Стефан ЛАМБЬЕЛЬ: «Хочу испытать себя в Ванкувере»
Швейцарец Стефан Ламбьель - один из претендентов на победу в мужском одиночном катании на ОИ-2010
На недавно завершившемся чемпионате Европы по фигурному катанию в Таллине вернувшийся в спорт после годичного перерыва в связи с травмой швейцарец Стефан Ламбьель завоевал серебряную медаль, уступив золото еще одному «возвращенцу» этого сезона россиянину Евгению Плющенко.
После соревнований Стефан рассказал нам о своих впечатлениях, прокате, надеждах на главное событие этого сезона - Олимпиаду, и многом другом.
- Стефан, прокомментируйте пожалуйста Ваш прокат (произвольной программы. После короткой он занимал пятую позицию – прим. корр.).
- Для меня эти соревнования были непростыми. После короткой программы я спрашивал себя, как мне сделать так, чтобы всё сработало. Я знал, что достаточно силён, чтобы сделать это, и был готов бороться. У меня были удачные тренировки и я был в хорошей форме, так что у меня не было сомнений – но никогда нельзя знать точно, ведь это спорт. Когда я вышел на лёд перед произвольной программой, я сказал себе: «Просто следуй за музыкой» - именно это я и сделал. Пару раз я несколько потерял концентрацию, сначала после первого четверного прыжка, я просто не знал, куда мне ехать дальше, а затем на финальной дорожке шагов. Я очень огорчен, что мне не удалось показать этот вальс зрителям и судьям так, как хотелось бы, но у меня есть еще три недели, чтобы поработать над ним, и я сделаю его еще более красивым.
- Как Вы чувствуете себя сейчас?
- Я очень доволен и очень счастлив, но я понимаю, что мне нужно напряженно работать перед Олимпиадой. Могу сказать, что это был очень важный шаг для меня, это европейское первенство, и после короткой программы мне было несколько сложно найти правильное направление. У меня не было сомнений, что это сработает (его произвольная программа - прим. корр.), потому что на тренировках я чувствовал себя сильным, был уверен в своих прыжках, и я мог быть собой. Это важно, что на этих соревнованиях я был собой, я мог показать в своей произвольной программе, насколько я подготовлен, и теперь у меня есть еще три недели, чтобы отшлифовать мелкие детали.
- Вы говорили, что хореография для короткой программы на музыку Россини «Вильгельм Телль» была готова за три дня. А для новой произвольной? (В Таллине Стефан представил свою новую произвольную программу, ранее в сезоне он катал «Танго» Астора Пьяццолы – прим. корр)
- Когда я взял музыку из «Травиаты», я порезал ее так, как мне хотелось, и перед началом работы над хореографией я мог «прокатать» программу у себя в голове, увидеть, где будут какие элементы, где именно я хочу сделать дорожки шагов, где вращения и все прыжки, которые я хотел включить в программу. Так что после этого было довольно просто «включить» в программу хореографию, так как я уже знал, что и как я хочу сделать в отношении элементов. Мне очень комфортно работать с Саломе (Саломе Брюннер, хореограф Стефана – прим. корр.), потому что мы понимаем друг друга и она очень хорошо меня знает, на сегодняшний момент мы проработали вместе уже около 12 лет, так что я знаю, как она работает, а она знает меня. Она точно знает, что мне подходит, а что нет. У нее богатый опыт, так что когда мы выходим на лёд и включаем музыку, сначала мы даже не разговариваем друг с другом. Я просто делаю какие-то свои движения и где-то через десять минут мы собираемся и начинаем обсуждать, всё идёт по нарастающей, и после 2 часов работы у нас уже есть костяк программы, шаг за шагом мы добавляем всё больше и больше нового и чувствуем, что что-то рождается. Эта программа как будто наш ребенок.
- Кто выбрал эту музыку («Травиата» Верди)?
- Я решил взять ее. Мистер Грюттер (Питер Грюттер, тренер Стефана – прим. корр.) пришел в восторг от Травиаты, он обожает эту музыку, и я тоже всегда хотел поставить программу под нее, она просто замечательная. Это как будто вам было недостаточно короткой программы, вы хотите увидеть больше, и следующим шагом идёт произвольная программа. Так что эти программы как будто две части, два акта, довольно похожие, но в то же время разные.
- Кто был дизайнером костюма для произвольной программы?
- У меня была в голове идея костюма, так что когда я отправился к дизайнеру, мы сделали наброски, и мне не очень понравились эти идеи на бумаге, так что я пошел в совершенно другом направлении. Сначала я хотел сделать что-то сложное, но чем больше я катал эту программу, вслушивался в музыку, тем яснее я видел, что здесь мне нужно наоборот что-то простое, элегантное, что шло бы мне. Мне кажется, блестящая часть костюма – как сама эта программа. Он не должен быть, как радуга, он просто должен подходить мне, мне необходимо чувствовать себя в нём удобно, свежо. Обычно я люблю высокие воротники, но в этот раз мне хотелось показать свою шею, почувствовать лёгкость, поэтому мы его убрали. Я чувствую себя очень комфортно в этом костюме.
- Это тот же дизайнер, что делал костюм для короткой программы?
- Нет. Это дизайнер, что создала костюм для моей показательной программы «You’re beautiful”, она также сделала «зебру» (костюм Стефана для произвольной программы под «Времена года» Вивальди, с которой он выиграл серебро на Олимпиаде – 2006 в Турине – прим. корр.), костюм для программ «Кровавый бриллиант», «Король Артур».
- Вы упоминали, что во время работы над короткой программой «Вильгельм Телль» вы вдохновились историей и костюмами Тюдоров, а в этом случае?
- Балет. Я был очень вдохновлен балетом.
- Какова была главная причина Вашего возвращения? К примеру, Евгений Плющенко сказал, что его побудила к этому его жена, но насколько я знаю, вы всё еще холостяк.
- Причина очень проста: мне кажется, для любого спортсмена Олимпиада - нечто очень особенное. Мне удалось принять участие в двух Олимпиадах и я очень хотел испытать себя в третий раз, в Ванкувере.
- Что вы чувствуете в связи с возвращением Плющенко?
- Это хорошее чувство. Да, я действительно хочу выиграть, но я чувствую, что мы достойные соперники, мы уважаем работу друг друга и я надеюсь, что в тот день, когда я окажусь на высшей ступеньке пьедестала, он примет это так же, как я принимаю его работу, когда побеждает он.
- После возвращения в спорт, вы остались всё тем же Стефаном или теперь это новый Стефан?
- Я думаю, я всё тот же, но более зрелый. Вы знаете, это как пирамида – я продолжаю работать над собой, так что она немного выше, чем раньше, но основа всё та же.
- Как сейчас обстоят дела с вашей травмой? Вам пришлось принимать болеутоляющее, чтобы выдержать напряжение соревнований?
- Да, мне пришлось принимать болеутоляющее перед соревнованиями, чтобы не думать о боли, но сегодня я очень удивлен и счастлив, так как я не чувствую боли после недели тяжёлой работы, и я хотел бы поблагодарить всех физиотерапевтов, которые работали со мной.
- Во время тренировок Вы делали каскад тройной сальхов – двойной тулуп с поднятой над головой рукой во время второго прыжка. Это результат Вашей работы с Брайаном Орсером в Канаде? (ученик Орсера, американец Адам Риппон, начал прыгать тройной лутц с поднятой над головой одной или двумя руками в этом сезоне. Его еще называют «тано» лутц, так как первым его исполнил извечный соперник Брайана Орсера - Брайан Бойтано – прим. корр)
- Нет (смеется). Это не связано с Брайаном, просто сейчас в связи с новыми правилами для того, чтобы получить положительные ГОЕ, необходимо добавить что-то при приземлении, заходе на прыжок или непосредственно в воздухе, и если бы вчера у меня лучше получился тройной сальхов, то я прыгнул бы следом двойной тулуп с поднятой рукой.
- Ваше исполнение «Травиаты» выглядит так, будто вы плывете по льду. И вместе с этим складывается впечатление, что вы не только отдаете свою энергию трибунам, но и сами получаете энергию от зрителей. Насколько вам важно чувствовать себя любимым? (Ламбьель получил просто фантастическую поддержку от зала во время прокатов в Таллине - прим. корр.)
- Чувствовать, что меня любят, не самое главное для меня. Для меня важнее, что ты выражаешь, когда ты на льду. Я считаю, что фигурное катание это не только спорт, но и искусство. Люди приходят увидеть шоу, а не только соревнования. По-французски фигурное катание звучит как «артистическое», и это значит, что ты должен показывать свои эмоции, выражать что-то, интерпретировать музыку, и это именно то, за что я люблю свой спорт и почему в 7 лет я попросил родителей разрешить мне заниматься фигурным катанием. Мне очень нравилось двигаться вместе с музыкой, быть свободным на льду, делать все эти пируэты, прыжки, вращения. Для меня фигурное катание – самый красивый вид спорта, и я чувствую, что публика приходит, чтобы увидеть на льду что-то интересное.
- До нас дошли сведения, что во время тренировки в Швейцарии перед чемпионатом Европы у вас сломалось лезвие.
- Да, это правда.
- И вы катались на новых лезвиях здесь?
- Да.
- Не было ли каких-то проблем из-за этого?
- Нет, никаких проблем. Мне повезло. Вообще, неделя до чемпионата была просто катастрофой. Не на льду – в этом плане я был подготовлен, но со мной произошло несколько вещей, на которые я не знал, как реагировать. Как, например, это сломанное лезвие. Но в итоге всё хорошо.
- Как Вам Таллинн и погода здесь?
- Просто чудесно! Я каждый день выходил на улицу, чтобы почувствовать энергию этого холода, я ощущал, как эта энергия проходит через мое тело. Я ожидал, что будет холоднее и боялся, что вообще не смогу выходить на улицу, но нет - я наслаждался скрипом снега под ногами, этой свежестью в лицо – это было замечательно. Мне удалось прогуляться по Старому городу вместе с моей мамой, нам очень понравилось.
- Что вы делаете со своими старыми коньками?
- Стефан, задумчиво: Ну, по-разному…Я не оставляю их себе, не делаю из них какого-то музея. Я даже не знаю, иногда…Хмм, что же я с ними делаю? Иногда я отдаю их на благотворительные цели и их продают, я делал так дважды, и еще одна пара находится в маленьком кафе в Саксоне, как часть интерьера. Но я считаю, если что-то изжило свой век – значит, всё. У меня есть одна пара, в которой я сейчас катаюсь и еще одна запасная, на случай если с этой что-то случится.
- Вы начали вести дневник на своем официальном сайте. Вы делаете это сами или кто-то Вам помогает? Находите ли Вы время прочитать все комментарии?
- Я пишу текст, но прошу, чтобы кто-то исправлял мой английский. И я читаю большинство комментариев. Я хочу сказать, что это очень приятно, получать все эти сообщения, и я надеюсь, что все понимают, что невозможно находиться одновременно в нескольких местах и всё успевать. Я хочу отдавать всю свою любовь, когда я на льду, и надеюсь, что это достаточно хороший ответ на все эти сообщения.
- Каждый человек похож на какое-то животное, или ассоциирует себя с ним. Как Вы думаете, на кого похожи Вы?
- Я не знаю. А вы что думаете? Ответьте, и я скажу вам да или нет (улыбается).
- Ну а как Вы внутренне чувствуете?
- Мне кажется, что я кто-то с рогами, это точно. Потому что в моем имени, моем астрологическом знаке, моем знаке по китайскому гороскопу присутствуют рога. К примеру, мой знак зодиака Овен, и в картине моего имени, Ламбьель – у каждого имени есть свой флаг, и на моем нарисовано маленькое животное с большими рогами, примерно вот так (рисует рога на листочке бумаги). К тому же, я родился в год Быка, так что так или иначе всё связано с рогами.
- Большое спасибо за интервью и удачи Вам в Ванкувере!
Марина НАСТЕВИЧ, Ирина КОЗАК, Таллинн
Фото – Марина Настевич
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Новый вождь «Ромы» рассказал Артему, что хочет от команды
Молодой американец обновид очередной рекорд