У китайских девушек весь мир под каблуком
В основе успеха Хоу Ифань и других шахматисток из Поднебесной - тренерское предвидение
Восхождение юной Хоу Ифань на вершину женских шахмат после убедительной победы на чемпионате мира в Турции нынешней зимой хотя и было ожидаемым, но все-таки вынуждает заново осмыслить его значение. Ведь она стала самой юной чемпионкой мира не только среди женщин, но и среди мужчин, побив возрастной рекорд Майи Чибурданидзе, которую короновали в возрасте 17 лет в 1978 году. И хотя мы уже привыкли к успехам юных дарований, одно дело стать, скажем, самым молодым гроссмейстером, и совсем другое — лучшей на планете.
За последние два десятка лет мир получил 6 чемпионок мира, из которых четверо — китаянки. Причем Китай мог побеждать и чаще, ведь Хоу Ифань на предыдущем чемпионате мира в Нальчике была остановлена только в финале россиянкой Александрой Костенюк, а в 2004 году болгарка Антуанета Стефанова выиграла, по сути, вакантный титул, так как действующая на тот момент чемпионка Жу Чень пропускала турнир в Элисте из-за беременности.
О чем это говорит? Наверное, о том, что представители Китая прочно заняли ту нишу, которую раньше занимали советские шахматистки. Причем китаянки не просто подняли знамя, выпавшее из рук СССР, но и создали собственное движение, в нужный момент перехватив импульс развития шахмат руками Се Цзюнь, в 1991 году поставившей жирную точку на превосходстве грузинских шахматисток. С ее успехов, собственно, и начала расти великая китайская волна интереса к шахматной игре.
Особенности китайского отбора
Несмотря на то, что грузинские шахматы и ныне сильны, их системное превосходство должно было когда-то закончиться. Конечно, с развалом Союза та же Чибурданидзе не стала играть слабее, но она уже была лишь наконечником копья, на который ранее нанизывались большие победы. В тот смутный период начала 90-х в самой незавидной роли оказалась Россия. Амбиции у первой шахматной державы остались те же, но экономические условия изменились, и те же Гаприндашвили и Чибурданидзе вдруг стали представителями совсем другого государства. Позитив заключался лишь в том, что для россиянок, точно так же, как и для украинок, расчистился горизонт, и каждая конкурировала уже строго в своей стране. Однако пока наши страны нащупывали новый путь, китайский локомотив уже лет пять как набирал ход.
Время молодых европейских звезд пришло, скажем прямо, совсем недавно — в 2008-м, когда Костенюк стала чемпионкой мира, ну и, безусловно, не будем забывать прошлогодний успех сборной России на Олимпиаде, которую она вместе с Костенюк, сестрами Косинцевыми и неувядаемой Алисой Галлямовой выиграла со стопроцентным результатом. Но эти успехи тактические. Прошел турнир — и нет его. В стратегическом же плане в мире произошло своеобразное разделение. Скажем, что касается шахмат на уровне школ, что на просторах бывшего СССР все еще реализуется точечно, то эту нишу хорошо развили в США. Причем, несмотря на относительную важность спортивной составляющей, американцы понимают, что первостепенное значение для государства имеют не медали, а развивающая роль шахмат для детей, усиление их интеллектуального потенциала. Во всяком случае до того времени, пока в это верят родители, поскольку непросто распознать момент, когда ребенку нужно этот потенциал направить на другие, более продуктивные виды деятельности.
В Китае политика другая — система ориентирована отнюдь не на повышение общей популярности, хотя она и растет как следствие успехов китайских шахматисток. Схема перехода количества игроков в качество медалей слишком медлительна и ведет к значительному распылению финансовых ресурсов. Поэтому Китай сразу сделал ставку на спорт высших достижений, минимизируя роль промежуточных стадий. То есть из общей массы сразу выделяются игроки, способные претендовать на медали, и с ними ведется конкретная работа. По каким признакам отбираются претенденты — вопрос интересный, и только профессиональный тренер может об этом компетентно судить. Но психологический отбор играет одну из главных ролей. Поскольку в трудоспособности китайцев сомневаться не приходится, остается выделить тех, кто наиболее уравновешен и у кого есть успехи в смежных видах деятельности, например, интеллектуальных играх.
Главная победа — любимый муж
Та же Се Цзюнь в начале 90-х тоже не случайно появилась. С 6 до 10 лет она вообще играла в китайские шахматы, и, когда стала чемпионкой Пекина, к ней подошли нужные люди из правительства и сказали, что в эту игру и так играет много людей, поэтому нужно попробовать себя в обычных международных шахматах. Работать с Се Цзюнь стал тренер Е (Ye), и 12 лет совместной работы не пропали даром — ученица взошла на вершину. Сначала Китая (1984), а затем и всего мира. Интересно, что учеба Се Цзюнь впоследствии была связана с получением докторской степени в области психологии, а ее кумиром был Анатолий Карпов, долгие годы сохраняющий шахматную силу и, кстати, регулярно обыгрывающий китайских чемпионок. В 2000 году он обыграл саму Се Цзюнь, а спустя 10 лет — Хоу Ифань.
Впрочем, следующая за Се Цзюнь чемпионка мира из Китая - Жу Чень (родилась в 1976-м) - не была похожа на свою спокойную предшественницу. В детстве она также играла в китайские шахматы с пяти лет, но когда мама привела ее заниматься в семилетнем возрасте к первому тренеру, дальше быстро переключилась на новую игру и стала расти самостоятельно. Со временем Жу Чень стала чемпионкой мира среди девочек до 12-ти (кстати, первой китаянкой, выигравшей международный турнир), потом дважды выигрывала юниорские чемпионаты мира. Ее любимым шахматистом был Виши Ананд, да и стиль игры китаянки был соответствующий — азартный, энергичный. Ее чемпионский матч против Александры Костенюк в 2001 году был, вероятно, самым отчаянным из всех матчей за мировую корону. Восемь партий сыграли две шахматистки, и ни одна из них не завершилась вничью! От такого накала борьбы Жу Чень даже забыла фамилию своей соперницы на итоговой пресс-конференции. Победу китаянка отпраздновала довольно забавно — болтая с мужем и снимая напряжение компьютерными играми.
Впрочем, свою главную победу в жизни Жу Чень одержала еще в 1994-м, когда в Малайзии полюбила с первого взгляда катарского гроссмейстера Мохаммеда аль-Модиахки. Поначалу они сжигали массу времени и денег, общаясь по телефону, но со временем все решилось само собой — Жу Чень уехала к любимому, сменив заодно флаг федерации и наделав в Китае переполох.
Но теперь она счастливая женщина, у нее есть дочь и она все еще стремится к большим победам.
Третья китаянка, ставшая чемпионкой мира, оставила менее заметный след в истории, но все же стоит отметить, что в 2006 году в Екатеринбурге Сюй Юйхуа разгромила Алису Галлямову (та набрала в финале лишь пол-очка) будучи на четвертом месяце беременности! По образованию она также отличается от предшественниц. Се Цзюнь психолог, Жу Чень — экономист, а Сюй Юйхуа предпочла юридическое направление. Китаянка утверждает, что всегда мечтала обыграть Юдит Полгар и купить дом в Париже, но, на самом деле, она больше запомнилась своим хладнокровием и терпеливостью, что позволило ей также выиграть два Кубка мира в 2000-м и 2002 годах.
Поклонница Бобби Фишера
Ну и, наконец, мы подошли к нашей нынешней звезде — Хоу Ифань. По рейтингу она первая шахматистка Китая, вторая в Азии и третья в мире. Нет сомнений, что она со временем попытается выдвинуть претензии на трон, давно занимаемый Юдит Полгар. С шахматами чемпионку познакомил еще в трехлетнем возрасте отец Хоу Сюэцзян, когда увидел, как Хоу заинтересованно смотрит на стеклянные шахматные фигуры. В пятилетнем возрасте Хоу Ифань поразила своего первого тренера из сборной Китая уверенностью, выдающейся памятью, хорошим счетом и быстрой реакцией. Сильнейший китайский гроссмейстер на тот момент Е Цзяньчуан, ныне сочетающий работу главы шахматной федерации Китая и личного тренера Хоу Ифань, вспоминал, что уже в 9 лет она потрясла его тем, что замечала практически все ошибки, допущенные соперником. В июне 2007 года Хоу Ифань уже стала самой молодой в истории чемпионкой Китая. Естественно, что ее пригласили в Национальный шахматный центр для одаренных детей страны. Для этого девушке даже пришлось с мамой перебраться в Пекин, поскольку раньше для этого приходилось 12 часов трястись в поезде...
Поклонница Бобби Фишера завоевала свой титул вполне заслуженно, хотя ее соперница — Жуань Луфэй — лишила нас возможности увидеть интересный матч-реванш Хоу Ифань против Костенюк, выбив россиянку в третьем круге. Жуань считает, что было несколько причин, почему она сама не смогла стать чемпионкой. Во-первых, ей единственной из всех участниц пришлось играть тай-брейки в каждом матче чемпионата мира, а во-вторых, она не может уделять шахматам столько же времени, сколько Хоу Ифань, которая о самой игре думает намного больше, чем о титулах. Возможно, это и есть главный секрет ее успехов.
Игорь ЩУКИН, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Атлетико» хочет назначить Юргена вместо Диего Симеоне
Украинская саблистка хочет принять участие в первом турнире сезона в Орлеане