Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Кубок Дэвиса
|
4064
4

Лучшие из лучших

Десять лучших мужских матчей последнго десятилетия

Лучшие из лучших

Всегда трудно бывает определить, почему один хороший матч оказался лучше другого, не менее хорошего. Был он качественнее? Красивее? Важнее? Длиннее? Интереснее? Ответа на этот вопрос в большинстве случаев нет и быть не может – просто так думается. Наша попытка рассказать о лучших мужских матчах десятилетия не включает вторых и третьих мест – мы выбрали только один матч в каждом году и попытались рассказать, почему именно он был самым лучшим.

2001. Роджер Федерер – Пит Сампрас («Уимблдон», 4 раунд)

Матч состоялся 2 июля 2001 года на Центральном корте комплекса SW19. Между участниками было 10 лет разницы. 29-летний Сампрас пытался выиграть свой пятый «Уимблдон» подряд и сравняться с Бьорном Боргом. Он не проигрывал на этом корте с 1996 года, когда он неожиданно уступил Рихарду Крайчеку. Для 19-летнего Федерера это было первое появление на Центральном корте, и в тот день он смог сыграть в игру Сампраса лучше, чем Сампрас – он подавал как сумасшедший и играл с лета так, что сам Пить вынужден был в недоумении покачивать головой. Он выиграл первый сет на тай-брейке (отыграв сетбол), но в не менее напряженной второй партии сдался первым – Сампрас воспользовался слабостью юного соперника на подаче и сравнял положение в матче. Следующие два сета тоже отошли соперникам поровну – швейцарцу третий, американцу четвертый. Настало время решающей партии – Сампрас никогда еще не проигрывал решающих сетов на «Уимблдоне». Игра шла так же, как и два предыдущих часа – лавину эйсов и неберущихся подач перемежали редкие ралли и деликатные воллеи. И в конце концов Сампрас моргнул первым – в двенадцатом гейме, когда ему пришлось во второй раз подряд подавать, чтобы остаться в матче. Виннерс справа поставил точку – победа молодого претендента. Роджер проиграл в следующем круге – до начала его эпохи оставалось еще два года. Но именно этот матч стал символической передачей знамени.

2002. Михаил Южный – Поль-Анри Матье (Кубок Дэвиса, финал)

Формат Кубка Дэвиса, вообще уникальный для тенниса, отличается еще и тем, что раз за разом дает получить долю славы тем игрокам, которые, может быть, не могли бы на нее рассчитывать при других обстоятельствах – потому что последний, решающий матч встречи (если до него доходит) всегда играют вторые номера сборных. В 2002 году эта честь выпала Михаилу Южному. В Париже перед решающим днем соревнований российская команда проигрывала 1:2. Марат Сафин сравнял счет по встречам, обыграв Грожана, и судьба кубка теперь зависела от двух ровесников, 20-летних Михаила Южного и Поля-Анри Матье. Никто из них раньше на Кубке Дэвиса себя особенно не проявил. На последнем проигранном сборной России финале, в 1995 году Южный был болл-боем. Историю этого матча знают все российские любители тенниса. Матье выиграл два сета, вел с брейком в четвертом, но Южный, которого Тарпищев поставил играть второй одиночный матч вместо Кафельникова, смог наконец нащупать уязвимую точку противника – его нелюбовь к смене ритма – и остальное стало историей. Француз вел с брейком в четвертом сете и был в двух очках от выигрыша матча, когда на подаче Южного было 4:5 по 30, и все-таки Михаил сумел вытащить этот матч, став первым игроком в истории, отыгравшимся с двух сетов в финальном матче финала Кубка Дэвиса.

2003. Ллейтон Хьюитт – Роджер Федерер (Кубок Дэвиса, полуфинал)

Еще одно невероятное возвращение, случившееся в Кубке Дэвиса в следующем году, было последней победой Хьюитта над Федерером до 2010 года. В отличие от матча Южного и Матье, это случилось в полуфинале, и играли между собой первые ракетки сборных. Играли в Мельбурне, австралийцы вели 2:1, и перед Федерером стояла задача оставить свою сборную на плаву и перевести встречу в решающий матч. И, казалось, ничто не помешает ему это сделать. Роджер выиграл два сета и вел в третьем с брейком, и Хьюитт выглядел так, как он будет выглядеть в матчах со швейцарцем на протяжении последующих семи лет – так, словно ему совершенно нечем играть. Счет был 7:5 6:2 5:3 в пользу Роджера, который к этому моменту выиграл в кубковых матчах 31 сет подряд. Но прижатый спиной к стене Хьюитт не дрогнул, а вместо этого заставил дрогнуть соперника. Он отыграл подачу, выиграл тай-брейк, и после этого Федерер посыпался. Это был, пожалуй, последний матч, в котором Федерер предстал миру не небожителем, а всего лишь феерически талантливым юнцом со склонностью к саморазрушению в важнейшие моменты. Этот матч словно был последним толчком к созданию нового Федерера – чемпиона и небожителя. Осенью того года он выиграет итоговый чемпионат, потом – Открытый чемпионат Австралии, и начнет писать теннисную историю. А Хьюитт вывел свою сборную в финал, который они в декабре и выиграли.

2004. Гастон Гаудио – Гильермо Кория («Ролан Гаррос», финал)

Этот матч войдет в анналы, конечно, не из-за качества продемонстрированной в нем игры, а из-за совершенно сумасшедшей интриги, невообразимых сюжетных поворотов и того рокового влияния, которое он оказал на судьбу проигравшего. Это случилось 6 июня 2004 года. Встречались два соотечественника, один – царствующий король грунта, фаворит этого матча и всего турнира, прошлогодний полуфиналист, стремящийся завоевать свой первый титул «Большого шлема». Второй – несеяный и мало кому известный за пределами Аргентины психически неустойчивый грунтовый специалист. Перчику для посвященных добавляло то, что Гаудио и Кория уже давно терпеть друг друга не могли. Первые два сета Гаудио играл так, словно вообще не понимал, где находится и что делает. Он буквально ничего не мог попасть в корт. Кория выиграл их за час. Потом зрители, понимая, что им, очень возможно, так и не придется увидеть за свои деньги ничего занимательного в это воскресенье, стали поддерживать Гастона изо всех сил и словно дали ему крылья. Он выиграл подачу Кории, выиграл сеты 3 и 4, а младший аргентинец, захваченный врасплох скачком в игре соперника и судорогами, скрутившими его в решающий момент, казалось, вообще еле ходил по корту. Наступил решающий сет, и внезапно Кория снова оказался здоров. Никто не знает, почему – притворялся ли он? Просто сохранял энергию на пятую партию? Так или иначе, в пятом сете из четырнадцати геймов было 9 брейков. Кория дважды подавал на матч, имел два матчбола при счете 6:5 и в конце концов проиграл. После этого от игрока, которым он был на протяжении двух лет до того, мало что осталось.

2005. Марат Сафин – Роджер Федерер (Australian Open, полуфинал)

Матч, сразу после завершения провозглашенный абсолютной вершиной тенниса на харде (и до сих пор ею остающийся), был сыгран в день рождения Марата Сафина, 28 января 2005 года. Сафин, только в конце прошлого сезона окончательно вернувшийся в Топ-5, пытался защитить очки, заработанные финалом прошлого года. Федерер вел 2:1 по сетам и на тай-брейке четвертой партии получил матчбол. Сафин отыграл его свечой (это была чуть ли не единственная свеча, которая у него попала в корт за весь матч). Долго еще после завершения этой встречи фанаты обсуждали, не из аута ли брал Федерер тот воллей, на который Сафин и ответил свечой, и нужно ли ему было отвечать на свечу ударом между ног или лучше было бы попробовать забежать под право. Но все закончилось так как закончилось – Сафин отыграл матчбол, выиграл тай-брейк, а потом выиграл и матч с седьмого матчбола (причем в решающей партии Федерер, уже изрядно подсевший физически от ураганного темпа и неослабевающей мощи игры, все-таки нашел силы отыграть брейк). Два дня спустя Сафин выиграл титул в финале у Ллейтона Хьюитта. Для Хьюитта это был последний финал турнира «Большого шлема», для Сафина – последний выигранный турнир.

2006. Рафаэль Надаль – Роджер Федерер (Рим «Мастерс», финал)

В прошедшем году Надаль окончательно утвердился как король грунтовых кортов и главный соперник Федерера в борьбе за теннисный трон. Роджер находился на самом пике – за весь 2006 год до того момента он проиграл всего лишь два матча и оба Надалю. Всего лишь две недели назад испанец легко одержал верх в финале предыдущего грунтового «Мастерса» в Монте-Карло. Матч, сыгранный в Риме 14 мая 2006 года, остается одним из самых напряженных, драматичных и красивых встреч в истории грунтового тенниса и в истории соперничества двух теннисных гигантов начала 21 века. Федерер играл более агрессивно, чем в финале Монте-Карло, можно сказать ультра-агрессивно – он выиграл 39 из 55 очков у сетки. Эта тактика принесла ему безоговорочную победу на тай-брейке первой партии. Но чтобы проломить стену, выстроенную Надалем, этого оказалось недостаточно. В решающем сете Роджер вел 4:1 – Рафа отыгрался. При счете 5:6 на своей подаче, пытаясь перевести партию на тай-брейк, Надаль впервые в матче сделал двойную ошибку, давшую Федереру два матчбола. Оба раза швейцарец пытался выиграть матч ударами справа навылет и оба раза промахнулся. Счет сравнялся, потом склонился в сторону Надаля, и настало время тай-брейка. На тай-брейке Федерер тоже вел – 3:1, потом 5:3, и опять его удар справа не выдержал давления. Он пытался играть все острее и острее, все ближе к линиям, и ценой этого стали ошибки в решающие моменты. Надаль защитил свой титул в Риме, выиграл пятьдесят третий матч подряд на грунте, сравнявшись с Гильермо Виласом, и необратимо повернул ход своего исторического соперничества с Федерером в свою пользу.

2007. Ришар Гаске – Энди Роддик («Уимблдон», четвертьфинал)

Сейчас уже можно сказать более-менее уверенно, что Ришар Гаске никогда не станет тем игроком, которым он когда-то обещал стать – такое бывает, не он первый, не он последний. Но не вызывает никаких сомнений и то, что никогда в жизни он не играл лучше, чем в последних трех сетах своего четвертьфинального матча с Энди Роддиком на «Уимблдоне» 2007 года. Не то чтобы он играл плохо и в первых двух, но Энди Роддик, двукратный финалист , только что выигравший титул в Квинсе, просто не дал ему шансов. Он уверенно выиграл два сета и вел с брейком в третьем, причем какая-либо угроза исходила от Гаске только если Энди, как это у него случается, вдруг кидался очертя голову к сетке, как следует не подготовив выход. С двух сетов и брейка, однако, матч проиграть невозможно, особенно игроку с подачей Роддика да на траве. Но настала пора подавать на матч, и тут случилось невероятное. Роддик дрогнул на какую-то долю секунды (не то чтобы с ним не случалось этого раньше, но никто не мог поверить, что это может случиться на этом конкретном турнире, против этого конкретного игрока), и Гаске, почувствовав, что петля чуть-чуть ослабла, заиграл так, словно ему было абсолютно нечего терять. Он нащелкал 93 виннера, в основном слева, и после того, как 3 и 4 партии ушли к нему на тай-брейке, Роддик не знал, в какую сторону бежать. Многие тогда считали этот матч моментом долгожданного «взросления» Ришара Гаске – они были неправы, его потенциал так и остался по большому счету нереализованным. Тот полуфинал «Уимблдона», в который он вышел, обыграв Роддика, пока так и остается единственным полуфиналом «Большого шлема» в его карьере. А этот матч так и остается единичным примером невероятного триумфа свободного артистизма над упорством и грубой силой.

2008. Рафаэль Надаль – Роджер Федерер («Уимблдон», финал)

Если для всех остальных матчей в нашем списке можно найти достойные альтернативы, то этот матч, который два лучших теннисиста десятилетия играли на Центральном корте 6 июля 2008 года до глубокой темноты и в котором решалась судьба первого номера рейтинга, стоит в 2008 году совершенно особняком. Это был первый титул «Большого шлема», выигранный Надалем не на «Ролан Гаррос» – и он стал первым после Бьорна Борга, выигравшим титулы на «Ролан Гаррос» и «Уимблдоне» в один год. Федерер, не проигравший ни одного матча на траве с 2002 года, казалось, был уже побежден, когда Надаль уверенно выиграл первые две партии. С помощью более агрессивной игры и нервов соперника Федерер смог отыграть это казавшееся огромным преимущество, отыграть два матчбола в четвертом сете – один подачей, второй изумительной обводкой слева – но никогда еще в Открытую эру никому не удавалось выиграть финал Уимблдона с матчболов, и никому не удавалось сделать это, отыгравшись с двух сетов. Не смог этого сделать и Роджер. Рекорд Борга – пять титулов «Уимблдона» подряд – устоял. За весь матч Надаль проиграл свою подачу всего лишь однажды, и эта непоколебимая уверенность в собственной подаче позволила ему продержаться до тех пор, пока на корте не стало уже почти совсем темно и пока бэкхенд Роджера наконец не начал разваливаться. «В последнем гейме я уже ничего не видел» – сказал Надаль после победы. Он опять оказался сильнее.

2009. Рафаэль Надаль – Фернандо Вердаско (Australian Open, полуфинал)

Две двойные ошибки подряд, совершенные Вердаско в эндшпиле, конечно, слегка испортили общее впечатление от этого триллера, однако во всех прочих отношениях это был незабываемый, классический матч, который, несомненно, войдет в «золотой фонд» турнира. Первое в истории испанское дерби в полуфинале Открытого чемпионата Австралии оправдало ожидания – в итоговой таблице соотношение выигранных очков было 193 к 192 в пользу Надаля. Вердаско, в конце предыдущего сезона сыгравший ключевую роль в победе испанской сборной на Кубке Девиса, превратил эмоции, полученные от той победы, в толчок к новым свершениям в одиночной карьере. Вердаско, ставший по традиции неожиданным полуфиналистом Открытого чемпионата Австралии и подошедший на два гейма к тому, чтобы стать неожиданным финалистом, наколотил 95 виннерсов и реализовал 2 из 4 брейк-пойнтов (Надаль 4 из 20). Через этот почти четырехчасовой поединок Надаль вышел в первый в карьере финал турнира «Большого шлема» на харде, который он через день и выиграет в пятисетовом же матче против Роджера Федерера.

2010. Новак Джокович – Роджер Федерер (US Open, полуфинал)

Как и большинство матчей Федерера с Джоковичем, этот был очень неровным, и скачки в качестве были преимущественно виной Роджера – он полностью провалил сеты 2 и 4, да и нечетные выиграл благодаря в основном нервам соперника. По-настоящему классная игра не началась до решающей партии, когда оба наконец-то прошли какой-то невидимый барьер скованности или раздумий и задышали свободно. Но зато уж решающий сет получился лучшим сетом турнира, а то и года. Джокович заиграл гораздо агрессивнее, чем это ему свойственно вообще, а в последние годы в особенности, а Федерер оказался вынужден вытащить на белый свет все трюки, на которые он только был способен, чтобы компенсировать отсутствие подачи, которая почему-то ушла от него в этом матче, не оставив записки. Несмотря на то, что Джокович играл лучше на протяжении практически всего матча, выиграть он смог только отыгравшись с матчболов. При счете 5:4, 15:40 он выиграл три очка подряд сумасшедшими виннерами справа, и только так смог выйти из тени неудач, висевшей над ним в этой встрече – три предыдущих года подряд он проигрывал Федереру на US Open. Выиграв наконец с первого же матчбола (7:5 очень популярный счет в матчах Новака и Роджера) он еще минуту стоял неподвижно, словно не мог поверить в происходящее.

Татьяна МИТАСОВА, Sports.ru

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 4
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
манагер
в 2005 удалось посмотреть почти весь путь Сафина в Австралии. как я с месячным ребенком на руках (жена порадовала на новый год) выплясывал у телевизора, матерился, махал ногами (верхние конечности заняты) и таки помог Марату (мне так показалось) пройти его до конца
Troy17
Для меня самые памятные матчи Маркуса Багдатса когда он на Австралианупэн фиерил...его ещё так интересно поддерживали болельщики на трибунах...
Бог
Через этот почти четырехчасовой поединок Надаль вышел в первый в карьере финал турнира «Большого шлема» на харде
----------------
четырехчасовой? Вообще-то это был самый продолжительный матч в истории Australian Open - по разным версиям 5 часов 10 минут или 5 часов 14 минут
Бог
Начиная с 2005 года со всем согласен, более ранние матчи помню смутно, потому судить сложно. В целом - респект за материал!