ЛЕСНИКОВ: «Олимпийские трассы - для силовых гонщиков»
Личный тренер Валентины Шевченко оценил новые лыжные трассы для Олимпиады в Ванкувере
Таким образом, кто хотел опробовать трассы будущей Олимпиады – тот это сделал. Валентина Шевченко вместе со своим личным тренером Валерием Лесниковым задержались в Канаде ещё на неделю, чтобы изучить всё более досконально и проделать базовую работу – если уж в условиях кризиса Федерация нашла деньги на поездку за океан, то нужно использовать эту возможность максимально эффективно. А то, как один из тренеров сборной Украины оценивает место проведения Игр-2010, мы узнали, связавшись с Валерием Лесниковым по телефону.
- Валерий Сергеевич, какие Ваши впечатления от олимпийского лыжного комплекса в «Уистлер Парке»?
- Высота небольшая – 800-900 метров. Трассы без особой изюминки, я бы даже сказал – среднестатистические, в любой стране подобные могут сделать. Нет ни жестких подъемов, ни технически сложных спусков или поворотов. То есть, все будут бежать на максимальных скоростях. Круги проложили небольшие – 2,5 км, 3,3 км, 3,7 км и 5 км, чтобы спортсмены чаще появлялись на стадионе. Эти трассы не для функциональных, а для силовых гонщиков. Куски - большие, скорость прохождения - высокая, на спусках можно отдохнуть, а подъёмы «перетерпеть».
Например, для дуатлона сделали круг - 2,5 км, а на нём очень длинный спуск – метров 700 с четырьмя виражами, про которые, несмотря на падения отдельных спортсменов, трудно сказать, что они технически сложные. Поэтому мощные, атлетические лыжницы на таком спуске скорость за счёт своей массы не потеряют, ещё и неплохо при этом восстановятся, а подъёмы – просто будут терпеть.
А вот если начнётся снегопад, то картина может измениться. Трасса и так не очень жесткая, а если подъемы станут «мягкими», то у тяжелых гонщиц могут возникнуть проблемы.
- «Разделка» на Олимпиаде тоже будет проводиться на этом круге?
- Вот этого мы не знаем. Потому что у женщин будет «десятка», а у них есть круг 3,3 км. Но и на нём профиль так себе. Максимальный рельеф собран лишь на 5-километровом круге. Здесь есть один длинный подъём, достаточно рабочий, но они его срезают и на кругах – 2,5 км, 3,3 км, 3,7 км – с этого подъема как бы соскакивают.
- А какой климат в этой местности? Зимы снежные? Насколько условия отличаются от Калгари (Кэнмора)?
- Как нам сказали, снегу здесь всегда много. Сейчас толщина снежного покрова – 1,27 метра, но это меньше обычной нормы. Говорят, нам ещё повезло, что на протяжении соревновательных дней была устойчивая, ясная погода. Для этой местности больше характерны снегопады и туманы – что мы видели в день приезда. Три первых дня то снег шел, то стоял такой густой туман, что в окрестностях Сквомиш, где мы жили, ничего не было видно. Океан не так и далеко – влажность высокая, не очень холодно. Чуть ниже по высоте мокрый снег уже переходил в дождь, Правда, потом подморозило, всё подсушило и слякоти не стало. Сейчас красиво, вокруг великолепные пейзажи.
Если сравнивать с Кэнмором, где Олимпийские Игры в 1988 году проходили, то там гораздо более функциональная трасса на очень жестком рельефе. По температурно-климатическим показателям, а также по высоте Уистлер и Кэнмор – это две абсолютно разные зоны. Потому что в Кэнморе высота на стадионе – 1500 метров, а здесь максимальная точка – 930 м, да и то лишь на 5-километровом круге. Круги – 2,5 км и 3,7 км – даже до 900 м не дотягивают. И мороз! В Кэнморе почти регулярно с утра –25°С, потом отпускало до –10°С на солнце. Снег промерзал и оставался холодным (–12–14 градусов), и свойства у него были другие, как и скольжение – он не катучий, не быстрый, как в Уистлере. А здесь в течение соревновательных дней температура ночью была около –5°С. Солнце днём не успевало размораживать снег (он был –4–1°С) и получался достаточно быстрый ход, Когда же на таких маленьких кругах все разминаются, катаются, проводят спринты – образуется мелкая крупа, которая прикатывается до так называемого «сухого глянца». И если во время соревнований осадков нет, трасса укатывается и становится ещё более быстрой.
Правда, местные служащие, занимающиеся подготовкой комплекса к Олимпиаде, утверждают, что это всё же не совсем типичные условия. Но в любом случае, по мышечной и функциональной загрузке в Уистлере совсем другая трасса, нежели в Кэнморе. Ну а временной показатель что здесь, что в там одинаковый – 10 часов разницы с Украиной. Его никак не обойти. Менее, чем за 6 дней приезжать не стоит. Например, итальянцы приехали за 4 дня и остались без высоких мест в спринте, на который очень рассчитывали. Видимо, на один денёк промахнулись – они позже нас приехали. Словены привезли сильный состав на спринты, но квалификацию лишь одна прошла. Обыграть Валентину Шевченко обычно для них не проблема, но они просто спали… А вот Жюстина Ковальчик приехала на сутки раньше нас и завоевала второе место в спринте и первое - в дуатлоне. Один день здесь очень много значит.
- Это инициатива Валентины спринт бежать?
- Нет, мы не собирались в этом виде выступать. Но организаторы проявили сверхинициативность и заявили нас даже без нашей заявки. Но раз уж заявили, то мы решили стартовать, чтобы лыжи проверить, над мазью поработать. Ведь всё равно приехали лыжи тестировать. Короче, Валентина пробежала и показала в квалификации 27-й результат. Учитывая, что в спринте нужны совсем другие мышечные усилия, проиграть лидеру всего 12 секунд – для Валентины это хороший результат. На городских спринтах она проигрывает намного больше. С другой стороны, это свидетельствует о том, что олимпийский спринтерский круг имеет рельеф. Причём, как для спринта очень хороший – есть два подъема, на которых можно поработать и разобраться с конкурентами. Так что спринтерам скучать не придётся, здесь есть, где разгуляться.
- А почему в дуатлоне Валентина за дуэтом Лонга-Ковальчик не удержалась? В мазь не попали?
- Я тоже так подумал, потому что это был классический отрезок и, по идее, Валентина не должна была их отпускать. После гонки она сказала, что смазка была удачная, просто на подъёме у неё мышцы «схватило», когда Ковальчик начала впереди мощно «натягивать». Пришлось дальше идти в своём ритме. Ликвидировать же в такой гонке образовавшийся разрыв в одиночку очень сложно. Поэтому они и работали парами, когда Фоллис её накатила. Правда итальянка выходить на смены не рвалась. Впереди, в основном, работала Валентина, потому что сзади подпирали немка и канадка. Хотя вполне возможно, что у Фоллис с самочувствием было не всё в порядке, иначе бы она тоже вряд ли отпустила Ковальчик с Лонгой.
На выходе со стадиона есть затяжной подъём - Ковальчик с Лонгой здесь разорвалась при заходе на последний круг. А Фоллис убежала от Валентины чуть раньше на спуске и на равнине – итальянка очень хорошо подрабатывает лыжами, у неё великолепная спринтерская техника. Валентина попробовала подтянуться к ней на подъёме, но для Фоллис – это не подъём… В общем, дальше нужно было просто доезжать до финиша.
- А ради Ивана Бабикова канадцы рельеф могут усложнить? Ведь трасса не под него. Он же не обладает мощным финишным спуртом.
- Нет, уже не могут. Во-первых, уже провели гомологацию и все профили утверждены, а во-вторых, с «Зелёными» и так отношения напряженные: лишнее дерево спилить или там дёрн подснять - не позволят. К тому же здесь ориентация на туризм. А на таком жестком рельефе как в Кэнморе только профессионалы могут кататься.
- Ну, тогда уже сейчас можно сказать, что мужской масс-старт завершится групповым финишем и никаким итальянцам командную тактику применить не позволят. Трасса быстрая и не очень широкая, пелотон постоянно растянут. Даже если будут «грегари», не факт, что лидер команды усидит в авангарде. А могут и вообще его затолкать в хвост или на обочину.
- Об этом сейчас трудно судить. Конечно, в последнее время мужчинам в масс-стартах дистанции явно не хватает. Борьба жёсткая и контактная – могут палку сломать или из руки её выдернуть, есть и другие «приёмчики». Действительно, в Солт-Лейк-Сити трасса была гораздо шире, потому что её планировали в будущем использовать для автогонок. Но там голые холмы, а тут деревья и «Гринпис». Особо не размахнёшься…
- Какое впечатление от Олимпийской деревни?
- Олимпийская деревня ещё не готова. Мы хотели её посмотреть, но там шлагбаум на входе и попасть можно только по спецпропускам. Строительство идёт полным ходом. Как мы поняли, в деревне будут отдельные коттеджи и большое здание-столовая. Это чистая новостройка. Место курортное, поэтому коттеджи, вероятнее всего, потом продадут.
Сама деревня расположена в 18 км от стадиона: 5-6 км – по основной трассе (99-й хайвэй), потом 2 км в сторону и ещё 10 км по горной дороге. Добраться можно только автотранспортом, поэтому организаторам придётся ещё делать большие парковки.
- Во время Олимпиады «пробки» в пути возможны?
- Думаю, что для 20-ти км проблем не будет. Дороги ещё расширяют. Конечно, горную дорогу расширять некуда, но, возможно, она достаточно широкая. Сейчас она под снегом, её как бы «выпилили», по бокам метровые «наносы». Вообще-то, существует ещё много разных недочётов, особенно в организационном плане. Нет того обеспечения, к которому все привыкли на этапах Кубка мира. У местных функционеров явно недостаёт опыта проведения таких масштабных соревнований. Думаю, за эти дни им предъявили много претензий. Но сейчас с ними начнут работать делегаты FIS, которые объяснят, что нужно подправить и как вообще это должно выглядеть.
Вот, к слову, перед дуатлоном возникла неувязка. Сначала можно было в одном подходящем месте делать тест лыж, а в день старта пришли техделегаты и запретили. Но при этом заранее, как это обычно делается, никого в известность не поставили. Люди - практически все команды - провели половину теста, а им начинают этот тест ломать: уже минут 40 потрачено, осталось ещё минут 15 доделать, но эту работу прерывают, некоторым даже угрожая штрафами… И что теперь начинать заново с нуля? Хотя, если на «каптайн-митинге» этот запрет не был оговорен, то так поступать они не имели права. Вот такие казусы…
И вообще, там всё очень компактно, кое-где чересчур, и стадион - немного узковатый. Итальянка Фоллис, к примеру, во время пит-стопа в дуатлоне заблудилась в транзитной зоне, не попала в нужный створ. А когда ещё добавят трибуны к Олимпийским Играм, то мне даже сложно представить, как это всё будет выглядеть. Уже сейчас места для тестирования лыж сильно ограничены, а с дополнительными трибунами - возникнет жесткий лимит.
- Особенно, учитывая такой маленький круг. Могут вообще тесты в другом месте организовать, и начнётся гадание на кофейной гуще.
- Это – да. Потому что, как правило, там, где чаще по гоночной трассе ездят «машины», там структура снега другая. На тестовых лыжнях совсем другой снег. Но у организаторов свои цели. Их больше волнует, как лучше телевизионные камеры расставить да по-максимуму болельщиков разместить. В общем, будем думать, будем готовиться. Хорошо хоть посмотрели. Теперь мы знаем, что нас ждёт…
Андрей ЛОСЕНКОВ
P.S. Редакция sport.ua выражает благодарность Андрею Лосенкову за подготовку данного материала.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Завершился первый этап Кубка Мира 2024/25
«Горожане» проиграли в последнем матче «Тоттенхэму»