Дом без фундамента
О каких медалях речь, если негде тренироваться?
Неудачным признали болельщики и спортивные чиновники выступление национальной сборной на XXI Олимпийских играх. Накануне старта в Ванкувере делались ставки на четыре вида спорта - биатлон, сани, лыжи и фристайл, где украинцы в предолимпийский сезон имели весомые достижения на чемпионатах мира и этапах Кубках мира. Однако на Играх все сложилось далеко не радужно. Но действительно ли могли наши спортсмены претендовать на награды самых престижных соревнований современности, готовясь в украинских реалиях? Перед вылетом в Канаду президент Национального олимпийского комитета Сергей Бубка признался «СЭ», что олимпийские медали в украинской копилке будут приятным сюрпризом, а не логичной закономерностью: «Я не могу назвать ни одной спортивной базы, построенной у нас за годы независимости. Может, вы знаете?»
300 МЕТРОВ ЛЬДА
Хотя, пожалуй, все-таки одно сооружение можно вспомнить. Лет пять назад во Львове пострили стартовую эстакаду для саночников. Тогда говорили, что ей нет аналогов во всей Восточной Европе. Да уж, действительно - какая еще страна строит базы, чтобы они пустовали?! В летний период, ближе к началу сезона, все саночники мира отрабатывают стартовую составляющую. А украинские -должны понимать, что у государства нет денег на намораживание льда на трехстах метрах желоба. Так вправе ли правительство такой страны требовать от спортсмена не просто результатов, а медалей?! Но, как не парадоксально, они есть! В прошлом году Наталия Якушенко завоевала первую в истории независимой Украины медаль чемпионатов мира. Несмотря на все условия, скорее - вопреки им, киевлянка по сумме двух попыток сумела финишировать третьей. Причем давайте еще вспомним, что сама поездка в американский Лейк-Плэсид из-за бюджетной волокиты едва не сорвалась. И если бы не помощь Национального олимпийского комитета, исторической награды могло и не быть. И после этого еще можно в чем-то упрекнуть спортсменку и ее тренеров?
По словам старшего тренера Игоря Воропаева, пробел в стартовой подготовке на протяжении сезона восполнить нельзя. Ведь каждому этапу подготовки - свое время. Ближе к самим соревнованиям и во время них надо тренировать технику прохождения всей дистанции. Вот и получается, что на первом участке трассы украинки, в лучшем случае, показывают десятое время. Кстати, именно такой результат на разгоне показала Якушенко во время первого «бронзового» заезда в Лейк-Плэсиде-2009. Потерянное на старте украинкам приходится наверстывать на середине трассы и финише. И, как правило, они успешно справляются с этим. А в Ванкувере из-за трагической гибели грузина Нодара Кумариташвили старт перенесли, сократив дистанцию. Наши спортсмены потеряли драгоценные метры, на которых им удавалось не просто сократить отставание, а даже обойти не одного соперника.
Стартовая эстакада во Львове - единственное саночное сооружение, функционирующее во время сезона. Кстати, молодежь как раз может тренировать здесь свои стартовые навыки. Справедливости ради отметим, что в городе Кременец Тернопольской области есть санная трасса, но ее деревянный желоб предназначен для роликового инвентаря - то есть для летнего периода. Если снежная и морозная зима, как, к примеру, в этом году - там могут проводить соревнования и на обычных санях. Но международному уровню этот желоб абсолютно не отвечает. Там нет холодильных установок, и его функционирование в зимний период полностью зависит от погоды. Даже чемпионаты Украины проходят в латвийском городе Сигулда, чья трасса для украинских спортсменов стала уже родной. Не имея условий дома, наши саночники в преддверии сезона проводят сборы в Латвии, Норвегии, Германии. Но если там собирается много сборных, то количество спусков сокращается. Например, если одновременно на тренировочную неделю приехало немного команд, то в день можно сделать и восемь заездов, каждый из которых стоит в Германии 20 евро, Норвегии - 28. Неужели это за долгие годы обойдется дешевле, чем строительство собственной базы?!
Но финансы - одна сторона медали. На чужих трассах все равно не наездишься. Наталия Якушенко в интервью «СЭ» говорила, что во время Советского Союза за сезон делала около 250-300 заездов. Теперь же, в лучшем случае -100. Вы до сих пор еще удивляетесь, как с такой подготовкой можно остаться без олимпийской медали?! Мы же поражаемся, как Наталия сумела не раз подняться на пьедестал почета этапов Кубка мира и завоевать награду чемпионата мира.
ТРАМПЛИН-ПРИЗРАК
Такая же ситуация и в других зимних видах спорта. Фристайлисты были одними из тех, от которых тоже ожидали успеха в Ванкувере. Но их выступление подтвердило давно известную истину - на Бога надейся, а сам не плошай. Чудо и сенсация - это, конечно, хорошо, тем более, что без них не проходят ни одни Игры. Только вот оно тоже требует вложений. Да, подопечным Галины Досовой в олимпийский сезон профинансировали сборы в Чехии, США, Швейцарии, Австрии, Канаде. Родная база в карпатском Заросляке, как и стартовая эстакада у саночников, лидерами невостребована. Когда там появляется снег, национальной сборной уже надо соревноваться на международном уровне.
Два года назад в мае на конгрессе Международной федерации лыжного спорта (FIS) в Кейптауне было принято решение, которое должно было сдвинуть камень с мертвой точки. Киев получил право провести первый в истории украинского лыжного спорта этап Кубка мира. Он должен был стать генеральной репетицией перед чемпионатом мира по лыжной акробатике в Японии. Должен был, но не стал. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране исполком Федерации лыжного спорта Украины вынужден был отказаться от проведения этапа Кубка Европы по сноуборду (биг-эйр) и финала Кубка мира по фристайлу (акробатика). Конечно, Кубок Европы FIS, который в эти дни проходит в Буковеле, не сможет сравниться по размаху с последним, но, все же, это уже что-то. А особенно для того вида спорта, где судьбу наград решают не голы, очки, секунды, а судьи, благосклонность которых нужно завоевывать в том числе и такими методами.
Украинский прыгун Виталий Шумбарец после не совсем удачного выступления в первый день соревнований в Ванкувере уверенно заявил, что главную ставку он изначально делал на большой трамплин. Вопрос же корреспондента «СЭ»:«Почему, ведь у нас в стране есть только К90?», вызвал у спортсмена только смех. «Разве то, что у нас есть, можно трамплином назвать!» - парировал он. А ведь были времена, когда мы могли похвастаться даже сооружениями для прыжков с трамплина. Правда, уже и вспомнить сложно, когда в последний раз кто-то летал в Киеве возле Дворца спорта или же рядом с горнолыжными спусками в Тысовце. Красавцы-трамплины за давностью лет превратились в призраков. В годы независимости единственным, что хоть как-то поддерживало престиж украинских прыжков с трамплина в глазах международных функционеров, был традиционный международный турнир в Ворохте. Почему в этом году Кубок Карпат впервые разыграли между собой только представители Украины?
- Трамплин в Ворохте исчерпал свои технические возможности не только для проведения соревнований, но и для тренировок, - рассказывает главный тренер сборной Украины Валерий Вдовенко. - Щетки устарели, крючки металлические торчат. Последствия прошлогоднего наводнения и систематические дожди сделали на горе приземления ямы. На данный момент там просто небезопасно прыгать. Ворохтинскую базу «Авангард» пару лет назад отдали в аренду. Для инвесторов трамплины - не главная ее достопримечательность, и вкладывать в них деньги они не собираются. На мой взгляд, самый оптимальный вариант - объединить усилия инвесторов и государства. Откреститься от Ворохты для Министерства по делам семьи, молодежи и спорта - не выход. Все-таки это единственное место в Украине, где может готовиться национальная сборная не только по прыжкам, но и по двоеборью.
МЕДЛЕННЫМ ТЕМПОМ, НО ДВИГАЕМСЯ
А от биатлонистов мы ждем успехов, основываясь на чем? В недавнем молодежном чемпионате мира в шведском Торсби принимала участие Анастасия Меркушина - дочка тренера по биатлону Олега Меркушина и участницы Олимпиады в Нагано, вице-чемпионки мира-2003 Ирины Корчагиной. У норвежских коллег-друзей этого семейного спортивного подряда сын тоже занимается биатлоном, но на мировое первенство не поехал, даже не стал пробовать туда попасть. В национальном отборе участвовало пару сотен детей. А, как думаете, у нас пару десятков набралось? В Украине, которая позиционирует биатлон как зимний вид спорта номер один сегодня есть только одна база, которая теоретически могла бы принять крупный старт - это Тысовец. Опять же, только теоретически, потому что для зимнего Кубка IBU нужно сделать намного больше, чем для чемпионата Европы по летнему биатлону, который мы принимали в 2007-м году. Новояворовск, Сумы, Чернигов - и тренировочными базами можно назвать лишь с натяжкой. Нужна реконструкция. То же самое касается и базирующихся там лыжных трасс. Хотя нельзя сказать, что ничего не делается. Ведь уже который год проводится Кубок Восточной Европы на олимпийском спортивном комплексе «Темп» в Харькове. Это, конечно, капля в море, по сравнению с тем, что нужно для того, чтобы у нас в команде было несколько лыжниц класса Валентины Шевченко. Но хоть что-то.
Бурную реакцию со знаком минус у украинских болельщиков вызвало 37-е место в слаломе горнолыжницы Богданы Мацецки. А разве могла 20-летняя спортсменка прыгнуть выше головы? В Украине не так давно появились условия для того, чтобы тренировать эту дисциплину. Именно сбор, проведенный в Буковеле по принципу зеленая улица для спортсменов, дад дал возможность Мацецкой, по ее же собственным словам, показать все, на что она была способна в Whistler Creekside. Но Буковель остается, в первую очередь, туристической базой. Хоть и помогает спортсменам. Длинных трасс с нужным перепадом высот для высококлассных спортсменов там нет. Поскольку летом и осенью в Украине снега нет, команда проводит сборы на леднике Австрии Хинтертукс. В этот период они находятся там около 80-ти дней. Государство компенсирует лишь маленькую часть финансовых затрат. Горнолыжникам, как никаким другим нашим спортсменам, повезло - им помогают спонсоры. Они купили для команды два микроавтобуса, оплачивают летне-осеннюю подготовку для десяти спортсменов и трех тренеров. Интересно, что меценаты после соревнований не набрасываются на спортсменов с претензиями - отработали те потраченные на них деньги или нет. Но таких фанатов мало. Высококлассных спортсменов можно и нужно готовить за границей, это мировая практика, и в ней нет ничего зазорного. Только вот где взяться новым Якушенко, Шевченко, Дериземле, если в Украине не будет условий для подготовки новых кадров?
Ирина ГОЛИНЬКО, Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Любитель с банкроллом $16,000 обыграл легенд покера и выиграл почти $200,000
«Жирона» победила »Эспаньол»