Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1170
1

Дело Ортиса де Мендибила

Тень на «Интер» пала из-за происков его менеджеров, которые не гнушались грязными приемчиками

Дело Ортиса де Мендибила

Вообще-то никакого дела Ортиса де Мендибила не было. Было лишь подозрение в том, что известный испанский арбитр тесно «сотрудничает» с ведущими итальянскими клубами, не гнушаясь помогать им в ответственных международных поединках. Понятно, что не за красивые глазки. На это, в частности, намекает в своей книге «Чемпионы Европы» известный британский журналист Брайан Глэнвилл, долгое время проработавший на Апеннинах и немало публикаций посвятивший тайнам кальчо.

Так вот, по подсчетам Глэнвилла, Ортис де Мендибил пять раз обслуживал поединки с участием «Милана», «Ювентуса» и «Интера» в рамках континентальных турниров и во всех пяти итальянские клубы выходили победителями. Уникальный случай, если учесть, что в соперниках у них значились не безвестные доходяги, а прямые конкуренты за почетные трофеи.

Один из таких случаев относится к маю 1965 года, когда в полуфинале розыгрыша Кубка чемпионов жребий свел впервые ступивший на европейскую стезю «Ливерпуль» с опытным турнирным бойцом — «Интером» времен Эленио Эрреры.

Тем не менее, на своем поле англичане одержали убедительную победу — 3:1, продемонстрировав слаженную, динамичную игру с акцентом на атаку.

«Ливерпульцы могут не сомневаться в том, что сыграют в решающем матче турнира,— отмечал на страницах The Daily Telegraph знаменитый полузащитник «Манчестер Юнайтед» Деннис Лоу, которого журналисты издания попросили поделиться своими впечатлениями об этом матче. — Сочетая скорость с быстрыми и точными передачами, наш чемпион взломал оборону соперника легче, чем ожидалось. И, что меня больше всего обнадеживает, «Ливерпуль» не подстраивался под стиль итальянцев, а навязал им свой».

Но не так сталось, как гадалось. В Милане «красные» получили болезненный удар по самолюбию — 3:0, причем первые два мяча влетели в ворота Томми Лоуренсона в течение стартовых десяти минут игры. Тогда и вспомнилась реплика, брошенная Эленио Эррерой еще в «Ливерпуле»: «Это сильнейшая из команд, с которыми нам приходилось встречаться. Чтобы ее одолеть, необходимо предпринять нечто неординарное».

Наставник «Ливерпуля» Билл Шенкли впоследствии признался: «Перед ответной игрой ко мне подошел один весьма авторитетный итальянский журналист и предупредил, что во второй раз подряд удачно сыграть с «Интером» нам не позволят». Так оно и случилось. Причем оба мяча в первом тайме были забиты в ворота англичан с явным нарушением правил — в этом ни у кого не возникло сомнений.

Вначале на 8-й минуте «Интер» получил право на свободный удар примерно с угла штрафной площадки. Обладавший неплохим ударом с левой ноги Марио Корсо разогнался и мощно пробил. Мяч, никого не задев, затрепетал в сетке. По правилам, арбитр не должен был его засчитывать, ведь перед пробитием четко вытянутой вверх рукой дал понять, что назначен именно свободный, а не штрафной удар. Однако Ортис де Мендибил, несмотря на протесты англичан, указал на центр.

Второй подозрительный эпизод случился две минуты спустя. Вратарь гостей Лоуренсон завладел мячом и намеревался выбить его подальше в поле. Он несколько раз стукнул им оземь, затем подбросил, замахнулся и рассек ногой воздух. Прытко подскочивший испанец Хоакин Пейро в прыжке носком бутсы снял мяч «из-под носа» у Лоуренсона, увел в сторону и закатил в ворота. По всем канонам игры и здесь не обошлось без нарушения. Пейро действовал явно опасно, с риском нанесения травмы. Однако арбитр не только не предупредил земляка, но и засчитал гол.

Больше помощь Ортиса де Мендибила не понадобилась. В начале второго тайма Факетти довел счет до разгромного, и «Интер» уверенно довел матч до победного конца. Угнетенные произошедшим игроки «Ливерпуля» в последние минут десять практически не сопротивлялись, у них хватило воодушевления лишь на то, чтобы после финального свистка пинками сопроводить рефери в раздевалку. Тот молча снес унижение, «забыв» упомянуть о нем в рапорте.

Не стали акцентировать внимание на судействе и представители «Ливерпуля», который только набирал силу и авторитет. Соответственно, в самом УЕФА инициировать расследование инцидента, а тем более качества арбитража не стали. Хотя многие историки до сих пор вносят тот матч в пятерку самых скандальных с точки зрения неадекватности решений представителя Фемиды (пальма первенства, как правило, достается поединку, в котором Марадона задействовал «Божью руку», а также решению Тофика Бахрамова в финале мирового первенства 1966 года).

В том сезоне «Интер» во второй раз стал обладателем Кубка чемпионов. Ортис де Мендибил с командой Эленио Эрреры пересекался трижды. 4 декабря 1963 года в Монако в 1/8 чемпионского турнира итальянцы без хлопот одолели монегасков — 3:1. Затем был дополнительный матч на нейтральном поле в Мадриде за Межконтинентальный кубок — 26 сентября 1964 года «Интер» дожал-таки аргентинский «Индепендьенте» — 1:0 (у себя дома соперники обменялись победами — 0:1,2:0). И, наконец, игра с «Ливерпулем» 12.мая 1965 года.

При такой плотности контактов испанец просто не мог не попасть «под чары» (или в лапы) таких влиятельных в ту пору функционеров «Интера», как Итало Аллоди и Дежо Шолти. Но вначале о самом де Мендибиле, полное имя которого звучит просто помпезно — Хосе Мария Ортис де Мендибил Монастерио. Родился в 1926 году в пригороде Бильбао — Португалете. 18 сезонов обслуживал матчи Примеры, всего провел в элитном испанском дивизионе 241 поединок — второй результат в истории лиги. Трижды назначался УЕФА на финалы континентальных турниров, причем дважды победы в них одерживал «Милан» — в Кубке кубков в 1968 году и в Кубке чемпионов в 1969-м!

Итак, Итало Аллоди — как утверждает упоминаемый уже Брайан Глэнвилл, самый могущественный человек в итальянском футболе в 60-е — 70-е годы прошлого столетия. Играл за «Мантову», потом стал исполнительным директором, сумел вывести клуб из безвестности в Серию А. Там его и заприметил хозяин «Интера» Анджело Моратти. В Милане Аллоди стал богат — в основном благодаря сделкам и манипуляциям на трансферном рынке.

На знаменитой футбольной бирже, которая более четверти века функционировала в миланском отеле «Галлиа» и на которой решалась судьба тысяч игроков, Аллоди так и прозвали — «синьор Сделка». Генеральный менеджер «Интера» давно и всерьез усвоил эффективность действий по принципу «не подмажешь — не поедешь». Касалось это и судей. И даже в первую очередь касалось. Известный итальянский тренер Фулвио Бернардини как-то заметил: «Единственное, чему может научить Аллоди, —это как дарить судьям золотые часы».

Под стать шефу был и его ближайший помощник, венгр по происхождению Дежо Шолти. Во время войны, спасаясь от преследования нацистов, он бежал в Аргентину, затем вернулся в Европу, немного пожил в Вене. Благодаря дружбе с известным тренером Белой Гуттманом, который в течение семи лет возглавлял итальянские клубы, в том числе и «Милан», вскоре Шолти обосновался на Апеннинах.

С «Интером» судьба свела его случайно в 1956 году. Пришедший к власти в клубе Анджело Моратти вознамерился заангажировать венгерского тренера Кальмара. Срочно понадобился посредник. Вышли на Гуттмана, тот порекомендовал Шолти. Познакомились. Моратти обещал устроить Шолти в клуб, если тот решит вопрос с Кальмаром. Но Кальмар предпочел отправиться в Грецию. Взбешенный Моратти просто выставил Шолти за дверь.

Но Дежо был «правильным» венгром. Из тех, о которых говорят: он может войти во вращающуюся дверь вслед за вами, а выйти впереди вас. Вот и Шолти осел в Милане, открыл туристическое агентство, специализирующееся на сопровождении приезжающих делегаций. В том числе (или в первую очередь) — спортивных. Несколько раз услугами его компании пользовались испанские команды, даже «Реал». Наладились связи, контакты.

На рубеже 60-х неожиданно для самого Шолти в его шикарных апартаментах в северной столице Италии раздался звонок из Барселоны. Некто Эленио Эррера обращался с просьбой подыскать ему какой-нибудь хороший клуб на Апеннинах. Конечно, Шолти прекрасно знал, кто такой Эленио Эррера. Он не мог, не имел права упустить такой шанс. И Шолти набрался храбрости во второй раз в жизни явиться к Анджело Моратти.

Это был выигрышный ход. Эррера надолго стал «магом» в итальянском футболе. А Шолти — правой рукой Аллоди. Вместе они продвигали «Интер» Эрреры стадионами Европы. И если что-то не получалось, в ход шел главный принцип исполнительного директора. Практически безотказный принцип. Хотя случались и осечки. Как в «деле Дьердя Вадаша», к которому мы вернемся в другой раз.

Что же касается Ортиса де Мендибила, то в 1972 году ему было поручено провести финальный матч розыгрыша Кубка кубков между шотландским «Рейнджерс» и московским «Динамо». Принимал финал барселонский «Ноу Камп», кому же, если не самому известному в то время испанскому арбитру его обслуживать. Но матч обернулся скандалом. Дважды его прерывали не в меру разошедшиеся британские болельщики.

Первый раз — по поводу открытого их любимцами счета. Во второй — за четыре минуты до завершения, когда москвичи сократили разрыв до минимума (2:3) и имели полное игровое преимущество. Ортис де Мендибил по всем канонам и рекомендациям УЕФА имел право в обоих случаях остановить игру и увести команды в раздевалки. Ведь речь шла не об одном или двух негодяях, а о полутора-двух тысячах подогретых алкоголем фанов.

Более того, во время второго «забега» у многих из них в руках были предметы, которыми можно было нанести травмы участникам матча (позже полицейские собрали целый арсенал цепей, кастетов, ножей), а выступавший в то время за «бело-голубых» из Белокаменной Йожеф Сабо даже получил бутылкой по голове (правда, Йожеф Йожефович?). Но Ортис де Мендибил предпочел за всем этим трусливо наблюдать и даже не поднес свисток к губам.

Лишь когда полиция очистила поле, он вспомнил, что матч нужно продолжить. Сидевшее в ложе для почетных гостей руководство УЕФА во главе с тогдашним президентом Густавом Видеркером из Швейцарии поспешно ретировалось в подтрибунное помещение. Церемония награждения проведена не была, Кубок кубков просто передали в раздевалку шотландцам. И как ни бились москвичи в поисках справедливости, результат матча пересмотрен не был. Хотя «Рейнджерс» и отлучили на пару лет от еврокубков.

Естественно, никаких официальных санкций не было применено и к Ортисуде Мендибилу. В следующем году он закончил судейскую карьеру. И это была лучшая новость для тех, кому он успел насолить.


Юрий КО3ЕНКО, газета «Команда»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
FRAE13R
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил