Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1335
0

СЕМЫКИНА: «Думала, что бронза мне приснилась»

Призер афинской Олимпиады по гребле на байдарках и каноэ перешла на тренерскую деятельность

СЕМЫКИНА: «Думала, что бронза мне приснилась»

К своим главным соревнованиям она шла долгие двадцать лет. В Атланте в составе четверки она дебютировала на Играх. Четыре года спустя могла выступить в Сиднее, но, как сама утверждает. из-за закулисных игр это не удалось. Зато в Афинах за усердный труд и терпение судьба вознаградила Татьяну бронзовой медалью. Отметив в этом году 25-летие спортивной карьеры, Семыкина объявила о ее завершении.

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

-Новичков выпускают на воду лишь через несколько месяцев подготовки. Чем тренеру удалось заинтересовать вас, чтобы не сбежали из секции?

- Как-то летом мы с мамой лежали на пляже - и увидели, как мимо нас по реке проехал тренер с ребятами на байдарках. Мама спросила: «Хочешь заниматься греблей?» Ну, а я сразу поняла, что это мое. Мы долго искали, где находится эта секция. По ошибке пошли на академическую греблю. Но поскольку я была маленькой, мне велели год подождать, окрепнуть, чтобы могла поднимать весла. А после того, как в сентябре в школу пришел тренер по гребле на байдарках, я была в первых рядах на каждой тренировке. Первые два месяца мучила его вопросами, когда мы, наконец, выйдем на воду. Он объяснил, что зимой   это не произойдет, надо ждать весны. Все это время я жила мечтой сесть в байдарку и поплыть. 

- Помните первую полноценную тренировку, когда сами плыли в байдарке?
- Да. Обычно новички постоянно переворачиваются. Со мной же редко такое случалось. Через полгода тренер как-то взял меня с собой в катер. Я заболела, поэтому смотрела на тренировку со стороны вместе с ним. Он спросил, зачем я тренируюсь и чего хочу достичь. Я тогда еще не очень ориентировалась, что Олимпийские игры престижней мирового первенства, и ответила: «Хочу стать чемпионкой мира».

- Среди своих сверстниц вы выделялись трудолюбием?
- По словам тренера, да. Если со мной выходили в группе, повернуть на несколько метров раньше было невозможно. Ведь если сачкуют, то все сразу, чтобы приехать в конечную точку вместе. Я так не делала:
для меня это было позором.

- За что так полюбили греблю, отдав ей 25 лет жизни?
- А у меня в детстве была еще одна мечта - стать парашютисткой. Хотелось летать по небу. {Смеется).
Сейчас считаю, что любила и люблю греблю на подсознательном уровне. У меня было такое чувство, что я обязательно должна сесть в лодку. Если этого не сделаю, то что-то в жизни пойдет не так. Наверное, меня вела путеводная звезда.
 
- Осуществили свою вторую детскую мечту - прыгали когда-нибудь с парашютом?
- Никогда. Да теперь и не хочу. Страшно. К тому же у меня двое детей, за которых я в ответе.

КУПЛЕННАЯ ОЛИМПИАДА

- В зимний период гребцам приходится ставать на лыжи. Как относились к этому этапу подготовки?
- Для меня это было за счастье. В школьные годы участвовала в лыжных соревнованиях сначала за школу, потом за район. Меня даже приглашали в Броварское физкультурное училище. Но я не могла предать греблю. Во время подготовки в сборной страны, может, где-то мы с девчонками и боролись на равных, но как правило первой финишировала я.

- Что вам не нравилось в общей физической подготовке?
- Плавание. Может, из-за маленького бассейна длиной 25 метров. В этом замкнутом пространстве по кругу надо было проплыть километра два.

- Перед Играми в Афинах вы выиграли чемпионат Европы. .Победа в олимпийский сезон не настораживала? Не рано вышли на пик формы?
- Нам это придало уверенности в собственных силах. А вот у тренеров было подобное опасение. Некоторые сомневались, сможем ли выйти за три месяца второй раз на пик и продержаться на таком высоком уровне. Думаю, к первенству континента подошли не в оптимальной готовности. Скорее всего, это был промежуточный результат, не такой уж и низкий.

- На каких соревнованиях все складывалось против вас?
- Самым сложным был для меня 2000 год. После Игр в Атланте, где наша четверка финишировала 12-й, я родила сына и ушла в декрет. Спустя год снова завоевала место в сборной, но новый главный тренер неохотно сажал меня в командные лодки. Почему-то он заимел зуб на меня, хотя я была вторым номером команды. В Сидней повезли шесть человек - четверку и двойку. Мне места не нашлось, хотя на внутренних соревнованиях ниже третьего места я не опускалась. Мне сказали: «Хочешь подготовиться в одиночке - пожалуйста». На чемпионате Европы-2000 на 1000-метровке я заняла четвертое место в одиночке, однако Олимпиада прошла мимо меня. Там были свои закулисные игры. Я слышала, что все места в сборной ниже лидерского покупались.

- В следующем олимпийском цикле подобных проблем не возникало?
- После Сиднея снова сменился главный тренер. Я готовилась, показывала результат. Пришли новые молодые спортсменки. В частности - Инна Осипенко, которая в прошлом году выиграла в Пекине.

- Почему не стали продолжать сольную карьеру в гребле?
- Никогда даже в мыслях такого не было. Моя, подготовка началась еще во времена Советского Союза - тогда я входила в юношескую сборную. Тренер готовил меня в основном на полумарафон - пять километров. Медали в этой дистанции разыгрывались на всех чемпионатах Союза, которые зачастую выигрывала.

ДРУЖИЛИ ПАРАМИ

- В вашем виде важно изучать соперников или нужно целиком сосредоточиться на своей подготовке?
- Необходимо учитывать все факторы, поэтому знать слабые стороны конкурентов тоже надо. Это уже касается тактического прохождения дистанции, что помогло нам в Афинах обогнать польский экипаж и завоевать бронзу. Полячек мы обыгрывали лишь раз на чемпионате Европы, но тогда они выступали не сильнейшим составом. В финальном заезде Игр у нас была шестая вода, у немок - пятая, у венгерок - четвертая, а у полячек - третья. Получилось, что мы с польским экипажем очутились по разные стороны от сильнейших четверок мира. Помимо того, что нам предстояло выполнить все технически правильно, мы должны были зацепиться за немецкий экипаж зубами, как говорил наш тренер. Когда немки пойдут на финишный рывок, мы тоже должны идти за ними, не отставать и терпеть до последнего. И нам это удалось. Лодка венгерок, которые были шокированы поражением, на финише оттянулась назад. Соответственно, полячки тоже отстали. Мы же с немками, наоборот, подтянулись.

- Бывали случаи, когда на соревнованиях вы сбивались с темпа, не попадали в гребок?
- Сбои случались. Но такого, чтобы одна гребла справа, другая слева, не было. Правда, на Олимпиаде комментатор заметил, что у нас могла быть мельница, то есть полная десинхронизация. Такое возможно уже на финишной прямой, когда отдаешь все силы. В тот момент не чувствуешь, что в руках держишь весло.

- Приходилось ли вам после этого выслушивать от подруг по байдарке упреки?
- Я особо не грешила, всегда стараясь работать синхронно. Мы все решали в рабочей обстановке. Но ультиматумов мне никто не выдвигал.

- Можно ли утверждать, что вы жили как одна семья?
- Нет, мы разбились на пары. Я больше дружила с Инной Осипенко. Мы с ней и в лодке сидели рядом, и всегда жили в одном гостиничном номере.

- В одном из интервью гостренер Белоруссии Дмитрий Довгаленок утверждал, что для гребцов абсолютно нормально чувствовать себя во время награждения неважно. Как вы чувствовали себя в Афинах? 
- На любых соревнованиях, если результат превышает ожидания, сначала чувствуешь эйфорию. Первое физическое недомогание приходит через полтора - два часа. До этого летаешь как на крыльях. На Олимпиаде после финиша мы сразу надели костюмы и пошли на награждение. На пьедестале захлестывали эмоции, ведь мы так долго ждали этого результата. Хватались за любую соломинку, лишь бы догрести до медали. В  предварительных заездах постоянно показывали четвертое время. Но лично у меня жила надежда на награду. Вечером, ложась спать, я все время думала: «Неужели это не сон?» Я боялась, что проснусь - и медали не будет. Поэтому положила бронзу под подушку. Просыпаюсь встревоженная, заглянула под подушку - награда на месте. Хорошо! (Смеется).

- Сколько километров вы прогребали за день?
- В зимне-осенний период, когда идет физическая подготовка к сезону, за две тренировки в день мы преодолевали, думаю, свыше 50 километров. Каждая длилась около трех часов. Такие нагрузки, естественно, оставляли на наших руках мозоли. Правда, их появление зависело еще и от смены воды, ее солености. Ближе к соревнованиям такой километраж не мотали, сосредоточившись на отработке скорости.

- Что в вашем деле важнее - техника или физическая сила?
- Они неразделимы. Плюс еще и духовная сила. Эти три составляющих образуют одно целое, из которого и состоит результат.

- А вы в каком компоненте были сильнее?
- Физическими и росто-весовыми данными я не отличалась. Зато была очень терпелива и морально  вынослива.

СЫН НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ

- Долго искали себя в послеспортивной деятельности?
- Нет. Альтернативы тренерской работе не было. Моему сыну Ивану 12 лет, он занимается в секции под моим руководством. Муж Алексей раньше тренировал своего племянника Михаила, который сейчас входит в сборную Украины. Словом, у нас целая династия гребцов. В данный момент работаем с мужем вместе.

- Давно сына посадили в лодку?
- Еще в пять лет, чтобы он научился держать равновесие. Сейчас Иван плавает, играет в различные игры - словом, закладываем хорошую физическую базу. Позже будем работать серьезно. С подводной лодки он никуда не денется. (Смеется). Но ему нравится, и он уже мечтает об олимпийском золоте.

- Как считаете, вы уже нашли себя или, возможно, через некоторое время попробуете силы в чем-то другом?
- - Тренерская деятельность мне абсолютно подходит. Может, попробую себя в роли функционера. Но в любом случае моя работа будет связана со спортом.

- Сейчас не тянет на соревнования в качестве спортсменки, ведь присутствовать на старте в роли тренера - совсем другое?
- Бывает. Когда что-то не получается у моих подопечных, мне хочется сесть в лодку и самой показать, как это надо делать. Показать-то можно, но сделать это за них - нет. Я им прививаю самостоятельность. Никто ничего за них делать не будет, и они должны это понять.

- Вы учите детей так, как и вас в свое время учили, или разработали свою методику?
- Я переняла опыт своего тренера, добавила несколько своих идей, ведь время не стоит на месте. Например, у нас сейчас немного другая разминка. Кроме спортивных игр, которые нам давал тренер, мои ученики стали играть еще и в волейбол.

- Сколько детей тренируется под вашим руководством?
- Около двадцати, причем одни мальчишки. Самому младшему восемь лет, а самому старшему - 15. Девочек почему-то не заманишь в секцию. Жду, когда моя двухлетняя Варвара подрастет. Вот тогда у меня в группе точно появится девочка.
 
ОСИПЕНКО-РАДОМСКАЯ - ПРИМЕР И КУМА

- Легко находите общий язык с детьми на тренировке?
- -.Иногда они забывают о моем авторитете, могут даже поспорить со мной. Но когда все слушают и понимают мои слова, легко с ними работать. Все же я получаю удовольствие от своей работы, особенно, когда что-то получается. На областных соревнованиях пять моих подопечных, в том числе и сын, финишировали в первой тройке. Иван выиграл по своему возрасту 500-метровку международного турнира «Память», на который приезжают белорусы, иногда даже немцы.

- К сыну относитесь мягче или жестче, чем к другим своим ученикам?
- Конечно, требовательнее. Я же знаю, что он у меня накормлен, во время лег спать. Значит, его можно напрягать, давать нагрузку, и он ее выдержит. Это, правда, негативно сказывается на наших семейных отношениях. Тяжело ему. У нас еще и папа - тренер, который плотно подключается к этому процессу.

- Кого вы ставите в пример своим подопечным?
- Конечно, Инну Осипенко. Еще некоторых мировых лидеров. Например, олимпийского чемпиона Атланты норвежца Кнута Хольмана.

- Кто ваш первый советчик в решении проблем тренировочного процесса?
- Муж. После рождения Ивана в 1997-м я тренировалась лишь под его руководством. Он никогда не отмахивается от меня. Мои проблемы - его проблемы. Алексей тоже со мной советуется. Чаще всего обсуждаем технические и тактические вопросы. Тренировочные планы составляем вместе.

- Поддерживаете ли вы дружеские отношения с вашей великолепной четверкой - Анной Балабановой, Еленой Череватовой, Инной Осипенко-Радомской?
- Каждый год не встречаемся, но на соревнованиях видимся. Самые теплые отношения у меня остались с Инной. Она - наша кума, крестная Варвары. Инна часто заезжает к нам, ведь путь на международные соревнования пролегает через Киев. Денек-другой у нас гостит.

- Как спортсменка вы реализовались. Каких целей хотите достичь, чтобы считать себя успешным тренером?
- Хочу, чтобы мои ученики смогли успешно выступить на чемпионатах мира и Олимпийских играх.

- Видете в современном поколении ту самоотдачу, с которой работали вы?
- Нет. Дети сейчас совершенно другие, больше распыляются на разные вещи. Им везде интересно. Может, работа тренера как раз и заключается в том, чтобы правильно нацелить ребенка. Можно уповать на то, что юные атлеты подрастут и изменят свое отношение к спорту. Мы же с мужем надеемся на сына...


Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.