Николай КУКСЕНКОВ: «Но ведь мог быть и ближе»
Сегодня пройдет первая официальная тренировка для участников ЧМ по спортивной гимнастике
«Модельную тренировку накануне прошли здорово, а вот сегодня что-то не идет, бывает…» - предвосхитил вопрос корреспондента «СЭ» о настроении спортсмена перед отъездом в Роттердам его отец и по совместительству личный тренер Юлий Куксенков. Впрочем, Куксенков-младший, несмотря на свои двадцать с небольшим, уже не раз доказывал, что умеет собираться в нужный момент. Не упустил он шанс подняться на пьедестал почета в упражнениях на перекладине на чемпионате Европы-2009. А ведь его поездка в Милан до последнего момента была под вопросом из-за проблем со здоровьем. А взять, к примеру, девятое место в многоборье на прошлогоднем чемпионате мира - и это при собранной фактически за три месяца программе.
- От прошлого чемпионата впечатление у меня осталось двоякое, - стоило Николаю Куксенкову сложить в сумку свою спортиную экипировку, как от тренировочного напряжения на лице не осталось и следа, как всегда вдумчиво и рассудительно, он вступил в разговор, - В принципе, это, конечно, очень почетно входить в десятку лучших многоборцев мира. Но ведь мог быть и ближе. Так что и удачный дебют, и в то же время разочарование. Если в этом году при такой же конкуренции и в такой же обстановке, у меня опять будет возможность попасть в тройку, я уже не скачусь так далеко, по крайней мере, на девятое место.
- В Лондоне три снаряда вы прошли удачно, а потом начали ошибаться - это была усталость или же сказалось нервное напряжение из-за того, что до пьедестала было рукой подать?
- У меня немножко поехала рука, и я споткнулся на приземлении после прыжка. Это ошибка скорее техническая, нежели психологическая, и произошла она не из-за того, что я переволновался или прыгнул выше головы. Просто немного не повезло. Что касается турника, то там у меня рука проскользнула. Я взлетел, выполнил перелет, раскрылся, было очень много времени, чтобы увидеть перекладину, но я одной рукой взялся, а второй - промахнулся и сорвался.
- 0,75 тысячных - именно столько вам не хватило, чтобы попасть в финал прошлогоднего чемпионата мира в упражнениях на перекладине. Причем, последнюю заветную восьмую путевку вы уступили Александру Царевичу, которого не пустили на пьедестал европейского форума в Милане. После встречи на лондонском помосте ваши пути с белорусом еще где-то пересекались?
- Дело в том, что мы с ним пересекаемся все время. То я - третий, он четвертый и наоборот, то он попадает в финал, а я - нет. Такая ситуация была на этапе Кубка мира, который проходил сразу же после чемпионата Европы-2009. Только если в Милане я был третьим, а он четвертым, то в Москве мы поменялись местами. Мы все время с ним где-то рядом. Но конкуренция никак не сказывается на наших отношениях, - это спорт, а по жизни мы друзья.
- Семибальная комбинация и свыше шестнадцати баллов в сумме, как было в Лондоне у чемпиона мира на перекладине китайца Зоу Кай - это космос? Или нет ничего невозможного?
- Мне нужно добавить одну связку из двух элементов (приближенного к турнику и перелета). Если я это сделаю, то у меня будет не 7,5, как у Зоу Кай, но уже 7,4. С такой базой можно бороться на любых соревнованиях, как на чемпионате мира, так и на Олимпийских играх. Но ведь есть еще судейский фактор. Одну и ту же комбинацию можно по-разному оценить. Поэтому, мы, как правило, смотрим не на оценки, а на базу. Один судья поставит 9,1, другой 8,4. Причем оба смогут доказать, что их сбавки небезосновательны. Первый скажет, мне показалось, что шаг незначительный, поэтому снимаю 0,1. Второй, а с моего ракурса - шаг выглядел большим - поэтому сбавка 0,3. Большое расхождение допускается. Так что повторюсь, очень многое зависит от судейства. Я недавно на соревнованиях в Испании, нигде не ошибшись, получил 85. Позавчера на тренировке, имел - 90,6. Пожалуйста - вот вам разница в пять баллов.
- Значит, тот факт, что национальный чемпионат вы выиграли с суммой всего на бал с небольшим уступающей абсолютному чемпиону мира японцу Кохеи Утимуре, и больше, чем на три балла превышающей ваш же результат образца Лондона-2009, еще ни о чем не говорит?
- Просто все совпало: и выступил хорошо, и отсудили неплохо. В Америке, например, всегда мягко судят. Я сколько раз выступал на Кубке Люкина, не набирал меньше 89,5-90.
- Не забудь сказать, что ты сильно добавил в базовой оценке за прошедший год, - присоединяется к разговору Юлий Куксенков.
- Да, по сравнению с прошлым чемпионатом мира повысил сложность сумарно балла на два, а то и на три. - соглашается с замечанием отца-тренера Николай Куксенков. - Просто, я хочу обратить внимание на то, что это был первый чемпионат мира после Пекина. И, возможно, еще не все ведущие многоборцы успели адаптироваться к новым правилам. Кто-то отдыхал полгода. Да и вообще, на первом послеолимпийском мировом форуме конкуренция, как правило, не такая высокая, как на последнем перед Играми. Он все-таки является квалификационным. Тот же Янг Вей именно после того, как увидел, какие маленькие суммы были в Лондоне, как мне кажется, решил вернуться. Он то выиграл олимпийское золото с результатом под 95 баллов. А тот же британец Дэниэл Китингз, который стал вторым на чемпионате мира в многоборье - набрал 89.
- Обидно было, наблюдять за тем, как те же британцы примеряли награды чемпионата Европы, на который вы не поехали из-за извержения вулкана в Исландии. Не думали, а я тоже мог бы стоять на этом пьедестале?
- Обидно было не из-за то, что стоял или не стоял на пьедестале. Просто протренироваться три месяца в напряженной обстановке, а мы и контрольные проходили, и комбинации натаскивали, одним словом большой объем выполнили, и потом в один прекрасный момент говорят, что взорвался вулкан в Исландии. Никуда не едем. И столько усилий вникуда.
Анна САВЧИК
СЭ в Украине
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
На 49-м году жизни не стало Александра Гуменюка
Мозес Итаума хочет стать самым молодым чемпионом мира