Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Автоспорт
|
1325
0

Колесных дел мастера

Чем закончится «Дакар-2011»?

Колесных дел мастера

На проходящем в Аргентине и Чили марафонском ралли-рейде «Дакар-2011» экипажи команды российской «КамАЗ-Мастер» не смогли выиграть 7-й, промежуточный этап. Вместо них вторую подряд победу в «грузовом» зачете отпраздновал чех Алеш Лепрайс на «Татре». Он на 5 минут опередил лидера общего зачета Фирдауса Кабирова и на 14 минут — действующего чемпиона ралли-рейда Владимира Чагина. Этот успех помог ему в итоге подняться на второе место в общем зачете. Что было дальше, знают читатели, внимательно следящие за рейдом.

Что касается зачета легковых автомобилей, то здесь первые три места заняли экипажи заводской команды «Фольксваген». Победу на этапе отпраздновал катарский гонщик Насер аль Аттия.

Наконец у мотоциклистов в борьбе за лидерство в общем зачете Сирил Депре отыграл еще около 1,5 минуты у испанца Марка Кома, но его отставание от действующего чемпиона по-прежнему велико — 7,5 минуты.

Таковы промежуточные результаты марафонского ралли-рейда, который стартовал в первый день нового года. Окончание соревнования намечено на середину января.

История «Дакара»


Наверное, многие знают, что в Южной Америке «Дакар» проходит не случайно. Начиная с 1979 года, он проводился на территории Европы и Африки. Как правило, участники финишировали в столице Сенегала — Дакаре.

Но кому же именно взбрела в голову идея провести марафонские заезды? История эта довольно любопытна. В 1977 году на маршруте Абиджан—Ницца проходило внедорожное ралли. Трасса пролегала через Ливию. В итоге тогда еще никому не известный мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне Сахара и провел там 3 дня. Преодолев песчаные барханы и вернувшись на родину, француз решил организовать свое собственное ралли, которое брало бы старт в Европе и финишировало бы в Дакаре. При этом Сабин оказался отличным провидцем и грамотным организатором. Он понимал, что успех любого соревнования зависит главным образом от СМИ. Для проведения турнира француз выбрал январь — первый месяц года, когда никакие крупные соревнования не проводятся...

Первая гонка прошла в 1979 году. Ее маршрут пролегал через Францию, Алжир, Нигер, Мали и Сенегал. Спортсменам предстояло преодолеть 10 000 км, из которых 3169 км — скоростные участки. На старт тогда вышло 170 экипажей (из них 90 мотоциклов и 80 автомобилей), а финишировало 74 (34 мотоцикла, 50 автомобилей).

Интересно, что в первом Дакаре был один общий зачет, который в результате возглавили мотоциклисты.

Как бы там ни было, а Дакар завоевал огромную популярность. Уже в 1980 году во втором турнире приняли не только крупнейшие марки автомобилей и мотоциклов, но и знаменитые люди, такие как бывшие пилоты «Формулы-1», актеры и спортсмены.

Однако, как и любая гонка, «Дакар» приносил не только возбуждения от приключений, но и несчастья. В 1982 году экипаж «Peugeot-504», состоящий из сына британской «железной леди» Маргарет Тэтчер Марка Тэтчера и штурмана Шарлотты Верней, пропал на 4 дня в алжирской пустыне. Кроме того, погибли голландский мотогонщик и французская журналистка.

А 14 января 1986 года в вертолетной катастрофе во время песчаной бури погибли основатель ралли Тьерри Сабин и еще четыре человека, в том числе эстрадный певец Даниэль Балявуан. Тем не менее, команда TSO приняла решение о том, что гонка должна продолжаться, а пепел Сабина был развеян в пустыне.

В 1990 году в зачете грузовиков появляется новый участник — советская команда «КамАЗ». В 1994 году руководителем гонки был назначен Жерар Фенуй. Именно он осуществил идею, предложенную в свое время Рене Метжем. Главный смысл идеи Метжа был в том, что ралли «Дакар» финиширует во Франции. Причем точкой прибытия стал «Евродиснейленд». В следующем году гонка уже не стартовала во Франции, чего ранее не случалось. 15-дневный заезд начинался из Гранады.

В 1997 году «Дакар» впервые в своей истории стал внутриафриканской гонкой. Маршрут был кольцевым: Дакар—Дакар. Из-за внесенных в регламент изменений гонка выбыла из Кубка мира ПА (Международная автомобильная федерация). При этом ралли-рейд того сезона навсегда вошел в историю, так как мир получил первую женщину, выигравшую этап гонки — Ютту Кляйншмидт.

В 1999 году участники «Дакара» стали жертвами бандитов. В засаду попали 1 мотоцикл, 3 квадроцикла, 12 машин и 7 грузовиков. Грабители отобрали у гонщиков и журналистов документы и деньги.

В 2000 году вышло так, что добраться до места назначения экипажам помогли... самолеты. Дело в том, что госдеп США и французский МИД сообщили об угрозе террористических актов организаторам гонки. В итоге для перестраховки было принято решение перебросить караван самолетами из Ниамея в Ливию. Переброшены были 150 автомобилей, 77 грузовиков, 143 мотоцикла и 8 вертолетов. На эту операцию было потрачено более 4,5 миллиона долларов.

А вот на гонке «Дакар-2001» победительницей наконец-то стала женщина. И была это та самая немка Ютта Кляйншмидт, бывшая подруга знаменитого гонщика и конструктора, «лиса пустыни» Жана-Луи Шлессера. При помощи Андре Шульца она выиграла зачет легковых автомобилей. И кто после этого скажет, что женщины не умеют водить? Правда, надо признать, помогло экипажу противостояние двух других команд, блокировавших друг друга на узком участке саванны.

В 2006 и 2007 годах старт гонки был взят из португальского Лиссабона. В том же ключе планировалось и проведение гонки в 2008 году. Однако за несколько месяцев до Нового года обстановка в Мавритании, через которую пролегал маршрут гонки, начала накаляться. Сначала там произошло убийство четырех французских мототуристов, а затем в адрес организаторов турнира стали поступать прямые угрозы, связанные с проведением ралли-марафона на территории страны. В результате по совету МИД Франции, A.S.O. приняла решение отменить «Дакар-2008».

В то же время, в январе 2008-го, организаторы ралли начали переговоры с властями Аргентины и Чили. Они завершились успешно, и вскоре A.S.O. (Спортивная организация Амори) объявила, что «Дакар-2009» пройдет в Южной Америке.

Рекорды «Дакара»

Финны, может быть, и тихоходы, но только не в ралли «Дакар». Иначе как еще объяснить тот факт, что наибольшее количество побед на турнире в зачете легковых автомобилей значится у гражданина Суоми Ари Ватанена (4). Второе место в этом вопросе делят сразу три человека, и все — французы. Пьер Лартиг, Рене Метж и Стефан Петрансель заканчивали гонку на первом месте по 3 раза. Но это что касается личного зачета, а вот если взглянуть на зачет наций, то здесь Франция находится явно впереди планеты всей как в буквальном, так и в фигуральном смысле. На счету представителей родины организатора «Дакара» — 18 побед. А вот на втором месте снова Финляндия с 5 победами. Благодарить финнам за это надо, безусловно, все того же Ватанена. 3-е место занимают японцы, выигрывавшие гонку 3 раза.

Что касается личного зачета штурманов, то здесь сразу 3 лидера. Двое из них, разумеется, французы — Жан-Поль Коттре и Мишель Перен. А вот третьим, и явно не лишним, здесь значится швед Бруно Берглунд. Все трое побеждали по 3 раза.

Что касается зачета наций, то здесь, как и у пилотов, лидирует Франция. На этот раз уже с 20 победами. Вторые — шведы (4), ну а третьи, как ни странно, андоррцы (2).

Теперь о мотоциклах. Здесь лидерство за французом Стефаном Петранселем, который одерживал победы 6 раз. Кстати, Петрансель является и абсолютным рекордсменом всего «Дакара» по количеству побед. Кроме 6 выигрышей мотоциклетных гонок, он также 3 раза становился победителем зачета легковых автомобилей... На втором месте у мотоциклистов соотечественник Петранселя — Сириль Неве, побеждавший 5 раз. 4 победы на счету итальянца Эди Ориоли.

В зачете наций традиционно лидирует Франция — 20 побед. На втором месте Италия (6), на третьем — Испания (3). Наконец в личном зачете у грузовиков лидируют россиянин Владимир Чагин и чех Карел Лопрайс — оба побеждали по 6 раз. 3-е место делят уже трое пилотов — россиянин Фирдаус Кабиров, француз Жорж Гроан и итальянец Франческо Перлини. Все они побеждали по 2 раза.

Что касается Кубка конструкторов, то здесь у легковых автомобилей лидирует японский «Митцубиси» (12 побед), у мотоциклов австрийский КТМ (9), а у грузовиков — российский «КамАЗ» (9).

Кирилл СТЕПУНИН, газета «МК в Украине»

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.