Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Досье
|
1173
142

Наше кино-2

Сексуально озабоченный Романцев, старик Хоттабыч, Берегись автомобиля, Покровские ворота и другие советские хиты через футбольную призму

В первой части нашего кино (то есть, в котором уделено внимание и футболу) мы только провели, так называемую спортивными обозревателями, разведку. Вообще, о такой важной части нашей жизни, как футбол кино снято много-премного. Соответственно, вспомнить еще есть что.

В 70-е годы режиссер Виктор Садовский на Ленфильме снял целых два абсолютно футбольных фильма – «Удар, еще удар!» и «11 надежд». То есть, фильмы не только чисто о футболе, но сняты довольно серьезно, с минимальным юмором и напоминают слегка сюжеты футбольного обозрения. Правда, отсутствие комедийных элементов не делают эти фильмы менее смешными. Смешного можно найти везде много, особенно с высоты нашего далекого будущего, в котором мы имеем удовольствие проживать.

Взять, например, фамилию главного героя х/ф «11 надежд» – Романцев. Уже смешно. Еще смешнее сам герой, который весь фильм очень увлекается всеми попадающимися ему на пути девушками, а из любви к докторше даже не хотел выписываться из больницы (несмотря на важные матчи сборной). Пришлось даже тренеру (Папанову) взять эту самую врачиху в сборную работать ради Романцева. А то бы он так вокруг больницы и слонялся.

Вообще, у тренера сборной СССР в этом фильме множество проблем (извините, кстати, что так подробно, просто посмотрел давеча, вот, делюсь). Во-первых, совершенно некого брать, приходится аж приглашать целых двух игроков некой питерской команды, которая борется за выход в высшую лигу. Тренер питерцев пытается уломать Папанова, поскольку игроки ему явно нужнее (а начальники команды даже не реагируют на факсы из штаба сборной, до чего актуально), но Папанов не преклонен. И он берет в сборную капитана питерской команды (которого все время обижают товарищи по команде, дразня стариканом) и молодую звезду (в исполнении актера Щербакова), которого не удается переманить агенту из другой команды (так как играл агента Водяной, надо полагать, переманивали в Одессу).

С этой проблемой удается разобраться, но впереди еще много других. Сборной предстоит сыграть турнир в Донецке, а у вратаря Пархоменко где-то там проживают родственники-алкоголики. Он отпрашивается на денек и его отпускают.

Дальше идет душераздирающая сцена в деревне, где Пархоменко не был 8 лет, но у него там живет подруга сердца. Ему наливают шампанское и в итоге с утра на поезд вратарь опаздывает. Причем очень так вразвалочку он на поезд идет, видимо, весь изможденный перенесенным.

Но ничего. Храбрый Пархоменко останавливает КРАЗ, за рулем которого сидит солдат и предлагает ему догнать поезд (почему бы легковую не остановить, более для этого приспособленную? Тем более, чтоб служивого не подставлять…). Но тогда бы не было смешно. А так они несутся со скоростью ветра (деревья проплывают мимо) и догоняют поезд. Он расписывается на чем-то у солдата, а тот грустит, что никто ему не поверит. А вместо этого на губу посадят…

И все это оказывается зря, потому что в товарищеском матче в Донецке вратарь стоит отвратительно и пропускает несколько голов. Тренер спрашивает его строго: «Пил?», вратарь не в силах скрывать и его выгоняют из сборной.

Вратарь довольно радостно собирает вещи, но партнеры уговаривают его остаться и он нехотя остается. В это время хочет завязать с футболом опорный хавбек, потому что его мозговитая жена-аспирант все время третирует и заставляет идти в науку. Приходится Папанову провести беседу с женой.

Затем все вместе они едут на матч с Испанией. Тут уже все серьезно (тренера испанцев играет Джигарханян), сборная показана довольно натурально (даже одного грузина-балагура изобразили), а роль пресс-атташе в фильме исполняет знаменитый Николай Озеров.

Довольно качественно сняты футбольные сцены. Сделано было хитро – показывали куски матча «Реал» – «Атлетико», а артистам изготовили похожие футболки. В итоге на дальних планах настоящий футбол, а крупным планом на газоне слегка другого оттенка можно увидеть Романцева с перекошенным лицом или еще какого-нибудь героя.

Матч показан очень захватывающе, наш защитник Косичкин сначала забивает в свои ворота, а потом именно он забивает решающий гол в самом конце. Романцев также забил на радость своей подруге, а потом даже проявил чудеса храбрости и, несмотря на травму, доиграл матч до конца. Все это комментировал Озеров, а Джигарханян и Папанов очень неплохо изобразили главных тренеров команд. Вообще актерский состав был классным, да и фильм посмотреть любопытно. Вот только серьезно все слишком.

Ну а еще серьезнее все в фильме «Третий тайм», в котором отражены столь печальное событие нашей истории, как «Матч Смерти», проведенный между киевскими футболистами и фашистами во время Великой Отечественной Войны. Фильм хороший, с прекрасными актерами и режиссурой. Говорят, что в свое время в кинотеатрах люди вскакивали со своих мест, когда в ворота фашистов влетали голы и кричали «Гол!». Да и сейчас порядочного человека этот фильм, бесспорно, взбудоражит. Такие фильмы нужны, чтобы новые поколения помнили о героических поступках своих предков. Глядишь, и у себя прибавится чувства собственного достоинства.

Хотя, безусловно, новейшие историки из числа «реально знающих, что по жизни надо» наверняка только поморщатся от упоминания этого фильма, как и в целом подвига футболистов. Недавно, с большим ажиотажем по нашим СМИ прокатилась волна глупейших статеек о том, что фашисты никого после игры не расстреливали, а просто потом в лагерях сгноили и совсем по другой причине. Типа киевское Динамо, милиционеры-энкаведисты, коммунисты… Чуть ли не добавили «за дело». Наверное, даже у фашистов не было полномочий после футбола брать и расстреливать всех подряд. Процедуру соблюсти надо было.

Впрочем, о чем говорить, если само название этой войны в нынешних учебниках изменено с Великой Отечественной на русско-немецкую. Что тут еще скажешь?

Вернемся к теме. Помимо кино, футбол с удовольствием проник и в мультипликацию. Наверняка все вы видели прекрасный мультик Бориса Дежкина «Необыкновенный матч», в котором мягкие игрушки за счет боевого духа и технического мастерства одолели отлично физически подготовленных, но деревянных футболистов. Термин, как мы знаем, отлично употребляется и до сих пор. А мультфильм был просто хитовый. Борис Дежкин, кстати, впоследствии наделал целую кучу мультиков про команды «Вымпел» и «Метеор» – такие носатые смешные чуваки, которые играли в хоккей и во многое другое. Те, кому «немного на тридцать», возможно, смотрели все это еще на диафильмах и т.д. Пока видики с Терминаторами не вытеснили этот вид досуга…

Также знакомы вам, наверное, следующие мульты – «Утёнок, который не умел играть в футбол» и «Как  утёнок-музыкант стал Футболистом», в которых утята обыгрывали в футбол сначала гусят, а потом и поросят (хрю-хрю), «С бору по сосенке» (это тоже про деревянных футболистов, и тоже очень смешно), и, конечно же, «Как казаки в футбол играли». Последнее произведение киевских мультипликаторов было навеяно победой Динамо в Кубке Кубков 1975 года и довольно четко передает путь киевлян к наградам. Правда, для большего эффекта победили казаки немцев (эдаких дроидов, использующих разные жуткие новации в своей игре), французов (играющих весьма эффектно, но недооценивших силовой стиль казаков) и в финале англичан (а не венгров, как в жизни). Кстати, у венгерских мультипликаторов тоже был прекрасный мультик из серии про Густова (есть у них такой национальный герой), в котором венгры дико рубились с бразильцами. Навеяно успехами сборной Венгрии в 50-е и 60-е, а самое шикарное место, как венгры зарабатывали пенальти – бразильцы навалились на нападающего всей толпой, а один еще прыгал сверху (хорошо показан и бразильский отбор мяча – кудесники в этом мультике прыгали в ноги зубами вперед и буквально вгрызались…). Жалко только, что сей шедевр мадьярской мультипликации увидеть получается крайне редко.

От мультиков к старику Хоттабычу. С тех пор, как Лазарь Лагин написал эту замечательную сказку, в футбольной журналистике и комментаристике прочно поселился этот пожилой джинн, который, как известно, был большим болельщиком. Наравне с «борьбой на втором этаже» и «горчичниками» используется футбольными летописцами фраза «наверное, старик Хоттабыч в этот вечер болел за… тут можно поставить название» или «… тут не забыть поставить опять название… мог бы помочь в этот вечер лишь старик Хоттабыч». Наиболее продвинутые еще цитируют «чуть-чуть не считается, о драгоценнейший», когда кому-то действительно не хватает чуть-чуть.

Что касается самого сюжета, то «кристаллы хоттабычевской души» Волька и Женя сами виноваты в том, что случилось с их любимой командой. Нечего было будить лихо, подговаривая джинна помочь их «Шайбе». Ну а в том, что болеть старик стал за слабое «Зубило», он молодец. Хотя так делают многие, не обладая и многомиллионной долей возможностей Хоттабыча.

Как известно, поначалу джинн не «расчехлился» в происходящем и даже оказал командам спонсорскую помощь в виде 21 импортного мячика. Чтобы унять его деятельную натуру, старику объяснили правила, ну а потом случились всем известные события (впрочем, не зная, на каких сказках произрастает нынешнее поколение, уверенным быть нельзя). Зубильцы наклепали шайбистам невероятную кучу голов, а потом старику пришлось заразить всех корью, дабы аннулировать результат матча (сейчас бы допингом все объяснили).

Присутствовал в книге и фильме, кстати, и product placement, столь ныне модный. Чтобы отвлечь старика Хоттабыча от футбола, ему подсовывали передовицу газеты «Советский Спорт». Впрочем, нуждался ли главный спортивный печатный орган страны в какой-либо рекламе в те времена? Не думаю.

Чисто футбольных фильмов было снято еще немало. Но почти все они канули туда, куда обычно все канет, и, наверное, это не зря (как спел бы БГ по этому поводу). Фильмы были все же слабенькие в большинстве случаев. А о сильненьких мы уже поговорили. Но футбол, пусть и не в качестве главного героя, присутствует и в произведениях могучих, и по-настоящему классических для советского кинематографа. Это прекрасный театральный режиссер, бывший судья, в исполнении Евгения Евстигнеева («Берегись автомобиля»), то и дело угрожавший удалением и объявлявший перерыв при помощи свистка. Это кадры старого футбольного матча с комментарием Синявского в ностальгических «Покровских воротах» (фильм о 50-х без футболомании был бы недостоверен). Это вратарь-ученик вечерней школы (Носик) в «Большой перемене», которого в одном эпизоде подменяет учитель Нестор Петрович. Тут любопытство может вызвать диалог между Носиком и соседкой по парте, перед тем как написать сочинение «На кого бы я хотел быть похожим?». Вратарь сказал, что хотел бы быть, как Лев Иванович. Соседка, не шарящая в футболе и литературе, спросила, кто это? Толстой? Носик удостоил ее взгляда, какового она, безусловно, заслуживала.

На этом с «нашим кино» все. Но впереди еще будет не совсем наше кино (множество замечательных фильмов европейских мастеров о любимой игре) и совсем не наше кино (американских фильмов о бейсболе с баскетболом снято непереводно и среди них тоже есть много интересного).

 

 

Андрей Крикунов

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Рассматривает ли Лунин уход из Реала после игры с Ман Сити? Известны детали
Футбол | 18 апреля 2024, 13:54 2
Рассматривает ли Лунин уход из Реала после игры с Ман Сити? Известны детали

Украинский вратарь думает только о «королевском клубе»

Как это возможно? Вратарь получил две желтые, но продолжил матч еврокубка
Футбол | 18 апреля 2024, 22:54 7
Как это возможно? Вратарь получил две желтые, но продолжил матч еврокубка

Мартинес достал арбитра своими выходками, но выиграл серию пенальти

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.