Без вины виноватые
Четверть века назад на московском стадионе «Лужники» была написана самая страшная страница в истории советского футбола
Иногда приходится слышать мнение о том, что торговый центр возле киевского НСК «Олимпийский» футболу не помеха, а железобетонное детище «Юджина» нисколечки не помешает экстренной эвакуации болельщиков со стадиона, если, конечно, такая необходимость вдруг возникнет. Те, кто так считает, - просто не отдают себе отчета о возможных последствиях. Известно немало случаев, когда безответственность организаторов соревнований имела трагические последствия. Один из таких примеров - катастрофа на московских «Лужниках», унесшая жизни 66 болельщиков.
20 октября 1982 года. Эту дату поклонники московского «Спартака» со стажем вспоминают с содроганием. Но истинную правду о том, что случилось в тот вечер, долгое время просто не знали. В те времена о подобных вещах говорить и уж тем более писать было нельзя. Сухая заметка в «Советском спорте» о небольшом инциденте, повлекшем за собой человеческие жертвы, - вот и все, что поведали миру советские СМИ. И если в СССР кое-какая информация в народ все-таки просочилась, то, к примеру, игроки голландского «Хаарлема» о масштабах трагедии, к которой они невольным образом оказались причастны, узнали лишь спустя 10 лет, когда в Союзе наступило время перестройки и гласности. А «Спартак» с тех пор никогда не проводил свои матчи 20 октября на поле «Лужников», как бы вычеркнув этот день из жизни команды. И лишь в этом году это негласное правило решили отменить.
Спустя ровно четверть века после трагедии «красно-белые» выиграли на главной арене страны принципиальнейший матч у «Москвы» — 3:1. А несколькими часами раньше на поле «Лужников» вышли ветераны «Спартака» и «Хаарлема», сыгравшие в память о погибших. В поединке, завершившемся со счетом 2:2, в составе народной команды играли восемь участников трагического матча. А на подступах к злополучной трибуне «С» невозможно было не заметить море гвоздик, молодых и уже довольно пожилых людей, не скрывавших слез.
...В 1982 году в Москву зима пришла очень рано. В конце октября выпал первый снег, а перед матчем 1/16 финала Кубка УЕФА «Спартак» — «Хаарлем» температура опустилась до отметки минус 10. В связи с этим руководство «Лужников» не ожидало наплыва болельщиков и приняло решение разместить их на одной трибуне. Так за порядком следить легче, решили компетентные органы.
И в самом деле: на матч пришли от силы 10 000 болельщиков, которых окружили двойным милицейским кольцом. Во время игры с трибун периодически выдергивали одного-двух самых ретивых молодых людей и уводили их со стадиона — в ту пору шла целенаправленная борьба против активных фанов. Им позволялось сидеть, как в театре, но ни в коем случае не размахивать флагами или громыхать трещетками и прочей болельщицкой атрибутикой.
Поединок складывался для спартаковцев непросто. По потенциалу и подбору игроков «красно-белые» несомненно превосходили середнячка голландского первенства. Но на мокром и вязком газоне хозяевам не очень-то удавалось плести фирменную паутину своих комбинаций. И под занавес матча, когда казалось, что гол Эдгара Гесса, забитый на 16-й минуте, так и останется единственным в этот вечер, народ начал покидать трибуны. Помогали» им в этом и милиционеры, мигом образовав живой коридор и сгоняя со своих мест болельщиков. «Выходите, все уже закончилось», — командовали сержанты. В итоге зрители вынуждены были протискиваться между людьми в погонах к единственному выходу!
Вот тут-то Сергей Швецов и забил второй гол в ворота «Хаарлема». Услышав восторженные крики, сопровождавшие результативный удар, уже покинувшие трибуну болельщики ринулись в обратном направлении. А милиционеры тем временем продолжали выгонять остававшихся на своих местах зрителей... Итог этого замкнутого круга, а точнее, форменной мясорубки — 66 человеческих жизней.
Это официальная цифра. Но бытует мнение, что она порядком занижена. По словам некоторых очевидцев трагедии и представителей фанатского движения «Спартака», количество погибших во много раз больше - 356 человек. А сколько еще людей получили травмы и увечья различной тяжести, уж точно никто не знает.
Владимир Андреев, один из самых преданных болельщиков «Спартака» в 1980 годах, после того злополучного дня футбол не смотрит даже по телевизору. Моральная травма, полученная им в тот вечер, не залечится никогда. «Мне повезло, что я выжил, — рассказывает он. — Я видел, как у худого человека, стоящего рядом со мной, стали вылетать внутренности... Как девчонка лет пятнадцати кричала «Помогите!», как ее безуспешно пытался вытащить из толпы какой-то майор, но не успел. Я, наконец, видел, как ко всему этому относились милиционеры, отвечающие за порядок. Хорошо, что у них дубинок в то время не было».
Другие очевидцы ЧП не очень охотно распространяются на эту тему, ссылаясь на то, что давали подписку о неразглашении. Но со временем все тайное становится явным, Первая правда о трагедии была обнародована спустя семь лет, с началом перестройки. Всех погибших солдаты и милиционеры укладывали в определенное место, после чего трупы были отправлены по моргам без одежды и документов. Разрешили похоронить их родственникам только спустя 13 дней, при этом завезти домой гроб разрешалось не более чем на 40 минут. И то в присутствии милиционеров.
В фанатских секторах находились в основном подростки. Самым молодым среди погибших было всего по 14 лет, старшему - 45. Неудивительно, что родители пострадавших обошли множество кабинетов. Но везде на вопрос о том, кто виноват в гибели людей, слышали один ответ: «Фанаты сами спровоцировали давку». Но позвольте, а кто одних выгонял со стадиона, а других пускал после того, как они решили уйти домой?
Крайним же в итоге сделали коменданта «Лужников» Панчихина, который получил полтора года исправительных работ. Любопытно, что на своей должности он пробыл всего два с половиной месяца и, видимо, «нужными» связями еще не оброс. Остальные руководители не пострадали, а действия милиции были признаны правомерными. Детей назвали хулиганами...
Позже в «Лужниках» поставили памятник, и каждый год 20 октября к нему стекается море людей, причем не обязательно родственников и друзей. Подобная трагедия не должна повториться, хочется в очередной раз напомнить, что правоохранительные органы должны следить за порядком, а не заниматься беспределом. Как-то невольно вспоминаются события, произошедшие во время финала Кубка Украины-2007. Да и вообще, вся эта ситуация вокруг НСК «Олимпийский»...
Андрей ГРУШИЦКИЙ, газета «Киевские Ведомости»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Лондонский клуб купил игроков на общую сумму 2,78 млрд евро
Боксер-блогер – о бое с легендой