Короли последних секунд + ВИДЕО
Самые драматичные финалы поединков - и футбол, и хоккей, и баскетбол с боксом
Какие спортивные события минувшим летом произвели самые яркие впечатления? Один из вариантов ответа на этот вопрос — дебют «Карпат» в Лиге Европы. Ну не могла никого оставить равнодушным дуэль львовян с турецким «Галатасараем», завершившаяся счастливым для нас обменом голами в компенсированное время второго матча. А ведь подопечные Олега Кононова — не первые, кому удалось перевернуть все с ног на голову на исходе поединка. Причем разыгрывались подобные драмы и триллеры не только на футбольном поле. И не только на ранних стадиях соревнований…
На свежачка
Футбол знает немало драматичных финалов, в которых судьбы вершились на последних секундах. Например, решающий матч Евро-2000 Италия — Франция — 1:2 (Дельвеккио, 55 — Вильтор, 90+3, Трезеге, 103). Можете представить себе состояние итальянцев после той игры? Запороть во втором тайме два выхода один на один, допустить всего одну ошибку в обороне, обернувшуюся дополнительным временем, а потом еще нарваться на «золотой гол» (по действовавшему тогда регламенту, игра в дополнительных таймах шла до забитого мяча). Но еще обидней, наверное, было годом раньше футболистам немецкой «Баварии», которые в решающем матче Лиги чемпионов умудрились пропустить два мяча в течение трех минут от английского «Манчестер Юнайтед». Именно этот финал и считается самым уникальным и знаменитым за всю историю футбола.
Поединок на барселонской арене «Камп Ноу» складывался в пользу мюнхенцев, которые, кстати, раундом раньше остановили киевских динамовцев — 3:3 в Киеве и 1:0 в Мюнхене. Решающим в том противостоянии стал домашний гол Марио Баслера, нанесшего каверзный удар с дальней дистанции. Именно он в дебюте финального поединка и вывел баварцев вперед, отличившись на сей раз со штрафного. Счет 1:0 держался вплоть до 90-й минуты, причем по ходу встречи «Бавария» была куда ближе к тому, чтобы удвоить превосходство, нежели «красные дьяволы» Алекса Фергюсона к восстановлению статус-кво. Достаточно вспомнить «выстрелы» Мехмета Шолля и Карстена Янкера, которые проверили на прочность каркас ворот Петера Шмейхеля. Но миновала 90-я минута — и…
Как позже признавались сами немцы, они слишком рано уверовали в победу, а их тренер Оттмар Хитцфельд наверняка не раз корил себя за то, что поспешил с заменой Лотара Маттеуса, цементировавшего оборону команды. Надо было видеть, с каким лицом сидел капитан «Баварии» после той игры — словно застывший сфинкс. Ну а героями финала Лиги чемпионов-1998/1999 стали Тедди Шерингем и Оле-Гуннар Солскьяер, отличившиеся после угловых в исполнении Дэвида Бекхэма соответственно на первой и третьей компенсированных минутах встречи. Любопытно, что и Тедди, и Солскьяер в этот вечер вышли на замены. Тут вполне можно провести параллель с финалом Евро-2000. Ведь Вильтор и Трезеге тоже были брошены тренером в бой во втором тайме.
Титул по Блаттеру
Недавно миновала очередная годовщина самого уникального финала в истории баскетбола. 9 сентября 1972 г. в Мюнхене сборная СССР развеяла миф о непобедимости родоначальников этой игры — американцев, до этого выигравших семь олимпийских турниров подряд. Развязка получилась весьма скандальной, но все же справедливой. Вот что рассказывает один из игроков той сборной Союза киевлянин Анатолий Поливода:
«В финальном матче я участия не принимал, но те события врезались в память на всю жизнь. Наша команда опережала соперников на 8 очков, а играть оставалось всего ничего. Американцы, видимо, решили, что терять им нечего, расслабились, сделали несколько блестящих бросков издали и... сократили разрыв в счете до одного пункта — 48:49. Когда Саша Белов в броске по кольцу промазал, сам же подобрал мяч и оказался в углу площадки, до конца игры оставалось всего 9 секунд.
В этот момент нужно было подержать мяч, сделать спорный или хотя бы просто отправить «оранжевого» в аут. А он сделал передачу. Неточную. Коллинз перехватил мяч, устремился вперед и Зурабу Саканделидзе ничего не оставалось, как сфолить, после чего защитник американцев выполнил два точных штрафных броска... И вот уже — 50:49 в пользу США, а до финальной сирены всего три секунды.
Естественно, наш тренер Владимир Кондрашин взял тайм-аут, во время которого было решено доверить завершение игры Сергею Белову и Модестасу Паулаускасу. Иван Едешко послал мяч Паулаускасу, но тот оказался спиной к кольцу, а защитник соперников не позволил ему развернуться, и в этот момент часы на табло показали, что время игры истекло. Американцы бросились поздравлять друг друга, но тут возникла серьезная заминка. Арбитр-секундометрист отказывался ставить свою подпись под протоколом — хронометр на его столике показывал, что игру остановили чуть раньше положенного (табло включили в момент передачи, сделанной Едешко, а не в момент касания к мячу принимающим первый пас баскетболистом, как того требуют правила. — Ред.). В итоге было принято решение переиграть последние три секунды. И тогда!.. Едешко через всю площадку бросил мяч к щиту американской команды, где находился Александр Белов. Один из американцев в этот момент упал, другой вылетел за лицевую линию, а Саша поймал мяч, присел и послал его в кольцо. Фантастика! Я не смог даже броситься к ошалевшей куче наших ребят на площадке. Стоял у скамьи, оглушенный стуком парового молота в груди, и дрожал от счастья… Американцам, конечно, было обидно. Они подали протест, а судейская коллегия до самого утра обсуждала ситуацию. Спорили до хрипоты, решая, какой счет в этом матче признать окончательным. Все решил голос президента Всемирной федерации баскетбола. Он заявил, что лучше было бы, конечно, назначить переигровку, но поскольку до окончания Олимпиады осталось совсем мало времени, правильно будет утвердить результат с учетом трехсекундной переигровки. Так мы и стали чемпионами».
Любопытный факт. Человека, которому баскетбольная сборная Союза в некоторой степени обязана первым олимпийским титулом, зовут… Зепп Блаттер. Именно нынешний президент ФИФА и был тем самым принципиальным судьей-хронометристом. А вот судьба автора золотого броска оказалась трагической: Александр Белов умер через шесть лет после мюнхенского триумфа из-за редчайшей болезни — саркомы сердца.
Золотая цена фотографии
Этот баскетбольный суперфинал, но уже союзного значения, имеет еще более прямое отношение к Украине. В чемпионате СССР-89 в золотой серии до двух побед сошлись каунасский «Жальгирис» с Арвидасом Сабонисом и киевский «Строитель» с вернувшимся из ЦСКА Александром Волковым. Первый матч состоялся 22 апреля в Киеве — наши выиграли с преимуществом в три пункта. Вели подопечные Виктора Боженара и по ходу ответной встречи, но умудрились растерять превосходство в 16 очков. За 12 секунд до окончания основного времени на табло горели цифры 87:87. И вот тут-то, почти одновременно с сиреной, Волков сделал свой самый знаменитый бросок в карьере — метров с десяти, точнехонько в кольцо. Победа!? Не тут-то было. Арбитры попадание не засчитали — дескать, баскетболист расстался с мячом уже после того, как зазвучал сигнал об окончании матча. Был назначен овертайм, в котором подавленные киевляне уступили — 93:98, но после игры руководство «Строителя» подало протест.
Неизвестно, чем разрешилась бы эта история, если бы не обозреватель газеты «Советский спорт» Владимир Титоренко. Он попросил комментатора Нину Еремину организовать просмотр видеозаписи матча, а фотограф сделал снимок с экрана, на котором четко видно — мяч уже покинул руки Волкова, а на табло горит 0.01, то есть бросок был сделан, как минимум, за секунду до сирены. На следующий день фотография вышла в газете. Ошибка арбитров была настолько очевидной, что ее признал даже тренер «Жальгириса» Владас Гарастас. В итоге на экстренном заседании президиума федерации было решено присудить победу Киеву. Вот так «Строитель» в первый и последний раз стал чемпионом СССР.
Ух-ты, ах-ты — Бриггс и космонавты
Профессиональный бокс — вид спорта особый. Если в том же футболе секундная потеря концентрации далеко не всегда оборачивается поражением, то на ринге зевать ни в коем случае нельзя. Пропустил нокаутирующий удар — все, уже не отыграешься. Ну, разве что в матче-реванше.
Понятное дело, что подобные оплеухи чаще всего случаются в супертяжелом дивизоне, где бьют — что молотом куют. Ну, а самый уникальный нокаут, из виденных лично мной, случился 2 июня 2006 г., когда весельчак Шеннон Бриггс, регулярно обещающий соперникам полеты в космос, выбил из белоруса Сергея Ляховича пояс чемпиона мира по версии WBO.
Сам бой был малоинтересным. Белорус явно переигрывал менее подвижного соперника, и все должно было закончиться победой Ляховича по очкам. Но на последних секундах произошло НЕЧТО. Сергей, явно уже почивавший на лаврах и рисовавший в уме картину своего триумфа, небрежно раскрылся — и в итоге завершил бой полетом за канаты ринга. Отсчитывать положенные девять секунд даже не было смысла. Чистейшая победа Бриггса, который, кстати, вновь претендует на титул — принадлежащий Виталию Кличко пояс WBC. Отправить киевлянина на орбиту американец, правда, пока еще не обещал, но наверняка 16 октября Бриггс не прочь будет повторить свой знаменитый удар. А вот Ляхович после того пролета, считайте, сдулся — провел всего-то три поединка, да и в рейтинговых топ-десятках его не видать. Cловом, Белый Волк охоту закончил.
Хичкок отдыхает
Перевести игру в овертайм на исходе основного времени матча, а там организовать победный золотой гол — обычное дело в хоккее. И если порыться в истории, то можно найти и более крутой сюжет, нежели тот, о котором пойдет речь. Но уж больно выстраданной и красивой получилась эта победа россиян над канадцами. Итак: 18 мая 2008 года, Квебек, финал чемпионата мира, Канада — Россия.
Фаворитами матча считались подопечные Кена Хичкока. Во-первых, всем известно, что дома не только стены помогают, но еще иногда и судьи. Во-вторых, канадцы все же вышли на лед в ранге действующих чемпионов, победителей трех из пяти предыдущих ЧМ, тогда как россияне не поднимались на трон с 1993 г.
Сам же поединок получился на редкость интригующим: команда Вячеслава Быкова быстро повела — 1:0, но к первому перерыву впереди уже были хозяева — 3:1, а потом и 4:2 — ко второму. И тут русские показали характер. В середине третьего периода Алексей Терещенко сократил разрыв до минимума, а потом свое долгожданное слово сказал звездный Ковальчук. До окончания основного времени оставалось пять минут, когда Илья забросил свою первую шайбу на турнире, и всего 2.42 отсчитало табло в овертайме, когда он установил окончательный счет — 5:4.
Интересно, что в 2009 г. Россия тоже обыграла Канаду в финале ЧМ, и вновь с перевесом в одну шайбу. Зато какой реванш взяли «Кленовые листья» на Олимпиаде-2010!.. Впрочем, это уже другая история.
Андрей ГРУШИЦКИЙ, «Новая» газета
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В меньшинстве киевляне продержались только тайм
Денеш Дибуш прокомментировал победу в 4-м туре Лиги Европы
Теперь с видео. А Жальгирис-Будивельник - увы...
Это к сайту..