешь, так сказать, отдыхая, а вторую половину так быстро работаешь, что потом одышка. Но 2 минуты проходит - и все нормально. Говорят, у космонавтов перегрузки 8G, а у нас, саночников, 5G. В этом виде спорта нужно уметь все: быстро сориентироваться, знать, где ты и как, думать наперед.
- Если говорить о наших спортсменах, которые поехали в Сочи, вы можете сказать, какая трасса им удобней? То, что трасса в Сочи, как вы говорите, скоростная - это для наших спортсменов плюс или наоборот?
- Мне кажется, у каждого есть своя любимая трасса. Я не могу сказать, плюс это или минус, так как у нас своей трассы нет. Я с этими спортсменами практически не работала, только видела их на чемпионате Украины, где была судьей. Я считаю, они все умеют, все знают, они уже катались в Сочи, им главное - без ошибок все это повторить.
- А вы сейчас еще могли бы вновь выйти на трасу, даже в Сочи, или уже нет такого желания?
- Если просто сказать - то да, я могу! Но это лишь сказать!(смеется) А на самом деле, не знаю. Закончив спортивную карьеру, я с дочкой поехала в Сигулду на финал Кубка мира. Честно сказать, желания выйти на старт не было. Наверное, уже достаточно.
- Как вы сейчас связаны со спортом?
- Когда я закончила карьеру, меня пригласили работать в Президиум Федерации, немного там поработала: ездила на выездные заседания, ездила судить (в Украине), но это раз-два за сезон. Последний раз я видела ребят еще в прошлом году.
- А сейчас поддерживаете отношения с ребятами (с друзьями, соперниками)?
- Да, конечно, у нас очень хорошие, теплые отношения с девчонками и ребятами из России, с Демченко, с женой Кнейба, мы больше с женами общаемся. Отдыхали с латышами в Крыму, мы к ним тоже ездили.
- У вас нет планов - сменить вид деятельности, собрать друзей, начать играть в кёрлинг, например?
- Мы с Якушенко смеялись между собой: «Ну что, бросим спорт, пойдем в кёрлинг?! Тоже лед, все то же самое, да еще и хозяйками будем!» Нет, такого нет. Да у нас, по большому счету, в Украине Якушенко и я - из тех, кто недавно бросили спорт. А вообще, встречаемся каждый год. Есть встречи ветеранов, звали нас в Питер на встречу ветеранов, но мы все никак не можем доехать. В России ветераны-саночники даже катаются! Но у них есть трассы. А вообще, нужно будет подумать над этим.
- Не звали вас на работу в Россию, например, тренером в детской школе?
- Нет. Россия большая, у них хватает своих тренеров. Тем более, поскольку перед Олимпиадой в Сочи им дали много денег, они набрали иностранных тренеров. И главный тренер у них итальянец Вальтер Плайкнер. Классный мужик, кстати! На мотоцикле меня катал.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- Когда я бросила спорт, меня забыли все, кроме Федерации. Работы не было, так что 2,5 года я сидела дома, так сказать. Но мне это нравилось, поскольку могла проводить время со своим ребенком, чего не могла делать раньше. Первый раз я была на Дне рождения своей дочери, когда ей исполнилось 8 лет. До этого я приезжала позже ее Дня рождения, и отмечали позже. После завершения спортивной карьеры я уделяла все свое внимание дочери и наслаждалась этим. Потом открыли отделение санного спорта, которое в скором времени закрыли, после чего меня пригласили работать заместителем директора в детско-юношескую спортивную школу, где работаю и сейчас.
- Министерство, Национальный олимпийский комитет поддерживают ветеранов спорта, дают стипендии?
- Нет, у нас стипендии дают только за медали.
- Вы же говорили, что 6-е место для Украины - это прорыв, неужели это никак не было оценено?
- Никак. Мне дали три сертификата на квартиру, но я так и не получила ни одной. Я до сих пор живу в надежде, что получу квартиру. Первый сертификат мне дали где-то в 2002 году по распоряжению Засухи, но после его ухода об этом все забыли. Второй раз был разговор дать мне квартиру в Вышгороде, но потом закрылись все счета, как мне сказали, и, опять-таки, никто ничего никому не дал. Третий сертификат мне вручили во Дворце Украина в декабре 2005 года, подарили мне и Елене Петровой квартиры. До сих пор ни я, ни Лена квартир не имеем. В связи с Олимпийскими играми 2014 о нас вспомнили, это дело сдвинулось с места.
- Расскажите о своем режиме подготовки на протяжении всех этих лет?
- В мае восстановительные сборы в Крыму. Все лето – общефизическая подготовка. К августу мы пытались стартовать на прямом льду, поскольку эстакады у нас нет, или, если есть деньги, куда-то выезжали. В конце сентября в Норвегии выходили на первый лед, после чего начинали подготовку непосредственно к этапам Кубка мира, которая длилась до февраля.
- А где проходили сборы, если не в Украине?
- Там, где есть трассы, в Германии, например, там 4 трассы. Сигулда к нам ближе всего. В Прибалтике нас хорошо принимали, и даже давали кататься в долг. Сигулду мы считали своей родной трассой.
- Кто оплачивал сборы?
- Сборы оплачивало Министерство. Когда Якушенко стала на чемпионате мира 3-й, мы с ней вдвоем летали на самолетах. Ребята ехали на автобусах, а нас двоих спонсировали, отправляли на самолетах, чтобы мы меньше утомлялись. Колос тоже немного помогал.
- А сейчас как происходит?
- Так же. Но сейчас в связи с тем, что санный спорт Украины в другой группе, денег дают меньше, но дают. Министерство спонсирует сборную Украины на Кубках мира.
Беседовала Татьяна ЯЩУК, текстовая версия - Дарья ОДАРЧЕНКО
Сообщить об ошибке
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Настройте свою личную ленту новостей
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Зимние виды
|
21 декабря 2024, 16:41
0
Завершился третий этап юниорского Кубка мира 2024/25
Футбол
|
22 декабря 2024, 17:59
11
Команда Ираолы выиграла четыре из пяти последних матчей
- Нет
_____________
Ну ничего, зато подписывают договора о сотрудничестве с Россией и собираются заявку на Олимпиаду-2022 подавать.