ПАРХОМЧУК: «Хорошая лошадь стоит 500 тысяч евро»
Интервью с генеральным секретарем Федерации конного спорта Украины
В минувший уик-энд прошел первый этап Кубка «NIKO» по конкуру, который открыл сезон для украинских конников. Об их планах на ближайшие годы корреспонденту «Известий в Украине» Александру Беленькому рассказал генеральный секретарь Федерации конного спорта Украины Михаил Пархомчук.
- На Олимпиаде сборная практически целиком состояла из иностранцев, которые приняли гражданство Украины. У нас что, в стране нет достойных спортсменов?
-Сейчас нет. Хотя конный спорт развивается очень динамично. Наступит время, и вместо легионеров будут выступать украинцы.
-Зато в выездке они не были представлены в Пекине.
- Мы могли принять участие в Олимпиаде в личном зачете. После ряда отказов квалифицированных всадников Украине предложили место. Но это произошло за два дня до открытия карантина в Аахене, где добывались олимпийские лицензии, и мы не смогли быстро подготовиться к соревнованиям.
-Каковы планы наших спортсменов на 2009 год?
- Готовимся к Олимпиаде-2012 в Лондоне. Сейчас все всадники работают по индивидуальному плану. Главным событием этого сезона станет чемпионат Европы, который состоится в последнюю неделю августа в Англии. Причем, впервые чемпионат Европы пройдет сразу в двух дисциплинах — конкуре и выездке.
В принципе, сейчас идет переформатирование составов. Основной точкой отсчета станут Всемирные конные игры 2010 года в Кентукки (США). Именно там будут разыграны первые пять лицензий на Олимпиаду. Нынешний чемпионат Европы рассматривается как промежуточный вариант. Мы попробуем молодых лошадей, и рассчитывать на высокий результат не следует. На лошадях, которым исполнилось всего по девять лет, сложно показать хороший результат.
-Как финансируется участие в соревнованиях?
-Так уж сложилось, что конники — люди самодостаточные, и с протянутой рукой не бегают. У всех есть спонсоры.
-И государство совсем не помогает?
-В лучшем случае оно может профинансировать участие сборной в чемпионате Европы. Что касается всего остального, то расходы полностью ложатся на плечи владельцев лошадей. В бюджете-2009 заложено 800 тысяч гривен на развитие конного спорта — по нынешнему курсу это меньше 100 тысяч долларов. Участие же одного всадника в турнире европейского уровня стоит около I5—20 тысяч.
-Вы говорите, что перспективных спортсменов пока у нас нет. А где взять таланты?
- Конный спорт — дорогое удовольствие. Если мы хотим вырастить всадника высокого уровня (например, в конкуре), то ему нужна лошадь, умеющая преодолевать препятствия. А ведь неказистая лошадь стоит порядка 50 тысяч евро. Так что государственные ДЮСШ в состоянии делать только первый шаг в селекции — давать базовую подготовку (научить сидеть в седле и ездить). Во всем мире происходит так. Платят родители или спонсоры. Но последние готовы вкладывать деньги только в уже состоявшихся спортсменов.
В клубе верховой езды «Конюшня Бутенко», где проходят соревнования Кубка, пошли другим путем. Отобрали перспективную юную всадницу Алису Данилову, которой в этом году исполнится 14 лет, и занимаются ее карьерой. Это не дочь обеспеченных родителей, а действительно талантливый ребенок.
Она ездит на клубных лошадях, лошадях клиентов. Получается взаимовыгодное сотрудничество: клуб готовит себе квалифицированного берейтора, а Алиса имеет возможность стать высококлассным всадником.
Кстати, на прошедшем неделю назад Кубке среди любителей, она стала обладательницей Гран-при и первого этапа Кубка «NIKO» на маршруте №11 Гран-при с высотой препятствий до 130 см. При этом она оставила позади участника Олимпийских игр в Пекине Александра Онищенко и своего тренера Хайнса Золтау (чемпиона Европы по конкуру).
Если у клуба будет возможность, возьмут на содержание еще одного ребенка. И подобные примеры, когда клубы принимают участие в судьбе детей из небогатых семей, на Украине есть.
-Сколько их у нас в стране?
- Нормального уровня примерно пять, и еще с десяток немного слабее по оснащению, качеству полей, условиям для тренировок. И ведь очень важно еще иметь квалифицированного тренера, который научит детей.
Например, на конюшне Бутенко есть очень хороший немецкий тренер Хайнс Золтау, который тренирует Алису и еще нескольких детей. Кстати, в свое время он тренировал и до сих пор продолжает консультировать известную швейцарскую теннисистку Мартину Хингис.
- Вы сказали, что чаще расходы ложатся на плечи родителей. Во что им могут обойтись занятия ребенка конным спортом?
-Если говорить о высоком уровне, то лошадь для участия в крупном международном турнире для юношей и юниоров (чтобы занять не последнее место) стоит 200-300 тысяч евро. А чтобы победить — от полумиллиона и более. Хороший же, нормальный комплект одежды — несколько тысяч евро. Еще надо одеть лошадь тысяч на десять. Плюс транспорт для перевозки лошади (200 тысяч евро), сами перевозки, таможенные документы, которые у нас в стране почему-то стоят раз в 20 дороже, чем во всем мире.
-Где основные центры развития конного спорта в Украине?
- Традиционно ими были Николаев, Днепропетровск и Киев. Но сейчас столица стала ведущей. Здесь за последние пять лет появилось много клубов, еженедельно проводятся соревнования.
-В свое время в стране было немало конных заводов. Где сейчас конники берут классных лошадей?
- Сегодня 80—90% лошадей в отечественном конном спорте — импортные. Либо купленные за рубежом взрослые лошади, либо полученные на Украине от привозных родителей.
Как пример приведу Жашковский конный завод. Здесь приобрели за границей кобыл и жеребцов, провели селекцию жеребят и уже несколько поколений совершенствуют породу. Завод является членом Вестфальского союза: их жеребят, таврят специалисты из Германии и заносят в немецкую племенную книгу. Хотя эти лошади (кстати, очень хорошие) родились на Украине, и в ближайшее время мы увидим их на соревнованиях очень высокого уровня.
-Кроме Жашковского, какие еще конезаводы выращивают у нас классных лошадей?
-Лозовской, Александрийский и Демпольский. Но находятся они в плохом состоянии.
- Как обстоит дело с подготовкой молодых кадров?
-В нашей стране системная работа по подготовке кадров ни в племенном деле, ни для спорта не ведется. Приглашают специалистов частным образом из-за рубежа, которые учат детей, тренеров, коневладельцев. Вот так появляются квалифицированные кадры.
-В последнее время в конном спорте очень острой стала проблема допинга. Причем не столько людей, сколько лошадей. Как она решается у нас в стране?
-В большом спорте проблема допинга будет всегда. Все зависит от уровня ветеринарных врачей, которые обслуживают спортсменов. Наши топ-всадники имеют лучших в мире врачей, которые не позволят, чтобы по отношению к Украине возникли такие скандалы.
-Но ведь те, кого дисквалифицировали на Олимпиаде, тоже имели не худших ветеринаров. ..
-Они рисковали, и им не повезло.
-Кто сейчас входит в сборную? Какие у нас перспективы, особенно в выездке, в которой наши конники не были представлены в Пекине?
-Если говорить о выездке, то у нас есть династия Ковшовых (Юрий Ковшов — олимпийский чемпион 1980 года.— «Известия в Украине»), есть их воспитанники. Есть Ольга Климко, которая в 1991 году входила в состав сборной СССР. Она постоянно проживает в Германии, но выступает за Украину. Я думаю, подходит уже то время, когда она перейдет на тренерскую работу. Из нового поколения можно назвать Свету Киселеву (ученицу Ковшова), Полину Реверс, Инну Цедринкову. И хотя Реверс проживает в Венгрии, а Цедринкова — в Москве, они обе гражданки Украины и выступают за нашу страну. Что касается конкура, то кроме участников Олимпийских игр в Пекине (они все в строю), есть у нас Олег Красюк, Руслан Нармуратов, молодежь, которая до Олимпиады в Лондоне имеет возможность проявить себя.
Вообще, в ближайшие два года очень сильно переформатируется состав всадников. И для этого есть все предпосылки.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ, газета «Известия в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Турки выделил Тайсона Фьюри
Мастерство врачей не позволило спортсмену потерять подвижность