Ирина ЗВАРИЧ: «Женский футбол жесткий, но не жестокий»
Вратарь женской сборной Украины и французского «Жювизи» рассказала о своей спортивной карьере
Уезжают играть за рубеж не только украинские футболисты, но и футболистки. 29-летняя вратарь нашей сборной Ирина Зварич — лучшая футболистка Украины 2012 года, зимой пополнила состав шестикратного чемпиона Франции — команды «Жювизи». В интервью Ирина рассказала о новой команде, сорвавшемся переходе в «Ливерпуль» и личной жизни.
— Как и когда вы решили связать жизнь с футболом?
— Эта игра у меня в крови. Папа обожал футбол, к тому же я проводила много времени со старшим братом, когда он с друзьями гонял мяч. Брат определил меня в ворота, я довольно неплохо отбивала удары. В школьном возрасте начала играть с другими ребятами. Когда мне было 9 лет, в школе проходил отбор в детскую команду ФК «Легенда» (одна из сильнейших женских команд Украины, базируется в Чернигове. — прим.авт.). Я сразу же записалась, хотя уже три года занималась игрой на скрипке. Но как только появился футбол — сразу ее забросила.
— На других позициях играть пробовали или сразу стали в ворота?
— Поначалу бегала в поле, но потом тренер заметил, что у меня хорошая реакция и координация — игры с братом не прошли даром. Начала тренироваться как вратарь. Но в поле я тоже люблю играть. Не раз меня использовали как полевого игрока. Выступая в России, я один сезон отыграла на позиции правого защитника.
— Помните, когда завоевали первый трофей?
— Это было в 1999 году — в составе «Легенды» я стала серебряным призером чемпионата Украины, а позже два года подряд была чемпионкой и обладателем Кубка страны. После этого уехала играть в Россию.
— В прошлом году вас признали лучшей футболисткой Украины. Есть ли другие индивидуальные награды?
— Личных наград особо нет — футбол все-таки командная игра. Но в ежегодном списке 33 лучших игроков чемпионата России я всегда была в тройке вратарей. А в том сезоне, когда играла в поле, меня признали лучшим правым защитником России.
— Как на вас вышел французский «Жювизи»?
— Благодаря моему агенту. Мы выслали французам видеозапись с моей игрой, они заинтересовались. В ноябре я приезжала на просмотр, а позже подписали контракт на полгода – за это время надеюсь присмотреться к клубу и адаптироваться к новой стране. Если всех все будет устраивать – продлим соглашение.
— Что это за команда?
— «Жювизи» на первый взгляд кажется компанией любителей без серьезных задач, но в действительности — это сумасшедший коллектив профессионалов, высококлассных игроков. На тренировках и в играх это настоящая команда, умеющая играть в футбол и достигать самых высоких результатов.
— Что для вас означает этот переход?
— Переход, как и переезд во Францию в целом – возможность открыть для себя новые горизонты, получить другой опыт, познакомиться с европейским подходом к футболу изнутри. Ну и, конечно, цель номер один – побороться за победу в Лиге Чемпионов.
— Хотите задержаться во Франции надолго?
— Пока мне все нравится. Но сейчас я больше сосредоточена на играх Лиги чемпионов, Кубка Франции и чемпионате.
— Говорят, вы могли уехать и в Англию.
— Это было в начале сезона, когда мы с агентом вели переговоры с английским «Ливерпулем». Мне долго не открывали английскую визу, и меня попросту не успели заявить на чемпионат, поэтому я полгода не имела права играть. «Ливерпуль» был вынужден искать другого вратаря, а я — новую команду, которой оказался «Жювизи». Может, это и к лучшему.
— Девушке трудно стоять в воротах? Часто ли попадает от соперниц?
— Попадает довольно часто — и на тренировках, и в играх. Перенесла уже три операции на колене, но, увы, любой профессиональный вид спорта не обходится без этого.
— А бывали случаи драк на поле или в раздевалке?
— Женский футбол жесткий, но не жестокий. В моей практике не было драк на поле, а тем более с моим участием. В раздевалке тоже всегда можно решить проблему путем диалога. Иногда на повышенных тонах, но мы цивилизованные люди, к тому же девушки, и можем решать вопросы без кулаков.
— У вас невысокий рост как для вратаря (172 см.). Не считаете это недостатком?
— В этом есть свои преимущества. Скорость, прыгучесть, реакция и чтение игры компенсируют недостающие сантиметры (смеется).
— Уже адаптировались к новой стране? Как вас приняли?
— Я во Франции уже больше двух месяцев, потихоньку осваиваюсь. Девчонки здесь веселые, только мешает языковой барьер — они ждут не дождутся, когда я выучу французский.
— Как продвигается обучение?
— Мучаюсь с произношением. Хотя успехи уже есть.
— Есть ли в команде другие легионеры?
— Только я и Джанис Кайман из Бельгии. Мы с ней живем в одной квартире. Она хорошо говорит на английском, и я его немного знаю, поэтому с ней мы общаемся больше всего.
— Вы замужем?
— Нет, я 5 лет встречалась с молодым человеком, вот меня и «поженили» некоторые СМИ. Сейчас я свободна, пока в поиске суженого (смеется).
— Может быть, найдете вторую половинку в Париже?
— Такое планировать невозможно. Может, и в Париже.
— Успели уже побывать в столице Франции?
— Жювизи – пригород Парижа, полчаса до центра столицы. В Париже бываю каждую неделю, но пока только проездами – все не хватает времени, чтобы поехать просто погулять. Надеюсь, когда потеплеет и пройдут важные матчи, смогу выбраться на прогулку.
— Выступая в России, вы принимали участие в командных фотосессиях в довольно-таки откровенном виде. Часто там такое практикуют?
— В России довольно часто приглашают футболисток для фотосессий в различных журналах. Там девушек можно увидеть в полуобнаженном виде — российские СМИ хотят избавиться от стереотипа о грубых и мужиковатых девушках-футболистках.
— В других странах встречались с подобным?
— В Украине ни одну футболистку не видела в журнале, а вот во Франции спортсменки частенько становятся лицом какой-то фирмы, снимаются в рекламах.
— Как во Франции к женскому футболу относятся болельщики и пресса?
— К женскому футболу тут больше внимания, чем в Украине и России. Болельщиков собирается много, особенно на матчах с лидерами. В Прессе тоже всегда есть статьи посвященные женскому футболу. К примеру, матчи сборной собирают около 10 тысяч болельщиков – и это только товарищеские поединки! При том, что цена билета на поединок составляет примерно 15 евро.
— Фанаты уже просят автографы?
— На улице пока не узнают, а автограф просят на стадионе, после матчей.
— Чем отличается подход к женскому футболу в Украине, России, Франции?
— Во Франции женский футбол очень массовый вид спорта – много детских групп, начиная со школ, заканчивая разными дивизионами. Впрочем, здесь женский футбол во многом считается не профессиональным. В первом дивизионе только «Лион» и «ПСЖ» можно назвать полупрофессиональными клубами, остальные команды существуют на любительском уровне – девчонки работают и параллельно играют в футбол. Однако, за счет массовости французы имеют большую селекцию и уровень игроков в высших дивизионах очень высокий. Здесь видно школу, игроки обучены и тактике, и техническим приемам, есть дисциплина, чего зачастую не хватает нашим игрокам.
— А со сборной Украины мечтаете выиграть трофей?
— Пока я выступаю за сборную Украины, хочу добиться максимально возможного результата. Сейчас — это задача выхода в финальную часть чемпионата мира, а дальше жизнь покажет.
— Планируете вернуться в Украину?
— В будущем, конечно, хочу вернуться в Украину и может уже не в качестве игрока. Планирую продолжить свою карьеру в спортивном направлении. – хочу передавать накопленный опыт, быть полезной для развития женского футбола в Украине. Верю, что При правильном подходе Украина сможет конкурировать на самом высоком уровне.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Новый вождь «Ромы» рассказал Артему, что хочет от команды
Главный тренер сборной Украины воспринимает матчи против Бельгии как возможность сделать шаг вперед