Мама Золотой Рыбки
Нина Кожух, тренер четырехкратной олимпийской чемпионки Яны Клочковой, отметила 65-летний юбилей
Говоря о феномене учеников, нельзя не учитывать уникальность наставников. Побеждая, спортсмены становятся ГЕРОЯМИ, тогда как учителя остаются подчас незамеченными или не по достоинству оцененными.
Как-то Нина Федоровна призналась, дескать, если бы ее в годы юности тренировал Александр Емельянович Кожух, то она, как Яна Клочкова, несомненно, стала бы олимпийской чемпионкой.
Эти слова не дань вежливости дорогому супругу, с которым прожила уже много лет, а признание его неординарного тренерского таланта.
Но, к сожалению, сама Нина Федоровна у него не занималась, а вот школу тренера постигала. Александр Емельянович обладает невероятным чутьем на классных спортсменов, вернее, он умеет разглядеть будущих чемпионов в обыкновенных девчонках и мальчишках. Знает, что и как нужно сделать, чтобы спортсмен заблистал. Правда, в этой работе ему давно помогает жена, коллега и единомышленница Нина Федоровна.
Еще в девятом классе юная Нина получила письмо из Москвы, куда ее приглашали учиться в институт физкультуры. В столицу так просто попасть было невозможно, отбирали лучших. Наивная, она на радостях показала в родном харьковском бассейне приглашение, и, конечно же, ее не отпустили. Скорее всего, судьба сложилась бы по-другому. Но она ни о чем не жалеет.
А плавала девчонка с детства. Семья жила в российской глубинке, недалеко от Прохоровки, где проходила знаменитая Курская дуга — кровавая битва времен Великой Отечественной войны. Вот с того горячего времени и остался котлован от разорвавшейся бомбы, который постепенно заполнялся водой из подземных источников. Там она, пятилетней девочкой, увидев уплывающее постиранное белье, понеслась его спасать, прыгнула в воду и поплыла...
В 60-х Нина входила в тройку сильнейших пловцов харьковской школы, славящейся на весь Союз (Татьяна Девятова, Людмила Хазиева, Нина Яготинцева— девичья фамилия Нины Федоровны: именно этих девушек тогда в СССР называли Золотыми рыбками.—Прим.авт).
Роман Нины Федоровны со зрелым наставником Александром Кожухом можно вполне назвать служебным. Демобилизовавшись из армии в 1953 году, он пришел в «Динамо» устраиваться на работу, имея на то время пустяковый второй разряд по плаванию. Пловец он был со средними данными: невысокого росточка, маленькие руки, гребок слабый (как признается сам). Но все же за плечами имел пусть скромный, но тренерский опыт в армии. Командование, узнав, что новобранец занимается плаванием, приказало подготовить команду для армейского турнира, вот и пришлось стать тренером.
Как-то Нина подменила на тренировке Александра, отлучившегося по делам. Ей понравилось заниматься с детьми, а вернувшемуся вскоре наставнику понравилось, как она это делает. Когда же он уезжал на сборы или турниры, то в «Динамо» приходилось решать массу организационных вопросов, и Нина все чаще оставалась за старшую. Вот так и досотрудничались до свадьбы.
Порядочность, воспитанность, профессионализм высшего класса, умение находить общий язык с людьми без оскорблений, грубостей восхищали девушку.
К тому же ее избранник обладал редкими организаторскими способностями. Ведь тренер как тогда, так и сейчас вынужден решать не только вопросы подготовки, но и массу других проблем: квартиры, учебу, отдых, питание, стипендии для спортсменов. А ходить и добиваться нужно уметь. С ним она себя чувствовала как за каменной стеной и в спорте, и в жизни (Александру Кожуху принадлежит идея создания групп олимпийской подготовки, организация и открытие первого в Союзе пансионата для спортсменов, введение системы 2-х и 3-разовых тренировок.—Прим.авт.).
Свадьбу спортивное окружение восприняло с радостью. Она стала естественным результатом отношений опытного тренера и начинающей наставницы. Молодожены сутками пропадали в бассейне (Харьковский бассейн «Динамо» с двумя ваннами открыли в 1961 году), были там полноправными хозяевами. Муж решал все организационные и хозяйственные вопросы, жена занималась с группой.
Правда, не обошлось без внутреннего конфликта с руководством. Кто-то из чиновников раскопал указ за Царя Гороха, дескать, жена не имеет права работать с мужем на одном предприятии. Из-за чего Нине и не давали ставку тренера. Позднее выяснилось, что это касалось только системы торговли и общественного питания, где есть материальная ответственность. Все, конечно же, утряслось, но подобная канитель оставила тогда неприятный осадок.
Супруги никогда не делили учеников и медали. У Кожухов тренировались в основном девчата, и мужчине-тренеру подчас было нелегко решать чисто женские деликатные вопросы. А Нина, зная о каждой ученице все, могла тонко корректировать, сглаживать острые ситуации, учила их не только плавать, но и жить: смотреть за одеждой, готовить, общаться друг с другом, поведению с парнями. Чтобы быть настоящим тренером, нужно много знать и много вкладывать — это всегда являлось основой их работы. Так и сформировались два правила общения с учениками: не врать и доверять.
Настрой перед стартом у наставников всегда один — вы самые лучшие, вы победите. Даже после неудач они не кричат, не укоряют, считая, что вместе чего-то недоработали.
В советское время были тренеры, которых любило партийное руководство, а существовали — оппозиционеры.
Оставаясь беспартийной, Нина Федоровна со всеми находила общий язык. Безусловно, приходилось доказывать свою правоту, но до крупных конфликтов не доводила, держать ситуацию под контролем помогал Александр Емельянович.
Интересный факт: Нина Федоровна стала в 1971 году самым молодым в СССР заслуженным тренером. И случилось подобное в одночасье, это при той извечной волоките со сбором документов, тянущейся несколько месяцев. На Всесоюзной Спартакиаде школьников три ее воспитанницы заняли весь пьедестал почета на нескольких дистанциях. А вечером после награждения объявили, дескать, Нине Кожух присвоено звание заслуженного тренера. В 26 лет такое признание заслуг явилось полной неожиданностью.
Тогда-то, может, и стали называть воспитанники Нину Федоровну Шефиней. Позднее у учеников зародилась традиция дарить одну из медалей наставнику. И хотя нет у нее по-прежнему звезд на погонах (хотя более 30 лет ею отдано обществу «Динамо»), но ГЕРОЕМ страны ее можно назвать вполне заслуженно.
Но настоящие герои в обход трудностей не идут Нина Федоровна никогда не купалась в славе своих выдающихся учеников и не боялась начинать все сначала. Вот и сейчас работает с молодыми пловцами 1992—1996 годов рождения. Ныне базой для нее стал бассейн СКА и столичный Дворец подводного плавания на Ленинградской площади, руководителям которых благодарна за сотрудничество и помощь.
За давностью лет Нина Федоровна и Александр Емельянович не любят вспоминать своих обидчиков. Незадолго до московской Олимпиады альма-матер харьковской школы плавания бассейн «Динамо» находился под угрозой закрытия. Причиной послужило открытие в спартаковском бассейне центра, куда пригласили ленинградцев Владимира Сальникова и его тренера Игоря Кошкина. Условием их приезда стало немедленное закрытие конкурирующей плавательной базы «Динамо», руководимой на то время титулованными украинскими тренерами. Кожухи, отдав Харькову тридцать лет жизни и любви, вынуждены были уехать в Херсон, а затем в Симферополь. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В Крыму случай свел тренеров с ученицей, ставшей впоследствии самой титулованной. Вернее внимание Нины Федоровны привлек вначале статный мужчина, держащий маленькую девочку за руку и выбиравший спортивную секцию для дочери. Сам он оказался из Харькова и прекрасно знал о тренерском союзе Кожухов. После непродолжительного разговора земляки решили — заниматься Яночка будет плаванием.
Вскоре спартаковский бассейн в Харькове был реорганизован в водный дворец « Акварена», куда и пригласили из вынужденной ссылки в Крыму тренерский дуэт Кожухов. Тогда уже они стали ставить условия — приедем в Харьков только со своей ученицей. Никто из руководителей не придал этому значения, мол, еще неизвестно, что вылупиться из этой ученицы, дескать, пусть везут. Кожухи никогда не делали прожектов, но свою работу знали. Яна Клочкова в 15 лет выиграла свой первый чемпионат мира, на двух Олимпиадах завоевала четыре золота и серебро. Ее титулов и правительственных наград не счесть. И теперь ее, как когда-то Нину Федоровну, называют Золотой рыбкой. Такой преемственности Нина Кожух только рада.
Анна ШПАК, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бывшие игроки «Динамо» поставили 200 долларов на игру национальной команды
Наибольшее признание получил Майкл Фелпс