Ахмед и его команда
Акценты. Авторская рубрика на Sport.ua о футболе
Три дня назад футбольная Одесса навсегда простилась с Ахмедом Алескеровым.
Для большинства любителей футбола Украины сегодня это имя говорит немного. Помнить об этом человеке и его следе в нашем футболе должны лишь те, кому за пятьдесят – свидетели его побед. Ну, не считая, разумеется, тех, кто узнал о нем спустя годы: из справочников, книг и старых газет. Но это уже другое.
Я был современником Алескерова в «Черноморце». Однако к футболу пристрастился лишь через пару лет после его лучшего сезона. И все же, насколько это получится, попытаюсь рассказать Вам о нем здесь чуть более подробно.
С разрешения автора, использую при этом отрывки из книги Юрия Усатюка «Отлитые в бронзе». Юра существенно моложе меня, но он целенаправленно занимался этой темой, собирая материалы и общаясь с самим Алескеровым и многими игроками его команды.
Ахмед Лятифович приехал в Одессу в 1973 году. В первом сезоне он вернул «Черноморец» в высшую лигу СССР, выиграв турнир первой лиги (до этого одесситы дважды подряд финишировали в ней лишь третьими). А в следующем – завоевал с командой бронзовые медали в «вышке». Параллельно «бронзу» выиграли и дублеры «Черноморца».
Следующие пару лет были уже не столь успешными, но «моряки» прочно закрепились в роли крепкого середняка в компании сильнейших команд страны. Алескеров ушел из клуба в 1977 году.
«Бронза»-74 остается в истории «Черноморца» самым выдающимся достижением по сей день. Ведь его соперниками были лучшие команды государства, включавшего в себя пятнадцать стран.
А точнее: четыре клуба из столицы России, один – из ее «северной столицы», шесть фактических сборных союзных республик (читай: стран), и еще четыре лучших клуба Украины, включая недавнего чемпиона СССР.
И еще уточнение – для того чтобы Вам было легче осознать масштаб этого достижения. За предшествующие тому сезону 35 чемпионатов «простые смертные» из областных центров попадали в тройку призеров лишь трижды: в 1951 году была «бронза» у «Шахтера», в 1966 – «серебро» у ростовского СКА, и в 1972 – «золото» у «Зари».
А теперь – собственно истории об Ахмеде Алескерове и его «Черноморце». Начнем от первого лица.
- Как приглашали в Одессу
«Я в то время уже имел предложение возглавить «Зарю», на минуточку – действующего чемпиона страны… Правда, в Одессу я тоже ехать не хотел… Но одесситов это нисколько не смущало. Юра Романов путешествовал за мной по всему Союзу. И, чтобы пробудить благосклонность, всегда привозил с собой водку и черную икру… Потом пригласили в Спорткомитет СССР и предупредили: «Если не согласишься возглавить «Черноморец», мы плюнем и утопим тебя в этой луже… После беседы с первым секретарем ЦК компартии Украины состоялся еще ряд встреч. В том числе, с первым секретарем обкома комсомола Русланом Боделаном».
- Как ставилась задача
«Первый секретарь Одесского обкома партии Павел Козырь сказал: «Трудно будет с 14-го места подняться на первое. Поэтому важно подготовить почву для того, чтобы в следующем году мы могли реально претендовать на повышение в классе». Иными словами, мне давали полгода на акклиматизацию… Однако я для себя сразу решил, что выходить в высшую лигу нужно здесь и сейчас. Футболистов нужно сразу приучить выигрывать, иначе получишь прямо противоположное».
- Как повышалась мотивация
Очень часто перед домашними матчами тренер приводил футболистов к памятнику Неизвестному матросу, где они буквально клялись «умереть» за родной город. «Сегодня это наверняка покажется странным, но тогда ни один из священных ритуалов не был формальностью. Я видел, как наполняются слезами глаза игроков, и говорил им, что солдаты отдали жизнь за Отечество, а нам всего лишь требуется выиграть на футбольном поле».
- Как забирали Шепеля
Анатолий Шепель был лидером «Черноморца»-73. В том сезоне он стал лучшим бомбардиром первой лиги, с 38 голами установив ее рекорд результативности. После выхода команды в высшую лигу он перешел в киевское «Динамо». «Я совершил несколько попыток удержать Толика в Одессе. Ездил с ним в Киев, где имел незабываемый разговор с Лобановским. «Валера, - говорю ему, - у вас же нападение укомплектовано – дай Бог каждому. Онищенко и Блохин чего только стоят. Зачем же вы нас еще сознательно ослабляете?» А он в ответ молча набрал телефонный номер известного всем «кабинета» и передал мне трубку… Потом, конечно, я остыл и вернулся в команду. И впоследствии лишь грустно наблюдал, как постепенно гаснет звезда футболиста, который мог бы продолжать радовать своей игрой болельщиков».
- Как не давали усилиться
Знаменитого Анатолия Банишевского Алескеров пригласил из «Нефтчи». «Самые большие надежды, конечно, я связывал с ним. На тренировках он демонстрировал высочайший класс, пресса и болельщики были от него просто без ума. Однако из-за подлости функционеров федерации футбола заявить его так и не удалось. Панический страх наших конкурентов сделал свое дело».
- Как победили «Спартак»
В этом матче, который состоялся в день годовщины победы над нацистской Германией, «Черноморец» отпраздновал свою первую победу в чемпионате. «Спартаковцы» были переиграны вчистую… Один только Родионов мог забить больше, чем все вместе взятые футболисты «Спартака»… Веером разбегаясь от центрального круга, «моряки» легко уходили от опекунов и создавали ощутимое численное преимущество в штрафной площади гостей… Сразу после перерыва одесситы были вознаграждены за труды. Удачный розыгрыш углового увенчался точным ударом Сапожникова, головой замкнувшего скидку мяча Зубковым.
- Что писала пресса
Олег Кучеренко: «Одесская команда – одна из немногих в СССР, играющая в современный футбол, который принято называть тотальным… В Москве мы видим много команд. Вот недавно был «Днепр». Все, как один, встали у своих ворот, на лицах было написано: «Хотим ничью». А «Черноморец» играл смело, но без того «навала», к которому частенько прибегают отыгрывающиеся команды».
Юрий Ваньят: «Одесситы не только смогут удержаться в первой пятерке, но даже завоюют медали. И это будет по праву… Вдумчивая работа Алескерова, который быстро нашел общий язык с коллективом и правильно сманеврировал в деликатном вопросе «свои и приглашенные», принесла желанные плоды».
Лев Филатов: «Зенит» о той же бронзе мечтает, как о земле обетованной, на которой он еще ни разу не высаживался, а «Черноморец», надо полагать, столь же обрадован, сколь и удивлен своим сенсационным рывком, и идет с крупным перевыполнением годового плана… В этом легко различить тренировочный труд и тренерскую мысль. А кроме того, дают о себе знать увлеченность игрой и дерзание, что принято считать отличительной чертой романтического футбола».
- Что особенно ценил в тренере лидер команды
В сезоне-74 им стал Владимир Макаров. «В высшую лигу я пришел слишком поздно… Отказал бы и «Черноморцу», если бы старшим тренером не был Алескеров, который сумел убедить и разъяснить, где я нужнее, а потом и поддержал в трудное время… Перед матчем с «Динамо» в Москве, когда в Черкизове играл мой «Памир», я не находил себе места. Отпросился у тренера и побежал к бывшим одноклубникам. Мы сидели на скамейке запасных «Памира» вместе с Алескеровым… Если бы он пренебрег моим чувством, я мог бы упаковать чемодан».
- Как закалялась психология
Алескеров: «Бесконечные разговоры о близости медалей сделали свое черное дело: футболисты были готовы умереть в раздевалке, лишь бы не выходить на поле… Пришлось даже отказаться от предматчевой разминки: забитые до отказа трибуны стадиона «Пахтакор» производили на них крайне гнетущее впечатление… И тут мой взгляд задержался на графине с водой. Я велел футболистам построиться, спустить трусы, наполнить стаканы водой и поместить в них свои яйца на 30 секунд. «Это известная методика, помогающая переносить жару», - сказал я максимально серьезно. Они принялись выполнять мое указание, а без смеха проделывать эту странную процедуру было невозможно. Словом, дело было сделано – игроки заметно повеселели».
10. В каких условиях добывались медали
Домашний матч с московским «Динамо», обеспечивший «Черноморцу» медали (0:0), проходил в густом тумане. Часть зрителей, которым посчастливилось побывать на этом незабываемом «зрелище», о накале борьбы на дальних участках поля догадывалась лишь по реакции противоположных трибун… Телезрители видели происходящее гораздо лучше, чем сами футболисты. Этому поспособствовали специальные свойства телевизионной оптики.
11. Как убеждал Алескеров
- Мне иногда кажется, что он гипнозом обладает, - признался один из футболистов. – Обычно все тренеры на установках перед игрой говорят о том, что мы можем выиграть, должны выиграть, и так далее. Но когда Алескеров делает установку, у меня мурашки по телу бегают, и прямо не терпится на поле выйти…
В Москве, после жестокого проигрыша «Спартаку», он зашел в раздевалку. Через несколько часов он должен был расстаться с командой на три недели – уезжал на тренерский семинар в Нидерланды. Настроение у ребят было подавленное, никто не поднимал глаз.
- Ничего страшного не произошло, - улыбнулся тренер. – В конце концов, есть и запланированные проигрыши. Мы встретимся после окончания сезона. Надеюсь, что тогда каждый сможет мне посмотреть в глаза и сказать: «Я сделал все для победы…», и каждому я смогу пожать руку.
Так оно и случилось.
Ахмед Алескеров мечтал вернуться в «Черноморец». И это ему почти удалось в конце 1986 года, когда Виктор Прокопенко переехал в Волгоград. Но в последний момент не сложилось, и Алескерову предпочли Анатолия Полосина. Говорят, он все же не оставлял надежд возглавить команду «моряков» уже в новом веке…
Знакомый болельщик рассказывал, что в последний раз видел его несколько лет назад, в парке Шевченко. Старый добрый стадион ЧМП тогда лежал в руинах, и пожилой одинокий мужчина, недолго постояв над ними, отвернулся и медленно продолжил свой путь. «Понимаешь, он же прощаться приходил!»
Вскоре после этого Ахмед Лятифович слег. Его даже не было на мероприятии, посвященном 40-летию исторического для Одессы успеха его команды.
А три дня назад мы простились с ним.
Игорь ЮРИЧ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Поединок состоится 28 ноября в 19:45 по Киеву
Матч состоится 27 ноября в 22:00 по Киеву