Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Разное
| Обновлено 24 апреля 2024, 21:39
2496
3

Рамунас БУТАУТАС: «Над моим домом развевается сине-желтый флаг»

Именитый литовский баскетбольный тренер дал эксклюзивное интервью Sport.ua

| Обновлено 24 апреля 2024, 21:39
2496
3
Рамунас БУТАУТАС: «Над моим домом развевается сине-желтый флаг»
Фото Ивана Вербицкого. Рамунас Бутаутас

Наш сегодняшний собеседник – глыба европейского баскетбола. Рамунас Бутаутас – бывший тренер национальной сборной Литвы и каунасского «Жальгириса», недолго возглавлявший украинский «Донецк». В настоящее время 59-летний господин Бутаутас посвятил себя науке. Он является профессором Литовского университета спорта в Каунасе. Находясь в этом городе вместе с хоккейной сборной Украины, имел возможность попасть на интересную встречу для действующих и потенциальных студентов кафедры баскетбола. Ее модератором был господин Бутаутас, а гостями – бывшие студенты и преподаватели вуза, выдающиеся литовские баскетболисты и тренеры Кестутис Кемзура, Йонас Мачюлис, Кестутис Матулайтис, нынешний наставник сборной Литвы Казис Максвитис. Просторный зал был заполнен целиком. Настолько, что желающим попасть на встречу пришлось приносить дополнительные стулья.

В течение часа легенды литовского баскетбола живо рассказывали о своем опыте обучения в Литовском университете спорта и интересных случаях из тренерской жизни. Из-за незнания литовского понять удалось далеко не все. Во многих случаях спасала англоязычная инфографика и выведенные на проектор фото- и видеодокументы.

Очевидно, что баскетбол в Литве давно стал религией. Рамунас Бутаутас – яркая составляющая этой религии. После окончания встречи господин профессор с радостью согласился пообщаться с журналистом из Украины. И чтобы выразить слова поддержки нашему народу, и чтобы проявить отвращение к существам, которых он прямо называет «дерьмом» и кацапами. Но начали мы все же с тем чисто баскетбольных.

– Баскетбол в Литве, очевидно, уже стал наукой, – берет слово господин Бутаутас. – Спортивная наука развивается очень быстро. Каждый раз появляются новые и новые тестирования, позволяющие проводить тренировочный процесс более целенаправленно. В годы моей молодости столько информации не было, не было стольких исследований. Многие вещи мы делали «на нюх».

– Читал, что диссертацию, посвященную подготовке баскетболистов, вы писали шесть лет.
– Даже семь. При этом, собирая материалы и тестирования, я сначала вообще не думал о подготовке диссертации. Я самостоятельно придумал новую систему тренировок. Имел контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа работала по привычным принципам, прописанным в государственных методиках советского образца. Мне это не нравилось. Суть моей диссертации как раз и заключалась в изменении сущности начальной подготовки, что физическую подготовку надо менять на техническую и тактическую, чтобы маленький ребенок в возрасте, когда у него развиваются все движения, формируются ловкость и быстрота, имел возможность развивать эти черты с мячом. Безусловно, я боялся ошибиться, боялся испортить детей. Потому проводил тестирование двух групп параллельно. Когда мы выиграли все чемпионаты Литвы, я понял, что мои догадки и гипотезы подтвердились.

– То есть, это были новаторские подходы?
– На то время. Сейчас это уже обычное явление. Правда, удивился, когда увидел, что один молодой тренер до сих пор носит с собой мою книгу-диссертацию. «Ты там ничего нового не найдешь, – говорю ему. – Баскетбол развивается». Но в свое время мне сказали: «Это же диссертация, давай, готовь». Так я защитил докторскую.

Getty Images/Global Images Ukraine. Рамунас Бутаутас во главе сборной Литвы на Олимпиаде-2008

– Это были только ваши личные разработки или перенимали зарубежный опыт?
– В те времена информация добывалась гораздо труднее. Интернета же еще не было. Это было время, когда получить технический протокол с данными о результативности игроков уже было незаурядным достижением. Тогда нам приходилось совершенствоваться, руководствуясь в первую очередь собственным опытом. Мы следовали за ощущениями и предвидениями. Сейчас можно открыть книгу или интернет, где прочтешь, что делать можно, а что нет. Скажем, услышал однажды, что Майкл Джордан тренирует плиометрику. И дал плиометрические упражнения воспитанникам, которым было 14 или 15 лет. Теперь я понимаю, что мог их убить. Слава Богу, тогда не было ни единой травмы. Ребят не беспокоили ни спина, ни колени. Но применять плиометрику к детям нельзя категорически. Теперь это понимают все, а я решил, что если Джордан так готовится, то всем можно. В наше время, если у человека есть мозги и желание, он найдет любую информацию.

– Самыми известными новаторами в советском спорте были украинские футбольные специалисты Лобановский и Базилевич, которые использовали методики ученого Зеленцова. Но в их случае это действительно были эксперименты над живыми людьми.
– Я в своей диссертации прямо сказал, что детей не нужно истощать большими нагрузками, а оставить им время на детство, на свободное время, на всестороннее развитие. Я не поклонник больших нагрузок ни в профессиональном баскетболе, ни, тем более, в детском. Всегда считал, что лучше выполнить пять раз, но очень точно и в полную силу, чем 30, но как получится.

– Вы себя считаете человеком, первым систематизировавшим баскетбольную науку в Литве?
– Ни в коем случае. Мой отец, видимо, стоял у истоков этой науки (Стяпас Бутаутас вошел в число 50 лучших баскетболистов мира в ХХ веке по версии ФИБА, два раза в качестве тренера выигрывал золото чемпионатов мира и четыре раза - чемпионатов Европы с женской сборной СССР – авт.) . Каждая эпоха имеет свои особенности. До меня люди тоже проводили грандиозную работу. В частности, те, кто сделал тренера и преподавателя из меня. Повторюсь, баскетбол развивается столь стремительно, что нужно постоянно интересоваться новинками.

– Игорь Турчин никогда не играл в гандбол, был баскетболистом. Но считается величайшим тренером за историю ручного мяча. При этом большинство вещей он понимал интуитивно. Как было в случае с вашим отцом?
– Приблизительно так же. Он был очень талантливым человеком, разговаривал на шести или восьми языках, за что ни брался, у него все получалось. По сравнению с отцом, я гномик. Пикассо тоже никто не учил разбавлять краски. Он это делал интуитивно. Это был талант, гений. Не скрою, я почерпнул у отца очень много.

– Ваш отец родился в 1925-м. Когда советы оккупировали Литву, ему было 19. Гениям в то время было непросто.
– Отцу прямо сказали: «Не вступишь в партию – не будешь главным тренером женской сборной». Папа отказался. Но его убедил Казимирас Баршаускас, тогдашний ректор Каунасского политехнического института, очень мудрый человек, моральный авторитет для литовцев, ныне его именем названы улицы. «Ты с ума сошел? – говорил он. – Думаешь, я коммунист? Или ты хочешь, чтобы вместо нас сюда русских прислали? Ты тоже вступай в эту партию. Будешь ездить по миру, объяснять всем, что ты не русский, а литовец, что Литва оккупирована, а когда-то была независимой».

… Когда Литва получила независимость, папа не плакал, а ревел, как кабан с пулей в спине. Времена оккупации были для нас очень страшными. Лучший друг отца переехал за границу. Все мужчины по линии матери погибли в лесах. Все, ни одного представителя мужского пола не осталось. Дед, оказавший на мое становление огромное влияние, спас от гитлеровцев бабушку знаменитого в будущем баскетбольного тренера Владимира Гомельского, еврейку. Это не дед рассказал, а сам Гомельский, в одном из телеинтервью. Дед считал, что ничего особенного не сделал, потому что помогать окружающим – это по-человечески.

– Очень характерна история первых чемпионов по баскетболу, сборной Латвии. Большинство ее представителей не пережили Вторую мировую, часть эмигрировала. А выжившие в войне и оставшиеся дома почувствовали на себе, что такое сталинские концлагеря. Сборная Литвы выигрывала чемпионаты Европы в 1937-м и 1939-м. Во время сегодняшней встречи со студентами вы упоминали о тех командах…
– Игроки этих чемпионских команд успели эмигрировать почти в полном составе – кто в Австралию, кто в Канаду, кто в Штаты. Литовский баскетбол после оккупации возрождался почти с нуля. И что характерно, мы сразу показали, кто есть кто. В 1947-м каунасский «Жальгирис» стал чемпионом СССР. Мой папа 22-летним тогда за команду выступал. Большинство партнеров по команде были примерно того же возраста.

– Сейчас очевидно, что литовцы, пережив советскую оккупацию, сохранили свою идентичность гораздо больше по сравнению с нами, украинцами…
– Это от души. И от того, что в нас вложили наши деды. Мой дед был футболистом, но очень любил смотреть хоккей. Он всегда болел за финнов и шведов, когда те играли со сборной СССР. Причем болел очень эмоционально, матерился. «Плохие кацапы!» – и все в этом роде. Я смотрел, сидя рядом. Думаете, это не наложило отпечаток на мое воспитание? (улыбается).

– С Украиной вас связывает недолгий опыт тренерской деятельности во главе клуба «Донецк» в начале сезона-2009/2010. Как вы решились на этот переход, будучи действующим главным тренером сборной Литвы?
– К тому времени этот проект выглядел для меня амбициозным, а предложение интересным. Федерация баскетбола Литвы тогда еще не допускала совмещения должностей. Но вышло так, что мы неудачно выступили на Евробаскете-2009. После бронзы, добытой на чемпионате Европы-2007, это был провал. Мне пришлось уйти, и таким образом совмещения, по сути, и не было. Из Польши, где проходило континентальное первенство, я сразу на самолете полетел в итальянский Бормио, где проходил сбор «Донецка».

Могу сказать, что перед тем как принимать предложение из Донецка, я советовался со знакомыми баскетболистами и тренерами. Слышал разные мнения. Проработав эти несколько месяцев, могу сказать, что совершил ошибку. Мне не нужно было туда ехать. Разногласия во взглядах с владельцем клуба Сергеем Дядечко у нас возникли почти сразу. Не хочу ничего комментировать, потому что у каждого человека есть свое мнение и свое мировосприятие, но тогда мы очень быстро разошлись. Господин Дядечко хотел руководить там, где должен руководить тренер. Но он, вероятно, лучше разбирается в банковском бизнесе, а не в баскетболе.

Getty Images/Global Images Ukraine. Рамунас Бутаутас

– Можете сказать, что попали в небаскетбольную среду?
– Не совсем. У меня были отличные отношения со стаффом клуба «Донецк» – врачами, менеджерами, ассистентами. А с Дядечко у нас были разные взгляды на баскетбол. Он постоянно уверял, что разбирается в игре лучше. Потому мне пришлось уйти.

– С кем-то из представителей того «Донецка» еще контактируете?
– Нет, к сожалению. Хотя еще пару лет назад с отдельными людьми списывались и созванивались. Правда, буквально на днях получил звонок от своего литовского друга. Он сказал, что меня ищет Вадим Пудзырей. Ему нужно мое содействие. Вернее, не ему лично, а украинцам. Я уже переговорил с ректором нашего университета Дианой Реклайтиене. Мы готовы помочь всеми способами. Понимаете, вся Литва поддерживает Украину и украинцев. Пусть не прозвучит как хвастовство, но над моим домом развевается сине-желтый флаг. У меня некоторое время жила семья из Украины, у меня тренировался украинский игрок, которого взял просто потому, что он украинец. Я постоянно доначу. Но, как и мой дед в случае с семьей Гомельского, так и я не считаю, что делаю что-то чрезвычайное. Это просто по-человечески.

– Сейчас все говорят о том, что страны Балтии и, в частности, Литва могут стать следующими объектами российской агрессии…
– Это так. Каждый день читаю все новости, литовские, украинские, российские, мониторю ситуацию и сопоставляю. Что поделаешь, если имеем дело со страной дебилов и варваров? Эти люди застряли в одном из прошлых веков. Это на голову не налезает, чтобы развязать в центре Европы войну, чтобы иметь какое-либо влияние. Они до сих пор не осознали, что в настоящее время авторитет приобретается не оружием. А они могут предложить? Это дерьмо, в котором они живут? Они хотят это дерьмо снова принести к нам? Спасибо, но мы на протяжении 30-ти лет от него отчищались.

У меня было много друзей в россии. Когда началась полномасштабная война, всем им написал SMS. Получил только один ответ: «У нас страна бандитов». Другие молчат, как пи…ры. Больше ни о каком общении с ними не может быть речи.

Я понимаю, как вам сейчас тяжело и вместе с вами верю в вашу победу. Каждый день погибает множество людей, это должно когда-то завершиться. Вообще не сомневаюсь, что Украина победит. Но при этом хочется, чтобы погибло как можно меньше людей. Вы обязательно победите этих пи…ров, будете в Европе и в НАТО. А пока желаю всем украинцам терпения.

Иван ВЕРБИЦКИЙ

Оцените материал
(6)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 3
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Андрій Шевченко
раХитський би не одобрив...а від УКРАЇНЦІВ РЕСПЕКТ,