Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Досье
|
1035
0

Наше кино

О черных буйволах, фильмах Тимошенко, роли Бышовца и о том, как сборная СССР выиграла чемпионат мира

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино, – так говорил человек, чьи памятники стоят в каждом городе. Для нас же (посетителей и работников спортивного сайта) из всего «кина» важнейшим является то, которое про футбол (или про спорт в целом). Вот об этом кино, которое смело можно назвать «нашим», мы и поведем речь.

Серию подобных статей о футбольных песнях мы начали с хита из кинофильма «Вратарь» (Эй, вратарь, готовься к бою и т.д.). Теперь догадайтесь, с чего начнется разговор о футболе в кино.

Кстати, фильм «Вратарь» был не только первым футбольным кино (по одной из первых книг о футболе – повести Льва Кассиля «Вратарь республики»), но и, одним из лучших фильмов этого жанра до сих пор (например, это кино является любимым у Андрея Шевченко). И это при всем притом, что фильм обладает всей наивностью и неправдоподобностью, свойственной нашему кино 30-х годов.

Сюжет фильма безмерно прост, но наделен дополнительными эффектными выдумками (вроде инженера Карасика, изобретателя робота, говорившего «Уходя, гасите свет»). Простой парень-арбузолов Антон Кандидов привлекает внимание селекционеров и становится звездой футбола. Затем его приглашают в более крутую команду и арбузолов оказывается не таким уж простым, предает своих товарищей и идет на повышение (с современной точки зрения, а что тут такого? А в те времена нельзя было ставить материальные ценности во главу угла, по крайней мере, в кино). Но это ему не помогает, потому что у старой команды было секретное оружие – бешеный инженер Карасик, который в один из ключевых моментов фильма и забивает Кандидову гол.

Но Карасик был добрым инженером, и поэтому затем, переодевшись в своего робота, уговорил Кандидова (который как раз собирался уйти в запой) вернуться в свою первую команду. Кончается фильм эффектным матчем наших с черными буйволами (в их роли, как все знают, снялись футболисты настоящего киевского Динамо во главе с Антоном Идзковским). Черные буйволы играют очень круто, но советские футболисты их уверенно побеждают.

Сейчас фильм «Вратарь» заслуженно считается классикой (вместе с «Цирком» и «Волгой-Волгой», пожалуй, наиболее известный продукт кинематографа 30-х годов). А сразу после выхода он удостоился многочисленных критических стрел (досталось и Кассилю, кстати). Сдержанной похвалы удостоились только прекрасная музыка Исаака Дунаевского да непосредственно футбол в исполнении киевских динамовцев (кстати, говорят, что исполнитель главной роли Григорий Плужник впоследствии стал настоящим вратарем одной из киевских команд). Но это критики (вспоминается один ильфопетровский критик, просивший выделить ему панцирь, а затем на заработанные на рецензиях деньги сшивший толстую шубу и только улыбавшийся, когда его били авторы), а народ на кино валил и радовался. И правильно делал, не так уж много у него в те (да и последующие включительно) времена было хорошего.

Второй более-менее известный наш фильм о футболе (и спорте в целом) снял тот же режиссер – Семен Тимошенко. Почти через 20 лет после «Вратаря» на экраны вышел «Запасной игрок» с Кадочниковым и Вицыным в главных ролях. Участие актеров такого уровня обеспечили фильму долгую жизнь (его и сейчас нетрудно по телевизору увидать), а вот в художественном смысле режиссер Тимошенко вперед не шагнул. Хотя общее впечатление (как и в случае с «Вратарем») после просмотра остается хорошее. Это, знаете, как американские молодежные комедии – фигня, конечно, но расслабиться помогает.

Что касается сюжета, то теперь он повествует не о предательстве, а о таких, популярных в спортивной среде, проблемах, как неверие в успех команды, пренебрежительное отношение к партнерам и общее зазнайство. Всем вышеперечисленным обладал один из героев картины, за что и был тренером (которого сыграл сам Марк Бернес) переведен в запас (хотя и играл лучше всех). Заменил же эту предтечу Мостового на Евро-04 ее же младший брат (Вицын) и, разумеется, отыграл просто блестяще. Что касается Кадочникова, то он сыграл боксера, который переодевался стариканом и подлавливал спортсменов-грубиянов, а потом их жестоко избивал (в том числе, в одном из центральных эпизодов фильма, избил Кадочников и Вицына). А еще в фильме смешно показана тренировка команды прямо на палубе зафрахтованного судна, на котором они и плыли на игру.

Удачный пример Вратаря подвиг многих киноработников на создание спортивных фильмов. К сожалению, далеко не все они получались хотя бы настолько хорошо, чтобы как следует запомниться народным массам. О фильме «Старик Хоттабыч» (1956) упомянем вскользь, поговорим лучше о творчестве Лазаря Лагина в статьях о футболе в литературе. Но артист Волков образ незабвенного могущественного и очень неграмотного в плане политики джинна воплотил замечательно. Хорошо сняли в кино и футбольный матч между командами Шайба и Зубило. Вообще, это место одно из сильнейших в книге, фразу «А какая польза от этого будет Зубилу?» рекомендую всем употреблять, когда у вас пытаются занять люди, не слишком щепетильно обращающиеся с чужими деньгами. Так вот, снято было фильмов не мало, но попробуйте-ка вспомнить что-нибудь, не порывшись в Интернете? Это, конечно, говорит о качестве снятого. Говорят ли вам о чем-нибудь названия таких фильмов, как «Спортивная честь», «Удар, еще удар», «Секундомер», «Первая ласточка», «Дед левого крайнего», «Одиннадцать надежд», «Такая она, игра», «О чем не узнают трибуны?»? А это далеко не полный перечень. В фильме «Первая ласточка», к примеру, грузинские футболисты обыгрывали всех в Грузии, а потом сыграли с английскими матросами и проиграли более, чем убедительно. Стало быть, грузинским кинематографистам удалось снять «реальный» фильм, не в нынешнем значении этого слова, а в старинном хэмингуэевском (у которого были более реальные рыбаки, чем на самом деле). А вот питерский режиссер Виктор Садовский снял два фильма в жанре «фэнтэзи». В первом («Удар, еще удар») питерская команда играет в финале Кубка УЕФА, а во втором («Одиннадцать надежд») сборная СССР становится чемпионом мира. Кстати, в этих фильмах, о художественной ценности которых красноречиво говорит забвение, которому они были преданы, снимались такие прекрасные актеры, как Анатолий Папанов и Валентин Смирницкий. Также в 11 надеждах поучаствовал Николай Озеров.

А в фильме «Дед левого крайнего» и вовсе снялся легендарный форвард киевского Динамо и успешный впоследствии тренер Анатолий Бышовец. Но это фильму, снятому на киностудии имени Довженко, как и картине «Такая она, игра», не помогло. А в такой игре, кстати, поучаствовали Георгий Жженов (в роли Виктора Маслова, естественно, в художественных целях преображенного в какого-то футбольного Пиночета) и Юрий Визбор (в виде песен). А сам фильм был про Валерия Лобановского, как нетрудно догадаться, и сняли его после исторической победы над Ференцварошем в 1975-м в финале Кубка Кубков.

Ну а, теперь, упомянув то, что следовало упомянуть, вспомним более успешные с разных точек зрения (зрителей и критиков) фильмы, так или иначе затрагивавшие спорт. Например, довольно популярна в 60-е годы была комедия «Штрафной удар» с Михаилом Пуговкиным в главной роли. Сюжет фильма с одной стороны многие представители нового поколения не смогут и понять, а с другой стороны, его нельзя не назвать актуальным. Герой Пуговкина (какой-то начальник районного масштаба) дабы показать, насколько вверенный ему район лучше развит, чем все прочие, завозит для участия в каких-то соревнованиях целую сборную настоящих профи. Естественно, столичным звездам поменяли фамилии и заплатили кучу бабла. В роли одного из спортсменов, кстати, снялся Владимир Высоцкий. И все бы ничего, да ушлая журналистка докопалась до истины и все кончилось скандалом. К тому же, от испуга или просто от дури начальниковской Пуговкин перепутал спортсменов и виды спорта и заставил их всех заниматься не своим делом. Например, гимнаста Высоцкого посадил на лошадь (смешной кадр: Владимир Семенович сел на нее задом наперед, а затем эффектно, как и положено гимнасту, развернулся). Кстати, из этого кино вышла фраза «Понял, нет?», очень часто употребляемая Пуговкиным. Не путать с «понял, а он такой подрывается, понял» и т.п.

На этом мы на сегодня заканчиваем, так как затронутая тема оказалась слишком большой для одного раза. Совсем скоро будет продолжение о спортивных фильмах, как снятых отечественными мастерами, так и зарубежными (английских, французских и итальянских фильмов о футболе просто не счесть, существуют и аналоги Анатолия Федоровича в Англии и во Франции – Винни Джонс и Эрик Кантона). Винни благодаря Гаю Риччи сделал в кино карьеру даже покруче, чем в футболе. Не забудем и многочисленные мультфильмы и даже, если будет настроение, вспомним американские фильмы о бейсболе и баскетболе, хотя окромя баскета (и хоккея с боксом) наши вкусы с американскими почти и не сходятся. Но суть у всех спортивных фильмов практически одинаковая (если, конечно, мы не ведем речь о продукте голландских кинематографистов «Футбол, девочки и секс», на который легко можно наскочить в сети, написав в поисковике «фильмы о футболе»).

 

Андрей Крикунов

футбол
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.