Майк ФРАТЕЛЛО: Баскетбол должен стремиться к единым правилам
Наставник сборной Украины по баскетболу дал интервью накануне старта Евробаскета
Наша беседа велась под аккомпанемент громоподобных ударов оранжевых мячей о стонущие щиты. Звук напоминал работу сваебойной машины.
«Не самое тихое место мы выбрали», - аккуратно заметил я американскому наставнику сине-желтых.
«Ничего, - ответил Майк. - Зато мне отсюда все видно, а акустика здесь, кстати, очень плохая.
Так что не переживайте…» Фрателло оказался прав.
На диктофонной записи его голос с лихвой перекрывал все посторонние шумы.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
- Мистер Фрателло, в чем, по-вашему, основные отличия между нынешней сборной Украины и ее предшественницей?
- Некоторые из игроков работают с нами все три года, но в основной массе мы серьезно обновились. Появилась группа молодых парней - например, Липа (Липовый) или Макс (Корниенко), выступающие на высоком уровне всего лишь год-два, но серьезно прогрессирующие с каждой тренировкой.
Образно говоря, в данный момент мы занимаемся возведением фундамента, который позволит им лучше понять основные принципы ведения игры, и чем быстрее мы сложим этот пазл, тем быстрее получим цельную команду.
- Есть такой фильм - «Трудности перевода». Вы в процессе работы с ними сталкиваетесь?
- У меня есть ассистенты - Денис Журавлев и Слава Медведенко, доносящие до игроков все, чего они не понимают напрямую. Но в этом моменте основная инициатива должна исходить от самих баскетболистов, и я считаю, что они должны стыдиться, если чего-то не ухватили и не уточнили этого у моих помощников. Сам я все время повторяю: если игрок не может выполнить свою работу только потому, что не знает стоящего перед ним задания - это его и только его вина.
Но никак не моя, как тренера, который только что все четко объяснил команде. У меня нет никаких проблем с игроками, перебивающими меня фразой: «Стоп! Я ничего не понял. Повторите, пожалуйста, сначала». Но не с теми, кто ничего не понял и промолчал. «Не молчите, - повторяю я им. - Говорите обо всем, о чем хотите поговорить! И всем будет легче»
- Осталось ли что-то в европейском баскетболе, к чему вы до сих пор пытаетесь привыкнуть?
- Не то, чтобы привыкнуть... Скорее, мне бы хотелось, чтобы это было так, как в США. В первую очередь, имею в виду какие-то моменты, связанные с правилами. Например, тайм-ауты - в НБА их значительно больше, чем в Европе, и за океаном ты можешь эффективнее пользоваться ими в концовках матчей. Хотя, как по мне, тренеру, который стремится выиграть чемпионат Европы, чемпионат мира и Олимпийские игры, нужно привыкать играть по одним и тем же правилам - от количества тайм-аутов до расстояния между кольцом и 3-очковой линией. Ведь если вы играете в футбол или, как его называем мы - «соккер», вы не думаете о противоположных трактовках правил на разных континентах. Правила футбола одни и те же. К этому должен стремиться и баскетбол.
- Президент ФБУ Александр Волков в числе ваших задач называл и реформирование всей пирамиды национальных сборных. Как движется этот процесс?
- Это очень длительный процесс, который нужно начинать с самых азов - детского баскетбола. Мы неоднократно обсуждали это с Сашей, и пришли к тому, что нужно брать пример с самых прогрессивных держав, которые вводят эффективные программы для молодежи. Поэтому в этих странах даже самые маленькие игроки хорошо подкованы с технической точки зрения: у них есть дриблинг, чувство паса, поставлен бросок, они грамотно двигаются без мяча в руках.
Техническое мастерство - тот самый базис для 7-9-летних мальчиков, который поспособствует их дальнейшему прогрессу и поможет нам догнать передовые баскетбольные державы. Недостаточно найти парня ростом в семь футов. Его еще нужно научить вести мяч, пасовать, бросать, открываться под щитом... И многому-многому другому.
ЖЕСТКОЕ «ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТИ»
- Как вы оцениваете соперников нашей сборной на первом этапе Евробаскета? И можно ли считать Францию безусловным фаворитом группы?
- Франция, безусловно, сильна. Ее лидеры выступают в НБА, причем, не без успеха. Костяк других сборных составляют крепкие европейские баскетболисты. Все они умные распасовщики, умелые снайперы и сильные атлеты. Но ведь такие есть и среди нас…
- Как вы относитесь к жестко установленному для чемпионатов Европы правилу: в заявку каждой команды может быть внесено только двенадцать игроков - безо всяких исключений и возможности заменить одного исполнителя другим?
- Это один их тех пунктов регламента, который я бы с удовольствием заменил. И, на мой взгляд, он ставит в невыгодное положение не просто конкретную сборную, а всю страну, которую эта сборная представляет. Что будет, если какая-то команда потеряет своего лучшего игрока и не сможет его никем заменить? А ведь в чем проблема - повезти на турнир тринадцатого запасного игрока, который мог бы компенсировать отсутствие кого-то из травмированных партнеров?..
С другой стороны, я понимаю логику организаторов, которые хотят исключить стратегические маневры и хитрости в исполнении отдельных команд. Представьте себе ситуацию: тренер понимает, что один из его подопечных объективно не тянет для выступлений на таком уровне. Тот симулирует травму, держится за колено, все видят, что он покидает площадку с повреждением, а уже в следующем матче его меняет запасной. Уверен, что принимая это условно названное нами «правило двенадцати», оргкомитет опасался подобных раскладов.
- Давайте поговорим о спаррингах. А точнее - о принципах выбора соперников на товарищеские матчи. Предпочитаете ли вы играть с сильными оппонентами, которые свободны в данное время или же выбираете тех, кто близок по стилю к вашим противникам на первом групповом этапе Евробаскета?
- Во-первых, мне очень не нравится само понятие - «товарищеский матч». Давайте будем называть такие игры «выставочными». Что же касается принципа для выбора оппонентов, то он очень прост: если у тебя есть возможность сыграть с сильным соперником - сделай это! Само собой, ты можешь выбрать слабого и даже выиграть у него с разницей в 30 очков. Но в будущем тебе это не поможет. Мощный спарринг-партнер окажет сопротивление, требующее от тебя полной самоотдачи и демонстрации мастерства. Если ты привыкнешь действовать в таком режиме, то сможешь быстрее войти в него, когда это будет действительно необходимо.
Прибавим к этому значительно более качественную информацию для тренеров. Грубо говоря, именно в серьезных выставочных матчах мы увидим, что один парень готов бороться с соперниками подобного класса, а другой - чувствует себя менее комфортно. И обязательно учтем это, когда будем определяться с итоговой заявкой. Связывая это с вашим предыдущим вопросом, замечу, что спарринги со средними или слабыми противниками возможности получить такие сведения нам бы не предоставили.
СЛОВЕНСКИЕ «КАЧЕЛИ»
- Чем бы вы объяснили немыслимое количество потерь и проигранных подборов под своим щитом в спарринге с командой Словении? Может быть, всему виной - естественное волнение молодых игроков, или же наша сборная играла на фоне серьезных нагрузок?
- Вы помните, кто выходил на площадку в той игре? Кто был с нами, а кого не было? Мы не могли рассчитывать на шесть игроков, которые присоединились к нам уже после возвращения в Украину! Некоторые ездили в летние лагеря НБА, кое-кто залечивал повреждения, но факт остается фактом: мы играли против словенцев, мягко говоря, экспериментальным составом. И это - причина номер один.
Причина номер два. Мы начали игру очень уверенно и через шесть минут после начала встречи вели - 10:5. А потом я сделал групповую замену, чтобы посмотреть в деле других ребят. И после этого словенцы набрали 22 очка подряд! И вместо «плюс 5» мы получили «минус 17»! Вот вам красноречивый математический ответ на ваш вопрос.
- На тот момент между вами и новичками сборной еще продолжался период близкого знакомства. Каковы ваши первые впечатления о баскетболистах, которых вы никогда не видели ранее?
- Мне очень нравятся новые игроки: они ответственно подходят к тренировочному процессу - самозабвенно работают и быстро учатся. Меня приводит в восторг мысль о том, что некоторым из них - едва за двадцать. Такие парни, как Саша (Мишула) и Артем (Пустовой), могут быть основными в сборной в течение десяти последующих лет! И приносить ей реальную пользу. Да, на сегодня их нежный возраст - еще и помеха. Им недостает опыта. Но настанет момент, когда условный Артур Дроздов скажет: «Все, я устал. Мне нужно сконцентрироваться на игре за свой клуб и прочих жизненных моментах». И кто-нибудь из них встанет на его место без особой потери в качестве.
- Леонид Стефанишин - уже совсем не мальчик. И он - человек интересной судьбы. Спортсмен и священник - в одном лице. Каковы ваши первые эмоции от совместной работы?
- Это вы сейчас о ком? Простите мне действительно сложно произносить эти заковыристые длинные фамилии. (Улыбается). А, понял. Вы - про Лео. Он примерно в равной степени сочетает в себе качества атакующего защитника и легкого форварда. И если вы видели его на сегодняшней тренировке, то это может означать лишь одно: он достаточно хорош для того, чтобы оставаться с нами. Что будет дальше - пока что сказать сложно. У него слишком конкурентоспособное амплуа. Сегодня на роли второго и третьего номеров претендует целая группа игроков. Человек пять, не меньше - Макс (Пустозвонов), сам Лео, Артур (Дроздов, Липа (Липовый), Дима (Глебов)...
ЭКЗАМЕН ДЛЯ ПУХА
- Раз уж мы перешли на личности, самое время задать вопрос о Юджине, или как все называют его Пухе Джетере. Вы бы могли сравнить его с предшественником в сборной - другим натурализованным американцем Стивеном Бурттом?
- Есть свои сходства и свои различия. Размер? Да, пожалуй, практически один и тот же. Скорость? Примерно одинаковая. Но во время нашей поездки в Сербию я был озабочен тем, чтобы оценить возможности Джетера непосредственно в игре против серьезного соперника. Хотелось посмотреть, как он принимает решения, «читает» оборону соперника, как защищается против игроков класса и калибра словенца Александра Драгича… В конце концов, мне нужно было увидеть, с каким процентом он реализует свои броски. Видите ли, на тренировках игроки могут попадать со страшной силой, а потом в игре даже не добрасывать до кольца. Я ведь все это проходил и не раз…
- С Драгичем Джетер так и не сыграл: со словенцами ваша команда в Сербии разминулась. При этом спарринг с Черногорией и последовавший вслед за ним Trofej Beograda в должны были стать для вас мощным источником информации о готовности команды на данный момент. Каковы основные выводы, сделанные вами по итогам балканской командировки?
- Две последние игры из трех мы проводили без травмированных Славы и Сергея (Кравцова и Гладыря), которых можно считать потенциально ключевыми в сборной. Кроме того, с нами не оказалось нашего капитана Артура (Дроздова), проходившего обследование вне команды. Поражения от Черногории меня особо не расстроило. Мы очень интенсивно менялись, чтобы предоставить необходимое игровое время каждому из баскетболистов и уступили не так уж много - 12 очков.
Но затем была игра с Сербией. И это наше выступление, мягко говоря, не оказалось хорошим. Нас переиграли тотально. Соперник выглядел на порядок сильнее. Ну а завершали турнир мы матчем с Турцией. Первую половину выиграли - 34:29, в начале заключительной четверти вели «плюс три», наконец, проигрывали всего лишь в три очка буквально за три минуты до финальной сирены и в итоге уступили - 64:72. Тем не менее, я был доволен этим матчем - точнее, самими фактом того, что команда психологически восстановилась после действительно плохого выступления. А сейчас перед нами стоит задача поставить на ноги травмированных и задействовать все кадровые ресурсы для дальнейшей работы.
- Так все же, вернемся к Джетеру, чья статистика не особо впечатлила.
- Нужно помнить, что Пух прибыл в лагерь сборной позже большинства игроков: он фактически не участвовал на первом этапе подготовки. А сбор в Южном стал для него вторым, на котором он работает с новыми партнерами. Необходимо учитывать, что до этого момента мы больше закладывали фундамент физических кондиций и учили команду защищаться, и в меньшей степени уделяли внимание атаке.
ШЕСТЕРО ЛИШНИХ
- В Сербии с вами не было Артамонова. И многие подумали, что он уже вне сборной…
- Нет, вы же сами видите: вот он - с нами, тренируется как все. Принимая такое решение, мы учитывали несколько факторов. Во-первых, отпустили парня на несколько дней домой, ведь его семья живет неподалеку от Южного. Во-вторых, дали ему отдохнуть, так как перед тем, как присоединиться к нам, Клим очень много играл на молодежном чемпионате Европы (U-20). Ну и, наконец, ставили перед собой задачу посмотреть на Сашу (Мишулу), чтобы потом посмотреть на Клима (как стало известно «СЭ», Артамонов не попал в состав делегации сборной, отправившейся в Польшу. - Прим. М.С.).
- В начале сборов у вас было 22 игрока. А сейчас осталось…
- …шестнадцать.
- То есть, за эти недели вы сократили штат своих подопечных на шесть человек, отправив в том числе и Кирилла Фесенко…
- У него травма кости стопы, он выбыл минимум на месяц.
- Кроме того, в составе сборной не оказалось Дениса Яковлева, Артема Слипенчука, Вячеслава Боброва, Владимира Конева…
- У нас очень высокая конкуренция на каждой из этих позиций. Мы просто вынуждены от кого-то отказываться. Это тяжело и неприятно. Но это абсолютно вынужденная мера. Мы не могли работать с двадцатью двумя игроками. В Южном, где в нашем распоряжении оказались две площадки и шесть корзин, это было реально. Но не в Киеве. Инфраструктура Дворца спорта не дает игрокам такого простора.
- До отъезда в Белград лагерь сборной покинул еще и Лукашов…
- Могу сказать, что я испытывал к нему особые чувства: Денис очень нравится мне, как человек, и я не забыл, что два года назад он действительно помог нам на Евробаскете-2011. Но в этом году на позиции разыгрывающего неплохо выглядят Пух и Саша (Мишула), который подменял Джетера и выглядел очень неплохо. А есть еще Клим, Заба (Забирченко) и Липа…
- Какой стиль вы бы хотели привить новой сборной? Динамичный баскетбол с быстрыми отрывами и ставкой на снайперов, или же тягучая позиционная игра с акцентом на действия больших игроков?
- Мы бы хотели убегать в отрывы при первой же удачной возможности, которую могут предоставить эффективные действия на подборах. Сами понимаете, здесь есть прямая зависимость: если мы не будем хорошо подбирать под своим кольцом, то не сможем убегать в отрывы под чужое. Ну а если такие атаки не будут получаться, и мы не сможем забивать легкие мячи, то, конечно, придется перестраиваться, отходить назад и проводить позиционное нападение. Но как бы там ни было, все сводится к надежной защите, без которой не будет и результативной атаки.
- Чем планируете заниматься на заключительной стадии подготовки к Евробаскету-2013?
- Сборная остро нуждается в контрольных матчах. На данный момент мы провели всего пять спаррингов. В первых двух - не имели шесть человек! А в трех оставшихся - с нами не было троих лидеров. Теперь нас ждут Польша, Швеция и Россия, где я и планирую, наконец, увидеть всех кандидатов в деле.
Давайте посмотрим правде в глаза: сейчас мы еще далеки от игрового тонуса. К тому моменту, когда наша команда вступит в турнир, игроки будут более сыгранными, мы будем лучше защищаться и эффективно атаковать. Поверьте, 4 сентября - в день первого матча на Евробаскете - мы должны быть другими.
СЕМЬ ФУТОВ ПОД ЛЕНЕМ
- Последняя тема этого интервью - украинцы в НБА. Как вы оцените ситуацию, в которую попал Вячеслав Кравцов? Стоит ли ему соглашаться на обмен в «Милуоки»?
- С изменением системы налогообложения в НБА проявилась тенденция: владельцы клубов сокращают зарплаты игроков и, собственно, их количество из-за так называемого налога на роскошь, предполагающего отчисления государству за каждый лишний доллар сверх установленного лимита. Фактически боссы клубов бьются за каждый доллар, чтобы не вгонять себя в не нужные расходы. И, в крайнем случае, они попросту отпускают игроков, после чего расползаются слухи об их будущем. «Милуоки» могут взять Славу, но могут и амнистировать, и тогда он станет свободным агентом и будет сам выбирать - оставаться ли ему в Америке или искать варианты в европейских клубах.
На мой взгляд, его потенциал в НБА далеко не исчерпан. Кравцов - молод, но у него есть определенный опыт, а кроме того, он должен понять: никто не ждет, что он будет набирать по двадцать очков за игру. Ему нужно стабильно подбирать мячи, надежно защищаться и периодически ставить блок-шоты. Если он сконцентрируется на этих задачах, все будет отлично.
- Думаю, читатель не поймет меня, если я не спрошу вас об украинском новичке «Финикса» Алексее Лене…
- Очень жаль, что он получил эту злополучную травму голеностопа и выбыл на три месяца. Потому что я бы хотел видеть его в будущем в своей команде. У Леня много плюсов - в нем 7 футов и один дюйм, у него отлично чувство мяча, он может забивать как лицом к кольцу, так и спиной. Он умеет пасовать, защищаться, ставить блоки, делать подборы, отлично бежит. Он молод, силен и у него отличные перспективы и в НБА, и в сборной. У него так много достоинств, что мне становится страшно. (Смеется).
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Прославленный отец – о дебюте сына Романа
Пабло Торре не устраивает нынешнее количество игровой практики в стане «блаугранас»