Беги, Леля, беги!
Интервью с Ольгой Данилов (Карелиной), харьковчанкой и лидером сборной Израиля по шорт-треку
Это интервью с одной стороны устарело, ибо было взято несколько лет назад, когда Ольга Данилов (Карелина) еще активно выступала, входя в 5-6 сильнейших спортсменок мира (по шорт-треку). С другой стороны, многое, сказанное тогда до сих пор актуально и если кого-то из вас интересует, почему так мало спортсменов из нашей страны в Турине будут претендовать на высокие места, то может быть в ответах Ольги вы найдете то, что ищете.
Ольга Данилов (в девичестве Карелина) - одна из многих не оцененных нашей родиной талантов. Первая чемпионка Украины, чемпионка СССР, первый номер сборной Израиля по шорт-треку не очень жалует журналистов: «Все равно напишут то, чего я и в мыслях не имела». Но для корреспондента СПОРТ.com.ua, старого харьковского знакомого, она сделала исключение.
Ее история достаточно тривиальна. Как многие миллионеры начинали с чистки обуви, так многие знаменитые спортсмены в детстве не отличались особенным здоровьем. Оля болела пневмонией, и доктора порекомендовали ей заниматься спортом. И тут выяснилось, что эта маленькая хрупкая девочка обладает стальным характером, качеством, гораздо более важным для большого спорта, чем врожденные способности и лошадиное здоровье. Она оказалась из тех, кто всегда достигает своей цели. Леля, так ее называют родные, спокойно переносит все интриги, которые против нее плетутся. Она вынуждена была покинуть родной город, потому что ей не давали заниматься любимым делом киевские спортивные чиновники. Она не попала на олимпиаду в Нагано из-за нелепого решения канадского судьи. Но на ее лице, сильной, уверенной в себе женщины нет печати ненависти к этим людям. Лишь твердая решимость доказать свою правоту. Хотя и это не есть ее самоцель. Что можно доказать тем, кто не слышит. Нет, она просто любит бегать на коньках и участвовать в соревнованиях. И будет это делать, во что бы то ни стало. Такой характер…
-Оля, расскажи, как ты начала заниматься спортом?
О.Д: В 3,5 года мама (Тамара Карелина сидит рядом с нами и поправляет дочку, если та о чем-то позабыла) кинула на фигурное катание. Болела пневмонией, и доктора сказали, что мне нужно заниматься плаванием или ходить на каток. Поскольку мы жили рядом с «Пионером», нашим выбором стало фигурное катание.
-Почему перешла в шорт-трек?
О.Д: До 10 лет занималась фигурным катанием и немного легкой атлетикой. Но потом в первый, но не последний раз пришлось выбирать: или фигурное катание или я живу в Харькове.
Т.К.: Дело в том, что из Харькова уехали лучшие тренеры, такие как Семен Лев, Леонид Уманский. Надо было переезжать в Киев, но мы этого не захотели. Жалко, конечно, Лелька была сильной одиночницей.
О.Д.: После этого у меня было два варианта: идти в легкую атлетику или в шорт-трек. Я подумала и решила не расставаться с полюбившимися моему сердцу коньками.
-Как ты училась в школе? Не отражались на учебе активные занятия спортом?
О.Д.: Закончила школу с двумя четверками, по физике и геометрии. Медали не было. Отражались ли занятия спортом на учебе? Наверное, отражались, но по оценкам этого заметить нельзя.
Т.К.: Леля всегда училась хорошо. Училище олимпийского резерва закончила с красным дипломом, два года проучилась в институте физкультуры на одни пятерки.
-Свободное время оставалось?
О.Д.: Нет, не оставалось. Ну, чуть-чуть, может быть. Проводила его как все дети: бегала, прыгала, гуляла.
-Расскажи о своих первых успехах?
О.Д.: В 6 лет заняла 3-е место на турнире по фигурному катанию, получила грамоту. Ну, потом было много всего. Вообще все время выступала хорошо, только в 14-15 лет был небольшой спад, связанный с переходным возрастом. А так всегда была в числе лидеров.
Т.К.: Оля успела стать еще чемпионкой СССР в эстафете. Она была первой чемпионкой Украины, участвовала в международном турнире в Болгарии и завоевала там бронзовую медаль. Потом в 1994-м году на чемпионате мира в Англии единственная из девочек представляла Украину.
- Попасть на этот чемпионат, как я слышал, было непросто?
О.Д.: Да, устраивали какие-то отборы дикие. Один этап, потом второй, потом обо мне забыли. Я приехала в Киев, а мне говорят: «У тебя ведь нет загранпаспорта, а мы оформить не успеем». Но к их большому удивлению паспорт у меня был. Так я поехала в Англию. Конечно, все это делалось неслучайно, все хотели, чтобы на чемпионат мира поехала киевлянка. Я улетала в три часа ночи, а экипировку привезли в 11 часов вечера. Не без приключений, в общем, я попала на этот чемпионат, а если учесть, что это был мой первый турнир такого уровня, то каких-то особенных успехов ожидать было трудно.
- И после всего этого ты решила уехать в Израиль?
О.Д.: Дурная была. 21 год, в голове бумкнуло и уехала. Пока я была в Англии, меня пригласили в институт Вингейта. Мама с ворохом медалей и грамот пошла в Сохнут, и там все оформили довольно быстро. Тогда по большому счету мне нужно было выбирать: или я уезжаю и занимаюсь спортом, или остаюсь и бросаю это дело. Может, если бы я тогда все хорошенько обдумала никуда бы не поехала, но на это никогда не хватает времени. Хотя я ни о чем не жалею.
Т.К. Оля поехала в гости к сестре, чтобы осмотреться. Она приехала по туристическому паспорту. Позвонила Борису Драбкину, который до этого тренировал сборную СССР по беговым конькам. Борис пригласил ее на просмотр и быстро понял, на что она способна. Надо сказать, что Боря и его жена заменили Оле отца и мать, пока мы были в Харькове. В течение месяца ей сделали все: квартиру, стипендию, загранпаспорт.
О.Д.: Вообще, все получилось складно, я бы Богу свечку поставила, и не одну. Так все одно к одному приложилось, и мой звонок Борису Драбкину в этой цепи удач занял ключевое место.
- Какие условия для тренировок были у тебя?
О.Д.: В это время в городе Метула достраивался Дворец спорта. Поэтому я часть времени тренировалась в Москве у Бориса Михайловича Васильковского с мужской сборной России по шорт-треку, часть времени в Израиле. В общем, ездила туда-сюда на протяжении двух лет. Потом построили Меркас-центр, и необходимость в этом отпала. Условия для тренировок отличные. В одном месте два бассейна, тренажерный зал, футбольное поле, теннисные корты, не говоря уже о таких естественных вещах, как сауна или джакузи. Есть все, что нужно спортсмену. А, нам, спортсменам много не надо, всего лишь иметь возможность нормально жить и работать. То есть иметь то, чего, к сожалению, не имеют граждане Украины, в подавляющем большинстве.
- Да уж, это ты верно подметила. Но вернемся к твоим приключениям. Ты стала лучше выступать после отъезда?
О.Д.: Ну лучше, конечно, хотя и нельзя сказать, что я выступала блестяще. До недавнего времени (2000-й год) мои результаты были достаточно скромными. В середине девяностых на ежегодном турнире в итальянском городке Бормио, на котором собираются все сильнейшие, попала в 15 лучших. Это был первый такой относительный успех. Потом было много еще турниров. В 1998-м заняла 12-е место на чемпионате Европы. Наилучших результатов я добилась после рождения дочери. Я заняла 4-е место на чемпионате Европы на дистанции 1000 метров и 5-е на пятисотметровке. На этой же дистанции я стала восьмой на чемпионате мира. Побывала почти везде, только в Австралии и Новой Зеландии пока не довелось.
- А где тебе больше всего понравилось?
О.Д.: Понравилась Дания, Голландия, в Москве я себя чувствую очень хорошо. Потом с этим городом меня связывают приятные воспоминания. А в Израиле мне нравится Метула. Тут климат получше, да и вообще приятный городок.
- Можно о приятных воспоминаниях поподробнее?
О.Д.: Когда тренировалась в Москве, за два до отъезда на чемпионат мира познакомилась со своим будущим мужем, Александром Даниловым. А через год вышла за него замуж. Я очень счастлива с ним, у нас есть замечательная дочка Николь. На жизнь Саша зарабатывает стрельбой, он неоднократный чемпион мира и Европы по стрельбе. Вообще он покруче меня в спортивном плане. Хотя сравнивать стрельбу и шорт-трек, конечно, нельзя, это немного разные виды спорта.
- Твоя дочь пока не очень много размышляет о своем будущем, что и неудивительно в ее юном возрасте. А ты хотела бы, чтоб она стала спортсменкой?
О.Д. Спортом она будет заниматься обязательно, а дальше как пойдет. Не такая уж полезная штука этот большой спорт. Моя дочь, к счастью, будет иметь возможность заниматься тем, к чему у нее будет лежать душа. Вот кстати еще один плюс по сравнению с Украиной, где инженеры работают журналистами, бизнесменами или вообще не работают. Все перевернуто вверх тормашками.
- А большой спорт вреден?
О.Д.: Конечно вреден. Постоянное напряжение, колоссальные потери нервной энергии. Для меня это тяжело не физически, а морально.
- Что же заставляет тебя упорно тренироваться. Жажда денег, славы, или еще тогда в Харькове желание вырваться из ужасной действительности?
О.Д.: Не задумывалась. Люди собирают календарики, марки, не знаю, что там еще. А мне это было неинтересно, мне как-то в кайф было всегда и тренироваться и участвовать в соревнованиях.
- Оля, что сыграло решающую роль в твоем успехе, природные данные или характер?
О.Д.: Характер. В жизни всегда так: на девяносто процентов все зависит от характера. Я думаю, что для того чтобы добиться желаемого, нужен сильный характер, особенно это касается спорта. Не каждый может себя заставить постоянно тренироваться, когда пот застилает глаза, и болят все мышцы. И так каждый день в течение многих лет, сжав зубы. И тогда что-нибудь получится. Я считаю, что долгий упорный труд всегда принесет плоды, если он, конечно, не был бессмысленным изначально. Так что характер нужен.
- А какой он, твой характер?
О.Д.: Трудно сказать, я думаю не мне надо отвечать на этот вопрос. Но наверно достаточно сильный, это не прозвучит нескромно?
Т.К.: Оля очень жесткий, сильный, целеустремленный человек. Знаменитый тренер Борис Драбкин сказал как-то, что у нее характер из стали. Мне нравится это определение, Оля и правда столь же несгибаема, крепка и элегантна, как лезвия ее коньков. Получается, я хвастаюсь своей дочерью, но, поверь, матери очень приятно этим заниматься.
Я всегда настороженно воспринимал девушек с сильным характером, разделяя в этом вопросе мнение Шекспира. Но Оле ее «мужской» характер очень идет, ничуть не умаляя ее женственность. Я получал большое удовольствие, наблюдая за тем, как она водит машину. Внимательна и осторожна, она лишь иногда бросит сквозь зубы в адрес подрезавшего ее таксиста короткую формулировку: «мудак». И, видя улыбку на моем лице, уточнит: «Ведь мудак же?». И я соглашусь с ней: «Действительно, мудак».
- Оля, а как ты проводишь свой досуг?
О.Д.: Занимаюсь воспитанием ребенка, читаю. Вот, недавно прочитала «Записки ненастоящего посла» Бовина, интересная книга. Я не люблю всякие сериалы, любовные романы, но и шибко серьезные вещи тоже не очень воспринимаю. Например, философию не очень уважаю.
- Кто ж ее уважает. А скажи, пожалуйста, какой чемпионат мира тебе больше всего запомнился?
О.Д.: Больше всего запомнились чемпионаты мира и Европы 2000 года, наверно потому что тогда мне удалось добиться лучших результатов. На чемпионате Европы я стала четвертой на 1000 метрах, и пятой на пятисотметровке. А на чемпионате мира я взобралась на восьмое место. Так устроен человек, мысль, боюсь, будет не очень новой, все плохое просеивается в нашем мозгу, как в сито, а оставшиеся воспоминания оказываются вроде, как и ничего. В общем, мы помним только хорошее, и наверно так и надо делать, глупо зацыкливаться на той гадости, которую доставляет нам порой общение с окружающим миром. Так можно с ума сойти.
- В Израиле ты №1, у тебя нет конкурентов, равных тебе по силе и мастерству. На Олимпиаду едешь?
О.Д.: Дело в том, что все зависит не только от меня. Чтобы поехать на Олимпиаду, нужно пройти международный отбор. С этим не было бы проблем, но вся штука в том, что никто не застрахован от судейского произвола. Вот, к примеру, на Олимпиаду в Нагано меня не пустил канадский арбитр. Придумывал 150 причин, совершенно беспочвенных, и свое черное дело сделал.
Т.К.: Этому подлому канадцу показалось, что Оля выбросила ногу на финише вперед. А ведь так все делают, в этом ничего такого нет. Все понимали, что это было несправедливо, но поделать ничего не могли. В нашем виде спорта апелляцию на судью подавать нельзя. Сейчас, кстати, хотят ввести правило, чтобы можно было судей дисквалифицировать, как в фигурном катании. Это, я считаю, правильно. Спортсмены не имеют никаких прав, хотя соревнование – это их праздник, их красоты, ловкости, смелости, а не жалких завистливых алчных людишек, имя которым – судьи. Сколько крови они попортили хорошим людям, я уж не говорю о сборной России по футболу. Так что засудил Олю канадец, и на олимпиаду поехала не то канадка, не то англичанка, в общем, представительница цивилизованного мира.
- Оля, в Израиле, говорят, любят поесть. Но ты, как я понимаю, что попало не ешь?
О.Д.: Я питаюсь раздельно. То есть, например, не ем мясо с картошкой или с хлебом. В принципе ем все, но в нужных сочетаниях и с нужными перерывами. Ем много зелени, бананов, не пренебрегаю целебным воздействием авокадо. Иногда делаю себе дни, в которые ем только растительную пищу. Потом витаминки специальные. Не поняли бы меня неправильно, допингом я не баловалась никогда.
- Календарики и марки, как я понял, ты собирать не любишь. А какое-то другое хобби, кроме собирания кубков и медалей у тебя есть?
О.Д.: Иногда я рисую. Люблю, знаешь ли, выйти в сад с мольбертом и набросать какой-нибудь натюрморт.
- На улицах этого маленького уютного городка тебя узнают?
О.Д.: Узнают, конечно. Но, во-первых, все русские друг друга знают, городок-то небольшой. И потом у многих людей дети занимаются в секции. Я ведь работаю тренером вместе с Борисом Драбкиным с момента приезда. Сейчас у нас занимаются шорт-треком девяносто детей, среди которых и мой племянник Илья. Можно сказать, что в городе шорт-трековый бум. Некоторые наши воспитанники очень перспективны. Мы их возим на международные турниры. В Бормио, на ежегодном турнире почти все ребята были в десятке, а кое-кто даже угодил в призеры. Сейчас я лечу во Францию тренироваться, и захвачу с собой трех пятнадцатилетних спортсменов.
Т.К.: Это чудесно, что дети занимаются спортом, тем более таким, о котором они могли и не знать. Ведь шорт-трек в Израиле начался с Оли. Под нее построили замечательный дворец спорта. Кстати, сейчас в нем собираются провести международный турнир по шорт-треку. Помнишь, в Союзе летом на роликах ездили конькобежцы, здесь в этом нет необходимости. Дворец, конечно, прекрасный, многие иностранные спортсмены приезжают к нам. У детей есть отличное место для тренировок и отдыха, и может через десять лет Израиль будет законодателем мод в шорт-треке. Загорелые ребятишки нашей маленькой Киръят-Шмоны имеют возможность стать знаменитыми, и среди них наш Илья. Интересно смогу ли я воспитать еще одного чемпиона?
- Я думаю, что Илья обречен на чемпионство. Оля, а часто тебя донимают журналисты?
О.Д.: Да уж частенько. Но я их отсылаю к маме, не люблю с ними общаться. Они слишком назойливы, и потом, они все время врут.
- В смысле художественно обрабатывают?
О.Д.: Ну да. Но мне это не нравится.
- Скучаешь по Харькову?
О.Д.: Скучаю, конечно. Ведь в этом городе я родилась и выросла, в нем живут мои друзья. Поначалу меня тянуло вернуться, но потом впечатления понемногу вытеснили эту тоску. Хотя и теперь, иногда, вдруг, захочется пройтись по Сумской, посидеть на лавочке в саду Шевченко, или возле Оперного, напротив Зеркальной струи. Она все такая же зеркальная?
- Стала еще зеркальнее недавно.
О.Д.: Но ничего невозможного нет. В принципе можно взять и приехать в Харьков, если сильно ностальгия замучает. Сейчас это не проблема, в отличие от семидесятых, восьмидесятых годов.
- Какое самое счастливое событие в твоей жизни?
О.Д.: Рождение дочери. Я очень люблю мою малышку.
- Если все вернуть назад…
О.Д.: Все было бы точно также.
- Есть ли такое выражение, которое ты могла бы назвать своим девизом?
О.Д.: Нет.
- Что бы ты пожелала харьковчанам?
О.Д.: Того, чего они сами себе пожелают и поменьше неприятностей.
Ну, вот и подошла к концу наша затянувшаяся беседа. За окном темно и тихо, лишь иногда тишину нарушают тараканы, пролетающие по своим делам, да выстрелы доносятся с Голанских высот. Тараканы местных жителей беспокоят значительно больше, действительно они такие здоровые, рыжие. Хотя ничего плохого никому не делают.
Я прощаюсь с Олей и ее мамой. Завтра у нее тренировка, снова бег, тот, который она выбрала своим ремеслом, и который сделал ее счастливой. Для полного счастья ей не хватает чуть-чуть – золотой олимпийской медали, но я думаю, что и эта победа у Оли не за горами.
Сложнее с ностальгией, любовь к родному городу сидит слишком глубоко в каждом из нас. Помните строчки Иосифа Бродского:
«Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала. То
есть, в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;
там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл».
Выбор сделан, и хорошо, по крайней мере, что есть путь назад. Бродский и многие другие его не имели. А теперь Оля будет тосковать по родине в раскаленном Израиле, а мы в холодном Харькове, где даже тараканы не умеют летать, будем радоваться победам Ольги Даниловой, и тем медалям, которые она будет завоевывать для страны, которой оказалась нужна.
Анкета
Не думайте, что в этой анкете было всего четыре вопроса. Их было неизмеримо больше, но Оля на многие из них ответила прочерком, и потому приводить их не имеет смысла. Что поделаешь, ну нет у нее кумира в спорте и в жизни. Да и такое глупое занятие, как выбор любимого писателя или книги из многих ей претит.
1. Любимый фильм – «Список Шиндлера», «Восток – Запад».
2. Любимая музыка – Разная.
3. Любимый город – Москва.
4. Любимое блюдо – мороженое.
Разговаривал Андрей Крикунов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Леонид признался, что многие учились у Лобановского
Олег Серебрянский отошел в небытие