Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1111
0

Станислав Кравчук: «Главное – не терять контакт с землей»

Интервью с украинским фристайлистом

В минувший уик-энд в финском городе с причудливым названием Рука прошел чемпионат мира по фристайлу. У наших болельщиков с этим городком связаны особенные воспоминания. Именно там два года назад первую в истории украинского мужского фристайла кубковую награду завоевал наш Станислав Кравчук. Этот сезон складывается для 26-летнего мукачевца достаточно удачно. Он дважды побывал на подиумах этапов Кубка мира: в Феринье (Канада) был вторым, в Соуз Д’Уль (Италия) – третьим. Однако прорыву на мировой пьедестал это не помогло. Лучший украинский спортсмен на Играх в Солт-Лейк-Сити (пятое место) на финских склонах оказался за пределами двадцатки, а потому Станислав в интервью «Болельщику» был довольно сдержан.

– Сезон еще не закончен, и сдаваться не собираюсь. К сожалению, радости чемпионат мира не принес. Не удалось доказать, что я стабильный фристайлист и вхожу в число лучших фристайлистов планеты! В Руке, где проходил главный старт сезона, я два года назад завоевал свою первую кубковую награду – серебряную. Но все же недостаточно хорошо изучил финский склон. Два года назад из-за погодных условий организаторы понизили общий уровень сложности прыжков. Но тем не менее покорять вершины всегда приятно. И, может, я просто не очень эмоциональный человек, поэтому так спокойно говорю о своих успехах. Но поверьте, всегда приятно смотреть, как в твою честь поднимается Национальный флаг. Гордость так и распирает. Глядишь, совсем скоро и Гимн заиграет (смеется).

– Ты уже стоял одной ногой на высшей ступеньке пьедестала в канадском Трембланте, а также в итальянском Соуз Д’Уль?
– Было такое. Но по разным причинам мне не удавалось сохранить лидирующие позиции, которые я занимал после квалификационных соревнований. В Трембланте сказались пробелы в зимней подготовке.

Устраивая тренировочный сбор, руководство сборной не обратило внимания, по какому графику будет работать трамплин в Дир Велли (США). В результате, из двадцати одного дня мы прыгали лишь восемь, а потом сразу на этап Кубка мира. Это все равно, что человек спит, и его вдруг поднимают с постели. Наши соперники используют пару дней перед стартом для того, чтобы привыкнуть к склону (сами трамплины – стандартные, а вот угол разгона и зона приземления могут отличаться). А мы в прямом смысле этого слова тренируемся на соревнованиях.

– В Феринье ты завоевал серебряную медаль. Удалось набрать форму?
– Да, но все же недостаточную для того, чтобы сделать в финале второй вариант прыжка «три сальто плюс четыре винта». Именно сложности мне не хватило для того, чтобы одержать первую в карьере победу. А вообще, соревнования были под угрозой срыва. В Феринье за неделю до нашего приезда стоял тридцатиградусный мороз, а потом пошел дождь, и почти весь снег смыло! Но организаторам каким-то чудом удалось сохранить склон. Они накрыли его палатками, выкопали рвы, чтобы вода могла стекать. Склон был очень грязный, но это не мешало прыгать. А вообще должен сказать, что лучше быть вторым-третьим в квалификации. Лидерство создает дополнительное психологическое напряжение в финале. Так, например, как это было на олимпийском склоне в Соуз Д’Уль. Я прыгал последним и слышал оценки соперников. Они были настолько высокими (больше 250 баллов), что я даже подумал: не видать мне пьедестала. На моей памяти еще не было такого этапа Кубка мира. Лишь восьмым оказался мой товарищ Энвер Аблаев, который набрал 235 баллов. Обычно такой суммы хватало, чтобы вплотную приблизиться к пьедесталу.

– Ощущалось дыхание Олимпиады?
– Наверное, иначе как объяснить то, что было установлено столько рекордов. Хотя сам склон несовершенен, ни в какое сравнение не идет с условиями Дир Велли, где проходили Игры-2002. Правда, нужно отдать должное итальянцам. Они подходили к спортсменам и спрашивали, что нужно исправить. А вообще, честно говоря, мне не очень понятен ажиотаж вокруг этапа в Соуз Д’Уль. Во фристайле столько факторов, независящих от спортсмена, которые могут повлиять на конечный результат. Чуть ветер подул, где-то пригрело солнце. Очень сложно выбрать правильную скорость при разгоне. Пока придет твоя очередь прыгать, снежный покров может поменяться десять раз. Другие сборные имеют два тренера: один стоит наверху, другой – в зоне приземления. Они просчитывают все возможные варианты. Мы не можем позволить себе такой роскоши. У нас только один наставник – Анатолий Мазур.

– Иными словами, прогнозы во фристайле – дело не только неблагодарное, но и бесполезное?
– Точно! Лидеры меняются со скоростью звука. Молодой американец Раян Оундж, который победил в канадском Трембланте, через неделю был последним на этапе Кубка мира в Лейк-Плесиде (США). Конечно, есть спортсмены, которые периодически попадают в тройку призеров, но эта стабильность продолжается не более одного сезона. В прошлом году блистал канадец Стив Омышль, в этом – ярко выступает американец Джарет Питерсон, по прозвищу Спиди (от англ. слова speed – скорость). Очень тяжело, даже практически невозможно находиться на одинаково высоком уровне все время. Лидерство всегда сопровождается громадной эмоциональной нагрузкой, за которой следует определенный спад формы – организм отдыхает.

– Говорят, причины ищут не в победах, а в поражениях. И все же почему этот сезон складывается для тебя успешнее, чем все предыдущие вместе взятые?
– Важную роль играет настрой. К тому же если у тебя получается все, появляется уверенность. Я не вносил коррективы в систему тренировок, скорее поменял психологический подход. Меньше оббивал пороги перед началом сезона. Стал более спокойно, насколько это возможно, относиться к безразличию наших спортивных чиновников. Вы спрашивали о том, почему я так сдержанно говорю о своих успехах на этапах Кубка мира. Отчасти потому, что именно так к ним относятся на родине. Белорусских фристайлистов в случае серьезной победы поздравляет сам Александр Лукашенко. У них даже фотографии есть, где они вместе с Президентом страны на лыжах катаются. Я уже не говорю о родоначальниках фристайла – американцах и канадцах, у которых соревнования транслируются по местным телеканалам, а  спортсмены постоянно мелькают в новостях.

– Фристайл как вид спорта, в котором присутствует элемент оценивания, наверняка не лишен субъективности. Как часто украинские фристайлисты становятся жертвой судейских интриг?
– Если ты все сделаешь идеально, тебя никто не посмеет обделить баллами. Но стоит дать хотя бы маленький повод – и ты будешь жестоко наказан. Заокеанские соперники уважают и боятся нас, временами даже оправдываются из-за того, что их незаслуженно ставят выше нас, я имею в виду украинцев, россиян, белорусов. Плохо, что наши интересы защищать некому. В Украине нет судьи международной категории по лыжной акробатике. Судьи ходят на тренировки и еще перед стартом знают, на какие оценки может рассчитывать тот или иной спортсмен. Довольно часто, когда речь идет о попадании в финальную часть соревнований, они отдают предпочтение тому, кто стоит выше в общем зачете Кубка мира. А мы по финансовым причинам пропускаем отдельные старты и, соответственно, не можем рассчитывать на многое в мировом рейтинге. Частенько преимущество отдают хозяевам соревнований, так, например, как это было на китайских этапах.

– В чем секрет стремительного прогресса представителей Поднебесной?
– У них действует советская система отбора: жестокая, которая не прощает ошибок. Кроме того, базы для подготовки фристайлистов там растут как грибы. Хотя, наверное, пройдет еще не один год, пока китайцы научатся на должном уровне проводить этапы Кубка мира. Многие говорили, что больше никогда не поедут в Китай. Во-первых, чуть ли не половина всех участников подхватила там какую-то инфекцию. Во-вторых, нас зачем-то поднимали на тренировки в пять часов утра. И в третьих, склон оставляет желать лучшего.

Несмотря на тридцатиградусный мороз, снег там практически не идет. А старые ноябрьские запасы постепенно превращаются в кашицу. Ощутимо возрастает скорость на разгоне (вместо 68–75 км/ ч), и ты взмываешь в воздух, как сумасшедший. Кроме того, там все время стоит какая-то непонятная дымка, так что на 300 метров вперед ничего не видно. И вообще, эта страна произвела на меня не самое приятное впечатление. Кажется, одна из древнейших цивилизаций, а большинство людей не просто бедные, а нищие. Их быт похож на цыганский табор у нас в Мукачево. Мы были в городах Шеньян и Чанчунг, в которых есть аэропорты и проживает около пяти миллионов человек. Хотя по китайским меркам это еще мало. Одним словом, несладко нам придется в ближайшем будущем. Китайские мужчины только подбираются к пьедесталу почета, а вот девушки были в тройке призеров на всех этапах в этом сезоне.

– В каком состоянии сегодня находится украинская женская сборная, которая когда-то задавала тон соревнованиям по лыжной акробатике?
– Она переживает не самые лучшие времена. Алла Цупер сегодня довольно неплохо выступает под белорусским Флагом. Татьяна Козаченко, по ее словам, уже восстановилась после операции на колене. Но на медали пока не претендует. А руководство Федерации не может или не хочет возить по этапам ее личного тренера Галину Досову. Молодые девушки Ольга Волкова (Николаев) и Надежда Диденко (Ивано-Франковск) неплохо показали себя на европейском кубковом туре, но это далеко не показатель. Там они победители, а на мировом уровне – статисты. Как показали соревнования, даже при идеальном исполнении прыжка им сложно рассчитывать больше, чем на десятое место. Нужно усложнять программы, иначе на серьезных стартах делать нечего.

– После того как Алеш Валента завоевал олимпийское «золото» с прыжком «три сальто плюс пять винтов», стали говорить о начале новой эры в мужском фристайле. Почему, на твой взгляд, она так и не наступила?
– Риск – дело благородное, но не всегда оправданное. Валента рискнул – и выпил шампанского в Солт-Лейк-Сити. Не исключаю, что в Турине найдется пара смельчаков сродни чешскому фристайлисту. Вообще, в этом прыжке нет ничего сверхъестественного. Я пробовал его летом, когда не нужно было думать о приземлении. Делаешь фигуру в воздухе и падаешь в воду. Но при этом я крутился просто с сумасшедшей скоростью. Потерял контакт с землей.

Если такое происходит зимой, готовься к самому худшему. Быть может, даже к тому, что уедешь со стадиона в машине скорой помощи. Что там говорить, сегодня даже не все выполняют второй вариант «три с четырьмя». Слишком велика опасность ошибиться. Правда, идя путем «лучше проще, но наверняка», многие заведомо лишают себя возможности побороться за место на пьедестале, так, например, как это было в Соуз Д’Уль. Первая тройка, в которую, кроме меня, также входили два канадца Стив Омышль и Кайл Ниссен, сделала сложную прыжковую комбинацию. А белорусы Дмитрий Дащинский и Алексей Гришин, которые сделали ставку на надежность, уже не имели шансов занять призовое место.

– От одних твоих рассказов дух захватывает. Скажи, фристайлистам присуще чувство страха?
– Конечно, мы ведь обыкновенные люди. И потом мы же не сразу начинаем крутить «три сальто с пятью винтами» (смеется). Сначала просто прямые прыжки делаем. Вообще во фристайл преимущественно приходят из сложно координационных видов спорта, таких, как гимнастика, например. В детском возрасте не осознаешь, насколько все это опасно. Пока в один «прекрасный» день не испытаешь боль в результате какого-нибудь падения. Вот тогда и появится первый настоящий страх. Впрочем, если бы я обращал на него внимание, я бы уже не занимался фристайлом.

– Наверное, поначалу твои родители были не в восторге оттого, что ты выбрал такой травмоопасный вид спорта?
– Пожалуй, да, особенно сильно переживала мама. Но я рано стал самостоятельным. В 1995 году окончил школу в Чирчике (Узбекистан) и вместе с тренером Анатолием Мазуром и еще несколькими ребятами переехал в Мукачево. Не жалею, поскольку у нас не было никаких перспектив в Узбекистане. Хотя и на украинской земле нам поначалу приходилось несладко. Жили в одной комнате, спали на полу и участвовали в неудачных тренерских экспериментах главного на тот момент наставника сборной Константина Данилова. Трое ребят не выдержали и бросили спорт. Дима Марущак и Дима Архипов сегодня защищают цвета российского Флага. А мы с Энвером Аблаевым продолжаем воевать в Украине. Его родители так и остались в Узбекистане, а вот мои теперь живут неподалеку от Черновцов.

Впрочем, у меня уже своя семья. Жена Андриана раньше занималась горными лыжами, а сейчас работает в обществе «Спартак». Она понимает и поддерживает меня. Во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, где я занял пятое место, мы общались по телефону. Мне казалось, что она волнуется даже больше, чем я. А недавно мы получили квартиру в Ужгороде. Так что скоро нас ждет новоселье.

Досье «Болельщика»

Станислав Кравчук.
Фристайл, лыжная акробатика.
Родился 25 сентября 1978 года в городе Чирчик (Узбекистан).
Рост – 181 см, вес – 70 кг.
Мастер спорта международного класса.
Чемпион мира среди юниоров – 1996, 1997 гг.
Олимпийские игры: Нагано-1998 – 9 место, Солт-Лейк-Сити-2002 – 5 место.
Этапы Кубка Европы-2000: в Италии – 1 место, в Швейцарии – 1 место.
Этапы Кубка мира-2003: в Финляндии – 3 место.
Этапы Кубка мира-2005: в Канаде – 2 место, в Италии – 3 место.
В 2003 году на чемпионате мира занял пятое место.
Тренер: Анатолий Мазур.

Анна Савчик, газета «Болельщик»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

SOCCA: сегодня коронуют чемпиона Украины 2023/24
Другие виды | 22 апреля 2024, 12:37 0
SOCCA: сегодня коронуют чемпиона Украины 2023/24

В последнем туре продолжается ожесточенная борьба за серебряный и бронзовый кубок сезона

Стала известна реакция Анчелотти на голевую ошибку Лунина в матче с Барсой
Футбол | 23 апреля 2024, 07:51 6
Стала известна реакция Анчелотти на голевую ошибку Лунина в матче с Барсой

Карло обеспокоен игрой украинского вратаря

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.