Сколари: первая пресс-конференция
Наставник «Челси» впервые встретился со спортивными журналистами на базе клуба в Кобэме
— Луис Фелипе, добро пожаловать! Вы выиграли Чемпионат мира, вы работали в разных уголках планеты. Чем вас заинтересовала работа в Премьер-лиге, что привело вас в «Челси»?
— Извините, но я постараюсь говорить по-английски. Для меня в моей жизни это новый вызов. Я думаю, у меня в жизни ещё не было такой возможности, какую «Челси» предоставил мне сейчас. Это совсем новое испытания для меня. Когда я принял предложение «Челси», я вспомнил всю свою тренерскую карьеру, и понял, что пришло время… Я знаю об английском футболе всё, и у меня есть прекрасный штаб, который предоставляет мне подробную информацию. Я готов начать свою работу в «Челси» и в Англии.
— Болельщики «Челси» хотели бы знать, сможете ли вы удержать в команде Фрэнка Лэмпарда.
— Вчера я встретился с Фрэнком Лэмпардом. Я поговорил с ним и сказал ему, что он мне очень нравится как игрок и как человек, и я спросил его, хочет ли он остаться в «Челси» — не только на этот сезон, но и на более долгое время. После 15 минут разговора он сказал мне, что хочет остаться, и хочет играть за «Челси» ещё много лет. Я был очень рад. «Челси» нуждается в Лэмпарде, а Лэмпарду нравится «Челси». Нужно только решить несколько небольших вопросов, и он останется у нас.
— А есть ли будущее в «Челси» у Дидье Дрогба?
— Вчера я также говорил с ним. Он приехал на базу с небольшим повреждением колена. Я спросил его, что произошло, как часто он может тренироваться в нормальном режиме. И я увидел, что он счастлив. А я был счастлив ещё больше, когда увидел лица наших игроков, которые вчера прибыли и приступили к тренировкам. Мы начинаем новый сезон, и они к этому готовы. Некоторые приехали заранее: Джо Коул, Эшли Коул приехали ещё до седьмого числа, потому что у них были некоторые проблемы, и они хотели решить их заблаговременно, до начала сезона. Это прекрасно.
— Вы готовы к работе в Премьер-лиге и к давлению со стороны прессы, которое вам придётся выдерживать?
— Давление прессы есть во всём мире. Если вы работали тренером в Бразилии… уф… вы знаете, какая это ответственность. Я думаю, что я готов. Я в Англии впервые, и впервые здесь встречаюсь с прессой. У меня проблем с прессой никогда не было, и не думаю, что здесь они появятся.
— Вам было бы легче работать, если бы Роналду уехал из Премьер-лиги в «Реал»?
— Останется он, или уйдёт — это не моё дело. Это дело «Манчестера». Роналду — потрясающий игрок, но он же не один выходит на поле. Уйдёт он, останется — для нас этот чемпионат в любом случае будет очень сложным.
— Ваш предшественник занял второе место в трёх больших турнирах и потерял работу. Означает ли это, что вы обязаны что-либо выиграть в этом сезоне?
— Я считаю, что любому тренеру в мире нужны победы. Один, два, три, четыре турнира… Любому тренеру в мире. Я — тренер одного из крупнейших клубов мира, и конечно же, я должен выиграть один, два или три турнира. Естественно. И если я не выиграю, то… (многозначительная пауза) И так любой тренер.
— Как бы вы себя описали как тренера? Какой вы тренер?
— Ох… Я тренер, который уважает и любит своих игроков, игроки для меня, как семья. Я даю игрокам всё, что им нужно. А требую я уважения ко мне, к моему штабу, к клубу. Я требую самоотдачи, и чтобы игроки шли на тренировку или на матч… счастливыми. Потому что футбол — прекрасен, футбол — великолепен. Очень немногие играют в футбол — те, кого выбрал Бог. Если я дам всё это игрокам — они смогут вырасти. Я хочу наставить игроков на хороший путь.
— Вы привели в команду Деку. Планируете ещё кого-то подписать до начала сезона?
— (Не поняв вопроса): Деку? Деку был моим игроком в сборной, и теперь он в «Челси», я многого жду от него. Раньше он играл в «Барселоне» и в Португалии. Вот и всё.
— Сколько изменений вы бы хотели сделать в команде, чтобы её можно было назвать вашей командой? Много?
— Нет. Сейчас я не знаю, сколько понадобится изменений. Надо поработать на тренировках, надо получше узнать игроков. Со стороны о людях складывается одно мнение, но когда ты оказываешься внутри коллектива, ты должен узнать его как следует, узнать все достоинства и недостатки игроков. Только после этого можно будет сказать, сколько новых людей мне нужно, нам нужно — или, наоборот, не нужно.
— Что вы знаете о «Челси»? «Манчестер Юнайтед» — клуб, знаменитый во всём мире, а о «Челси» что вам известно?
— За последние три дня мне дали очень много информации. И я очень рад, что меня выбрали тренером «Челси». У меня хороший штаб, очень, очень много людей, которые каждый день работают в «Челси» и обеспечивают меня всей информацией о «Челси» и не только. И футболе во всём мире тоже. Думаю, через неделю или через 10 дней я буду знать о «Челси» всё.
— Вы говорили о вашем опыте и о победе в Чемпионате мира. Вы считаете своим недостатком то, что вам ещё не приходилось работать в европейском клубном футболе?
— Я думаю, это не... (переводчик: «недостаток!»)... ага... извините, некоторые слова вызывают трудности. Мне не будет тяжело. Я работал в клубах Бразилии, Саудовской Аравии, Кувейта, Японии. Разница небольшая. В национальной сборной игроки в твоём распоряжении три дня в месяц, а в клубе с ними надо работать каждый день. И в клубе намного больше значения имеет рост игроков, их желание или нежелание учиться, стараться. Но в общем, разница небольшая. Мне будет несложно.
— Насчёт вашего босса, мистера Абрамовича. Готовы ли вы работать при условии его постоянной заинтересованности в ваших делах? Ведь для Моуринью в конце концов это оказалось обременительно.
— Босс? Рома?.. Я встречался с ним два раза. Отлично пообщались! Прекрасно! Я очень его уважаю, а он уважает меня. Это же нормально. Например, я уважаю вас, вы уважаете меня.
— Ну а если он захочет поговорить с вами о каких-то деталях — вы его выслушаете?
— Когда мы обсуждаем «Челси», игроков — это нормальный разговор. Этот игрок играет больше слева, больше справа, спереди, сзади... Это нормально. И я не думаю, что в «Челси» у какого-либо тренера были проблемы с мистером Романом.
— А готовы ли вы демонстрировать увлекательный футбол, радовать своей игрой мистера Абрамовича и болельщиков «Челси»?
— Если это будет возможно, мы постараемся играть в красивый футбол. Но иногда, когда нужно обязательно выиграть, о красоте придётся забыть. Если нужно пройти определённый путь и дойти до финала. Конечно, я хочу и того, и другого — и побед, и красоты. Но... иногда это невозможно. Если мы выходим в финал — это лучше. Но, конечно же, мои команды играют в футбол... ну да, красивый.
— Жозе Моуринью после своего прихода в «Челси» назвал себя «особенным». А вы особенный?
— Да! (Громкий смех в зале.) Я особенный для своих друзей, для моей семьи, для моей страны. Не более того.
— А как тренер?
— Ну, как тренер — так... (Смех.)
— Вы сказали, что Дидье Дрогба был счастлив после общения с вами. Но входит ли этот игрок в ваши планы на следующий сезон?
— На сто процентов. Не на сто, на двести процентов!
— То есть, вы хотите, чтобы он остался и сыграл свою роль в «Челси», несмотря на интерес других клубов?
— Да! Он мне очень нравится. Знаете, в прошлом году или два года назад я участвовал в голосовании и поставил Дрогба в число лучших игроков мира. И ещё два или три года назад я выбрал Джона Терри. Сейчас они у меня в команде, и я счастлив!
— А Джон Терри останется капитаном?
— Да. Он нравится мне как капитан, как игрок, как лидер. Вчера он зашёл ко мне и сказал: «Здрасьте, я Джон Терри» — «Да, да, я знаю, заходи!» — и мы поговорили о многом...
— И вы сказали ему, что он остаётся капитаном?
— Нет. Но капитан — Джон Терри, вице-капитан — Лэмпард. А ещё надо, чтоб на поле было больше «капитанов».
— Вам приписывают известную цитату: «Красивый футбол умер». Так почему вы хотите возродить его в «Челси»?
— Я уже много лет говорю — может быть, уже 25 лет — и я не меняю своего мнения: если возможно играть в красивый футбол и побеждать — прекрасно. Но бывает, что нужны очки, нужны победы, чтобы пройти турнир до финала, понимаете? Но тренирую я так, чтобы качество футбола росло. Я постараюсь играть красиво со своими игроками.
— Что вас больше интересует в команде — личности, или сама команда? Ведь «Челси» команда суперзвёзд, и «Челси» мог бы подписать Кака, который бы стал самым дорогим игроком.
— Команда, только команда. Если мы побеждаем — мы побеждаем как команда, побеждает не отдельно взятый игрок. Игра — это не индивидуальные упражнения.
— А вы бы подписали Кака?
— Сейчас, знаете ли, самое время для таких спекуляций. Кака, Амброзио, Педро, Пауло... (Смех.) Самое время. Вон там мои друзья из португальской прессы, да? Самое время!
— Работать с «Челси» будет сложнее, чем со сборной Бразилии?
— В моё время в сборной Бразилии была тяжёлая ситуация, поэтому там было сложнее. «Челси» сейчас не в кризисе, «Челси» находится в отличном положении, и я принимаю команду перед началом сезона. Так, конечно, легче.
— А давление?
— Давление? Пока не знаю! Сейчас на меня давит только необходимость говорить по-английски. Да, это сложно. Но я постараюсь в ближайшие месяцы подтянуть и начать говорить лучше.
— Как вы планируете строить свои отношения в Англии с другими тренерами — в особенности, с Алексом Фергюсоном, Арсеном Венгером, Рафой Бенитесом, которые представляют ведущие клубы?
— У меня во всём мире с тренерами отличные отношения. Может быть — может быть! — есть один или два тренера, с которыми я в плохих отношениях. Но всем остальным тренерам в мире я хороший друг, а они друзья мне. Мы соперники в игре, но после неё — нет, никогда.
— Вы рады, что попали в эту элитную группу тренеров?
— Да, да. Я смотрел много матчей [Премьер-лиги] и думал про себя: «Может, и я когда-нибудь буду там». Теперь я здесь, и конечно, я счастлив.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Поединок 12-го тура английской Премьер-лиги состоится 23 ноября в 14:30
Британский боксер отметил Мартина Баколе