Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Досье
|
1871
0

Наше кино-3

Баскетболист Челентано, литовская собака Дидье, место, где нет футбола, игла, как способ переносить неудачи любимой команды, Винни Джонс - звезда футбола и кино, и многое другое

Наше кино-3

Третья часть нашей статьи могла бы быть названа «не наше кино», ибо речь в нем пойдет о художественных фильмах, так или иначе связанных со спортом (преимущественно, футболом), но снятых заграничными кинематографистами. Но, кино все-таки в большинстве своем хорошее (зачастую лучше снятого у нас), так что не будем отходить от основной темы (прослеживающейся в заголовках) и посчитаем его тоже нашим. «Наши люди» бывают ведь любой национальности, дело совсем не в ней.

Пойдем от начала, разумеется, не самого, а нам известного. Одним из старейших фильмов о футболе мои скромные познания кино позволяют назвать французскую комедию 60-х «Вперед, Франция, Франция». Речь в ней шла о поездке французских болел на матч Англия – Франция и последующих приключениях главного героя, получившего непосредственно на игре в зуб от другого болельщика (случайно). Английские специалисты починили французу зубы, но попросили не открывать рот некоторое время. Этот факт и послужил основной причиной всех смешных эпизодов фильма, который наверняка многие из вас видели. Фильм очень забавный, а что касается футбола, то на протяжении всего фильма английские и французские болельщики смешно маршировали по разным улицам, часто оказываясь в пределах видимости, но не пересекаясь. А вот главному герою едва не пришлось туго в один момент, когда он снял пиджак и продемонстрировал свой замечательный трехцветный свитер. Но все кончилось хорошо.

А вот в фильме итальянских кинематографистов «Народный роман», который был весьма популярен у нас в 70-е годы, показан быт болельщиков любимого нашего Милана. Фильм не совсем о футболе, он о немолодом уже дядечке, женившемся на наоборот совсем молодой Орнелле Мути, которой впоследствии понравился также молодой Микеле Плачидо (в роли итальянского милиционера). Их сложные взаимоотношения показаны через призму пролетарско-промышленного Милана, красно-черных знамен, не влезающих в маленькие фиаты и красных идей, будоражащих Италию в 70-е годы прошлого века. Это если выражаться мудрено. А если сказать просто, то фильм был чудесный, смешной, грустный, как многие итальянские фильмы того времени.

Если не покидать Италию, то можно вспомнить еще один замечательный фильм, который, в принципе, показывают по разным каналам каждую неделю. Это «Укрощение строптивого» со знаменитым Адриано Челентано и уже упомянутой Орнеллой Мути. Там тоже нашлось место спорту. Как известно, хахаль прелестной Орнеллы оказывал содействие миланской баскетбольной команде. А в челентановской деревухе тоже была командочка, которая, правда, играла довольно паршиво. Пока за дело не взялся Адриано. За дело взялся по-своему, но его оригинальный стиль владения мячом был именно тем, чего не ожидали миланские профи баскета. В итоге деревенские баскетболисты сумели не только ликвидировать серьезный гандикап, созданный миланцами после первых двух (или трех) четвертей, но и победить. А разве что-то могло не получиться у Адриано Челентано?

Вернувшись во Францию, мы перескочив через 80-е годы, которые на наш поверхностный взгляд, ничего спортивного нам не подарили (за исключением комедии «Дураки на стадионе» комедийной четверки «Шарло», который крутился у нас еще в советские времена в кинотеатрах и который представляет собой идеальную расслабляющую комедию, напрягаться во время просмотра не надо даже для того, чтобы смеяться). А вот в 90-е фильмов было снято немало. И очень много как раз про футбол. Все даже трудно упомнить и отделить один от другого. Скажем, была такая неплохая комедия Дидье. Там собачка одного дяди неожиданно превратилась тоже в дядю. Причем, мозги у нее остались собачьи и повадки, и это серьезно озадачивало ее хозяина. Отдать своего Дидье в ловцы бродячих котов, он не додумался (это из другого произведения), но нашел применение своей собачке. Выдав его за литовского легионера (мнение старых членов Евросоюза о новых), он пристроил его играть в футбол. С техникой и тактическим мышлением у Дидье были определенные проблемы, но все с лихвой компенсировала его скорость, эдакая собачья. Не совсем понятно, почему собака, превратившаяся в человека, должна быстро бегать, но дело не в этом. В общем, Дидье усилил ПСЖ довольно прилично и они у кого-то там выиграли.

Французская версия фильма «Играй, как …» (подставь местную звезду), задуманного какой-то межнациональной компанией умников, получилась довольно странная. Называлась она приблизительно «Играй, как Зидан», а снята была со свойственной французам претензией. Получилось в итоге совсем не расслабляюще (не как у Шарло), а как-то напряжно, не смешно и мутно. Какой-то футболист-уголовник, который тренируется в камере, чтобы стать звездой, какие-то агентские терки на протяжении всего кино, какая-то деревенская женская команда. Получилось то, что всегда получается, когда из существующего шаблона хотят сделать что-то другое. Хотя «Бей, как Бекхэм», «Лови, как Кан», «Обороняйся, как Неста» и прочее я не смотрел. Может скоро и наши бенюки снимут какой-нибудь «Забывай, як Шева». Впрочем, такой фильм если вышеуказанные умники и будут снимать, то в Италии. Обойдутся без наших киномытцив.

А вот фильм «Грегуар Мулен против человечества» (возвращаемся к французскому кино) может служить образцом комедии о футболе. Правда, фильм можно назвать как футбольным, так и антифутбольным, потому как главному герою эта игра доставляет одни огорчения. Все начинается с ссоры его родителей (папы-футболиста и мамы-не футболиста, которая кончается гибелью обоих – спорили как раз о том, быть ли маленькому Грегуару футболистом). Затем он падает в грязь на глазах у понравившейся девочки (дело происходит также во время футбольного матча). Перебираясь в Париж, сталкивается с отчуждением коллег, которые только и обсуждают, что футбол. Коллеги даже начинают думать, что он гомосексуалист.

Ну а потом герой, наконец, находит подходящую себе девушку и назначает ей свидание в кафе «Пенальти». А дальше начинаются сплошные проблемы, дикое такое нагромождение проблем, мешающее Грегуару попасть на встречу с ней. Главной проблемой является финал Кубка Франции, который смотрит весь Париж, кроме кучки маньяков, психов, одного гомосексуалиста как раз, и вообще абсолютно недружелюбных персонажей. Герой решает свои проблемы на фоне неудачно складывающегося для ПСЖ матча (проигрывают каким-то деревенщинам), выбрасываемых из окна телевизоров, бешеных фанатов. Проблемы решить удается, но лишь после физического уничтожения всех имеющихся психов и нескольких лет в тюрьме (в одной камере с уже упомянутым гомосексуалистом). И тогда Грегуар его супруга и дети принимают смелое решение поселиться в одном-единственном месте, где никто не любит футбол. Нет, это не США, это имеется в виду Луна. 

Фильм – один из лучших, связанных с футболом, и явно одна из лучших комедий за последние годы. Всем рекомендую посмотреть.

Итак, написано уже довольно много, а еще ни слова не сказано про английское кино. А уж где-где, а в этой стране о футболе должно быть снято больше, чем где бы то ни было. О старом английском кино о футболе ничего сказать не могу, но только в последнее время было снято несколько фильмов с участием футбола или, в крайней случае, бывших футболистов.

Прежде всего, это экранизации известного шотландского писателя Ирвина Уэлша. Самый известный его роман, посвященный как и все последующие, наркомании (в основном, а еще смутному и тягостному восприятию мира большинством шотландцев), который у нас переведен, как «На Игле» (чтобы понятнее было), а на самом деле называется Trainspotting (Глядя на проезжающие поезда, видимо). О литературе про футбол мы, если со здоровьем все по-прежнему будет хорошо, еще напишем, а пока про экранизацию. Она получилась достаточно успешной. К фильму с Эваном Макгрегором в главной роли, отличным саундтреком (Игги Поп, Лу Рид и знаменитая Perfect Day, Radiohead), и вообще отличным всем, у нас почти сразу приклеили слово «культовый». Наверное, не только у нас. Сильный получился фильм по довольно сильной книге. Так вот, непосредственно о футболе. Марк Рентон, главный герой фильма и книги, вместе со своими друзьями помимо алкоголя и наркотиков очень любил футбол. В книге это расписано более подробно, но и в фильм попал гол сборной Шотландии на ЧМ-78, о котором Рентон вспоминал в самые ответственные моменты (например, во время оргазма). А помимо сборной, он с друзьями болел за команду Хибернианс, с которой, как известно, недавно довелось пересечься и Днепру. Именно буквы HIBS (то есть, Хибернианс, сокращенно) Марк писал фекалиями на стене в туалете в одном из самых интригующих мест фильма (там, где пришлось нырять за суппозиториями в самые недра эдинбургской канализации).  А вообще Хибернианс в те времена (80-е) играли неважно и отчасти именно этот факт послужил одной из причин того, что Рентон с друзьями однажды принял решение сесть на иглу.

О футболе в книгах Уэлша много (в частности писатель неоднократно делился своими способами продлить половой акт – представлял себе Грэма Сунесса на ЧМ-82), но об этом позже. В фильмах по Уэлшу футбола меньше, но он есть. В частности «Кислотный дом» – довольно спорное кинопроизведение по рассказам нашего старины Ирвина. Первая новелла посвящена как раз футболисту любительской команды, у которого в жизни начинаются сплошные неприятности. И из команды его выгоняют в том числе, и родители рекомендуют найти жилье самому, да и девушка бросает и уходит к другому футболисту. В довершение всего некий шотландский Бог в пивной превращает его в муху. Вот такая засада. В виде мухи, впрочем, герой получает возможность облететь всех своих знакомых и убедиться, что на самом деле все не так уж плохо, все гораздо хуже. И даже не столько с ним, сколько с окружающим его миром.

«Кислотный дом» – фильмец довольно противный. Суровая правда жизни, к тому же навеянная регулярным употреблением уже упоминавшихся наркотиков. Но производят в Англии и более приятные (глазу), душевные фильмы. В том числе и про футбол. Фильм «Тренер» стоит посмотреть всем любителям этой игры. С истинно английским юмором там рассматривается довольно распространенная ситуация, когда футбольное начальство не знает, кому и поручить тренировать сборную страны. Честь эта падает на тренера заштатной команды из низшей лиги, но его подходы оказываются довольно эффективными. А вот в фильме «51-й штат» юмор уже больше американский. Зато действие происходит в Ливерпуле, и один из главных героев (местный бандит в исполнении Роберта Карлайла) смотрится весьма убедительно в красной футболке с надписью «карлсберг», выглядывающей из-под пиджака. В фильме вообще речь идет опять же о наркотиках, о суперформуле новой наркоты, которую в Англию привез американский барыга, а точнее ученый Сэмюэль Л. Джексон. Но героя Карлайла помимо профессиональной деятельности очень беспокоит другое – матч Ливерпуля с Манчестером, на который обязательно нужно попасть. Это его беспокоит даже больше, чем джексоновская наркота. В итоге все кончается хорошо. К Карлайлу возвращается супруга-киллерша, он смотрит футбол из вип-трибуны, его не убивают, а от специальных таблеток все плохие взрываются, окрашивая дивным красным цветом стекла своего вип-сектора, и этим дополняя общую «красность» трибун, которым как раз в этот момент футболисты Ливерпуля дали повод для радости.

Ну и нельзя не коснуться такой темы, как футболисты в кино. Это вообще довольно распространенный ход. Но наибольшей известности и действительно вершин мастерства достигли два футболиста, игравших в английской Премьер-лиге. Собственно, еще, когда они играли в футбол, чувствовался их серьезный потенциал в этой области, выраженный в сильной харизме, да и актерском мастерстве. Дело даже не в нем, не в мастерстве. Играют люди и вовсе этого мастерства лишенные и ничего. Просто Эрик Кантона был личностью на футбольном поле, настолько большой личностью, что этого самого поля ему было абсолютно недостаточно. Вот и стал знаменитый француз киноактером и довольно успешным.

А вот форвард Винни Джонс выходу на киноэкраны обязан своей подходящей внешности. «Какой типаж», – видимо, повторял Гай Риччи, разглядывая Винни. В общем, для роли лондонского разруливателя, эдакого злого и беспощадного быка, он подошел идеально. Кадры, в которых мистер Джонс бьет дверкой автомобиля по голове одного из бандитов (речь о фильме «Карты, деньги, два ствола», если вы не в курсе) стали украшением фильма. На фотографии, прилагающейся к статье, вы можете видеть как раз выражение лица Винни, играющего эту сцену. По-моему очень убедительно. Да и не только по-моему, потому что после Карт с Деньгами, был Большой Куш с тем же Винни Джонсом и той же ролью,  и потом куча еще фильмов. Играет Джонс уже и в голливудских фильманах, даже в ужаснейшем Евротуре появился в эпизодической роли фана Манчестера. Жалко, конечно, что с героями этого самого Евротура (молодежной американской комедии) он не обошелся в стиле фильма «Карты, деньги, два ствола».

А как футболист Винни Джонс играл за Уимблдон (довольно успешно), Лидс, Шеффилд Юнайтед, Челси и Куинз Парк Рейнджерс. Провел 384 матча и забил 33 гола. Играл за сборную Уэльса, ибо по одной из ветвей Винсент Питер Джонс именно валлиец. Впрочем, прославился на футбольном поле Винни Джонс не токмо голами, и даже совсем не ими, а, во-первых, грубостью (автор мирового рекорда в номинации «самая быстрая желтая карточка» – через 3 секунды после начала матча), и, во-вторых, тем, что схватил как-то Пола Гаскойна за «корень плодородия», как именуют это место работники эротической прозы. Этот момент остался бы незамеченным (как многие другие – чего в пылу борьбы не случается?) кабы не удачливый фотограф, все это дело заснявший. С тех пор сия фотка не покидает курьезные разделы газет и журналов.

И в завершение данной статьи немного экзотики. Убойный футбол – это не просто кино про футбол, это китайское кино про футбол. Китайцы народ своеобразный и нашу любимую игру тоже понимают по-своему. Как и комедийный жанр, впрочем. Да и кино. Все, в общем. Фильм у них получился занятный. Кто не смотрел, тем трудно будет дать представление. Футбол в этом фильме действительно убойный, плюс какой-то несимпатичный (как и почти все герои кино). Под конец фильма начинаешь думать, что китайцы осваивают игру футбола как-то в корне неправильно, и даже их легендарная напористость и усидчивость им не поможет его освоить. Хотя, как говорят некоторые историки-футболоведы, именно в Поднебесной наша любимая игра и зародилась. Но, после просмотра таких фильмов, понимаешь, что если в Китае когда-то давным-давно и играли в футбол, то в совсем другой футбол. Скорее всего, убойный.

Ну и один из последних небезфутбольных фильмов – «жизнь, как чудо» Эмира Кустурицы. Это серьезное кинопроизведение, серьезное, в смысле, высокохудожественное, большого киномастера. С убойным футболом сравнивать, конечно же, его нельзя, хотя кустурицевские сербы рубятся в футбол тоже не по-детски. Футболу посвящена лишь одна из сцен фильма, посвященного, собственно, печальнейшим событиям в Югославии 90-х. Сын главных героев фильма до войны подавал большие надежды и чуть было не попал в Партизан. Замечательно и чисто в стиле Кустурицы показан югославский футбол и тамошние веселые болельщики. Матч там закончился грандиозной дракой, в которой некоторые персонажи использовали вместо дубины вырванную с корнем штангу. А началась драка после того, как болельщики одной из команд при помощи хитроумного приспособления пописали на вратаря. Интересно у них там в Сербии, одним словом. Главное, чтоб не воевали больше.

На этом очередную нудную серию затянувшегося повествования мы закончим. Длинные статьи, конечно, не читаются и у вас есть, читатели, есть полное право «не осилить», но тема уж слишком объемная. Надо же было ее попытаться раскрыть.

 

С содержанием предыдущих серий можно ознакомиться тут

Наше кино-1

Наше кино-2

 

Андрей Крикунов

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.