Чемпионы будущего – маньяки и гладиаторы
Человеческий организм достиг предела, новых рекордов ожидать не стоит, а значит, спорт потеряет свой смысл
Во все времена модным считалось заявлять, что у спорта нет будущего. Каждый фантастический рекорд на водных и беговых дорожках или в борьбе человека с железными килограммами порождал теории о достижении атлетами предела своих возможностей. Еще древние греки считали рекорды своих чемпионов заоблачными и непревзойденными, а сегодня «быстрее, выше, сильнее», чем греческие олимпионики, «работают» спортсмены даже массовых разрядов. Шли годы, и в книге рекордов менялись имена чемпионов, которые еще на несколько сантиметров или килограммов отодвигали этот предел, повышая планку для последователей. Но желание ученых определить ту грань, переступить которую человеку не дано, настолько велико, что они и сегодня выводят новые формулы человеческих возможностей.
Грамм для олимпийского «золота»
Недавно свое «нет!» рекордам сказали французские ученые, которые, проанализировав 3 260 мировых достижений, установленных еще с 1896 г. (I Олимпиады современности), пришли к выводу, что человечество уже достигло максимума того, на что оно способно, и превзойти рекорды современные спортсмены уже не смогут. Таким образом, спорт, который сегодня ассоциируется с высшими достижениями, потеряет своего зрителя, а значит, и смысл существования в том виде, в котором он развивается уже не одно тысячелетие.
Кому интересно будет наблюдать за прыгунами в высоту, которые сотни лет будут брать приступом планку на 2,60 м? Взлететь выше, убеждены французские медики, человек не способен.
С ними соглашается и американский биохимик Гидеон Эриэл, который аргументирует эту теорию тем, что даже совершенный организм не сможет выдержать большей нагрузки на кости, мышцы и суставы. Он пришел к выводу, что во время рекордной попытки американского прыгуна в длину Боба Бимона (Мехико, 1968) на 8,90 м в момент отталкивания нагрузка на тазобедренный сустав была почти критической и составляла 700 кг. Предел в прыжках в длину, считает ученый, — 8,96 м: большего опорно-двигательный аппарат просто не выдержит.
Лимитом в беге на 100 м у мужчин ученые прогнозируют 9,6 сек.: достигнув этого результата (по прогнозам, это случится около 2060 г.), всем спринтерам придется повесить шиповки на гвоздь. Или начать новый отсчет достижениям, учитывая тысячные и десятитысячные секунды для спринтеров, сотые — для марафонцев. А «золото» чемпионатов мира и Олимпийских игр для тяжелоатлетов будет оцениваться граммами.
Но не все так плохо в спортивном королевстве, убеждена другая группа ученых, среди которых и украинские специалисты.
«Исчерпать потенциал человека, а значит, и рекорды в спорте невозможно, — размышляет спортивный генетик — доктор педагогических наук, профессор Леонид Сергиенко. — Рекорды никуда не исчезнут, хотя устанавливать их будут все реже. Генетический предел человеческих возможностей существует, хотя и с каждым разом отодвигается, расширяется. Любое развитие можно изобразить с помощью кривой: вначале она стремительно идет вверх, что свидетельствует о бурном развитии, а потом очень медленно снижается. Хотя предела развитию нет, его темпы существенно уменьшаются. Человечество уже приближается к верхней границе, но о полной реализации говорить еще слишком рано».
«Постоянное увеличение спортивных рекордов свидетельствует о том, что физические возможности человека еще не исчерпаны, — верит в светлое будущее большого спорта доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Георгий Ложкин. — В 30—40-е годы ученые пытались определить предел достижений в разных видах спорта. Но ни один из прогнозов не осуществился. Так, когда в 1955 г. швед Пол Андерсон в соревнованиях тяжелоатлетов по силовому троеборью показал результат 712 кг, мировая пресса писала, что такие люди рождаются раз в столетие. Но уже через пять лет Юрий Власов поднял на 25 кг больше, а еще через столько же лет украинец Леонид Жаботинский на 5 кг превзошел этот рекорд. Спустя 10 лет Василий Алексеев «побил» достижение Андерсена на 100 кг!
Яркие примеры приводит история конькобежного спорта. Если бы десять лучших конькобежцев-спринтеров в 1956 г. пробежали эстафету 10 х 500 м, они не смогли бы догнать чемпиона мира 1978 г. Эрика Хайдена, который сам быстрее преодолел дистанцию 5 000 м».
Испуг вместо допинга
Спортсмены не устают опровергать установленные природой законы, вытворяя со своим телом чудеса, невероятные с точки зрения анатомии или физиологии. Атлет экстра-класса — это следствие щедрости природы и невероятного стечения обстоятельств, когда человек начинает заниматься тем видом спорта, который максимально соответствует его природным данным.
Так, мышцы человека состоят из «медленных» и «быстрых» волокон, но только у единиц — на 90% из «медленных»: такие люди при благоприятном стечении обстоятельств могут стать выдающимися марафонцами. И наоборот, в мышцах известных спринтеров, гимнастов или тяжелоатлетов доминируют «быстрые» волокна.
Сердце среднестатистического нетренированного человека перекачивает 20-25 л крови в минуту. Тренировки могут растянуть его до 30 л/мин. Но вряд ли такой «мотор» позволит стать лидером велогонок «Тур де Франс». Чемпионский «двигатель» работает на порядок мощнее: сердце американского велогонщика Ленса Армстронга (на фото) способно в минуту перегнать около 45 л крови.
«2000 »
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
23 ноября состоится матч 14-го тура УПЛ
Тибо Куртуа вернулся после травмы